Урок "Действия с десятичными дробями" (5 класс)
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Смаева Ольга Николаевна

Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_deystviya_s_desyatichnymi_drobyami_5_klass.rar2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая   карта  урока  математики   в  5   классе   по  теме:

«Действия с десятичными дробями »

Предмет

Математика

Класс

5

Автор  УМК

Н.Я. Виленкин,  В.И. Жохов,  А.С. Чесноков,  С.И. Шварцбурд

Тема  урока

«Действия с десятичными дробями»

Тип  урока

Обобщение и систематизация знаний

Цели  деятельности  

учителя

Главная  дидактическая  цель:  отработать  навыки  действий с  десятичными  дробями, умножение  и деление десятичных дробей  на  натуральное  число,  умножения,  деления   десятичных  дробей  на  10,  100,  1000 и т. д.;  способствовать  развитию  математической  речи,  оперативной  памяти,  произвольного  внимания,  наглядно-действенного  мышления;  воспитывать  культуру  поведения  при  фронтальной  работе,  индивидуальной  работе., при работе в паре.

Формировать  УУД:

Личностные:  способность  к  самооценке  на  основе  критерия  успешности  учебной  деятельности.

Регулятивные:  умения  определять  и  формулировать  цель  на  уроке  с  помощью  учителя;  проговаривать  последовательность  действий  на  уроке;  работать  по  коллективно  составленному  плану;  оценивать  правильность  выполнения  действия  на  уровне  адекватной  ретроспективной  оценки.   Планировать  свое  действие  в  соответствии  с  поставленной  задачей;  вносить  необходимые  коррективы  в  действие  после  его   завершения  на  основе  его  оценки  и  учета  характера   сделанных  ошибок;   высказывать  свое  предположение.    Самооценка – способность  осознать  то,  что  уже  усвоено,  и  то,  что  еще  нужно  усвоить,  способность  осознать  уровень  усвоения.  

Коммуникативные:  умения  оформлять  свои  мысли  в  устной  форме;  слушать  и   понимать  речь  других;  совместно  договариваться  о  правилах  поведения  и  общения  в  школе  и  следовать  им.  

Познавательные:  умения  ориентироваться  в  своей  системе  знаний,  отличать  новое  от уже  известного  с  помощью  учителя;  добывать  новые  знания;  находить  ответы  на  вопросы,  используя  учебник,  свой  жизненный  опыт  и  информацию,  полученную  на  уроке.

Планируемые  

образовательные  

результаты

Предметные: уметь умножать, делить десятичную дробь на натуральное число,  уметь умножать,  делить  десятичную дробь на натуральное число, на 10, 100, 1000 и т. д.;  применять  правило деления и умножения десятичной дроби на натуральное число  при  решении  упражнений,  закрепить  правила.

Личностные:  уметь  осуществлять  самооценку  на  основе  критерия  успешности  учебной  деятельности;  ориентироваться  на  успех  в  учебной  деятельности.  

Метапредметные:  регулятивные – уметь  определять  и  формулировать  цель  на  уроке  с  помощью  учителя;  проговаривать  последовательность  действий  на  уроке;  работать  по  коллективно  составленному  плану;  оценивать  правильность  выполнения  действия.   Планировать  свое  действие  в  соответствии  с  поставленной  задачей;  вносить  необходимые  коррективы   в  действие  после  его  завершения  на  основе  его  оценки  и  учета   сделанных  ошибок;  высказывать  свое  предположение.    

Коммуникативные - уметь  оформлять  свои  мысли  в  устной  форме;  слушать  и   понимать  речь  других;  совместно  договариваться  о  правилах  поведения  и  общения  в  школе  и  следовать  им.  

Познавательные - уметь ориентироваться  в  своей  системе  знаний,  отличать  новое  знание  от уже  известного  с  помощью  учителя;  добывать  новые  знания;  находить  ответы  на  вопросы,  используя  учебник,  свой  жизненный  опыт  и  информацию,  полученную  на  уроке.

Основные  понятия

Делимое,  делитель,  частное,   правила  деления и умножения

Ресурсы  

Н.Я. Виленкин,  В.И. Жохов,  А.С. Чесноков,  С.И. Шварцбурд,   учебник  для  5   класса  общеобразовательных  учреждений – М.: Мнемозина,  2017.  

