Элективный курс "Теория чисел" для учащихся 9 класса
рабочая программа по математике (9 класс) по теме

Шахов Денис Эдуардович

Данный материал содержит программу и календарно-тематическое планирование элективного курса "Теория чисел" для учащихся 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass._teoriya_chisel.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс «Теория чисел»                                                                                  9 класс

Пояснительная записка

Программа составлена на основе анализа содержания школьных олимпиад различных уровней, а также содержания рабочей программы по математике в средней школе и учёта индивидуальных особенностей учащихся.

В связи со спецификой, элективный курс проводится в лекционно-семинарской форме.

Основными целями проведения данного элективного курса являются: расширение математических знаний учащихся, создание мотивации к углублённому изучению математики, знакомство их со всевозможными нестандартными приёмами решения задач повышенного уровня сложности и задачами, нестандартно сформулированными, знакомство с дополнительной математической литературой, знакомство с понятиями, не входящими в обязательный школьный курс математики.

Программа элективного курса предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к математике, развитию логического и пространственного мышления, творческих навыков. В сочетании с активными методами обучения программа предусматривает выработку навыков  самостоятельного творческого  решения поставленных проблем, способствует развитию индивидуальных способностей учащихся.

Значительное место в данном элективном курсе уделяется самостоятельной математической и творческой деятельности учащихся: решению задач и примеров, проработке теоретического материала, чтению дополнительной литературы, знакомству с жизнью и научной деятельностью выдающихся математиков и т.д.

Программа является составной частью концепции эффективного обучения математике и предполагает ежегодную корректировку.

Принципы построения элективного курса

Программа элективного курса построена в соответствии с учётом специфических особенностей рабочей программы по математике в 9 классе.

Основными принципами построения программы являются: систематизация, обобщение, расширение и углубление знаний и умений, приобретение новых знаний через различные формы организации учебной деятельности, интеллектуальное развитие учащихся через приобщение к различным формам и методам творческой и исследовательской деятельности, реализация межпредметных связей. Основным приоритетом является метод познания.

Основными видами занятий являются лекции-семинары.

Основная цель лекции: формирование теоретических знаний (совместная работа преподавателя и учащихся по разрешению поставленной проблемы, структурное представление рассматриваемой темы, работа по заданным алгоритмам и составлению новых).

Цель практических занятий – освоение методов решения задач с помощью приобретённых теоретических знаний и нахождения оптимальных способов достижения конечной цели, разработка алгоритма решения отдельных нестандартных задач.

Цель решения нестандартных задач – интеллектуальное развитие учащихся, раскрытие индивидуальных особенностей учащихся, формирование личности будущего специалиста.

Освоение содержания данного элективного курса осуществляется в процессе математической деятельности учащихся, которая предполагает использование приёмов и методов мышления: индукции и дедукции, обобщения и конкретизации, классификации и систематизации, абстрагирования и аналогии.

Требования к математической подготовке учащихся

Углублённое изучение математики предусматривает, прежде всего, более высокий уровень владения материалом, что отражено в изложенных ниже общих требованиях.

Учащиеся должны уметь: 

  • точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач и доказательстве теорем;
  • правильно пользоваться математической терминологией и символикой;
  • правильно проводить логические рассуждения, формулировать утверждение, обратное данному, его контрпозиции и отрицания, приводить примеры и контрпримеры;
  • применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе решения задач;
  • применять изученные алгоритмы для решения соответствующих  задач;
  • применять рациональные приёмы вычислений и тождественных преобразований;
  • использовать наиболее употребительные эвристические приёмы.

Знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определённые функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

Содержание

1. Вводное занятие (2 часа)

Ознакомление со структурой курса. Исторические сведения (история возникновения и становление теории чисел, вклад учёных-математиков в развитие теории чисел). Проблемы в теории чисел (в частности, актуальные).

2. Теория делимости (12 часов)

Делимость: определение, свойства, примеры. Теорема о делении с остатком. Простые числа: определение и алгоритм отыскания (решето Эратосфена). Некоторые виды простых чисел (Мерсенна, Ферма). Понятие о псевдопростых числах. Основная теорема арифметики. Теорема о количестве делителей натурального числа. Понятие и примеры совершенных и дружественных числах. НОД и НОК нескольких чисел. Алгоритм Евклида. Тождество Безу. Взаимно простые числа. Функция Эйлера и её свойства.

3. Уравнения в целых числах (8 часов)

Основные факты, необходимые при решении уравнений в целых числах: свойства факториалов, свойства точных квадратов, формулы сокращённого умножения, малая теорема Ферма, Великая теорема Ферма. Диофантовы уравнения первой степени с двумя неизвестными: определение, условие существования решений, формулы нахождения решений, три способа нахождения частного решения. Задача Пифагора: постановка, геометрическая интерпретация и нахождение общего решения. Отработка навыков решения диофантовых уравнений тремя способами. Решение уравнений в целых числах: применение всевозможных изученных методов и их систематизация.

