Урок математики в 5 классе "Действия с обыкновенными дробями" УМК Мерзляк А.Г, Полонский В.Б, Якир М.С.
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Урок обобщения и систематизации знаний «Действия с обыкновенными дробями». УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок математики в 5 классе "Действия с обыкновенными дробями" | 207.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Гимназия № 1 г. Майского», КБР
Учитель математики:
высшая квалификационная
категория
Гейваронская М. М.
2017-2018
Тема: «Действия с обыкновенными дробями»
Цели урока: 1)Образовательная: Закрепление изученных действий с обыкновенными дробями при решении примеров и задач; 2)Воспитательная: воспитание у учащихся интереса к математике, умение совместно работать в коллективе; 3)Развивающая: развитие умения работать с дополнительной литературой, логического мышления, кругозора, внимания, памяти.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: карточки для устного счёта с рисунками, схемы для решения задач, презентация урока, тестовая работа.
- Дети, послушайте стих и вставьте по смыслу недостающие слова:
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой - числитель, знайте,
Под чертою - знаменатель,
Дробь такую непременно ,
Назовут - обыкновенной.
Как вы поняли, речь пойдет на уроке о обыкновенных дробях.
А какие дейтсвия вы можете выполнять с обыкновенными дробями?
Как вы думаете, а что в конце темы мы всегда проводим?
Дети предлагают обобщение материала по данной теме. Учитель сообщает тему, все пишут в тетрадях.
- Надеюсь, что вы проявите смекалку, находчивость, остроумие, будете активными при решени задач и примеров.
- Внимание.
- Ну-ка! В сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет, мы творим это дело
Только силой ума и души.
Цифры сходят где-то во тьме,
И глаза начинают светиться
И кругом только умные лица
Потому что считает в уме!
- Разминка. У каждого на столе лист с рисунками.
Выполняем №1 (1-12)
№2 А) 5/9 В) 5/10 С)10/20 D) 3/9
№3 А) 1/2 Б) 1/3 В) 1/6 Г) 3/4
- Дети, внимание!
У нас муха появилась. Муха – муха Цокотуха! Позолоченное брюхо. На базар пошла она, и вдруг дробь нашла.
Открывается дробь 5/7
- Что вы знаете об этой дроби?
Выходит ученик, рассказывает все о дроби:
- Правильная, m/p, m Сначала 1 разделили на 7 равных долей – так появился знаменатель, а потом взяли 5 таких долей – появился мой числитель! Знаменатель показывает на сколько равных долей разделили 1, а числитель – сколько таких долей взято. - Какие действия можно выполнить с ней? Ответы учеников. - Переходим к решению. На доске примеры, все пишут в тетрадях. Учитель: - Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, Мы в поход отправляемся смело – В мир загадок и сложных задач. I. 1. Примеры. Приведите дробь 1/3 к знаменателю 6,9,12,15. А) 1/3=2/6=3/9=4/12=5/15 б) 2/7=8/28=14/49=20/70 2. Сравните а) 5/8<7/8, 11/12>5/12, 1>3/4, 7/10<7/9 б) 1/3>1/4, 3/5<4/5, 5/8>1/4 3. Выполните действия: 1) 3/8 + 1/2 = 3/8 + 4/8=7/8 2) 9/14 – 2/7 = 9/14 – 4/14 = 5/14 3)7/15 – 4/15 = 3/15 - Переходим к решению задач - Найдите на листе №865 Имеется кусок ткани, длиной 2м 50см. Из 1/5 куска сшили платье для куклы. Сколько ткани ушло на платье и сколько осталось? 1 способ: 50см = 250см 50:5 * 1 = 50см платье 250-50 = 200см осталось. 2способ: Какая доля осталась? 5/5 -1/5=4/5 куска 250 : 5*4= 200 см. осталось. - Перейдём к задаче №866 Дети составляют задачу по схеме к номеру 866. Предлагают различные варианты решения задачи. Мама купила 2 кг 400 г клубники. Ваня съел 1/5 всей, Маша 1/6 всей клубники. Сколько грамм клубники осталось? 2400:5=480 г – Ваня 2400:6*1=400г – Маша 2400 – (480+400)= 2400 – 880=1520г – осталось. - Ребята, а какой это тип задачи? (Нахождение части от целого) «Веселая минутка» ( физминутка) - Как живешь? - Ночью спишь? - Как шалишь? Вот так! Вот так! Вот так! - Как идешь? - Как берешь? - А грозишь? Вот так! Вот так! Вот так! - А бежишь? - А даешь? Вот так! Вот так! №4 Коля купил мороженое за 13 копеек, истратив 1/5 всех денег. Сколько всего денег было у Коли? 13*5:1 = 65 копеек всего. - Дети, а какой это тип задачи? (Нахождение числа по его части) - Ребята! Людям часто приходится делить целое на равные части. Каким термином можно заменить равные части (доли). Где вы встречались с понятием доля в окружающем мире? Выходят 3 ученика и знакомят с понятием «доля» из различных источников. Толковый словарь русского языка. Дети сообщают: - Доля - часть чего-нибудь ,долька, долюшка. - Знаете ли вы: что такое «Львиная доля» - большая и лучшая часть чего-нибудь. - На его долю выпало много испытаний, - Счастливая доля, - Лекарство в аптеке отвешивают в тысячных долях грамм, - Часто от взрослых можно услышать: Хотя бы долю зарплаты выдали.» БСЭ. - Доля - единица старой русской системы мер массы(веса)=1/96 золотника. Доля = 44,43 мг - В России в 710 г каждая доля охватывала 5536 тяглых дворов, - Доля – единица ритма; Музыка. - Нота «до» - целая, нота «до» - половинная, четвёртая; - Что такое ½, ¼ , 1/8 , 1/16 ноты? Это характеристики длительности звучания ноты. - Дети! Муха по полю пошла! И вторую дробь нашла! (Открывается дробь 4/3) -Что вы знаете об этой дроби? Выходит ученик, рассказывает об этой дроби: -Неправильная, , m ≥ p, ≥ 1 Разноуровневая домашняя работа: Высокий уровень – составить 2 задачи (в несколько действий учащимся, кто учится на 5), средний уровень – 2 задачи на действия со смешанными числами, низкий уровень – 5 примеров на действия с обыкновенными дробями. К задачам можно составить презентации. По учебнику «Математика. 