Актуальные вопросы формирования мотивации к обучению
методическая разработка по математике на тему

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivatsiya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Актуальные вопросы формирования мотивации к обучению»

Термин«мотивация». происходит от английского «movere» - «двигать». Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Наверняка, Вы и сами могли наблюдать признаки мотивации к обучению у своего ребенка: у него сияли глаза, он сосредоточенно делал уроки или учил что-то, получая от этого ни с чем не несравнимое удовольствие!

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной.

А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

 «Почему происходит снижение и потеря мотивации к обучению у школьников.»

Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.

Наша школа тому не исключение. На сегодня, среди обучающихся начальной школы процент детей с низким уровнем мотивации составляет более 20%, то есть каждый пятый  учащийся не хочет учиться. В среднем звене процент детей с низким уровнем учебной мотивации, к сожалению увеличивается.

Так почему происходит так, что ребенок может успешно учиться, но почему-то не хочет?

Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Основные факторы отрицательного отношения школьников к учебе:

  • заниженная мотивация к обучению
  • интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу
  • отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности
  • несформированность учебной деятельности
  • неумение действовать по инструкции взрослого
  • отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия

Что значит сформировать мотивацию к обучению? Это значит не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться.

Так что же все-таки делать?

  1. выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.

Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться.

- ошибки воспитательного характера – это:

* неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

* отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

* нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами»)

* неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека

* завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)

* «убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха и пр.)

  1. применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения. На своих уроках после выполнении каждого задания отрабатываю с каждым учеником навык самопроверки или взаимопроверки.
  2. В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка. 
  3. Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный. При этом, зачастую такой ребенок (вместо которого задание выполняют родители) вовсю манипулирует родителем, а родитель и не подозревает об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» - манипуляция чистой воды). На уроках даю дифференцированные задания.

  1. Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Для избежания таких случаев, важно иметь постоянный контакт родителей со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.
  2. Мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.

  1. Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка.  Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок.

  1. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый. Для подростка важно «не пилить», не наказывать, не сулить наград. Нужен контроль – помощь, а не контроль-давление. Для подростка важно поднимать тему профессионального определения. Провожу анкетирование.

  1. Не ожидайте немедленных успехов. Если последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации ребенка, то  непременно будет взлет.
  2. Важно поощрять ребенка за хорошую учебу.

Стимулы, применяемые мною на уроках математики:

  1. Оценка.
  2. Запись благодарностей в дневник.
  3. Словесное поощрение.
  4. Групповая работа.
  5. Назначение консультантов.
  6. Выставка лучших работ.

5-е классы - похвала, оценка, включение в учебную деятельность игр, юмористических минуток, взаимопроверка.

6-е классы – познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах, креативные минутки.

7-е классы – познавательные игры, юмористические минутки, оценка, похвала, дозированные домашние задания, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя.

Мнимые стимулы: обещание поставить «5», отпустить до звонка, обещание наказания (угроза вызвать родителей, поставить неудовлетворительную оценку), ссылки учителя на усталость, плохое самочувствие.

СТИМУЛЫ I ПОРЯДКА:

«Поощрение деятельности учащихся».

  1. Оценка.
  2. Яркая, образная эмоциональная речь учителя.
  3. Словесная похвала (молодец, умница и т.д.).
  4. Перспективы (практическое применение знаний в дальнейшем).
  5. Организация коллективной деятельности.
  6. Разноуровневые задания.
  7. Усложнение задания (выход на креативный уровень).
  8. Сравнение успехов ученика с его прежними результатами.
  9. Анализ учебных результатов учащегося учителями.
  10. Положительный пример.

СТИМУЛЫ II ПОРЯДКА:

«Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением».

  1. Занимательная ситуация.
  2. Дозированное домашнее задание.
  3. Познавательная игра.
  4. Использование элементов соревнования.
  5. Концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося.
  6. Креативная минутка.
  7. Оценка достижений учащегося на родительском собрании.
  8. Громкая демонстрация итогов деятельности ученика (чтение лучших сочинений классу).
  9. Проблемно-поисковая ситуация.
  10. Опора на анализ жизненных ситуаций.

СТИМУЛЫ III ПОРЯДКА

«Своевременная оценка деятельности учащихся».

  1. Контролируемое доверие.
  2. Задания практического характера.
  3. Юмористическая минутка.
  4. Запись благодарностей в дневник.
  5. Взаимоконтроль.
  6. Учебная дискуссия.
  7. Выставка лучших работ учащихся по итогам урока (четверти, года).
  8. Рейтинг по результатам учебной деятельности.
  9. Решение задач и проблем профессиональной направленности.
  10. Рецензия товарища на результат деятельности учащегося.

В качестве одного из потенциально эффективных средств развития познавательного интереса и активности учащихся сегодня выступают информационно-коммуникационные технологии.  Представление учебного материала с помощью компьютерных средств, использование сети Интернет в качестве источника информации и т.д. оживляют образовательный процесс, делая его ярким, запоминающимся и интересным для ученика. Особое внимание в этой связи хотелось бы уделить возможностям сети Интернет. В большинстве случаев глобальную сеть используют как дополнительный источник информации, не используя в полной мере других его потенциальных образовательных возможностей. Вместе с тем, Интернет сегодня является актуальным средством коммуникации, предоставляя широкий спектр возможностей организации взаимодействия субъектов образовательного процесса (образовательные форумы, телеконференции, чаты и др.), привлекающих не только содержанием, но и самим процессом коммуникации. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть в рамках специально организованного исследования возможностей Интернет-взаимодействия как средства развития познавательного интереса учащихся.

Литература:

  1. Щукина Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении», М., «Просвещение», 2000.
  2. Тарасова Е.И. Педагогическая мастерская по технологии. «Школа и производство», №4 2002.
  3. «Завуч»,№8 2003.
  4. http://www.emissia.org/offline/2008/1238.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к обучению на уроках химии и биологии

Формирование устойчивой мотивации на уроках биологии через включение каждого ученика в активную деятельности на уроках через развитие внимания - одного из основных условий успешного восприятия учебног...

Опорные схемы и алгоритмы как метод формирования мотивации к обучению на уроках русского языка и при подготовке к ГИА и ЕГЭ

Метод опорных конспектов эффективен при подготовке к ГИА  и ЕГЭ по русскому языку. Имея ограниченное количество часов по предмету, мы должны повторить и обобщить  весь учебный ма...

Актуальные вопросы формирования мыслительной операции обобщения у умственно отсталых учащихся

Своеобразие развития мыслительных операций у умственно отсталых детей определяет своеобразие образования и качества понятий о предметах и явлениях у этих детей. Слабость и недоразвитие у умственно отс...

доклад «Актуальные вопросы формирования УМК по предметам образовательной области учебного плана «Технология»,

В условиях реализации «Концепции модернизации Российского образования» обновление содержания образования по технологии характеризуется несколькими явными тенденциями....

Различные подходы к вопросу формирования мотивации к изучению иностранного языка

данная работа посвящена проблеме формирования мотивации, как основного условия повышения эффективности и качества обучения иностранному языку. Представлены различные подходы решения данной проблемы, р...

фОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПУТЕМ ИНТЕНСИФИКАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

quot;Музыкальное воспитание-это тне воспитание музыканта, а, прежде всего. воспитание ЧЕЛОВЕКА."     В.А.  Сухомлинский....