Оценка образовательных результатов учащихся по математике в условиях ФГОС
статья по математике на тему

Лысенко Наталия Николаевна

Статья посвящена видам .формам,оценивания в зависимости от результатов ообучения(предметных,метапредметных,личностных)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья204.06 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка образовательных результатов учащихся по математике в условиях ФГОС.

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера .

                                                              Д. Дьюи

Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из важных проблем обучения, решение которой призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы мотивировали учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.

Система оценивания должна быть устроена так, чтобы с ее помощью можно было:

  • устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;
  • получать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;
  • отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта, и в частности в достижении планируемых результатов освоения программ основного образования;
  • обеспечивать обратную связь: учитель – учащийся – родители;
  • отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

В соответствии с Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) система оценивания строится на основе следующих общих принципов:

  • Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
  • Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие образовательным (учебным) целям.
  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  • Оценивать можно только то, чему учат.
  • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.

         Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

 Комплексный подход к системе оценивания в школе позволяет вести оценку достижений обучающихся по трем группам результатов обучения: личностным, метапредметным и предметным.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельному предмету (математике, алгебре, геометрии).

При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, часто в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.

Под личностными результатами в стандарте понимается: становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников основной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

Особенность этой группы планируемых результатов заключаются в том, что в их описании отсутствует блок «Выпускник научится». Это значит, что личностные результаты обучающихся в полной мере с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.

Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделах: «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия».

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Другими словами, основное содержание оценки метапредметных результатов в школе строится вокруг понятия «умение учиться».

В силу своей природы, являясь, по сути, ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно, уровень их сформированности может быть качественно оценен и измерен:

  • достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД;
  •  достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике и другим предметам с учетом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся;
  • достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе или комплексных заданий, которые позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с информацией.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

По итогам выполнения работ выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

 Виды оценивания:

  •  стартовая диагностика;
  • текущее оценивание;
  • итоговое оценивание;
  • нестандартизированные виды оценивания.

      Стартовая диагностика

Проводится в 5-9 классах для определения:

  • уровня остаточных знаний,
  • сформированных УУД,
  • организации коррекционной работы в зоне «актуального развития».

Работы проводятся на 1-2 неделе сентября:

  • Используется инструментарий , по содержанию равнозначный использованному в конце предыдущего класса;
  • Позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить “зону ближайшего развития ученика.
  • Результаты фиксируются в сводных таблицах, где указаны проверяемые умения, в листах индивидуальных достижений.

          Текущее оценивание

 Процесс оценки учителем результатов и достижений, полученных в ходе осуществляемого постоянно и систематически наблюдения за деятельностью учащихся, урочной и внеурочной деятельности, выполнения стандартизированных проверочных, контрольных ,диагностических работ и т.д. , а также выполнения нестандартизированных работ, проектов, творческих, практических работ . К текущему оцениванию можно отнести самооценивание  и взаимооценивание учащихся.

 Итоговое оценивание

Годовые проверочные работы (конец апреля-май)

Цель:

  • оценка способности учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами данного предмета.
  • сформированность УУД на межпредметной основе.

Последовательность действий учителя:

  • определить результаты по каждому разделу в соответствии с используемым УМК;
  • выделить умения, которые характеризуют достижение этого результата;
  • определить умения в каждом разделе, которые характеризуют обязательный уровень достижения результата, и необходимы для обучения в следующем классе;
  • определить количество и уровень заданий по каждому разделу;
  • составить задания разных типов заданий: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым ответом;
  • дать характеристику каждому заданию.

Нестандартизированные виды оценивания

  • проекты
  • практические работы
  • творческие работы
  • исследовательские работы
  • портфолио
  • самооценка,самоанализ и т.д.

 Выдвигается новый набор требований к выставлению оценки.

  •  Оценивается любое, особенно успешное, действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи.
  •  Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную оценку.
  •  За каждую учебную задачу или группу заданий – задач, показывающих овладение отдельным умением, — ставится отдельная отметка.
  •  Отметки выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника).
  • За каждую задачу проверочной (контрольной работы) по итогам темы отметки ставятся всем ученикам. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать контрольную работу. В таблицу требований  заносятся обе отметки.
  • За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика.

 Список литературы

  1. Асмолов А.Г. и др. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
  2. Лукичева Е.Ю. ФГОС: обновление содержания и технологий обучения математике. 2-е изд., доп. и испр. СПб.: СПб АППО, 2013.
  3. Стандарты второго поколения: примерные программы по учебным предметам. Математика 5–9 классы. М.: Просвещение, 2011.

            4. http://beestudy.ru/sistema-ocenki-po-formirovaniju-uud-po-predmetu-  matematika/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Августовское совещание учителей математики и информатики Аксубаевского муниципального района " Оценка образовательных достижений учащихся по математике"

Оценка предметных результатов обучения (2 слайд)Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для дан...

Построение системы оценки образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО

В статье содержится обобщение опыта работы по итогам реализации школьного инновационного проекта в 2013 - 2015 гг. в ходе подготовки школы к переходу на ФГОС ООО,  предствлены апробированные подх...

Формирующее оценивание как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся. (Уроки русского языка и литературы).

Освоение новых приемов формирующего оценивания позволяет  повысить  профессиональный уровень, сделать уроки более эффективными и интересными, достичь более высоких итоговых результатов ...

Оценка образовательных результатов учащихся

Пересмотр целевых установок и приоритетов влечёт за собой возникновение новых подходов к оцениванию качества учебных достижений обучающихся. Оценивание позволяет учащемуся проверить свою степень готов...

Современный подход к оценке образовательных результатов учащихся

В современном обществе востребованы образованные люди, которые отличаются мобильностью, могут работать в команде, принимать на себя ответственность за принятые решения и отвечать за полученный результ...

Статья "Формирующее оценивание как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся"

Характеристика современного подхода к оценке образовательных результатов учащихся  с презентацией - учителем-практиком....