Статья "Развитие познавательной и творческой активности учащихся посредством внеклассных мероприятий".
статья по математике (7 класс) по теме

Оленникова Татьяна Николаевна

Организация внеклассных мероприятий по математике. Материалы для проведения математического турнира "Великолепная семерка", а  так же 4 приложения : 1. Магия чисел. 2. Примерный перечень пословиц и поговорок. 3.Тексты к конкурсу "Семь чудес света". 4. Вопросы блиц-турнира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной и творческой активности учащихся посредством внеклассных мероприятий.

Турнир «Великолепная семерка»

Оленникова Татьяна Николаевна, учитель математики

ГБОУ школа № 413 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

    Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразовании учебного материала с целью овладения новым знанием. Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Работая в группе, ученик учится высказывать, отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. У него вырабатываются навыки контроля за действиями других, самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся.

   Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционные уроки, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. Дидактическая игра, игровой компонент, соревнование, дух творчества и игры должны, я думаю, присутствовать на всех уроках в младших классах, тогда урок вызовет интерес, желание работать и знать предмет.

   В своей работе я применяю уроки-путешествия, уроки-турниры  и интегрированные уроки, которые тоже проводятся в нетрадиционной форме.

   Конкуры, турниры, викторины – соревновательные формы приобщения учащихся к познавательной деятельности. Дух соревнования способствует решению главной задачи – развитию интереса к различным отраслям науки, культуры, взаимному обмену мнениями, знаниями, умениями.

   Подростки охотно участвуют в разных соревновательных формах, но более всего им нравятся игровые конкурсы. Отсутствие шаблонов и оригинальность обеспечивают высокий зрелищный престиж игровых конкурсов и большую активность их участников. Примером такой формы является предлагаемый турнир «Великолепная семерка».

Ход занятия.

   Перед началом праздника в помещении, где он будет проходить, звучит музыкальная фонограмма (например: инструментальные пьесы Р. Паулса, мелодия оркестров Г. Миллера, П. Мореа и др.)

   В зале 7 столиков, на которых кроме табличек с их номерами, лежат карандаши, бумага, по возможности минеральная вода, чашки.

   На столе ведущего стоит большая корзина, в которой находятся, например, бублики-сушка. По ходу развития праздника ведущий объявляет конкурсные задания и максимальную оценку за каждое из них, но не в баллах, как это принято, а в бубликах. Праздник завершается за чашкой чая с бубликами.

1 Ведущий.  Здравствуйте, дорогие друзья! Наша сегодняшняя программа называется «Великолепная семерка». Надеемся, что она даст вам возможность хорошо отдохнуть, проявить находчивость, проверить знания. В центре нашего внимания будет цифра «семь». Замечали ли вы, друзья, необыкновенную распространенность этой цифры? Обратимся к истории древней цивилизации.

2 Ведущий.   Текст «Магия чисел» (Прилагается. Приложение № 1)

1 Ведущий.  Обратите внимание в зале 7 команд и в каждой из них 7 человек. Приверженность наша к этому числу достойна изумления. Это необыкновенное число! Программа сегодняшнего праздника – еще одно тому подтверждение.

2 Ведущий.  Итак, первый конкурс «Знакомство». По моему сигналу один из сидящих за столиком пишет на листке свое имя, передает карандаш и листок следующему игроку своей команды, который пишет свое имя, и так до тех пор, пока на листке не будут написаны имена всех семерых игроков. Как только команда выполнит задание, один из ее игроков поднимает листок в вытянутой руке.         Награда за победу в конкурсе «Знакомство» один жетон. Побеждает стол, который быстрее всех справится с заданием.

1 Ведущий.   Семерка украшает собой и сказки, и словари, и научные работы, и сборники пословиц – все, что угодно! Семерка не сходит у нас с языка! Не верите? А мы с вами сейчас убедимся в этом!

   Приглашаем команды к участию в аукционе «Пословицы и поговорки» Вам нужно назвать пословицы и поговорки, в которых упоминается цифра «семь». Жетон будет отдан команде, чья пословица или поговорка прозвучит последней. (Перечень пословиц и поговорок прилагается. Приложение № 2.)

