Организация групповой работы на уроках математики при подготовке к ОГЭ
учебно-методический материал по математике на тему

Обмочиева Галина Леонтьевна

«Организация групповой работы на уроках математики при подготовке к ОГЭ».

«Собраться вместе – это начало.

Держаться вместе – это прогресс,

работать вместе – это успех»

                                                                                                        Генри Форд

 

    Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. Преподаватель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает меня к поиску адекватных педагогических технологий и использование их в своей практике. 

  Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям. 

Технологий много, и одна из них - групповая технология. 

Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.


Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутри-классные групповые.
Групповая форма обучения решает три основные задачи: 
1) Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией. 
2) Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами. 
3) Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе. 
 

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа учащихся в статической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за одной партой);  динамической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами) при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку. 

Почему групповую технологию считаю одной из самых приемлемых на уроке математики?
  Во-первых, потому, что в условиях классно урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс.

  Во-вторых, групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. 

Чаще всего на уроке из-за массового характера обучения проводится работа, которая не позволяет в полном объеме использовать потенциал каждого ребенка. Поэтому на своих уроках математики сочетаю такую работу с работой в паре и группе. В условиях такого обучения комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики. 
При работе над этой темой, мною решаются следующие задачи: 
• Развивать познавательную активность учащихся на уроке. 

• Включать каждого ученика в учебную работу. 
• Развивать математическую речь. 
• Прививать интерес к предмету. 
• Создавать психологический комфорт на уроке. 

Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Эта форма предполагает работу учащихся над едиными заданиями. Темп работы зависит от состава группы.

Как показывает практика целесообразно, чтобы в составе группы были учащиеся всех уровней подготовки. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Однако процессом взаимного обучения управляет учитель, он контролирует работу учебных групп, вносит свои коррективы.


Также одно из самых главных условий для создания рабочей обстановки в группе – это личностные взаимоотношения между учащимися. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.  Ученики лучше узнают друг друга. Иногда возникают трения между ними, появляются желающие перейти из одной группы в другую. Оптимальный состав учебных групп формируется постепенно. В большинстве групп состав остаётся стабильным в течение учебного года. Учащиеся привыкают друг к другу, чувствуют локоть товарища в совместной работе. Это доставляет им удовольствие.


Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. Члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы. 
Наряду с помощью учителя каждый получают помощь и со стороны сильных учеников-консультантов в своей группе, а также из других групп. Причем, помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. 
При оценке деятельности каждого учащегося в группе используется оценочный лист, в котором каждый член группы выставляет на каждом этапе работы самостоятельно себе оценку за проделанную работу. 


 

Практика показывает, что групповая форма обучения должна быть включена в структуру урока на непродолжительное время. В ходе групповой работы учащиеся младших и средних классов, общаясь между собой, создают излишний шум, усиливающийся, если не переключить их на другой вид деятельности. Шум во время урока может стать помехой для усвоения детьми учебного материала. Оптимальная продолжительность работы учащихся в группах составляет:  в младших классах 5 – 7 минут, в средних - 10 – 15 минут,  в старших - 15 – 20 минут. На практических занятиях она может занимать больше время.

Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю. Он, прежде всего, должен хорошо владеть дисциплиной учащихся. Такая форма обучения требует особых организационных усилий. Работа групп должна находиться в поле зрения учителя. Учитель должен поощрять учащихся к совместной работе. Необходимо в совершенстве освоить методику определения заданий для групповой работы, умело направлять деятельность учащихся. В ходе этой работы надо тщательно следить за ходом сотрудничества учеников в разных группах, за их поведением в разных ситуациях учебного процесса. Учитель должен выступать в роли арбитра во всех спорах, направляя учебную деятельность в поступательном развитии. Учителю необходимо следить за тем, какое положение занимают в группах учащиеся с низкими учебными возможностями. Их необходимо включать в активную деятельность при изучении нового материала. Учителю необходимо побуждать учеников к взаимной проверке сделанного. Взаимная проверка, собеседования всегда вызывают столкновения разных точек зрения. Это способствует основательному разбору содержания учебного материала.  

 

Примеры применения групповых технологий на уроках математики.

Пример 1. Урок в 8 классе по геометрии по теме «Теорема Пифагора»
Тип урока Открытие новых знаний.

