"История Древнего Египта в задачах по математике"
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Иевлева Людмила Георгиевна

Практический материал для интегрированного урока по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_egipet_5_g.docx33.24 КБ
Office presentation icon egipet_5_g.ppt2.54 МБ
Файл razdatochny_material_5_g.docx89.17 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«История Древнего Египта в задачах по математике»

Сегодня отправимся в путешествие по загадочной стране под названием “Древний Египет”, чтобы возможно узнать что-то новое из истории этой страны.  Итак, путешествие начинается.

Древний Египет располагался в северо-восточной Африке, на берегах реки Нил, от первого порога реки до Средиземного моря. Долина реки была покрыта зеленью – по берегам росли финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник – папирус.


Население Египта занималось сельским хозяйством: выращивали ячмень и пшеницу. Огромного труда требовало орошение полей. Египтяне строили каналы и длинные земляные насыпи на берегах Нила.


В Древнем Египте были развиты ремёсла. Мастера добывали руду и плавили медь. Ювелиры делали украшения из золота и драгоценных камней. Горшечники лепили глиняную посуду на гончарном круге и обжигали её в печах. Кожевенники вымачивали шкуры в сосуде с водой и натягивали её на деревянную раму – получали щит для воинов. Также в Египте были ткачи, кораблестроители, столяры и плотники. 


Охота в пустыне – одно из самых любимых развлечений богатых и знатных египтян. Они часто устраивали роскошные праздники и большие приёмы с обильным угощением и множеством напитков. Приглашались профессиональные певцы, музыканты, танцовщики, жонглёры и акробаты. Египтяне любили играть в различные настольные игры. А у детей было много интересных игрушек.

Благодаря высоким урожаям, земля Египта могла прокормить её многочисленный народ.

Царь Южного Египта объединил всю страну и стал всесильным владыкой Египта.  Завершилась борьба между двумя царствами.

Вопрос 1.


Когда в Египте произошло объединение Южного Египта и Северного Египта в единое государство, столицей которого стал город Мемфис?

Ответ: В 3000 году до н.э.

Вопрос 2.

Сколько лет тому назад это произошло? (3000 + 2015 = 5015 лет тому назад.)

Вопрос 3.


Как называли правителя Египта?

Ответ: фараон.

Какими были фараоны?  Фараон олицетворял своей особой мощь египетского государства и был наделен всей полнотой власти, т. е. сосредоточивал в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть. Фараон считался не только всемогущим правителем, но и воплощением божества в образе человека, т.е. богочеловеком, а его распоряжения приобретали тем самым характер безусловного повеления. Во время торжественных приемов фараон восседал на троне, держа жезл и плеть. Фараоны часто участвовали в военных походах.

Задача.

В колесничем войске египетского фараона было 2025 колесниц. На каждой колеснице было по 2 воина: возничий и стрелок. Войско делилось на отряды – по 25 колесниц в каждом. Сколько воинов было в войске фараона и сколько было отрядов?

Решение:

  1. 2025 ∙ 2 = 4050 воинов
  2. 2025 : 25 = 81отряд.

Фараоны уделяли большое внимание безопасности границ Египта и строили оборонительные крепости. До наших дней сохранились остатки такой крепости, построенной в форме прямоугольника.

Задача.

Крепость имеет внутреннюю стену. В 25 м от внутренней стены построена внешняя стена, которая охватывает крепость с трех сторон, а с четвертой стороны подходы к крепости защищала скала, которая круто обрывалась к реке. Внутренние размеры крепости 140 м на 180 м. Какую площадь имеет промежуток, заключенный между двумя крепостными стенами?

http://festival.1september.ru/articles/611719/img1.gif

S= 140 ∙ 180 = 25200 (м2)

MN = 180 + 50 = 230 (м)

MK = 140 + 25 = 165 (м)

S2 = 230 ∙ 165 = 37950 (м2)

S3 = 37950 – 25200 = 12750(м2)

Ответ: 12750 м2.


Вопрос 4. 

Кто помогал фараону управлять государством? (Жрецы, вельможи, писцы)

Кто работал на них?  (На них работали ремесленники, крестьяне, рабы.)

Задача (с помощью уравнения).

Вельможа для своей жены купил ткань длиной 120 локтей. Из части ткани она сшила платье, 46 локтей ушло на пошив накидки и еще осталось 8 локтей, из которым можно было бы сшить пояс. Сколько ткани ушло на пошив платья?

Много «чудес света» создали египтяне. Одно из них – египетские пирамиды.

Самая высокая пирамида, построенная в Древнем Египте – пирамида фараона Хеопса.

Задача.

Решите пример и узнаете высоту Пирамиды Хеопса.

(6073 - 2569) : 24 = 146(м). Это современное здание высотой в 50 этажей.

Задача.

На сооружение пирамиды потребовалось 2 336 000 каменных блоков, причем ежедневно устанавливалось по 320 блоков. Сколько времени строилась пирамида?