2 Ведущий.   Мы предлагаем для вас танцевальную разминку. Танцуют все. Если кто-то из членов команды остается за столом, команда штрафуется на 1 жетон. Если вы не умеете танцевать, предлагаем вам под музыку делать зарядку, - не терять же команде жетон! И еще одно условие. Танцевальная разминка будет проходить как мини-марафон, т.е. пока она не закончится, никто из членов команды не садится за столик. Если это условие нарушается, то команда штрафуется. У нее отбирается жетон. Итак, танцевальная разминка. (5 – 10 мин.)

1 Ведущий.   Мы снова возвращаемся к цифре «семь». В конкурсе, который будет вам предложен сейчас, речь пойдет о великих произведениях древних мастеров. Изумленные современники по достоинству оценили эти творения рук человечества, оставив о них воспоминания в прозе и в стихах. Но до сегодняшнего дня они продолжают учить прекрасному, вдохновляют зодчих на творческие поиски и смелые решения. Может кто-то из вас догадался , о чем , собственно идет речь? Пожалуйста, подумайте, вспомните, что же связано с цифрой «семь». Угадавший получает жетон.

2 Ведущий.   Перечень «семи чудес света» был составлен в 1 веке до нашей эры. Никогда «семь чудес» не дополнялись восьмым. Наш следующий конкурс так и называется «Семь чудес света». Он проходит в два этапа. За победу в первом этапе команда получает один жетон, на втором – 3 жетона. (Для этого конкурса организаторам необходимо заранее приготовить 7 листков бумаги, на каждом из которых должен быть отпечатан текст об одном из семи чудес света. Каждый листок складывается в несколько раз, и на него наматывается по 7 нитей. Перед началом конкурса клубки кладутся на стол ведущего. Напротив каждого стола на расстоянии 5 – 6 метров ставятся стулья, на них любые емкости, например, коробки.

   Прошу подойти ко мне по одному представителю от каждой команды. Пожалуйста, посмотрите на эти клубки. Внутри каждого из них находятся сведения об одном из семи чудес света. Выбирайте, какой клубок вам больше нравится. Положите свой клубок в коробку на стуле, который стоит напротив вашего столика.

   Условия конкурса. По сигналу ведущего по одному игроку от каждой команды одновременно бегут к «своему» клубку, отматывают по одной нити, возвращаются на место, тоже самое проделывает каждый член команды. Последний игрок поднимает листок над головой.

1 Ведущий.   Переходим ко второму этапу конкурса. По моей команде каждый столик разворачивает листок  с текстом и, по мере готовности ответа, кто-то из членов команды дает нам знать об этом, подняв руку. На этом этапе конкурса скорость не имеет значения. Ценится точность ответа. Итак, пожалуйста, разверните листки. (Тексты прилагаются. Приложение №3)

2 Ведущий.   Объявляется «Блиц-конкурс». Я приглашаю от каждой команды по одному человек к столу, на нем лежат «билеты», на которых проставлены цифры от 1 до 7. Номерам «билета» соответствует блок из трех вопросов, на каждый из которых вы должны ответить в течение 10 – 15 секунд. Обдумывает ответ вся команда, но отвечает кто-нибудь один. За каждый правильный ответ на вопрос команда получает жетон. (Вопросы прилагаются. Приложение № 4)

1 Ведущий. Программа двух последних конкурсов была достаточно напряженной, поэтому предлагаем вам отдохнуть, приняв участие в танцевальной паузе. На этот раз без всяких условий; вы вольны выбирать – танцевать или не танцевать, как танцевать и с кем. ( 15 мин.)

2 Ведущий.   Все-таки цифра «семь» действительно вездесуща. Вы согласны со мной? Она не обошла своим вниманием и кинематограф. Если мы сейчас будем вспоминать названия кинофильмов, то обязательно обнаружим любимую и здесь. А чтобы убедиться в этом, мы проведем аукцион. Вы называете художественные кино- или телефильмы, в названиях которых есть цифра «семь». Можно вспомнить мультфильмы. Напоминаю: побеждает команда, которая последней сообщает нам такое название. Итак, аукцион «Кинопанорама»

   Аукцион «Кинопанорама». Проводится так же, как и аукцион «Пословицы и поговорки».

Заканчивается праздник подведением итогов, награждением победителей, чаепитием.