Работа в парах:

На каждой парте лежит карточка c 4 треугольниками со сторонами 3см.4см.5см; 8см, 15см,17см, 12см, 13см, 15см и 4см,5см,6см и таблица для заполнения

- Давайте на основе данных рисунков измерим стороны треугольников и заполним соответствующую таблицу. В этой таблице нам надо записать квадраты длин катетов, сумму квадратов катетов и квадрат гипотенузы для каждого из данных треугольников. 4 треугольника, соответственно 4 строки таблицы и заполним.

 

 

Дети работая в парах заполняют таблицу

№ а a 2 b   b 2    a2+b2 c   c 2

1.  8 64 15 225   289 17 289

2. 12 144 5 25    169 13 169

3.  4  16   3 9      25    5   25

4.  4  16   5 25    41    6   36

И самостоятельно выдвигается гипотеза «В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов»

Работа в группах:

--- Группам из четырех человек даются карточки в виде прямоугольных треугольников с заданиями и табло с ответами.

Задачи для

групповой работы

 

 

Дано: АВСД –ромб;

АС=24 см;

ВД=10 см,

--------------------------

Найти СД

 

 

 

--- Каждый ученик решает свою задачу и ставит свой треугольник на свое место. В результате в группах получаются – карта Древней Греции, карта Древнего Египта и карта древней Италии. Капитаны выходят к доске со своими картами.

После доказательства теоремы у доски можно сразу предложить учащимся разобрать её непосредственно за партами. Ученики в группах начинают воспроизводить доказательство. Затрудняется один – приходят на помощь другие, возникают условия для сознательного усвоения материала. Проходя по классу, слежу за работой учащихся, затем, в ходе фронтальной беседы разбираем все затруднения и кратко формулируем выводы.

Возможна организация изучения учащимися программного материала в группах по учебникам. Ученики сначала читают текст учебника, затем совместно разбирают его содержание, отвечают на вопросы, заранее подготовленные учителем. В процессе сотрудничества учащиеся усваивают материал учебника лучше, чем при индивидуальной работе. Однако, в данном случае групповая форма работы менее эффективна, чем фронтальная, так как требует больших затрат времени.

 

Групповая форма учебной работы используется и при проверки знаний и умений учащихся и выявления пробелов.

Пример 2. Урок геометрии в 8 «К» классе Повторение изученного по теме «Четырёхугольники»
Тип урока Рефлексия

 

Технологическая карта урока геометрии в 8 «К» классе Повторение изученного по теме «Четырёхугольники» 

Пример 3. Игра Регата в 9 классе на элективном курсе по теме: «Итоговое повторение (подготовка к ОГЭ) «Решение уравнений».

Цель игры

отработка навыков решения линейных, квадратных и дробно-рациональных уравнений, уравнений с модулем и параметром;

создание учебной мотивации через демонстрацию многообразия граней математики как науки, через использование разновозрастного сотрудничества;

снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание у детей, не сильных в математике;

развитие чувства командной ответственности, умения взаимодействовать, совместно находить наиболее рациональные решения проблем.

Правила  математической регаты

 

1. Математическая регата – командное соревнование по решению математических задач. В каждой команде участвует 4 человека.

2. Регата проводится в несколько туров в каждом из которых каждой команде предоставляется список из 3-4 задач для коллективного письменного решения.

3. Решения задач оформляются и сдаются для проверки жюри. Каждое решение сдается на отдельном листе, причем команда имеет право сдать только по одному варианту решения каждой из задач. Порядок оформления решений оглашается Жюри перед началом регаты.

4. Перед началом каждого тура командам сообщается время, отведенное для решения задач в данном туре, и стоимость задач в баллах.

5. Жюри проверяет предложенные командами решения и оценивает их в баллах, исходя из заявленной стоимости.

6. Жюри имеет право оштрафовать команду (снятием баллов, лишением права на участие в данном туре, дисквалификацией игрока или команды) за шум или некорректное поведение.

7. Определение победителей и общее ранжирование команд производится исходя из общего количества набранных командами баллов. Порядок разрешения спорных ситуаций, возникающих при равенстве баллов у команд, сообщается командам до начала регаты.

8. Допускается параллельная проверка решений (одновременно с решением задач участниками), объявление текущих результатов, а также разбор задач после каждого тура.

9. В случаях, не предусмотренных правилами, жюри принимает решение по своему усмотрению.

Маршрутный лист

Экипаж  «_______________________»      Капитан _______________________________,

Этап

Время прибытия

Задача №

Кол-во баллов

Примечание (в случае индивид. решения – кто решал)

Пристань «Обязательный уровень»

 

 

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

Подпись судьи_____________

 

 

 

 

Порт «Повышенный уровень»

 

 

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

Подпись судьи_____________

 

 

 

 

Порт «Проверь себя»

 

 

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

Подпись судьи_____________

 

 

 

 

 

Задания командам.

Этап 1. Класс разбивается на три группы разного уровня (1-слабая, 2-средняя, 3- выше среднего уровня).  Из четырех уравнений можно выбрать три, если дети боятся, что не успеют (пропущенное уравнение можно дать на дом).

Задание для первой группы: «Линейные уравнения». Решить уравнения: а) 8х+10=0;                        б)  10х +3 =5 ;  в)   -7-х= 3х+17;  г)  3(х-3)= 6 - 2( х+5).

Задание для второй группы: «Квадратные уравнения». Решить уравнения : а) image-8х+15 =0;

б) -5image +х =0;  в)  -45 =0; г) image -4х +4 =0.

 Задание для третьей группы: «Рациональные уравнения».  Решить уравнения : а)image +image =4; б)  =image ;  в)  ;  г)   + = .                             

Группы выполняют задания 10 минут. Затем каждая группа рассказывает о своих решениях. На выступление каждой группы дается приблизительно 7 -8 минут. За это время учащиеся должны у себя в тетрадях зафиксировать решения уравнений (которые выполняли другие группы). В конце урока еще раз проговаривается теоретическая база решения уравнений. Подводится итог урока, оценивается работа каждой группы, выдается домашнее задание.

 

Урок №2.

Этап 2. Класс разбивается на 4 группы одного уровня (в группу входят и так называемые «слабые» и более успешные). Группы получают одинаковое задание. Решить уравнения:

  1. 5х - 3 = 0;
  2. -4х + 4 = -6;
  3. -2х + 3 = -8х;
  4. 9 - 4х = - 9х- 4;
  5. 9х – 2( -1-х ) = х – 5;
  6. 8+х= ;
  7. -10;
  8.  
  9.  
  10.  
  11.  
  12. -7
  13.  
  14.  
  15. -.

На выполнение задания дается 30 минут. Затем проводится проверка и обсуждение полученных результатов. Подводится итог урока, оценивается  работа каждой группы, выдается домашнее задание.

 

Этап 3.  Проверочная работа по теме « Решение уравнений».

Проверочную работу составляю по аналогии с работой на прошлом уроке. Но на дополнительную отметку даю задания с параметром и модулем.

1 вариант. Решить уравнения:              

  1. 6х-15=0;
  2. -2х-3=1;
  3. 6х+3=4х-1;
  4. 0,5( х-4)=2-2х;
  5.  
  6. =;
  7.  
  8.  
  9. –х+
  10.  
  11.  
  12.  
  13.  
  14.  
  15.  

Дополнительное задание.

Решить уравнения: 1. ;

2.

3. При каком значении  параметра а уравнение  имеет 3 решения. 

2 вариант. Решить уравнения:

1.2х+5=0;

2.-5х-1=3;

3.3х+3=-2-7х;

4. 1,4(5-2х)=3-0.8х;

5.

6.

7.

8.

9.-5

10.

11.

12.

13.

14.

15.

 

Дополнительное задание.

Решить уравнения: 1.

2.

3. При каком значении параметра а уравнение  имеет три корня.

При решении 15-14 заданий – оценка «5»;   11-13 заданий- «4»;    7-10 заданий- «3».

 

 

 

Пример 4. Групповая работа при выполнении проектных работ.

Здесь я расскажу и покажу вам результат работы группы детей 8 классов, выполняющих разные проекты. Темы работ: Квадратные уравнения в трудах Диофанта, Пифагор и его школа, Площади фигур, Решение задач с помощью уравнений. А творческое задание было одно- издать решебник к учебному пособию Ященко, Семенов, Трепалин: ОГЭ 2018. Математика. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Авторы: группа учащихся 8 классов, редактор: учитель математики.

Групповая форма несет в себе ряд недостатков – это трудности комплектования групп и организации работы в них; включение сразу всех учеников в работу, рабочий шум на уроке. 

Несмотря на отмеченные трудности, проведенная работа показывает, что применение групповой работы при обучении математике эффективно. Групповая работа способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Также при совместной работе учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности. Наблюдения показали, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения

 

 

 

Литература

1. Виноградова М.Д., Первин КБ. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1977.
2. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989.
3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.

4. ОГЭ 2018. Математика. Типовые тестовые задания. 50 вариантов заданий.

Ященко И.В., Трепалин А.С., Семенов А.В. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие .- Интеллект-Центр, 2018 г.

5. Интернет ресурс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация групповой работы на уроках математики при подготовке к ОГЭ».

«Собраться вместе – это начало.

Держаться вместе – это прогресс,

работать вместе – это успех»

                                                                                                        Генри Форд

    Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. Преподаватель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает меня к поиску адекватных педагогических технологий и использование их в своей практике. 

  Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям. 

Технологий много, и одна из них - групповая технология. 

Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.


Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутри-классные групповые.
Групповая форма обучения решает три основные задачи: 

1) Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией. 
2) Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами. 
3) Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе. 

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа учащихся в статической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за одной партой);  динамической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами) при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку. 

Почему групповую технологию считаю одной из самых приемлемых на уроке математики?
  Во-первых, потому, что в условиях классно урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс.

  Во-вторых, групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. 

Чаще всего на уроке из-за массового характера обучения проводится работа, которая не позволяет в полном объеме использовать потенциал каждого ребенка. Поэтому на своих уроках математики сочетаю такую работу с работой в паре и группе. В условиях такого обучения комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики. 
При работе над этой темой, мною решаются следующие задачи: 
• Развивать познавательную активность учащихся на уроке. 

• Включать каждого ученика в учебную работу. 
• Развивать математическую речь. 
• Прививать интерес к предмету. 
• Создавать психологический комфорт на уроке. 

Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Эта форма предполагает работу учащихся над едиными заданиями. Темп работы зависит от состава группы.

Как показывает практика целесообразно, чтобы в составе группы были учащиеся всех уровней подготовки. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Однако процессом взаимного обучения управляет учитель, он контролирует работу учебных групп, вносит свои коррективы.


Также одно из самых главных условий для создания рабочей обстановки в группе – это личностные взаимоотношения между учащимися. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.  Ученики лучше узнают друг друга. Иногда возникают трения между ними, появляются желающие перейти из одной группы в другую. Оптимальный состав учебных групп формируется постепенно. В большинстве групп состав остаётся стабильным в течение учебного года. Учащиеся привыкают друг к другу, чувствуют локоть товарища в совместной работе. Это доставляет им удовольствие.


Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. Члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы. 
Наряду с помощью учителя каждый получают помощь и со стороны сильных учеников-консультантов в своей группе, а также из других групп. Причем, помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. 
При оценке деятельности каждого учащегося в группе используется оценочный лист, в котором каждый член группы выставляет на каждом этапе работы самостоятельно себе оценку за проделанную работу. 


Практика показывает, что групповая форма обучения должна быть включена в структуру урока на непродолжительное время. В ходе групповой работы учащиеся младших и средних классов, общаясь между собой, создают излишний шум, усиливающийся, если не переключить их на другой вид деятельности. Шум во время урока может стать помехой для усвоения детьми учебного материала. Оптимальная продолжительность работы учащихся в группах составляет:  в младших классах 5 – 7 минут, в средних - 10 – 15 минут,  в старших - 15 – 20 минут. На практических занятиях она может занимать больше время.

Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю. Он, прежде всего, должен хорошо владеть дисциплиной учащихся. Такая форма обучения требует особых организационных усилий. Работа групп должна находиться в поле зрения учителя. Учитель должен поощрять учащихся к совместной работе. Необходимо в совершенстве освоить методику определения заданий для групповой работы, умело направлять деятельность учащихся. В ходе этой работы надо тщательно следить за ходом сотрудничества учеников в разных группах, за их поведением в разных ситуациях учебного процесса. Учитель должен выступать в роли арбитра во всех спорах, направляя учебную деятельность в поступательном развитии. Учителю необходимо следить за тем, какое положение занимают в группах учащиеся с низкими учебными возможностями. Их необходимо включать в активную деятельность при изучении нового материала. Учителю необходимо побуждать учеников к взаимной проверке сделанного. Взаимная проверка, собеседования всегда вызывают столкновения разных точек зрения. Это способствует основательному разбору содержания учебного материала.  