4. Сравнения и вычеты (4 часа)

Определение сравнения. Признаки сравнимости. Свойства сравнений. Понятие и свойства классов вычетов. Системы вычетов: полная и приведённая.

5. Цепные дроби (4 часа)

Основные понятия и примеры. Свойства цепных дробей. Применение цепных дробей

6. Обзорные занятия (2 часа)

Выступления учащихся с докладами

Календарно-тематическое планирование

Кален.
сроки

Наименование тем и их
краткое содержание

Кол-во
часов

Вид
занятия

1.

2.09.17 – 9.09.17  

Вводное занятие

2

Ознакомление со структурой курса. Исторические сведения (история возникновения и становление теории чисел, вклад учёных-математиков в развитие теории чисел). Проблемы в теории чисел (в частности, актуальные).

Лекция

2.

16.09.17 – 9.12.17  

Теория делимости

12

Делимость: определение, свойства, примеры. Теорема о делении с остатком. Простые числа: определение и алгоритм отыскания (решето Эратосфена). Некоторые виды простых чисел (Мерсенна, Ферма). Понятие о псевдопростых числах. Основная теорема арифметики. Теорема о количестве делителей натурального числа. Понятие и примеры совершенных и дружественных числах. НОД и НОК нескольких чисел. Алгоритм Евклида. Тождество Безу. Взаимно простые числа. Функция Эйлера и её свойства.

Лекция-семинар

3.

16.12.17 – 17.02.18

Уравнения в целых числах

8

Основные факты, необходимые при решении уравнений в целых числах: свойства факториалов, свойства точных квадратов, формулы сокращённого умножения, малая теорема Ферма, Великая теорема Ферма. Диофантовы уравнения первой степени с двумя неизвестными: определение, условие существования решений, формулы нахождения решений, три способа нахождения частного решения. Задача Пифагора: постановка, геометрическая интерпретация и нахождение общего решения. Отработка навыков решения диофантовых уравнений тремя способами. Решение уравнений в целых числах: применение всевозможных изученных методов и их систематизация.

Лекция-семинар

4.

24.02.18 – 17.03.18

Сравнения и вычеты

4

Определение сравнения. Признаки сравнимости. Свойства сравнений. Понятие и свойства классов вычетов. Системы вычетов: полная и приведённая.

Лекция-семинар

5.

24.03.18 – 21.04.18

Цепные дроби

4

Основные понятия и примеры. Свойства цепных дробей. Применение цепных дробей

Лекция-семинар

6.

28.04.18 – 5.05.18

Обзорные занятия

2

Выступления учащихся с докладами по выбранным темам

Семинар

Итого: 32 часа

Литература

1. Алфутова Н.Б. Устинов А.В. Алгебра и теория чисел. Сборник задач для математических школ –М.: МЦНМО, 2009 – 336 с.

2. Бухштаб А.А. Теория чисел –М.: Просвещение, 1966 – 384 с.

3. Виноградов И.М. Основы теории чисел –СПб.: Лань, 2004 – 176 с.

4. Воробьёв Н.Н. Признаки делимости –М.: Наука, 1974 – 80 с., илл.

5. Гельфонд А.О. Решение уравнений в целых числах –М.: Наука, 1983 – 64 с., илл.

6. Калужнин Л.А. Основная теорема арифметики –М.: Наука, 1969 – 32 с., илл.

7. Оре О. Приглашение в теорию чисел –М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1980 – 128 с., илл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТАКАЯ РАЗНАЯ МАТЕМАТИКА» (элективный курс для учащихся 9 класса, 34 часа)

Данный элективный курс адресован учащимся 9 класса, собирающимся продолжить обучение в классах естественнонаучного профиля, а также учащимся, ориентированным на гуманитарный профиль, но интересу...

«МАТЕМАТИКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» (элективный курс для учащихся 9 класса, 10 часов)

Курс является межпредметным и характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к решению задач на проценты, сложные проценты, выявлением их практической знач...

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Деловой английский"

Курс является элективным и  предусматривает дополнения к темам базовой программы, расширение и углубление знаний учащихся по предмету « Иностранный язык». Курс рассчитан на 34 часа и включает в с...

Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)

Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым ...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10–11-Х КЛАССОВ "ПРАКТИКУМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ"

Предлагаемая программа курса физики составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования, соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников...

Программа элективного курса для учащихся 10-11 класса "Умей владеть словом"

Элективный курс предназначен для углубления знаний по некоторым разделам стилистики. Электив имеет значение и в подготовке учащихся к ЕГЭ-25 задание"Имеется рецензия....

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 9-х классов основной школы «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВА»

Данный курс  нацелен  на  углубленную предпрофильную подготовку обучающихся 9 классов с тем, чтобы познакомить их с историей и развитием зарубежной и отечественной правовых систем. Наст...