                         «Магия чисел»                                   Приложение № 1

   Большим почетом была окружена в древности семерка. Отголоски почитания этого числа дошли до наших дней, когда мы употребляем в речи пословицы и поговорки с числом 7 («Семь бед, один ответ», «На седьмом небе» и т.д.)

   Когда-то семерка была предельным числом, что подтверждают пословицы «Лук от семи недуг», «Семеро одного не ждут», где «семь» употреблялось в значении «все».

   Еще в Древнем Вавилоне были известны 7 планет, к которым причисляли тогда и Солнце и Луну. Все непонятные явления природы приписывались богам, и постепенно представление о богах соединялось с семью планетами. По ним стали считать и время. Так родилась семидневная неделя. Названия дней связаны с именами богов. Во многих языках эти названия остались и до сих пор: вторник у французов – марди (день Марса); среда – люнди (день Луны); воскресенье у немцев – зонтаг (день Солнца).

   «Семь» – стало священным числом. Его считали магическим. Возможно это объяснялось еще и тем, что человек воспринимает  окружающий мир (свет, звуки, запах, вкус) через «семь» отверстий в голове (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот).

   Рим и Киев были построены на 7 холмах. Согласно индийским преданиям, Будда сидел под фиговым деревом с 7 плодами. Не случайно в радуге 7 цветов и на свете 7 чудес.

   Это волшебное число 7 широко использовалось в сказках и мифах древнего мира. У Атланта, подпирающего плечами небесный свод, было 7 дочерей-плеяд, которых Зевс превратил потом в созвездие. Одиссей 7 лет был в плену у нимфы Калипсо. У вавилонян подземное царство окружено 7-ю стенами. У мусульман небесный свод состоит из 7-ми небес, и все угодные богу попадают на 7-е небо блаженства. У индусов есть обычай дарить на счастье 7 слоников. Великий пост у христиан длится 7 недель. В Библии повествуется о 7-ми светильниках, 7-ми ангелах, о 7-ми годах изобилия и 7 – голода. А вы знаете сколько раз в Библии встречается цифра 7? Более 160 раз. Вот, например, : потрудившись 6 дней над сотворением мира, Господь благословляет и освящает 7-й день – день, когда «почил от всех дел своих»; « 7 пар животных чистых и 7 пар чистых птиц небесных велено взять Ною в ковчег, ибо через 7 дней начнется великий потоп». Семерых бесов изгоняет Иисус из Марии Магдалины, семь слов произносит на кресте Христос и т.д. «Семиричность» мира проявляется, как думали, и в семи возрастах человеческой жизни:

  •  7  1 = 7 лет    (младенчество)
  •  7  2 = 14 лет  (отрочество);
  •  7 3 = 21 год  (юношество);
  •  7  4= 28 лет   (молодость);
  •  7  5 = 35 лет  (зрелость)  и т.д.

   Число 7 символизирует тайну, объединяет целостность 1 с идеальностью 6 и образует собственную симметрию, делающую его магическим числом.

   Люди с числом 7 нередко становятся лидерами и учителями самого высокого класса. Но для этого они должны много и упорно трудиться.

   Итак, ваше будущее в ваших руках.                                                                      

                                                                                                             Приложение № 2

                         Примерный перечень пословиц и поговорок.                  

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Один с сошкой, семеро с ложкой.

Семеро одного не ждут.

Седьмая вода на киселе.

За семь верст киселя хлебать.

За семи морями.

На седьмом небе.

У семи нянек дитя без глаза.

Семь бед – один ответ.

Семь футов под килем.

Семь пядей во лбу.

Семь пятниц на неделе.

Не велик городок, да семь воевод.

Семеро ворот, а все в огород.

Семь раз поели, а за столом не сидели.

Семимильными шагами.

Служил семь лет, выслужил семь реп, а и тех нет.

А ты, седьмой, у ворот постой.

За час семь потов сойдет.

Семь верст до небес.

         

                                                                                                 Приложение № 3

Тексты к конкурсу «Семь чудес света»

        Текст

Ответ

1

О каких из чудес света говорится в следующих стихотворных строчках               М. Лимеску «Величавы, как вечность, молчаливы, как смерть»

Пирамиды египетских фараонов и Сфинкс. Это единственное из семи чудес света, сохранившееся до наших дней.