Примеры применения групповых технологий на уроках математики.

Пример 1. Урок в 8 классе по геометрии по теме «Теорема Пифагора»
Тип урока Открытие новых знаний.

Работа в парах:

На каждой парте лежит карточка c 4 треугольниками со сторонами 3см.4см.5см; 8см, 15см,17см, 12см, 13см, 15см и 4см,5см,6см и таблица для заполнения

- Давайте на основе данных рисунков измерим стороны треугольников и заполним соответствующую таблицу. В этой таблице нам надо записать квадраты длин катетов, сумму квадратов катетов и квадрат гипотенузы для каждого из данных треугольников. 4 треугольника, соответственно 4 строки таблицы и заполним.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_551aa6bcddcb7/urok-ghieomietrii-v-8-klassie-tieoriema-pifaghora-2_7.png

Дети работая в парах заполняют таблицу

№ а a 2         b   b 2    a2+b2 c   c 2

1.  8 64        15 225        289 17 289

2. 12 144 5 25        169 13 169

3.  4  16   3 9      25    5   25

4.  4  16   5 25    41    6   36

И самостоятельно выдвигается гипотеза «В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов»

Работа в группах:

--- Группам из четырех человек даются карточки в виде прямоугольных треугольников с заданиями и табло с ответами.

Задачи для

групповой работы

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_551aa6bcddcb7/urok-ghieomietrii-v-8-klassie-tieoriema-pifaghora-2_17.png

Дано: АВСД –ромб;

АС=24 см;

ВД=10 см,

--------------------------

Найти СД

--- Каждый ученик решает свою задачу и ставит свой треугольник на свое место. В результате в группах получаются – карта Древней Греции, карта Древнего Египта и карта древней Италии. Капитаны выходят к доске со своими картами.

После доказательства теоремы у доски можно сразу предложить учащимся разобрать её непосредственно за партами. Ученики в группах начинают воспроизводить доказательство. Затрудняется один – приходят на помощь другие, возникают условия для сознательного усвоения материала. Проходя по классу, слежу за работой учащихся, затем, в ходе фронтальной беседы разбираем все затруднения и кратко формулируем выводы.

Возможна организация изучения учащимися программного материала в группах по учебникам. Ученики сначала читают текст учебника, затем совместно разбирают его содержание, отвечают на вопросы, заранее подготовленные учителем. В процессе сотрудничества учащиеся усваивают материал учебника лучше, чем при индивидуальной работе. Однако, в данном случае групповая форма работы менее эффективна, чем фронтальная, так как требует больших затрат времени.

Групповая форма учебной работы используется и при проверки знаний и умений учащихся и выявления пробелов.

Пример 2. Урок геометрии в 8 «К» классе Повторение изученного по теме «Четырёхугольники»
Тип урока Рефлексия

Технологическая карта урока геометрии в 8 «К» классе Повторение изученного по теме «Четырёхугольники»  

Пример 3. Игра Регата в 9 классе на элективном курсе по теме: «Итоговое повторение (подготовка к ОГЭ) «Решение уравнений».

Цель игры

отработка навыков решения линейных, квадратных и дробно-рациональных уравнений, уравнений с модулем и параметром;

создание учебной мотивации через демонстрацию многообразия граней математики как науки, через использование разновозрастного сотрудничества;

снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание у детей, не сильных в математике;

развитие чувства командной ответственности, умения взаимодействовать, совместно находить наиболее рациональные решения проблем.

Правила  математической регаты

1. Математическая регата – командное соревнование по решению математических задач. В каждой команде участвует 4 человека.

2. Регата проводится в несколько туров в каждом из которых каждой команде предоставляется список из 3-4 задач для коллективного письменного решения.

3. Решения задач оформляются и сдаются для проверки жюри. Каждое решение сдается на отдельном листе, причем команда имеет право сдать только по одному варианту решения каждой из задач. Порядок оформления решений оглашается Жюри перед началом регаты.

4. Перед началом каждого тура командам сообщается время, отведенное для решения задач в данном туре, и стоимость задач в баллах.

5. Жюри проверяет предложенные командами решения и оценивает их в баллах, исходя из заявленной стоимости.

6. Жюри имеет право оштрафовать команду (снятием баллов, лишением права на участие в данном туре, дисквалификацией игрока или команды) за шум или некорректное поведение.

7. Определение победителей и общее ранжирование команд производится исходя из общего количества набранных командами баллов. Порядок разрешения спорных ситуаций, возникающих при равенстве баллов у команд, сообщается командам до начала регаты.

8. Допускается параллельная проверка решений (одновременно с решением задач участниками), объявление текущих результатов, а также разбор задач после каждого тура.

9. В случаях, не предусмотренных правилами, жюри принимает решение по своему усмотрению.

Маршрутный лист

Экипаж  «_______________________»        Капитан _______________________________,

Этап

Время прибытия

Задача №

Кол-во баллов

Примечание (в случае индивид. решения – кто решал)

Пристань «Обязательный уровень»

1

2

3

Подпись судьи_____________

Порт «Повышенный уровень»

1

2

3

Подпись судьи_____________

Порт «Проверь себя»

1

2

3

Подпись судьи_____________

Задания командам.

Этап 1. Класс разбивается на три группы разного уровня (1-слабая, 2-средняя, 3- выше среднего уровня).  Из четырех уравнений можно выбрать три, если дети боятся, что не успеют (пропущенное уравнение можно дать на дом).

Задание для первой группы: «Линейные уравнения». Решить уравнения: а) 8х+10=0;                        б)  10х +3 =5 ;  в)   -7-х= 3х+17;  г)  3(х-3)= 6 - 2( х+5).

Задание для второй группы: «Квадратные уравнения». Решить уравнения : а) -8х+15 =0;

б) -5 +х =0;  в)  -45 =0; г)  -4х +4 =0.

 Задание для третьей группы: «Рациональные уравнения».  Решить уравнения : а) + =4; б)   = ;  в)  ;  г)   + = .                              

Группы выполняют задания 10 минут. Затем каждая группа рассказывает о своих решениях. На выступление каждой группы дается приблизительно 7 -8 минут. За это время учащиеся должны у себя в тетрадях зафиксировать решения уравнений (которые выполняли другие группы). В конце урока еще раз проговаривается теоретическая база решения уравнений. Подводится итог урока, оценивается работа каждой группы, выдается домашнее задание.

Урок №2.

Этап 2. Класс разбивается на 4 группы одного уровня (в группу входят и так называемые «слабые» и более успешные). Группы получают одинаковое задание. Решить уравнения:

  1. 5х - 3 = 0;
  2. -4х + 4 = -6;
  3. -2х + 3 = -8х;
  4. 9 - 4х = - 9х- 4;
  5. 9х – 2( -1-х ) = х – 5;
  6. 8+х= ;
  7. -10;
  8. -7
  9. -.

На выполнение задания дается 30 минут. Затем проводится проверка и обсуждение полученных результатов. Подводится итог урока, оценивается  работа каждой группы, выдается домашнее задание.

Этап 3.  Проверочная работа по теме « Решение уравнений».

Проверочную работу составляю по аналогии с работой на прошлом уроке. Но на дополнительную отметку даю задания с параметром и модулем.

1 вариант. Решить уравнения:              

  1. 6х-15=0;
  2. -2х-3=1;
  3. 6х+3=4х-1;
  4. 0,5( х-4)=2-2х;
  5. =;
  6. –х+

Дополнительное задание.

Решить уравнения: 1. ;

2.

3. При каком значении  параметра а уравнение  имеет 3 решения.  

2 вариант. Решить уравнения:

1.2х+5=0;

2.-5х-1=3;

3.3х+3=-2-7х;

4. 1,4(5-2х)=3-0.8х;

5.

6.

7.

8.

9.-5

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Дополнительное задание.

Решить уравнения: 1.

2.

3. При каком значении параметра а уравнение  имеет три корня.

При решении 15-14 заданий – оценка «5»;   11-13 заданий- «4»;    7-10 заданий- «3».

Пример 4. Групповая работа при выполнении проектных работ.

Здесь я расскажу и покажу вам результат работы группы детей 8 классов, выполняющих разные проекты. Темы работ: Квадратные уравнения в трудах Диофанта, Пифагор и его школа, Площади фигур, Решение задач с помощью уравнений. А творческое задание было одно- издать решебник к учебному пособию Ященко, Семенов, Трепалин: ОГЭ 2018. Математика. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Авторы: группа учащихся 8 классов, редактор: учитель математики.