5 класс» раздел II, глава 4. Итог урока: Рефлексия. Выставление оценок. Тестовая работа. Вариант1 А1. Чему равна целая часть в смешанном числе 1) 4 3) 2) 2 4) 7 А2. Найдите дробную часть в смешанном числе 1) 5 3)9 2) 4) А3. В классе 18 парт, 17 парт уже покрасили. Какую часть парт покрасили? 1) 3) 2) 4) А4. Сколько натуральных чисел заключено между числами и 1)6 3) 2)5 4)11 В1. Как число 4 можно представить в виде дроби со знаменателем 10? ЗАДАЧА 1. На склад привезли зеленые и красные яблоки. Зеленых – 4 т, красных - 3 т. Сколько всего тонн яблок привезли на склад? ЗАДАЧА 2. В саду собрали 8 тонн яблок. В спортивную школу отправили тонн. Сколько тонн яблок осталось ? Вариант2 А1. Чему равна целая часть в смешанном числе 1) 8 3) 2 2) 4) А2. Найдите дробную часть в смешанном числе 1) 3) 2)8 4)5 А3. В классе 25 человек, 17 уехали на соревнования. Какая часть участников уехала на соревнования? 1) 3) 2) 4) А4. Сколько натуральных чисел заключено между числами и 1) 3) 2)7 4)6 В1. Как число 6 можно представить в виде дроби со знаменателем 20? ЗАДАЧА 1. На склад привезли зеленые и красные яблоки. Зеленых – 4 т, красных - 3 т. Сколько всего тонн яблок привезли на склад? ЗАДАЧА 2. В саду собрали 8 тонн яблок. В спортивную школу отправили тонн. Сколько тонн яблок осталось ? Ученики решают тест. Меняются работами в парах. Выполняют взаимопроверку. Учитель объявляет результаты тестовой работы каждого варианта. Затем ученики выставляют себе оценку за тестовую работу. Учитель просит поднять руку кто получил 5, затем-4, затем-3. Разбирает ошибки детей на доске, комментирует вопросы. Собирает работы для обработки данных. Урок закончен. Литература: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир «Математика. 5 класс»; Н.Л. Барсукова «Открытые уроки математики. 5-6 классы» Москва «ВАКО»; ФГОС Контрольно-измерительные материалы. Математика. 5 класс, сост. Л.П. Попова, М. ВАКО; Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др. «Математика. 5класс»; Л.В. Гончарова Предметные недели в школе. Математика. Волгоград; Л. Короткова, Н. Савинцева Математика 5. Тесты. Рабочая тетрадь; «Математика. Итоговые уроки. 5-9 классы» Автор-составитель О.В. Бощенко; С.С. Минаева «Дроби и проценты. 5-7 классы» Издательство «ЭКЗАМЕН» Москва. 1 2 3 4 2. Какая доля фигур осталась не закрашенной? Какая доля фигур закрашена? Запишите эти дроби в виде m P 3. Разбить отрезок на равные части, выделить на отрезке указанную часть цветным карандашом и записать обозначения этих частей с помощью дроби. А) половина Г) три четверти Б) одна треть Д) две пятых В) одна шестая Е) четыре седьмых
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 5 класс (УМК авторы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Представлена рабочая программа по математике для 5 класса по УМК авторов А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Программа состоит из пояснительной записки, требованиям к результатам обуч...
Рабочая программа по математике 5 класс к УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир
Рабочая программа и КТП по математике 5 класс к УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир...
Рабочая программа по математике 6 класс к УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир
Рабочая программа по математике 6 класс к УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир...
Календарно – тематическое планирование к учебнику: Математика. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.– М. : Издательский центр «Вента-Граф», 2018
Календарно-тематическое планирование составлено с домашними заданиями. Так же в нем прописаны основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)...
Рабочая программа. Математика. 5 класс по учебнику А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир
УМК: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Математика. 5 класс: учебник....
Контрольная работа по математике. 6 класс. Отношения и пропорции. УМК Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.
Контрольная работа по теме "Отношения . Пропорции"...
Контрольные работы по математике и алгебре 5-9 класс УМК Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.
входные, промежуточные и котрольные работы для 5-9 кл...