2 336 000 : 320 = 7300 дней.

В какие более крупные единицы времени можно перевести 7300 дней?

7300 : 365 = 20 лет.

Вопрос.

Мы с вами говорили о том, что египтяне строили пирамиды, воевали, а кроме этого, какими еще занятиями была наполнена жизнь египтян? (Они изготавливали орудия труда, оружие, предметы быта, украшения, торговали, занимались скотоводством, земледелием, ремеслом).

Вопрос.

Какой торговый путь был для египтян одним из главных? 

(По главной реке Египта – Нилу).

Если мы решим следующую задачу, то мы узнаем длину Нила – величайшей реки мира. 

Задача.

 Одновременно навстречу друг другу вышли два корабля. Один из них торговый, направлялся от дельты Нила на юг со скоростью 13 км/ч. Другой, военный, двигался навстречу первому со скоростью 18 км/ч. Найти длину Нила, если пункт отправления военного корабля находился на расстоянии 156 км от истока реки, а встретились корабли через 9 дней.

Решение:

1) 24 ∙ 9 =216(ч) время движения кораблей.
2) 13 ∙ 216 = 2808 (км) – расстояние, которое прошел торговый корабль

5) 18 ∙ 216 = 3888 (км) -  расстояние, пройденное военным кораблем. 
6) 2808 + 3888 + 156 =6852 (км) длина Нила. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История Древнего Египта в задачах по математике

Слайд 9

22.2.12

Слайд 10

В колесничем войске египетского фараона было 2025 колесниц. На каждой колеснице было по 2 воина - возничий и стрелок. Войско делилось на отряды по 25 колесниц в каждом. Сколько воинов было в колесничем войске и сколько было отрядов?

Слайд 17

История Древнего Египта в задачах по математике



Предварительный просмотр:

История Древнего Египта в задачах по математике

Вопрос 1. Когда в Египте произошло объединение Южного Египта и Северного Египта в единое государство, столицей которого стал город Мемфис?

Ответ: __________________________________________________________________________

Вопрос 2. Сколько лет тому назад это произошло?

_________________________________________________________________________________

Вопрос 3. Как называли правителя Египта?

Ответ: ____________________________________________________________________________

Задача. В колесничем войске египетского фараона было 2025 колесниц. На каждой колеснице было по 2 воина: возничий и стрелок. Войско делилось на отряды – по 25 колесниц в каждом. Сколько воинов было в войске фараона и сколько было отрядов?

Ответ: ___________________________________________________________________________

Задача.  Крепость имеет внутреннюю стену. В 25 м от внутренней стены построена внешняя стена, которая охватывает крепость с трех сторон, а с четвертой стороны подходы к крепости защищала скала, которая круто обрывалась к реке. Внутренние размеры крепости 140 м на 180 м. Какую площадь имеет промежуток, заключенный между двумя крепостными стенами?

http://festival.1september.ru/articles/611719/img1.gif

Ответ: _____________________________________________________________________________

Задание.   Вычислите: (6073 - 2569) : 24

Ответ: ____________________________________________________________________________

Вопрос. Какой торговый путь был для египтян одним из главных?

___________________________________________________________________________________ 

Задача.  Одновременно навстречу друг другу вышли два корабля. Один из них торговый, направлялся от дельты Нила на юг со скоростью 13 км/ч. Другой, военный корабль, двигался навстречу первому со скоростью 18 км/ч. Найти длину Нила, если пункт отправления военного корабля находился на расстоянии 156 км от истока реки, а встретились корабли через 9 дней.

http://urist-edu.ru/pars_docs/refs/9/8078/8078_html_646e7b43.jpg

Ответ: __________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения и систематизации знаний по истории Древнего Египта на тему : "На берегах Нила"

Урок дан в форме интеллектуальной игры для лучшего усвоения матуриала. Дети сами называют цели урока. Класс работает в команде и это дает возможность работать всем....

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Внеклассное мероприятие по истории Древнего Египта для учащихся 5 классов

Игра проводится в актовом зале. Заранее готовятся костюмы и творческие задания. Мероприятие выглядит очень красочно, ярко и запоминается ребятами надолго....

Контрольно – обобщающий урок по истории Древнего Египта

Целью уроков истории стало раскрытие на конкретном материале положения о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Содержание уроков позволяет детям давать с...

Игра "История Древнего Египта".5 класс.

Игра является одной из форм интеллектуальной деятельности школьников. Проведение игры обеспечивает укрепление интеллектуальных возможностей учащихся и создание им условий для реализации своих способно...

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ "ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА" 5 КЛАСС

УРОК ПРОИСХОДИТ  В ФОРМЕ СВОЯ ИГРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕЗИНТАЦИЕЙ...

Итоговый тест по истории Древнего Египта (История Древнего Мира, 5 класс)

В данном материале представлен итоговый тест по истории Древнего Египта для учащихся 5 классов. Работа может быть использована как для повторения пройденного материала, так и для итогового контроля. 5...