Конспект открытого занятия "Число и цифра "6"
план-конспект по математике по теме

Гуськова Наталья Васильевна

Конспект занятия рекомендован педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chislo_i_tsifra_6.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр Детского творчества «Южный»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

на тему: « Число и цифра 6»

( из учебно- тематического плана 1 года обучения  дополнительной образовательной общеразвивающей программы

«Малая Детская Академия «Совушка»

                                Автор: педагог дополнительного образования,

                                                                          Гуськова Наталья Васильевна

Рязань, 2017 г

Аннотация: Данный конспект составлен с учетом возрастных особенностей дошкольников с использованием дидактических принципов развивающего обучения, все задания выполняются  в занимательной игровой форме. Занятие включает в себя знакомство с   новой темой , с помощью русской народной сказки,  повторение пройденного материала, а также  предусматривает работу с логическими блоками Дьенеша. Переход от одной деятельности к другой осуществляется с помощью физкультминуток, упражнений по тренировке мелкой моторике рук, упражнениями на внимание. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей. Предложены интересные способы вовлечения родителей в педагогический процесс. Конспект рекомендован педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, а также родителям.

Тема занятия: Число и цифра 6

Состав учебной группы: Обучающиеся  1  года обучения, 5-6 лет

                                            Предполагаемое количество детей 16 человек

Цель занятия: Знакомство с цифрой 6.

Задачи занятия:

Образовательные:

-   Повторить цифры от 1 до 5.

-   Закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах 5.

-  Формировать умение считать в пределах 6

-  Развивать навыки порядкового  и обратного счёта в пределах 6

-  Упражнять в написании цифры 6

-  Закреплять навыки работы с логическими блоками Дьенеша.

Развивающие:

- Развивать логико – математические представления

- Развивать способность составлять логическую последовательность

- Развивать умение выделать свойства в предметах

- Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать

- Способствовать формированию математических представлений через сказку.

Воспитательные:

- Воспитывать мотивацию к обучению

- Воспитывать самостоятельность и усидчивость

- Воспитывать доброжелательное отношение к друг другу, способность придти на помощь в трудную минуту.

Тип занятия: Комбинированный

Форма организации работы: Лекция, обучающая игра.

Форма обучения: Фронтальная

Методы обучения: Словесные, наглядные, практические.

Подготовительная работа с обучающимися: Разучивание стихотворений о правилах поведения. Работа с логическими блоками Дьенеша.

Оборудование: Доска, герои сказки «Репка» на магнитах, волшебная палочка, плакат с прописной цифрой 6, шнурки, карточки с цифрами ( на каждого ребёнка), карточки с насекомыми, насекомые, иллюстративный материал – замок, свисток, вишенки, шахматные фигуры, книги с названиями, в которых есть цифра 6.

Программное обеспечение:

Этапы организации занятия: 2 академических часа по 30 минут с переменой 20 минут.

  1. Организационный момент ( 4 минуты)
  2. Основная часть (
  3. Итог занятия (3  минуты)

Ход занятия

  1. Организационный момент

П. Доброе утро ребята. Сегодня на нашем занятии присутствуют гости – ваши родители и педагоги центра. Поэтому я попрошу вас быть послушными и  очень внимательными.  Лена и Маша напомнят нам о правилах поведении на занятии.

Мы на занятии не молчим

Но не шумим и не кричим

        Лена        Педагог попросит надо встать

Когда же сесть позволят – сядь

Ответить хочешь не шуми

А только руку подними

На занятии  не хихикай

        Маша         Стул туда сюда не двигай

Педагога уважай

И соседу не мешай

П.  Спасибо девочки.

II. Основная часть 

П.Тема нашего занятия – число и цифра 6.

                                (вешаю на доску число 6)

А познакомиться с этой цифрой нам поможет одна очень знаменитая сказка, которую я уверена вы все знаете.

П. Ребята, а вы любите сказки?

Д.  Тогда отгадайте загадку. Дослушайте до конца, не выкрикивайте ответ, а как настоящие ученики поднимите руку.

 

                                              Загадка

Чтобы урожай собрать

Дедушке пришлось собрать

Бабку, внучку, жучку, кошку

Да ещё мышонка крошку

Так в земле сидела крепко

Жёлтая большая …..?

Д. Репка

П.Молодцы ребята, это действительно сказка «Репка».

Я предлагаю вам  её  вспомнить. но только расскажем мы её на необычный лад…..математический.

П.Сейчас я возьму в  руки волшебную палочку произнесу волшебные слова и мы с вами очутимся в нашей необычной сказке «Репка»

П. Готовы?

Д. Да

П.В руки палочку возьму , волшебство я позову, волшебство начинается!!!

П.Посадил дед репку

П.Ребята, давайте, пользуясь блоками Дьенеша, выберем такой элемент, который максимально по своим свойствам нам напоминает репку, но прежде вспомним какая репка?

Д.– большая, жёлтая, круглая.

П.Отлично справились.

П.Выросла репка большая -  пребольшая пришло время собирать урожай.

Собрался дед идти в огород тянуть репку ,а перед этим дай, говорит зарядку для своих пальчиков сделаю.

                                Пальчиковая гимнастика (выполняем упражнения)

Огонь

Вертолёт

Качели

Гантели

Капли

П. Молодцы, откладывайте карандашики, чтоб они вам не мешали, а мы продолжаем.

П. - Тянет -  потянет дед репку, а вытянуть не может. Тогда позвал он себе на помощь бабку. А бабка говорит, помогите мне задание выполнить. Поможем?

Д. Да.

П. На доске висят разные элементы, нужно выбрать только те, которые имеют отношение к математике.

П. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут -  потянут, а вытянуть не могут. Тогда позвали они кого?