А.С. Чесноков,  К.И. Нешков /  Дидактические  материалы  по математике  для  5  класса.  Пособие  для  учащихся  общеобразовательных  учреждений  – М.:  Классик  Стиль,  2017

Организация  

пространства

Фронтальная,  индивидуальная,  коллективная  работа.

Оборудование

Математический  класс, компьютер для учителя с мультимедийным проектором, экран, «Медицинские карточки» для каждого ученика, , «Рецепт» для домашнего задания, презентация для урока .

   

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

1

1.Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствуют учителя. Открывают тетради. Записывают число. Отвечают на поставленные вопросы

2мин

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог. Умение выделять нравственный аспект поведения

2

2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, умений, навыков учащихся

Вступительное слово учителя. Устный опрос пройденного материала

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем отвечают на поставленные  вопросы

4мин

Логический анализ объектов с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой  информации.

 Выделение и осознание того что уже пройден. Постановка учебной задачи на основе известного

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Слушать и вступать в диалог. Развитие познавательных интересов, мотивов Самоопределение

3

3. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

        

Вместе с учениками определяет цель урока

Определяют цель урока

4мин

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

Целеполагание

Постановка вопросов. Самоопределение Учебная мотивация

4

4. Актуализация знаний

С целью подготовки к к/р

Повторение пройденного материала устный счет

Решают примеры устного счета

Фронтальная работа

7мин

Поиск и выделение необходимой  информации

Выделение и осознание того что уже пройдено

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Слушать и вступать в диалог. Развитие познавательных интересов, мотивов Самоопределение

5

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Обобщение  и систематизация знаний

Создает ситуацию. В ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод. Направляет работу учащихся

Вспоминают правила работы с десятичными дробями. Записывают решения примеров  в тетрадь Выполняют групповую работу.

Работу в парах Самостоятельно решают задачи Делают сравнительный анализ полученного ответа. Выходят к доске. Находят ошибку в вычислениях.

17мин

Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений осознанное  и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной формах

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.

Умение слушать и вступать в диалог. Коллективное обсуждение проблем. Развитие познавательных интересов. Учебных мотивов.

6

Физкультминутка

Сменить деятельность. обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

1мин

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Предлагает  тестирование с целью проверки и контроля знаний. Выводит на экран ответы . Оценивает учащихся

Учащиеся выполняют работу. Видят свои ошибки. Получают оценки

6мин

Построение логической цепи рассуждений

Планировать  свое  действие  в  соответствии  с  поставленной  задачей

уметь  осуществлять  самооценку  на  основе  критерия  успешности  учебной  деятельности;  ориентироваться  на  успех  в  учебной  деятельности.  

8 Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Задает творческое домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание

2мин

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для мотивации учебной деятельности

Контроль. Коррекция .оценка. нравственно-этическая ориентация

9. Рефлексия ( подведение итогов занятия)

Ребята, ответьте мне вот на такие вопросы:

Какая же связь между 2-мя понятиями: математика и здоровье?

Помогает ли математика улучшению здоровья?

Влияет ли здоровье на изучение математики?

Что вынес каждый из Вас из сегодняшнего урока-игры?

Как сохранить свое здоровье и приумножить его?

Ответы учеников -

2мин

Оценка своей деятельности и других


Деятельность учителя

План урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний . умений,  навыков  учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач

 3. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

        

4. Актуализация знаний

С целью подготовки к к/р

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

6. Физкультминутка

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

 9. Рефлексия ( подведение итогов занятия)

I.Организационный момент

Психологический настрой. 1 минута

Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Вдохните в себя свежесть весеннего дня.   Повторяйте за мной:

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!  

Покажите мне свое «настроение» (Дети показывают смайлики0)

На экране   – (Слайд 1).   Откройте тетради. Запишите число-21 марта. Что за число сегодня  по календарю? (Это день весеннего равноденствия ). Кто знает что это  за день? (Простыми словами весеннее (а также осеннее) равноденствие — это переломное время года, когда день равен ночи. До этого момента ночь была длиннее дня, но после весеннего равноденствия световой день становится длиннее ночи.)

2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний  умений  навыков учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач

Вспомним  чем мы занимались на прошлых уроках? (ответы учеников: округляли десятичные дроби, умножали десятичное число на натуральное число, делили десятичное число на натуральное число и тд.)

Давайте вспомним правила: Слайд №2

Сформулируйте  правило умножения десятичной дроби на натуральное число (ответы детей)

Как умножить  десятичную дробь на 10, 100. 1000. и.т.д.