2

Создание этого чуда легенда связывает с именем знаменитой царицы Ассирии, однако, оно было создано не ею и не в ее честь, а в честь Мидийской царевны – любимой жены царя Навуходоносора. Находилось оно в самом большом городе Древнего Востока – Вавилоне.

Террасные висячие сады Семирамиды в Вавилоне.

3

Третье чудо света строилось почти 120 лет. Это было сооружение из мрамора. Оно славилось великолепной отделкой и обилием драгоценных вещей. Здесь все находились в мире, и никто не мог схватить государственного преступника или беглого раба.

Храм греческой богини Артемиды в Эфесе.

4

Это чудо было создано гениальным скульптором Фидием из золота и слоновой кости более 2 тыс. лет назад. Многие произведения языческого искусства уничтожили христианские фанатики, но изумительное творение Фидия они разрушить не посмели. К сожалению, 4-е чудо света все же погибло во время пожара.

Статуя Зевса в Олимпии – «Зевс Олимпийский»

5

Один из самых грандиозных памятников греческой архитектуры – 5-е чудо света – простоял 19 веков. Был сооружен женой Карийского царя Мавсола.

Это его гробница, Галикарнасский Мавзолей на территории Турции. От имени Мавсола произошло слово «мавзолей»

6

Шестое чудо света сооружалось в течение 12 лет в память об успешной обороне острова. Это была самая большая статуя на свете, высотой 36 метров, она изображала бога, которого жители острова считали своим покровителем.

Статуя бога Солнца Гелиоса на острове Родос – «Колос Родосский»

7

Известное всем слово «фары» происходит от седьмого чуда света. Строительство этого сооружения заняло всего 5 лет, а простояло оно около 1500 лет, помогая кормчим.

Это был первый маяк, Фаросский маяк Александрии.

                                                                                                             Приложение № 4                           Вопросы «Блиц-конкурса»

        Текст

Ответ

1

1.Единица исчисления времени, равная семи дням.

2.Семь героев русской сказки «Репка».

3.В каком веке была семилетняя война?

1.Неделя

2.Репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.

3. 18 век (1756 – 1763гг)

2

1.Седьмой месяц года.

2.Режессер мультфильма «Белоснежка и семь гномов».

3.Как называется упряжка из семи лошадей?

1.Июль

2.Уолт Дисней.

3.Семерик

3

1.Седьмая буква алфавита.

2.Пожелания благополучного плавания с упоминанием цифры семь.

3.Как называется седьмая симфония Дмитрия Шостаковича?

1.Ё

2.Семь футов под килем.

3.Героическая.

4

1.Сколько будет 7  7 ?

2.Седьмой элемент таблицы Менделеева.

3.Ансамбль из семи голосов или 7 инструментов.

1. 49

2. Азот.

3. Секстет.

5

1.Какой праздник отмечается 7 января?

2.Назовите быстро семь цветов радуги начиная с красного.

3.В средневековой школе было «семь свободных искусств». Это: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия,… Назовите седьмой предмет.

1. Рождество.

2. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

3. Музыка.

6

1.Седьмая нота октавы.

2.Имена семи гномов в сказке «Белоснежка и семь гномов».

3.Режиссер фильма «Семеро смелых»

1. Си.

2. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

3. Сергей Герасимов.

7

1.Седьмая буква в слове «электрификация».

2.Автор сказки «Семь Симеонов».

3.Приказало солнце: «Стой, семицветный мост крутой!»

1. И.

2. Афанасьев.

3. Радуга

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод научного познания - как один из способов повышения познавательной и творческой активности учащихся

В статье рассматриваются комплексные проблемы, способствующие развитию умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности, которая: •    Способствует более глубокому и про...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы

Важной задачей современной  школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. ...

Инавационный опыт по теме "Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время".

Значимость данной темы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно мыслить, преобразовать знания, уметь ориентироваться на рынке труда....

Творческая презентация системы работы "Предметные недели как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"

Внеурочная работа – органичная часть учебного процесса, которая дополняет, развивает и углубляет его. Она рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развити...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках физики посредством использования современных образовательных технологий

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.  В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: информа...

Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"

Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического  обучения на уроках математики как средство повышения  познавательной  и...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии...