Конспект урока по математике в 5-м классе по теме "Обыкновенные дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

ГЛУЩЕНКО ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_matematike_v_5.doc267.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике в 5-м классе по теме "Обыкновенные дроби"

Цель:

  1. Обобщить и систематизировать умения и навыки определения вида дробей, сравнения дробей, провести диагностику выявления уровня подготовленности детей к восприятию дальнейшего материала.
  2. Учить применять знания в практической ситуации, формировать отношение ответственности к полученному заданию.
  3. Развитие познавательного интереса, творческих способностей, выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы, формировать положительный мотив учения, развитие умений учебно-познавательной деятельности.

Содержание темы: Данная тема по программе любого действующего учебника по математике из Федерального комплекта.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации, проводимый в форме урока – путешествия.

Организационные формы общения:

  • групповая;
  • индивидуальная;
  • коллективная.

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа, с последующей постановкой цели урока (игровой замысел).
  2. Входной контроль – игровые действия, в процессе которых происходит актуализация опорных знаний.
  3. Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний.
  4. Итог игры, подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

Оборудование:

1. Видеомагнитофон с записью фрагмента;

2. Перфокарты на каждого ученика;

3. Рисунок Солнца и лучей на каждого ученика;

4. Цветные карандаши;

5. Магнитофон со звуками Земли (шум прибоя, щебет птиц и т.д.);

6. Листочки с записями вопросов по теме;

7. На доске рисунок ракеты, бумажные звезды;

8. Лист настроения для каждого ученика. (изображены лица с различным выражением: улыбающееся, грустное, без эмоций).

На доске записан план урока:

  1. Допуск к полету.
  2. Ликбез.
  3. Гость на корабле!
  4. Вспомним о Земле.
  5. Сотворим! (Взгляд их космоса).
  6. Солнечный бенефис.
  7. Мягкая посадка.

Ход урока

1. Орг. момент. Здравствуйте, дети! Садитесь. Проверим нашу готовность к уроку. Запишите в тетрадях число, классная работа. У каждого из вас на парте лежит лист настроения. Я прошу вас на этом листе отметить личико человечка, настроение которого совпадает с вашим. Лист отложите на край парты, и начнем урок.

2. Постановка темы урока. Сегодня на уроке мы отправимся в космический полет, в котором вам понадобятся ваши знания по математике, умение сравнивать дроби и определять их вид. Наша миссия заключается в том, что мы должны совершить виток вокруг Солнца, провести исследования, связанные с его лучами и вернуться на Землю, совершив по возможности мягкую посадку. Я уверена, что наша миссия выполнима.

3. Устная работа. Чтобы попасть на корабль мы должны получить допуск к полету, а для этого вспомнить некоторые правила: - Что такое дробь? Что показывает числитель дроби? Что показывает знаменатель дроби? Какие виды дробей Вы знаете? Какую дробь называют правильной? Какую дробь называют неправильной? Может ли правильная дробь быть больше единицы? Всегда ли неправильная дробь больше, чем единица? Как сравнить две дроби, одна их которых правильная, а другая неправильная? Как сравнить две дроби с одинаковым знаменателем? (Дети с доски снимают звезды, читают вопрос, написанный на обратной стороне и отвечают на него. Класс оценивает ответ. По окончании этой работы на доске появляется девиз урока). Прикрепить девиз. (Будем учиться, будем расти, к звездам далеким проложим пути).

Допуск получен и полет начался.

4. Ликбез – это посещение планеты «Ликбез». (Ликвидация безграмотности). Нужно правильно прочитать следующие записи и дать объяснение выделенным дробям: 3/4, 11/10, 6/12, 3/1000, 5/247, 3/8, 9/5, 8/9, 7/14. (Дети объясняют смысл дроби).

5. Гость на корабле! Сегодня на уроке у нас гость. Это учитель из г. Санкт- Петербурга Анатолий Арсеньевич Окунев. Он хочет поделиться с вами своими знаниями. Давайте его послушаем. (см. видеозапись на кассете, Окунев А.В.)

Докажите, что 10/20 = 1/2. (Один человек из класса выполняет доказательство на доске, остальные – в тетради).

6. Физминутка. Все космонавты, находясь в космосе, очень скучают по дому, по родной планете. Мы сейчас послушаем звуки нашей планеты и попробуем определить, что это за звуки. (Релаксация - рассвет у моря). (Сделать несколько упражнений). Включить магнитофон со звуками шума волн пения птиц.

7. Сотворим! (На корабле работает художественная мастерская). Каждому ряду предстоит выполнить задание: изобразить портрет дроби. Для первого ряда дробь 3/10, для второго – 7/10, для третьего – 5/10. У вас на партах есть «холст», на котором вы будете работать. (Дети в течение 1-2 минут изображают дробь. Создается портрет дроби и персональная выставка каждого ряда).

Показать получившиеся портреты, отметить наиболее удачные.

8. Солнечный бенефис. Мы в математическом полете, и поэтому Солнце тоже математическое и лучи у него не просто лучи, а числовые лучи. Чтобы наша миссия была выполнена, нужно дроби, изображенные на звездах расположить правильно на солнечных числовых лучах. Таким образом, мы совершим виток вокруг Солнца и сможем лететь домой.3/4, 1/4, 6/4, 5/4, 2/4, 4/4. Сделайте вывод о взаимном расположении дробей и сравните их. (Дети делают выводы). Итак, миссия выполнена. Летим домой!

9. Самостоятельная работа. Чтобы посадка была мягкой необходимо поработать с перфокартами, которые находятся на партах. Задание - сравнить дроби. Задание выполняется по вариантам. Дети выполняют задание под копирку и сдают оригинал работы. Проверка по готовому эталону. (Время выполнения примерно 3 – 4 минуты).

10. Итог урока. Сначала подводят итог ученики, а потом, при необходимости, дополняет учитель. Отметка в листе настроения. (2-3 минуты).

11. Домашняя работа. (1 минута). Сочинить стих о сегодняшнем полете или дополнить рифмы до стихотворения.

  • Летали;
  • Знали;
  • Учили;
  • Повторили;
  • Решать;
  • На пять.

Резерв.

  1. Одна тысячная километра – это …
  2. Одна триста шестьдесят пятая года – это …
  3. Одна двадцать четвертая суток – это …
  4. Одна шестидесятая часа – это …
  5. Одна двенадцатая года – это …
  6. Две шестидесятых минуты – это …

Обыкновенные дроби, сравнение обыкновенных дробей

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать умения и навыки определения вида дробей, сравнения дробей, провести диагностику выявления уровня подготовленности детей к восприятию дальнейшего материала;
  • учить применять знания в практической ситуации, формировать отношение ответственности к полученному заданию;
  • развитие познавательного интереса, творческих способностей, выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы, формировать положительный мотив учения, развитие умений учебно-познавательной деятельности.

Данный урок является уроком повторения, обобщения. Учебный материал я отбирала в соответствии с программными требованиями, при этом учитывала особенности восприятия материала учеников 5 класса.

Урок проводился в форме урока–путешествия. Использовала такие методы обучения, как игровая ситуация. Причиной выбора этого метода является то, что он повышает интерес к занятиям, облегчает восприятие, снимает нервное напряжение и повышает эффективность урока. Все этапы урока соблюдены и, благодаря форме урока, имеют плавный переход от одного к другому.

Сочетание различных форм работы (индивидуальная, фронтальная, групповая) позволило вовлечь учащихся в активный процесс общения. Фронтальная работа предусматривала совместную деятельность учителя и учеников. Для стимулирования мыслительной деятельности учащихся я использовала объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый метод, исследовательский, а также такой прием, как просмотр учебного материала с использованием видеомагнитофона.

Зрительному восприятию способствовала подобранная наглядность (Рисунки, эталон выполнения самостоятельной работы).

В начале урока я, в отличии от традиционного начала – проверки домашнего задания, провожу актуализацию знаний, стараясь вызвать интерес к познанию. Урок сопровождается атмосферой сотрудничества. Я думаю, что такой подход имеет важное воспитательное значение.

На уроке ученикам я сообщила тему, цели урока, а девиз урока был найден с помощью выполнения простейших заданий по теме.

На уроке использовала принцип от простого к сложному, принцип доступности. Так, посещение планеты «Ликбез» соответствовало простому заданию: прочитать дроби и для некоторых из них дать объяснение. Просмотр видеозаписи имел несколько целей: во-первых, дети узнали новое о дробях, а во-вторых «познакомились» с учителем Санкт-Петербурга Окуневым А.А., технологию которого используют многие учителя математики.

Используя здоровьесберегающие технологии, я провела физминутку. Физминутка - релаксация урока была связана с эмоциональной составляющей урока и очень хорошо подходила к игровой ситуации урока. Ребята говорили о своих ассоциациях, слушая звуки шума волн и пения птиц, тем самым, отвлекаясь на время от умственного труда. Произошла смена деятельности в предметном смысле.

Одной из задач урока являлось развитие творческих способностей учащихся. Эта задача была реализована в процессе создания «портрета» дробей, где ученики работали группами. Результаты работы составили детскую выставку творчества, которую можно использовать при дальнейшем изучении темы «Дроби». Умение применять знания в практических ситуациях прослеживалось в Солнечном бенефисе. Дети использовали ранее повторенные знания сравнения дробей и изображения их на числовой прямой. Происходило вербальное общение, развитие логического мышления, с помощью которого, в частности, и была достигнута цель урока. В соответствии с рациональной организацией урока, заключительной его частью являлась работа с перфокартами, с последующей проверкой по эталону. Цель этого этапа – определить, насколько хорошо и точно усвоена эта часть учебного материала, и можно ли двигаться дальше, организовывать усвоение учащимися новой части учебного материала.

Домашнее задание разноуровневое, творческое, дает учащимся право выбора. Первый вариант предполагает сочинение стихотворения о математике, второй – носит творческий характер, но необходимо дополнить до стихотворения рифму, используя предложенную. Эта рифма, сама по себе, уже наталкивает на содержание сочинения, то есть содержит подсказку к домашней работе.

Я считаю, что цель урока достигнута. Выводы, сделанные учащимися отражают их понимание темы.

Данная форма проведения урока, использованные методы и приемы способствовали развитию мышления, творчества, умению обобщать, а также способствовала формированию интереса к предмету

ОТКРЫТЫЙ    УРОК  по физике

в    8 классе

Тема :                        КОЭФФИЦИЕНТ            ПОЛЕЗНОГО    ДЕЙСТВИЯ                ДВИГАТЕЛЯ.

Цель урока: научиться рассчитывать КПД теплового двигателя, воспитывать бережное отношение к окружающей нас среде.

Ход урока.

1.     Организационный момент.

2.     Актуализация знаний 

*    устный опрос по вопросам:

1)    Что такое тепловой двигатель?

2)    Из каких основных элементов состоит двигатель?

3)    Сколько существует тактов в цикле работы двигателя?

4)    Охарактеризуйте первый такт двигателя?

5)    Охарактеризуйте второй  такт двигателя?

6)    Охарактеризуйте третий такт двигателя?

7)    Охарактеризуйте четвертый такт двигателя?

8)    Что такое паровая турбина?

9)    Какие экологические проблемы возникают при использовании двигателей?

*    письменное заполнение таблицы.

Вид транспорта

Тип двигателя

1.     Автомобильный

 

2.     Железнодорожный

 

3.     Водный

 

4.     Воздушный

 

 

 

 

*    выполнение теста.

Тест «Тепловые двигатели».

ВАРИАНТ 1

1. В тепловых двигателях...

А. ... механическая энергия полностью превращается во внутреннюю энергию.

Б. ... внутренняя энергия топлива полностью превращается в механическую энергию.

В. ... внутренняя энергия топлива частично превращается в механическую энергию.

Г. ... механическая энергия частично превращается во внутреннюю энергию.

2. Какие двигатели из ниже перечисленных называются тепловыми?

1) двигатель внутреннего сгорания.

2) Паровая турбина.

3) Реактивный двигатель.

А. Только 1.                                        В. Только 3.

Б. Только 2.                                        Г. 1,2 и 3.

3. На рисунке показан разрез двигателя внутреннего сгорания. Каким номером на схеме обозначен поршень?

А.1.                       Б.2.                     В.3.                       Г.4.

 

4. В двигателе внутреннего сгорания клапаны закрыты, поршень движется, сжимая горючую смесь. Как называется этот такт?

А. Выпуск.

Б. Рабочий ход.

В. Впуск.

Г. Сжатие.

5. Ниже перечислены различные технические устройства. В каком из них используется двигатель внутреннего сгорания?

1) Троллейбус.

2) Паровоз.

3) Автомобиль.

4) Тепловая электростанция.

А.1.                                   В.3.

Б.2.                                   Г.4.

 

 

 

ВАРИАНТ 2

1. В тепловых двигателях...

А. ... механическая энергия частично превращается во внутреннюю энергию.

Б. ... механическая энергия полностью превращается во внутреннюю энергию.

В. ... внутренняя энергия топлива полностью превращается в механическую энергию.

Г. ... внутренняя энергия топлива частично превращается в механическую энергию.

2. Какие двигатели из ниже перечисленных называются тепловыми?

1)Двигатель внутреннего сгорания.

2)Газовая турбина.

3)Паровая машина.

А. Только 1.                              В. Только З.

Б. Только 2.                              Г. 1,2 и З.

3. На рисунке показан разрез двигателя внутреннего сгорания. Каким номером на схеме обозначен клапан?

А.1.                      Б.2.                 В.З.                       Г.4.

 

4. В двигателе внутреннего сгорания клапаны закрыты, образовавшиеся при сгорании горючей смеси газы давят на поршень и толкают его. Как называется этот такт?

А. Выпуск.

Б. Рабочий ход.

В. Впуск.

Г. Сжатие.

5.  Ниже перечислены различные технические устройства. В каком из них не используется двигатель внутреннего сгорания?

1) Газовая турбина.

2) Паровая машина.

3) Автомобиль.

4) Троллейбус.

А.1.                         В.З.

Б.2.                         Г.4.

 

 

 

*    групповое выполнение мозаики.

Результаты выполнения записываются в отчетную таблицу.

 

ОТЧЕТНАЯ ТАБЛИЦА.

Вид работы

Номер задания

Итого

Таблица

  1

2

3

4

 

 

 

 

 

Тест

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

Физическая мозаика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего ______________ баллов.

12 баллов и более - « 5 »

9 – 11 баллов         - « 4 »

7 – 9 баллов           - « 3 »         

Оценка ________________

 

 

 

 

3.     Изучение нового материала.

Учитель задает вопрос: как вы думаете вся внутренняя энергия вырабатываемая двигателем идет на совершение механической работы?

Ученики отвечают на вопрос.

Не вся энергия превращается в полезную работу. Газ или пар, который является рабочим телом, получает от нагревателя некоторое количество теплоты. Часть энергии теряется за счет теплообмена с окружающей средой, то есть передается атмосфере – холодильнику – вместе с отработанными паром и выхлопными газами. Чем меньше энергии теряется, тем более экономичнее двигатель. Характеристикой экономичности двигателя является понятие коэффициента полезного действия.

Коэффициентом полезного действия (КПД) двигателя  называется  величина равная отношению совершенной полезной работы двигателя, к энергии, полученной от нагревателя, т.е. к затраченной работе.

 

 

Обозначается коэффициент полезного действия  буквой  ?.

 

          Ап

? =              . 100 %                                        

          Q1

 

                      или

        Q1 –Q2

? =              . 100 %,                                

          Q1

Где Ап – полезная  работа ,

 

Q1 – количество теплоты, полученное от нагревателя,

Q2 – количество теплоты, отданное холодильнику,

Q1 – Q2 – количество теплоты, которое пошло на совершение работы.

? выражается в процентах. 

4. Закрепление нового материала.

Решение задач.

 Задача №1.

Тепловой двигатель за некоторое время получает от нагревателя количество теплоты, равное 120 кДж, и совершает при этом полезную работу 30 кДж. Определите КПД такого двигателя.

Задача №2.

КПД теплового двигателя равен 30 %. Какую полезную работу совершит двигатель, если он получит от нагревателя  количество  теплоты,  равное   600 кДж ? 

Домашнее задание. § 24, Л.№ 1146, таблица на листочках.

 

Фамилия Имя ________________________________

 

 

Сведения о двигателе

Вид теплового двигателя

паровая или газовая турбина

двигатель внутреннего сгорания

реактивный двигатель

Вид топлива

 

 

 

 

Рабочее тело

 

 

 

 

Нагреватель

 

 

 

 

Холодильник

 

 

 

 

Достоинства

 

 

 

 

Недостатки

 

 

 

 

Применение

 

 

 

 

Перспективы совершенствования

 

 

 

 

 

Тема:               Электронагревательные      приборы.           Лампа             накапливания. Предохранители.

 

Цель урока: систематизация предыдущего материала; изучение устройства и принципа действия электронагревательных приборов, лампы  накапливания, предохранителей; знакомство с применением электронагревательных приборов, лампы  накапливания, предохранителей; воспитывание самостоятельности, творческого отношения к учебному труду.

 

Ход урока:

ЯРМАРКА

 

ВЕДУЩИЙ 1:     Добрый день, люди званные, желанные!

ВЕДУЩИЙ 2:     Собрались мы на ярмарку, на веселье!

ВЕДУЩИЙ 1:     Ой-ой, сколько пришло!

                              Ой-ой, сколько привалило!

ВЕДУЩИЙ 2:    На ярмарку бежали,

                              Товары выкладывали,

                              По дешевке продавали.

ВЕДУЩИЙ 1:    Ну что за товар!

                              И тот хорош,

                              И другой хорош,

                              Выбирай, который хошь!

ВЕДУЩИЙ 2:    На ярмарку приехали

                              Купцы молодые, да все удалые.

ВЕДУЩИЙ 1:    Глядите, не моргайте,

                              Ворон не считайте,

                              По дешевке покупайте!

ВЕДУЩИЙ 2:   Ай, да-да, ай, да-да,

                             Все, пожалуйста, сюда! 

                             Вот и первый купец пожаловал! 

На сцену выходит купец с лотком, на котором находится товар, предлагаемый на продажу: электрическая лампа накаливания и  электронагревательные приборы.

По условию игры, товар можно купить за знания по определенной теме, если купец предлагает купить свой товар за знания о силе тока, учащиеся должны рассказать всё, что они знают о силе тока: определение, обозначение, единицы измерения, каким прибором измеряется, как включается прибор и т. д.

У каждого ученика в классе есть жетоны разного цвета, где написан номер участника ярмарки.

Эти жетоны ученики будут отдавать купцу после каждого положительного ответа.

По условию ярмарки, товар продаётся тому, кто последним ответил на вопрос по теме, предлагаемый купцом. Сами купцы после обсуждения своей темы (продажи товара) могут также принимать участие в ярмарке.

 

КУПЕЦ 1:          Хоть и сам я не пригож,

                  А товар привёз хорош.

                  Мой товар, как на подбор-

                  Кипятильно – нагревательный прибор.

УЧИТЕЛЬ: Тепловое действие тока используется в различных электронагревательных приборах: плитки, утюги, чайники, кипятильники. Основная часть всякого нагревательного электронагревательного прибора – нагревательный элемент, который представляет собой проводник с большим удельным сопротивлением, способный выдерживать, не разрушаясь, нагревание до высокой температуры (до 1000 - 1200). Чаще всего применяют сплав никеля, железа, хрома и марганца, который называется «нихром».

В нагревательном элементе проводник в виде проволоки или ленты наматываются на пластинку из жароустойчивого материала: слюды, керамики.

КУПЕЦ 1:         Давай, давай,

                            Сам себя испытай!

                            Слаб ли ты, силен ли?

                            Чтоб купить мой товар,

                            Надо рассказать всё о силе тока.

КУПЕЦ 2:         Только у нас

                            И только для вас

                            Товар есть отличный,

                            Платеж нужен приличный.

                            Всех хозяек мечта –

                            Это электроплита.

                            Чтоб купить мой товар,

                           Надо рассказать всё о напряжении.

(Учащиеся принимают участие в торге)

КУПЕЦ 3:       Жетон отдавай, товар забирай!

                          Эй, веселись, мужичок!

                          Плати пятачок!

                          Это не игрушка,

                          Даже не хлопушка,

                          А самая современная лампа накапливания!

УЧИТЕЛЬ: Первая лампа накапливания была изобретена электротехником Александром Николаевичем Лодыгиным (1847 - 1923). Он задумался: что дает в электрической дуге самый сильный свет? Сама дуга его и дает. Лодыгин проверил это и пришел к выводу, что это не так. Раскаленные концы угольных стержней, между которых образуется дуга, испускают более яркий свет, чем сама дуга. Так зачем же она нужна? Можно было раскалить электрическим током угольные стержни, и они будут светиться. Лодыгин помесил стеклянный баллон между двумя держателями тонкий угольный стержень. Лампа светила всего полчаса, потом угольный стержень сгорел. Исследователь пробовал вставлять в лампу два уголька, добиваясь, чтобы сначала накалился один, а потом другой. Когда первый уголек прекращал свое существование, раскалялся второй, который светил уже два часа, однако потом также перегорал, так как в лампочку проникал воздух. Затем Лодыгин сумел изготовить герметическую лампочку со сферической колбой, из которой предварительно откачивался воздух. При этом угольный стержень светился несколько часов. Заявку на патент на свою лампочку Лодыгин подал 14 октября 1872 года.

            Основная часть современной лампы накапливания – спираль из тонкой вольфрамовой проволоки, имеющей температуру плавления 3387 ?С. Чтобы предотвратить быстрое испарение вольфрама, современные лампы наполняют азотом, иногда криптоном или аргоном. В лампе вольфрамовая спираль нагревается до 3000 ? С, при такой температуре она достигает белого каления и светится ярким светом.

КУПЕЦ 3:         Чтоб купить  мой товар,

                            Рассказать надо всё о работе электрического тока.

КУПЕЦ 4:         То, что продаю я,

                            Каждому необходимо,

                            Не проходите мимо!

                            Это электронагревательные приборы!

                            Чтоб купить  мой товар,

                            Рассказать надо всё о мощности тока.

ВЕДУЩИЙ 1: Товар – первый класс!

                           Выложен здесь напоказ

                           Всем на удивление!

                           Всем на умиление!

ВЕДУЩИЙ 2: Ярмарка в разгаре.

                           Эй, господа! Все, пожалуйста, сюда!

                           Ярмарка, ярмарка, веселись народ!

ВЕДУЩИЙ 1:  А этот купец, заезжий молодец,

                            Товар привёз необычный!

КУПЕЦ 5:         Попробуйте, а ну-ка,

                            Всего по пятаку за штуку!

                            Подходите, братцы, торопитесь!

                            Не сомневайтесь и не ошибайтесь!

                            Хватай, забирай,

                            Да и денежки давай!

                            А чтоб купить мой товар,

                            Надо решить задачу.

Ученики, желающие решить задачу, подходят к купцу, берут задачу 1 и 2 уровней по желанию и  приводят их решение на доске. Купец оценивает задачу, забирает жетоны. Условие: если была решена задача 1-го уровня, жетон оценивается в 1 балл  (купец отмечает это на жетоне участника), если задача 2-го уровня, то жетон оценивается в 2 балла.

 

Задача первого уровня:

1.      Какую работу совершает электрический ток в электродвигателе настольного вентилятора за 30 секунд, если при напряжении 220 В сила тока равна 0,1 А?                                                                                   (660 Дж)

2.      Определите мощность тока в обмотке электродвигателя, если при напряжении 400 В сила тока равна 92 А.                                         (36800 Вт)

 

Задачи второго уровня:

1.        Определите мощность тока в электрической лампе, включенной в сеть с напряжением 220 В, если известно, что сопротивление нити накала лампы 480 Ом.                                                                                                    (100 Вт)

2.        Определите сопротивление электрической лампы, на баллоне которой написано: 100 Вт, 220 В.

(484 Ом)

КУПЕЦ 6:          Славная получилась распродажа!

                             Старым и молодым!

                             Неженатым и холостым!

                             Мы торгуем честно,

                             Всей Москве известно!

                             Люди вы современные,

                             Товар берёте отменный 

                             Но есть для вас у меня вещица,

                             Без неё вы как небо без птицы!

                             Это плавкие предохранители!

УЧИТЕЛЬ: Приборы, которые вы купили, требуют правильного обращения. Электрические цепи рассчитаны на определённую  силу тока, которая определяется, по закону Ома, сопротивлением участка и напряжением между его концами. Сопротивление обычных лампочек накаливания велико (сотни Ом), поэтому сила тока в них получается малой.

Если соединять провода помимо лампочки, то получится участок с очень малым сопротивлением, ток может сделаться очень большим, что опасно из-за накаливания проводов и вредно для источника тока. Говорят, в этом случае имеет место короткое замыкание. Причиной значительного увеличения силы тока может быть одновременное включение мощных потребителей тока.

Для предохранения от короткого замыкания служат плавкие предохранители. Это тонкие медные проволочки из легкоплавкого металла ( лучше свинца), которые вводятся последовательно в цепь и плавятся при силе тока большей, чем та, на которую цепь рассчитана.

Главная часть предохранителя – проволока из легкоплавкого металла, проходящая внутри фарфоровой пробки. Пробки имеют винтовую нарезку и центральный контакт. Нарезка соединена с центральным контактом свинцовой проволокой, которая является частью общей цепи, выдерживает определённую силу тока.

Если сила тока превышает допустимое значение (5 – 10 А), свинцовая проволока плавится и цепь оказывается разомкнутой. Пробку ввинчивают в патрон, находящийся внутри фарфоровой коробки.

КУПЕЦ 6:           Так что мой товар –

                              Не товар, а сущий клад!

                              Забирай нарасхват!

                              Завтра придешь,

                              Да уж нас не найдешь!

                              Чтоб купить мой товар,

                               Рассказать надо всё о законе Джоуля – Ленца.

 

Заключительный этап урока:

 

        учителем подводятся итоги по целям урока;

        учитель подводит итог игры, объявляет оценки участникам ярмарки.

 

Задание на дом:

 

1.      § 54, § 55, задачи № 1450, 1452 ( Лукашик).

2.      Начертите проводку вашей квартиры, напишите сочинение на тему «Моя электрическая квартира».

 

 

 

СИЛЫ 

 

Силы в школе начинают изучать в 7 классе в разделе Механика ( сила тяжести, вес, сила упругости, силы трения ). Далее  при изучении Элементов гидростатики школьники изучают силу Архимеда. При изучении Молекулярной физики говорят о силах взаимодействия между молекулами (притяжение и отталкивание ). Изучая тему «Свойства жидкостей» говорят о силе поверхностного натяжения.

При изучении Электродинамики в 10 классе в теме «Закон Кулона» учащиеся изучают силу взаимодействия двух точечных неподвижных заряженных тел. При изучении «Электрического поля» говорят о силе, с которой электрическое поле действует на электрический заряд.  И так далее. 

Введение 

 В современной физике различают четыре вида взаимодействий :

1.     гравитационное (или взаимодействие, обусловленное всемирным тяготением);

2.     электромагнитное (осуществляемое через электрические и магнитные поля);

3.     сильное или ядерное (обеспечивающее связь частиц в атомном ядре);

4.     слабое (ответственное за многие процессы распада элементарных частиц).

          В рамках классической механики имеют дело с гравитационными и электромагнитными силами, а также с упругими силами и силами трения. Два последних вида сил определяются характером взаимодействия между молекулами вещества. Силы взаимодействия между молекулами имеют электромагнитное происхождение. Следовательно, упругие силы и силы трения являются по своей природе электромагнитными.

Гравитационные и электромагнитные силы являются фундаментальными  - их нельзя свести к другим, более простым, силам. Упругие же силы и силы трения не являются фундаментальными.

Сила – это количественная мера взаимодействия тел. Сила является причиной изменения скорости тела. В механике Ньютона силы могут иметь различную физическую причину: сила трения, сила тяжести, упругая сила и т. д. Сила является векторной величиной. Векторная сумма всех сил, действующих на тело, называется равнодействующей силой.

Для измерения сил необходимо установить эталон силы и способ сравнения других тел с этим эталоном.

В качестве эталона силы можно взять пружину, растянутую до некоторой заданной длины. Модуль силы F0, с которой эта пружина при фиксированном растяжении действует на прикрепленное к ее концу тело, называют эталоном силы. Способ сравнения других тел с эталоном состоит в следующем: если тело под действием измеряемой силы F и эталонной силы F0  остается в покое (или движется равномерно и прямолинейно), то силы равны по модулю F = F0 (рис. 1.).

 

Рисунок 1.

Сравнение силы F с эталоном. F=F0.

Эталонная сила в Международной системе единиц называется Ньютон(Н).

На практике нет необходимости все измеряемые силы сравнивать с эталоном силы. Для измерения сил используют пружины, откалиброванные описанным выше способом. Такие откалиброванные пружины называются динамометрами. Сила измеряется по растяжению динамометра

         Силу тяжести с которой тела притягиваются к Земле, нужно отличать от веса тела. Понятие веса широко используется в повседневной жизни.

Весом тела называют силу, с которой тело вследствие его притяжения к Земле действует на опору или подвес. При этом предполагается, что тело неподвижно относительно опоры или подвеса. Пусть тело лежит на неподвижном относительно Земли горизонтальном столе (рис. 2). Систему отсчета, связанную с Землей, будем считать инерциальной.

 

Рисунок 2  Вес тела и сила тяжести.  

mg– сила тяжести,

N– сила реакции опоры,

P– сила давления тела на опору (вес тела).

   

Если тело неподвижно висит на пружине, то роль силы реакции опоры (подвеса) играет упругая силы пружины. По растяжению пружины можно определить вес тела и равную ему силу притяжения тела Землей. Для определения веса тела можно использовать также рычажные весы, сравнивая вес данного тела с весом гирь на равноплечем рычаге. Приводя в равновесие рычажные весы путем уравнивая веса тела суммарным весом гирь, мы одновременно достигаем равенства массы тела суммарной массе гирь, независимо от значения ускорения свободного падения в данной точке земной поверхности. 

 Сила тяжести

 Все тела в одном и том же месте Земли падают с одинаковым ускорением  g= 9,8 м/с2, если сопротивление воздуха мало. По второму закону Ньютона, чтобы тело двигалось с ускорением, необходимо действие другого тела. Числовое значение этого действия характеризуется силой, которую можно вычислить по формуле:

Какое тело действует на все тела на Земле? Конечно, Земля. Она притягивает к себе все тела с силой, которая и сообщает телу ускорение §. Чему равна эта сила? Для разных тел эта сила будет различна. Для тела массой 1 кг, она будет равна 9,8 Н, или приблизительно 10Н.

F = ma = mg

Сила, с которой Земля или другая планета действует на все тела, находящиеся у ее поверхности, называется силой тяжести. Сила тяжести прямо пропорциональна массе тела. Теперь вам ясно, почему тело, обладающее большей массой тяжелее, ведь его Земля притягивает с большей силой. Сила тяжести действует на тело вертикально вниз. Изображается так же, как и другие силы (демонстрация 1).  

Сила тяжести зависит не только от свойств планеты, но и от свойств тела (массы), на которое она действует, и расстояния между планетой и телом. Чем больше расстояние, тем меньше сила тяжести.

Вес

Вес — это сила, с которой тело действует  (демонстрация 2) на подвес или на подставку. Вес измеряется в ньютонах. На Земле вес неподвижного тела равен силе тяжести.

Но сила тяжести действует на тело, а вес действует на подставку или подвес.

 Сила упругости

Силой упругости называют силу, которая возникает в теле при изменении его формы или размеров. Это происходит, если тело сжимают, растягивают, изгибают или скручивают. Например, сила упругости, возникшая в пружине, действует на кирпич (см. рисунок). Сила упругости всегда направлена противоположно той силе, которая вызвала изменение формы или размеров тела.  

 При деформации тела возникает сила, которая стремится восстановить прежние размеры и форму тела. Эта сила возникает вследствие электромагнитного взаимодействия между атомами и молекулами вещества. Ее называют силой упругости.

Cила трения 

Силой трения называют силу, препятствующую движению одного тела по поверхности другого. Сила трения всегда направлена противоположно направлению (возможного) проскальзывания рассматриваемого тела по поверхности другого. Например, при резком торможении автомобиля его колеса проскальзывают влево, значит, сила их трения о дорогу направлена вправо.  

Трение – один из видов взаимодействия тел. Оно возникает при соприкосновении двух тел. Трение, как и все другие виды взаимодействия, подчиняется третьему закону Ньютона: если на одно из тел действует сила трения, то такая же по модулю, но направленная в противоположную сторону сила действует и на второе тело. Силы трения, как и упругие силы, имеют электромагнитную природу. Они возникают вследствие взаимодействия между атомами и молекулами

соприкасающихся тел.

Силами сухого трения называют силы, возникающие при соприкосновении двух твердых тел при отсутствии между ними жидкой или газообразной прослойки. Они всегда направлены по касательной к соприкасающимся поверхностям.

Сухое трение, возникающее при относительном покое тел, называют трением покоя. Сила трения покоя всегда равна по величине внешней силе и направлена в противоположную сторону (рис. 3).

Рисунок 3

Сила трения покоя (? = 0).

Сила трения покоя не может превышать некоторого максимального значения (Fтр)max. Если внешняя сила больше (Fтр)max, возникает относительное проскальзывание. Силу трения в этом случае называют силой трения скольжения.

  Она всегда направлена в сторону, противоположную направлению движения и, вообще говоря, зависит от относительной скорости тел. Однако, во многих случаях приближенно силу трения скольжения можно считать независящей от величины относительной скорости тел и равной максимальной силе трения покоя. Эта модель силы сухого трения применяется при решении многих простых физических задач (рис. 4). 

Рисунок 4

Реальная (1) и идеализированная (2) характеристики сухого трения.

Опыт показывает, что сила трения скольжения пропорциональна силе нормального давления тела на опору, а следовательно, и силе реакции опоры

 Fтр = (Fтр)max = ?N.

Коэффициент пропорциональности ? называют коэффициентом трения скольжения.

Коэффициент трения ? – величина безразмерная. Обычно коэффициент трения меньше единицы. Он зависит от материалов соприкасающихся тел и от качества обработки поверхностей. При скольжении сила трения направлена по касательной к соприкасающимся поверхностям в сторону, противоположную относительной скорости (рис. 5).

Рисунок 5

Силы трения при скольжении (? ? 0). – сила реакции опоры, – вес 

  При движении твердого тела в жидкости или газе возникает силa вязкого трения. Сила вязкого трения значительно меньше силы сухого трения. Она также направлена в сторону, противоположную относительной скорости тела. При вязком трении нет трения покоя.

Сила вязкого трения сильно зависит от скорости тела. При достаточно малых скоростях Fтр ~ ?, при больших скоростях Fтр ~ ?2. При этом коэффициенты пропорциональности в этих соотношениях зависят от формы тела.

Силы трения возникают и при качении тела. Однако силы трения качения обычно достаточно малы. При решении простых задач этими силами пренебрег

Открытый урок по географии в 10 классе

Тема : Страны Зарубежной Азии – Индия.

 

 Цели урока :

 Образовательные :

сформировать элементарные представления о географическом положении , экономико – географическом положении , природных особенностях , населении и хозяйстве Индии.

1.      Воспитательные :

продолжить формирование мировоззренческой идеи, убедить учащихся в необходимости бережного отношения к окружающей среде , привитие любви к Индии и формирование дружеских отношений к населению Индии.

2.      Развивающие :

продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебником , дополнительной литературой , атласом и картой ; умений мыслить , анализировать и делать выводы.

Опорные знания :

1. География – 7 кл.; Евразия : Страны Азии.

2. География – 10 кл.; Страны Зарубежной Азии.

Новые понятия :

Зоны растениеводства , «полюсы роста» и др.;

Метод :

Частично – поисковый.

Тип :

Урок – углубления знаний.

Вид :

Урок – исследование.

Оборудование :

Политическая карта мира , атласы , карта «Южная Азия.» , картины , иллюстрации , сигнальные карты , флаг Индии , пакеты с заданиями ; видео , видеофильм « Тадж – Махал.» , магнитофон ; блюдца с : рисом , чаем , арахисом ; шахматы , ароматизированные палочки и др.;

Литература :

1.      « География – 10.»; В.П.Максаковский и др.; Москва , изд. «Просвещение.», 2002 г.;

2.      « Библиотека энциклопедий для юношества : Азия.»; В.Б.Новичков и др.; Москва , изд. « Современная педагогика.», 2002 г.;

3.      « Большая Советская Энциклопедия.»; Б.А.Введенский и др.; Москва , изд. «Большая Советская Энциклопедия.», 1953 г.;

4.      « Страны и народы – Зарубежная Азия : Южная Азия.»; под ред. В.Ю. Бормлей.; Москва , изд. «Мысль.», 1982 г.;

 

План – конспект урока .

1.      Организационный момент :

А) приветствие класса.

Б) раздача личных карт учащихся.

2.      Опрос домашнего задания :

Тестирование – « Страны Зарубежной Азии : Япония и Китай.»

Выберите правильный ответ : А) – Китай , Б) – Япония .;

Вопросы :

Страна – архипелаг ?

По длине береговой линии эта страна превосходит даже США ?

Страна – главный кредитор в мире ?

Эта страна разделена на 23 провинции ?

Религия – конфуцианство ?

« Торговать или умереть !» - так говорят бизнесмены этой страны ?

Эта страна занимает  1–е  место в мире по добыче угля , железной руды , выпуску хлопчатобумажных тканей ?

Средняя продолжительность жизни в этой стране – 71 год ?

Это государство , перешедшее от второго типа воспроизводства населения  к  первому ?

Страна – монополист по экспорту зелёного чая ?

 

Ключ к тесту :

1.– Б ; 2. – Б ; 3. – Б ; 4. – А ; 5. – А ; 6. – Б ; 7. – А ; 8. – А ; 9. – Б ; 10. – А.;

 

Проверка теста :

Ошибки –

0 – 1 : «5» ;

2 – 3 : «4» ;

3 – 4 : «3» ;

5 и более : «2».

 

Выставление оценок самими учащимися в личную карту.

 

3. Домашнее задание :

Составить 10 конкурсных вопросов по теме : « Страны Зарубежной Азии : Китай , Япония и Индия.»

 

4. Новая тема : ИНДИЯ.

Цели урока :

1.Изучить особенности  ЭГП , хозяйства Индии .

2. «Открытие» Индии – изучение населения , традиций и архитектуры.

 

А) – Выступление учителя : - « Самолёт рейсом № 242005 , следующий из Казани в Нью – Дели  ,совершил посадку. Встречающих просим пройти к  32–у  выходу.»

-         звучит индийская мелодия , девушка танцует индийский танец.

-         девушка  надевает на гостей гирлянды.

-         угощает  сладостями : щербет.

 

Б) – Выступление учителя : - Общая справка о ИНДИИ.

-         Площадь : 3 млн.287 тыс. км. в кв.

-         Население : 1 млрд.30 тыс. человек.

-         Столица : город Нью – Дели .

-         Религия : индуизм.

-         Госуд. устройство : федеративная республика – 26 штатов и 6 союзных территорий.

-         Власть : двухпалатный парламент – Совет штатов и Народная Палата.

-         Глава гос-ва : президент , фактически власть принадлежит премьер – министру.

-         Деньги : рупия.

В) -  Работа в группах :

- Сейчас с помощью учебников , дополнительной литературы , наглядности , Вы , сами «откроете» для себя Индию ! (раздаются работы в пакетах.).

Г) – Работа учащихся в группах.

Д) – Рассказ ребят из каждой группы у доски.

Е) – Выставление учащимися оценок в личную карту.

Ж) – Подготовка к просмотру видеоматериала : «Тадж – Махал» :

 1.Ознакомтесь с вопросами , на которые постарайтесь ответить после просмотра или по ходу просмотра видеоматериала.

2.Просмотр видеоматериала.

З) – Выставление оценок в личную карту по видеоматериалу.

И) – Выступление учителя :

1.      «Отцом нации» считают в Индии – Махатму ГАНДИ – «ВЕЛИКАЯ ДУША».

2.      ДЖАВАХАРЛАЛУ НЕРУ и ИНДИРА ГАНДИ заложили основы современного государства и индийской демократии.

3.Дипломатические отношения с СССР установлены в 1947 году. В 1994 году подписана Декларация о развитии взаимовыгодных отношений в политической ,торгово-экономической ,научной , культурной областях ; обеспечении мира , о развитии связей в военно-политической сфере.

4.Знаменитый русский купец АФАНАСИЙ НИКИТИН – один из первых установил дружеские отношения с населением Индии, прожив много лет в этой стране , написал книгу «Хождение за три моря».

5.Наш соотечественник , этнограф Казанского Государственного Университета БУСЫГИН – много лет прожил и проработал в Индии.

 

5.Закрепление :

 А) – Кроссворд «ИНДИЯ».

Вопросы :

1.      Часть света , где расположена Индия ?

2.      Российский художник , живший в Индии ?

3.      На долю Индии приходится около половины мирового рынка этих камней ?

4.      Волокнистая культура Индии ?

        5 .  Коренной житель Индии ?

    6 . Национальное женское платье Индии ?

7. Ключевое слово : с/х продукт Индии ?

 

 

 

1.                     2.                    3.                           4.                      5.                     6.

А

Р

А

Х

И

С

З

Е

Л

Л

Н

А

И

Р

М

О

Д

Р

Я

И

А

П

У

И

 

Х

З

О

С

 

 

Ы

К

 

 

 

 

 

 

Б) – Выставление оценок в личную карту.

В) – Обобщение :

Вопрос учителя : - Охарактеризуйте Индию ?

Вывод : Индия – аграрно-индустриальная страна. В результате модернизации и либерализации экономики она имеет много отраслевой промышленный комплекс , продуктивное сельское хозяйство и современный научно-технический потенциал.

 

6. Итоги урока :

-         заполнение личной карты .

-         выставление оценок.

-         сдача личных карт.

 

СПАСИБО ЗА УРОК !!!!!!!!

Открытый урок по биологии

«Класс Однодольные. Семейство Злаковые»

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с характерными признаками семейства, повторить признаки класса Однодольные.
  2. Развивать умение наблюдать и обобщать.
  3. Раскрыть значение семейства и важность его изучения.

I. Проверка знаний.

  1. Характеристика семейства Лилейные.
  2. Общие признаки класса Однодольные. Привести примеры исключений.

II. Новый материал

  1. Значение злаковых в природе и в жизни человека.
  1. Рассмотреть гербарии, рисунки в учебнике (*74).

Перечислите, какие злаки вам известны?

На какие 2 группы их можно разделить?

  1. Заполнение таблицы:

Дикорастущие

Хлебные, пищевые

Тимофеевка

Мятлик луговой

Овсюг, ковыль, бамбук

Пшеница, рожь

Кукуруза, ячмень

Рис, овес, просо, сахарный тростник

Семейство Злаковые – обширное семейство, имеет большое пищевое значение.

  1. Особенности семейства Злаковые.

Беседа:

  1. Каковы признаки злаковых, как однодольных растений? (мочковатая корневая система, параллельное жилкование, одна семядоля в зародыше семени)
  2. Каковы признаки семейства Злаковые? (работа с текстом и рисунками учебника) стр. 181., рис. 144
  1. Строение цветка:

2 цветковых чешуи

2 цветковых пленки

3 тычинки

1 пестик

  1. Соцветие:

сложный колос

метелка

султан

Приведите примеры, у каких злаков какое соцветие.

  1. Плод – зерновка

Вспомните, какой плод называется зерновкой?

Зерновка –

Лабораторная работа:

Оборудование: гербарии пшеницы, ржи, соломинки с узлами и без узлов.

Задание: рассмотрите выданные вам объекты. Какие особенности строения отличают злаковые, кроме строения цветка, соцветия и плода.

Выводы: (запись в тетрадь)

  1. Строение стебля:

Стебель у злаковых – соломина

Рассмотреть две соломины. Чем они отличаются друг от друга? Зарисовать.

Продуть воздух через соломины. Что обнаружили?

Полый стебель с узлами, заполненными клетками, называется соломиной.

Рост стебля в длину – вставочный.

Предположите, что это за рост? (деление клеток у основания междоузлий, клетки образуются маленькие, с тонкими клеточными оболочками, нежные)

  1. Строение листа

Дайте характеристику листа пшеницы (лист простой, сидячий, длинный, узкий, с параллельным жилкованием, имеет влагалище).

Работа с текстом учебника и словарем в тетради.

Какова функция влагалища? (защита мягких тканей основания междоузлия)

III. Закрепление

  1. Перечислите все признаки, характерные только для семейства злаковые.
  2. Запишите их в таблицу.

Ячмень

Злаковые

Цч2 Цп2 Т3 П1

Сложный колос

Зерновка, сухой, односемянный

Мочковатая

Пераллельное, сидячий, простой

Пищевое

  1. Сообщение о бамбуке, который живет 100 лет, а растет 60 дней.
  2. Каково основное значение злаковых в жизни человека? Перечислите злаковые, имеющие пищевое значение.
  3. Работа с учебником, стр. 186:
  1. Почему пырей ползучий является злостным сорняком и каковы меры борьбы с ним?
  2. Назовите ценную кормовую траву.
  3. Ковыль – растение степей. Почему ковыль защищает верхний слой почвы от ветров?

IV. Д/з *74, подобрать 10 поговорок о хлебе (письм)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 5-м классе по теме "Обыкновенные дроби"

Данная тема по программе любого действующего учебника по математике из Федерального комплекта.Тип урока: Урок обобщения и систематизации, проводимый в форме урока – путешествия....

Схема конспекта урока по математике на тему: "Умножение и деление десятичных дробей". 5 класс.

Методическая разработка. Открытый урок по математике в 5 классе. Схема конспекта урока по математике на тему: "Умножение и деление десятичных дробей". В представленном методическом материале раскрываю...

Конспект урока по математике в 6-ом классе "Дробные выражения"

Урок изучения, закрепления и первичной проверки знаний.Цель: - рассмотреть дробные выражения, нахождение значения дробного выражения;- закрепление знаний, умений, навыков решения задач на нахожд...

Конспект урока по математике для 5 касса по теме "Обыкновенные дроби"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Обыкновенные дроби" с использованием презентации. Закрепение понятий правильной и неправильной дроби, сравнения дробей, изображения на координатном луче...

Конспект урока по математике "Площадь прямоугольника" 5 класс

Урок систематизации и обобщения  заний по теме "Площадь прямоугольника". Урок составлен в соотвествии с требованиями ФГОС....

Конспект урока по математике для учащихся 4 класса на тему "Сравнение чисел в пределах 100"

Предложенный конспект урока предназначен для учащихся с умственной отсталостью легкой степени...