Сформулируйте  правило  деления десятичной дроби на натуральное число?

Как разделить десятичную дробь на 10, 100.1000 и.т.д.

3. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (ответы учащихся:  округлять, складывать, вычитать, умножать, делить десятичные дроби на натуральное число). Давайте попробуем определить тему и  цели урока, (ответы учащихся: решать задачи, уравнения. Примеры . подготовиться  к контрольной работе).

Слайд№3 Запишем тему урока: «Действия с десятичными дробями» Слайд№3

Урок у нас будет не совсем обычным – урок здоровья. Ребята, как вы думаете, а что такое «здоровье»? (ответы учащихся: чувствуешь себя хорошо, не болит голова, живот, руки, ноги). Правильно! Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь человека интересной и счастливой.

Какая же связь между 2-мя понятиями: математика и здоровье? На это вопрос вы ответите мне в конце урока.

 Сегодня мы с вами будем проходить медицинский осмотр в поликлинике имени Лобачевского. А кто же такой Лобачевский? (ответы детей) Мы будем ходить по поликлинике, и заходить к разным врачам. А вы врачей любите? (Ответы детей) Ну а наших врачей вы обязательно полюбите.

Слайд №4

Учащимся раздаются «Медицинские карточки» для прохождения медосмотра в поликлинике им. Н. И. Лобачевского

Слайд№5 Девиз нашего урока «Великим  математиком ты можешь и не стать, но  быть здоровым  ты обязан!!!!

 

4. Актуализация знаний

     С целью подготовки к к/р

Слайд№ 6  Нам сегодня будут помогать наши друзья: Карлсон, доктор Айболит, Незнайка, Заяц и Волк. Они нас будут водить по разным кабинетам.

Наши друзья считают, что день надо начинать с утренней гимнастики,

а урок математики – с гимнастики ума. Проведем устный счет.

( фронтальная работа)

25*3                                  

:15

+29

:17

________

    2

15*4

+16

:19

-4

_______

0

16*3

-12

:12

*23

________

69

20*5

-12

:11

+2

__________

10

56,77,

14,14.

2,87,

0,63,

21,07,

 7,35

-Прочитайте числа.

-Округлите каждое число до целых

-Округлите каждое число до десятых

-Умножьте каждое из чисел на 10

-Разделите каждое из чисел на 100

Слайд№7.

 Слайд№8

Слайд№9

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Слайд№10

Доктор Айболит поведет нас в первый кабинет. Как вы видите тут нас примет ОТОЛАРИНГОЛОГ. А что он будет проверять? (ответы детей)

И так зайдем и посмотрим, что нас там ждет?

(Ребята слушают задачу на внимательность и слух, решают в уме и говорят ответ).

В школе  40 учеников 3/4.  из них  занимаются в спортивных секциях. Сколько учеников школы занимаются спортом?

 40:4*3=30

Слайд№11

Если дети говорят верный ответ, то отоларинголог ставит диагноз: ЗДОРОВ,

Слайд№12

Видимо у Зайки зрение не очень. Итак, сейчас мы проверим ваше зрение.

Второй кабинет – офтальмолог

Слайд№13

Решите примеры и проверьте их правильность выполнения:

(групповая работа)

  1. 4Х-Х=8,7      

3х=8,7,    

х=8,7:3,

х=2,9

           

  1. 3у+5у=9,6    

8у=9,6,  

у=9,6:8,  

 у=1,2

             

                  3)2х+2,4=18,6    

                     2х=18,6-2,4,

                        2х=16,2,

                  х=16,2:2,

                  х=8,1

                               

                 4)2,8+х):9=0,8

                      2,8+х=0,8*9      

                       2,8+х=7,2

                        Х=7,2-2,8

                        Х=4,4

(те задания, которые плохо видны, увеличиваются с помощью лупы )

Слайд№14

Слайд№15: Судя по всему Волк не любит лечить зубы. Ну а вам, понадобиться решить задачу, чтобы пройти к следующему кабинету.

Третий кабинет – Стоматолог.

Слайд№16:В 5 классе 24 ученика. Нуждаются в лечение зубов несколько учащихся. Ребят со здоровыми зубами в 3 раза больше. Сколько ребят в классе со здоровыми зубами?

( работа в паре)

Ребята решают задачу самостоятельно. После меняются тетрадями и проверяют решения соседа. 

Слайд№17

Нуждаются в лечении зубов – х?