Групповая форма несет в себе ряд недостатков – это трудности комплектования групп и организации работы в них; включение сразу всех учеников в работу, рабочий шум на уроке. 

Несмотря на отмеченные трудности, проведенная работа показывает, что применение групповой работы при обучении математике эффективно. Групповая работа способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Также при совместной работе учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности. Наблюдения показали, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения

Литература

1. Виноградова М.Д., Первин КБ. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1977.
2. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989.
3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.

4. ОГЭ 2018. Математика. Типовые тестовые задания. 50 вариантов заданий.

Ященко И.В., Трепалин А.С., Семенов А.В. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие .- Интеллект-Центр, 2018 г.

5. Интернет ресурс http://yandex.ru/ , http://www.uchportal.ru, https://infourok.ru/prezentaciya-tehnologiya-gruppovogo-obucheniya-na-urokah-matematiki-740639.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация групповой работы на уроках математики при подготовке к ОГЭ». « Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех» Генри Форд

Слайд 2

Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.

Слайд 3

Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

Слайд 4

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке в парах

Слайд 5

Групповая технология является наиболее приемлемой среди всех технологий. Во-первых , потому, что в условиях классно урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс. Во-вторых , групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Слайд 6

Групповая форма обучения решает три основные задачи . Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией. Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами. Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Слайд 7

При работе над этой темой, мною решаются конкретно следующие задачи:

Слайд 8

При оценке деятельности каждого учащегося в группе используется оценочный лист, в котором каждый член группы выставляет на каждом этапе работы самостоятельно себе оценку за проделанную работу. Фамилия имя учащегося Класс « Блиц опрос» Изучение нового материала Закрепление изученного материала Самостоятельная работа Итоговая отметка Рефлексия Оценочный лист

Слайд 9

Примеры применения групповых технологий на уроках, занятиях элективных курсов, при выполнении проектных работ.

Слайд 10

Пример 1. Урок в 8 классе по геометрии по теме «Теорема Пифагора» Тип урока Открытие новых знаний Открытие нового знания (8-10 мин) На каждой парте лежит карточка c 4 треугольниками со сторонами 3см.4см.5см; 8см, 15см,17см, 12см, 13см, 15см и 4см,5см,6см и таблица для заполнения - Давайте на основе данных рисунков измерим стороны треугольников и заполним соответствующую таблицу. В этой таблице нам надо записать квадраты длин катетов, сумму квадратов катетов и квадрат гипотенузы для каждого из данных треугольников. 4 треугольника, соответственно 4 строки таблицы и заполним. Дети работая в парах заполняют таблицу № а a 2 b b 2 a 2 + b 2 c c 2 1. 8 64 15 225 289 17 289 2. 12 144 5 25 169 13 169 3. 4 16 3 9 25 5 25 4. 4 16 5 25 41 6 36 И самостоятельно выдвигается гипотеза «В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» Учебник, проектор Познавательные УУД – извлекают необходимую информацию, структурируют информацию в виде записи выводов и определений. Регулятивные УУД – выполнение поставленной задачи Личностные УУД – развитие познавательных интересов, учебных мотивов Коммуникативные УУД – умение работать в парах. Самостоятельная работа (6-8 мин) --- Группам из четырех человек даются карточки в виде прямоугольных треугольников с заданиями и табло с ответами. Задачи для групповой работы Дано: АВСД –ромб; АС=24 см; ВД=10 см, -------------------------- Найти СД --- Каждый ученик решает свою задачу и ставит свой треугольник на свое место. В результате в группах получаются – карта Древней Греции, карта Древнего Египта и карта древней Италии. Капитаны выходят к доске со своими картами. Учебник, проектор Познавательные, Регулятивные, Личностные, коммуникативные