Д.  Внучку.

П.А внучка и говорит, помогите  мне задачки решить, поможем?

Д.Да

П. На ваших столах лежат карточки с цифрами, после того, как вы прослушаете задачку и  определите правильный ответ и поднимите карточку вверх, кричать и вслух называть ответ не нужно.

  1. Три пушистых кошечки улеглись в лукошечке, тут одна к ним прибежала, сколько вместе кошек стало? (4)
  2. Четыре спелых груши на веточке качались, две груши съел Павлуша, а сколько груш осталось? (2)
  3. Ёжик по лесу шёл, на обед грибы нашёл , два- под берёзой, один у осины, сколько их будет в плетёной корзине.(4)
  4. У домика утром 2 зайца сидели и дружно весёлую песенку пели, один убежал , а второй в след глядит. Сколько у домика зайцев сидит.(1)

П. Отлично, молодцы!

Пришла внучка помогать репку тянуть. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку….тянут- потянут, а вытянуть не могут.

Стали звать на себе в помощь собаку  Жучку. А Жучка предлагает выполнить задание

П. Нам понадобятся 2 команды, 1 команда ребят, а другая родителей.

  1. Команду ребят назовём «Юные математики», используя карточки с цифрами,  должны построится в порядке прямого счёта.
  2. Команда родителей, назовём их «Мудрецы», используя карточки с цифрами   в порядке обратного счета.

П. Обе команды справились с заданием! Давайте теперь все вместе посчитаем

                                      1 2 3 4 5 6 и обратно 6 5 4 3 2 1

Д. Дети считают вслух

П.Прибежала жучка в огород, дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, жучка за внучку, тянут потянут , а вытянуть не могут.

П. Ребята, а кого следующего позвали они себе в помощь?

Д. Кошку

П.Правильно, кошку. А кошка хочет , что бы вы с ней поиграли.

П.Ребята, давайте  приготовим свои ладошки.

 Пальчиковая гимнастика, дети выполняют вместе с педагогом.

Покажите мне ладошки, расскажу я вам про кошку

1 2 3 4 5 будем пальчики считать

Вот кулак, а вот ладошка

На ладошку села кошка и тихонечко крадётся

Может, хочет мышку съесть?

П. Прибежала кошка в огород дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, жучка, за внучку, кошка за жучку  тянут потянут, а вытянуть не могут.

Тогда позвали они в   помощь мышку, а мышка просит,чтобы мы её повеселили.

П. Поиграем с мышкой?

Д. Да

Дети вместе с педагогом выполняют физкультминутку     

Вышли мышки как- то раз

Посмотреть, который час

1 2 3 4 – мыши дёрнули за гири

Вдруг раздался страшный звон

Убежали мышки вон

П.А наша мышка  побежала в огород, хвостиком махнула и вытащили репку.

П. Ребята, а как вы думаете, что помогло героям сказки справится с такой сложной задачей. Им помогло то, что они действовали сообща и приходили  друг другу на помощь

Педагог зачитывает детям строчки из песни М.Танича и В.Шаинского. «Если с другом вышел в путь».

Если дело не идёт

И не спорится работа

Друг всегда к тебе придет

С другом справишься в два  счета

Ну а если вдруг у друга

Что  -  нибудь случится

Поспеши к нему на помощь

Может пригодиться!!!

 П. Ребята, давайте ещё раз назовём персонажей сказки репка.

Д. Дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка.

П. Замечательно!

П. А сколько людей среди персонажей?

Д. 3

П. Верно. А сколько зверей?

Д. 3

П. Правильно, а сколько всего?

Д. 6

П. Значит  3+3 =6 (записываем на доске)

П. А кто знает, как ещё получить 6?

Д. 5+1 =6

                  Педагог вешает на доску цифру  прописную цифру6

П. Взгляните на доску.  Цифра 6 – дверной замочек

                                         Сверху крюк- внизу крючочек.

П. И,  правда цифра 6 похожа на дверной замочек.

П. А на что ещё похожа цифра 6?

Д. На вишенку

П. На свисток похожа?

Д. Да.

П. Цифра 6 упоминается в художественной литературе, например в названии сказки братьев Гримм есть эта цифра - «шесть лебедей», также у С. Маршака есть «Шесть единиц», мультипликационный фильм «Шесть Иванов- шесть капитанов»

А в древней Индии 6 вообще считалась священном числом, потому, что цифра означала  шесть направлений пространства верх, низ, лево, право, назад и вперед. А вот в шахматах например, 6 основных фигур: Король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка.

Предлагаю одному смелому родителю выйти к доске

П.  Показываю насекомых, сможете ли вы определить,  что объединяет всех этих насекомых?

Р. У всех этих насекомых по 3 пары лап, т.е 6.

    П. Совершенно верно

    П. Много нового ребята, мы узнали с вами о цифре 6. Осталось научиться ее писать правильно  и выполнить задания в тетради.

Давайте рассмотрим прописную цифру 6. Она берет своё начало в вернем углу клеточки, что отмечено жёлтым кружком и затем не отрываясь ведется вниз заворачиваясь налево колечком. Если вы будете помнить, что у цифры 6 круглый животик, вы никогда не спутаете её  с цифрой 9.

Давайте пальчиком попробуем нарисовать ее в воздухе, а теперь выложим из шнурочков.

                                           Работа в тетради!

                                     Пальчиковая гимнастика

У девочек и мальчиков на руках 5 пальчиков

Палец большой – парень с душой

Палец указательный – господин влиятельный

Палец средний тоже не последний

Палей безымянный носит колечко

Ну, а пятый мизинец принесёт нам гостинец.

Рефлексия: Ребята, если вам понравилось наше занятие похлопайте в ладоши.

Вам спасибо большое за  занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...