Со здоровыми зубами – 3х

Всего – 24 ученика.

Решение:

Пусть х – нуждаются в лечении, тогда 3х – со здоровыми зубами.

Если всего учеников 24, то можно составить уравнение:

                х+3х=24

                4х=24

                  х=6(уч)

                3*6=18(уч)            

Слайд№18

Слайд№19Карлсон поведет нас к хирургу. Сейчас проверим вашу подвижность.

6.Физкультминутка

Слайд№20

Слайд 21

Слайд№22 Заяц вместе с нами     невропатологу. А теперь проверим  вашу быстроту реакции.  Найдите  ошибку в вычислениях.

(учащиеся выходят к доске решают у доски)

Слайд№23

Слайд№24

Слайд№25

Врач невропатолог прописал всем нам пить успокоительный чай.

Трава пустырника - ? – 6 частей

Шишки хмеля - ? – 3 части

Листья мяты - ? – 2 части

Корень валерьяны - ? – 4 части

Всего – 300 грамм

Слайд№26

Слайд№27

Слайд№28

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Слайд№29 Последний кабинет, куда мы зайдем будет – терапевт. Сейчас мы проверим каково ваше математическое давление. Для этого мы проведем тестирование.

Слайд№30

Слайд№31

  1. Чтобы  умножить десятичную дробь на 10,100, 1000 и т.д., надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр влево, сколько нулей стоит в множителе  после единицы..(нет)

  1. Чтобы разделить  дробь на 10,100, 1000 и т.д., надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр влево, сколько нулей стоит в множителе  после единицы..(Да)
  2. 0,12 +0,4=0,16  (Нет)             6.  0,8+0,7+0,2=1,7(Да)
  3. 5-0,3=5,3      (Нет)                   7.  8,9*6=53,4 (Да)
  4. 6,25:5=12,5    (Нет)                  8.  х+2х=16,8 ,   х=5,6 (Да)

Слайд32Все врачи дали заключение, что класс здоров, значит вы готовы решать серьезные математические задачи.

 8.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Слайд33.У вас есть уже одно домашнее задание. По рекомендации терапевта Вам всем прописывается ежедневно принимать витамин “Мультивитоматематика”

А вот и рецепт этого витамина:

1) Устный счет ежедневно в течение 5-7 минут.

2) Перед выполнением домашнего задания по математике сначала изучить теорию, правила, формулы, законы.

3) Во время решения примеров и задач не отвлекаться, отключить телевизор, музыку.

4) В тетради должно быть все выполнено четко и аккуратно.

Слайд№35 .9. Рефлексия ( подведение итогов занятия)

Ребята, ответьте мне вот на такие вопросы:

Какая же связь между 2-мя понятиями: математика и здоровье?

Помогает ли математика улучшению здоровья?

Влияет ли здоровье на изучение математики?

Что вынес каждый из Вас из сегодняшнего урока-игры?

Как сохранить свое здоровье и приумножить его?

Настроение – это тоже показатель здоровья, здоровья души и чтобы поднять ваше настроение расскажу вам шуточную задачу:

История о том, как один рыбак  ходил на рыбалку.

Я встал пораньше, в четыре килограмма утра. Позавтракал плотно, выпил один километр молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него не малое, пять градусов. Утром было прохладно, температура всего десять часов тепла. Поэтому я шел  быстро, со скоростью шесть литров. Пришел, закинул удочки. Не прошло и двадцати сантиметров, как я поймал первую рыбу. Большущую – длиной пятьдесят минут и весом три километра в час. Отличная получилась уха.

Покажите мне, пожалуйста, свое настроение и я узнаю, понравился вам сегодняшний наш урок или нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Действия с десятичными дробями. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. План-конспект урока по математике для 9 класса VIII вида

Цель: учить выполнять элементарные расчеты платежей за коммунальные услуги, используя арифметические задачи    практического содержания по теме.Задачи:Образовательная: тренировать, учит...

Урок математики в 5 классе по теме "Деление десятичной дроби на десятичную дробь"

Целью урока является открытие алгоритма деления на десятичную дробь и применение его при решении учебных задач.Для проведения урока необходимо иметь мультимедийный проектор, компьютер и экран.Учитель ...

Технологическая карта урока "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей.", 5 класс

Технологическая карта урокаПредмет:     МатематикаКласс:    5Тема урока:    "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей."Тип урока: изучение и первичное ...