Слайд 11

Пример 2. Урок геометрии в 8 «К» классе Повторение изученного по теме «Четырёхугольники» Тип урока Рефлексия Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД Организационный (1 мин) - Наш сегодняшний урок мы начинаем с высказывания великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Как вы понимаете эти слова? (Можно знать многое, но все эти знания могут не иметь никакой ценности для человека и человечества в целом. Можно знать, познавать важное, основное, нужное для развития самого человека и человечества в целом.) Слушают учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность к уроку. Умение слушать и вступать в диалог. Умение выделять нравственный аспект поведения. Актуализация знаний (2 мин) - А как вы думаете, что действительно важно и нужно знать? (Важно то, что ведёт человека и человечество к развитию, к новым знаниям, к прогрессу.) - А где можно черпать, находить эти важные знания? (Эти знания можно черпать в науках). -Я с вами согласна, спасибо. - Какие важные, нужные знания понадобятся нам сегодня на уроке? (Сегодня на уроке нам понадобится теоретический материал по теме «Четырёхугольники».) Отвечают на вопросы, повторяют материал предыдущих уроков. Познавательные – применение предметных знаний; выполнение учебных заданий. Регулятивные – выделение и осознание того, что уже пройдено; умение распознавать на слух вопросы и отвечать на них. Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Личностные – самооценка, взаимооценка . Актуализация знаний. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учащихся. ( 2 мин ) - Как можно проверить, владеете ли вы материалом по изученной теме? (Проверить свои знания в ходе самостоятельной работы). - Из чего будет складываться ваша успешность работы сегодня на уроке? (Из знания теории и умения её применять в решении задач). -Итак, нам сегодня предстоит пройти два этапа ( 1 этап. – знаю, 2 этап –учусь применять) -Ну а ещё мне хочется пожелать вам удачи! Отвечают на вопросы, повторяют материал предыдущих уроков. Комментируют полученный результат. Выявляют проблему, формируют тему урока, ставят цель. Записывают тему урока. Познавательные извлечение из текстов математической информации; постановка и формулирование проблеммы ; самостоятельное формулирование познавательной цели.. Регулятивные – умение анализировать, целеполагание, прогнозирование. Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные – самооценка. Локализация затруднений. (10 мин) - Какими знаниями вы пользовались при выполнении самостоятельных работ №1 и №2?( Мы использовали теорию по теме «Четырёхугольники».) - Кто испытывал затруднения при выполнении задания самостоятельной работы №2? ( Учащиеся поднимают руки) - В чём может быть причина вашего затруднения? ( В недостаточном знании теории по теме «Четырёхугольники».) - Какие могут быть пути выхода из затруднения? (Необходимо выучить теоретический материал по теме «Четырёхугольники».) - Следующая самостоятельная работа № 3 имеет название « От теории к практике». Вам предстоит решить три задачи по готовым чертежам и записать в тетради их решение. Возьмите карточку с самостоятельной работой № 3. Перед вами три задачи по готовым чертежам. На выполнение работы я даю вам 10 минут. Самостоятельная работа № 3. Найдите углы трапеции МSRK Найдите периметр параллелограмма АВСD Найдите периметр параллелограмма MFEL Работают в группах по 4 человека. Проверяем решения. ( По одному из группы учащиеся выходят к доске, объясняя решение задач.) Выполняют самопроверку по ключу. Осуществляют самооценку за самостоятельную работу 3. Познавательные – выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные – Оценка – осознание уровня и качества усвоения. Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Личностные – ценностно-смысловая ориентация. Коммуникативные – умение работать в группах.

Слайд 12

Пример 3.Игра Регата в 9 классе на элективном курсе по теме: « И тоговое повторение (подготовка к ОГЭ) « Решение уравнений».

Слайд 13

Пример 4.Групповая работа при выполнении проектных работ.

Слайд 14

Вывод Групповая форма несет в себе ряд недостатков – это трудности комплектования групп и организации работы в них; включение сразу всех учеников в работу, рабочий шум на уроке. С другой стороны Групповая работа способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Также при совместной работе учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности. Наблюдения показали, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения.

Слайд 15

Результативность обучения

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой работы на уроках математики как средсво повышения качества урока.

Работа содержит теоретическое обоснование и разработку урока для 8 класса по теме  "Квадратные уравнения"....

Организация групповой работы на уроках математики

Организация групповой работы на уроках математики...

«Организация групповой работы на уроках математики»

Как побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности?Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемым с моей точки зрения является групповая техно...

Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс

применение новых технологий в образовательном процессе  Открытый урок по теме  «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации  групп...

Организация групповой работы на уроке и занятии в ГПД: преемственность в работе учителя и воспитателя.

Идея группового обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех не нова.Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе пом...

"Организация групповой работы на уроках русского языка при работе детьми с ОВЗ"

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общест...

«Организация групповой работы на уроках математики»

laquo;Организация групповой работы на уроках математики» из опыта работы Ахмад Н.С....