Урок математики в 5 классе "Действия с обыкновенными дробями" УМК Мерзляк А.Г, Полонский В.Б, Якир М.С.
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Гейваронская Марина Михайловна

Урок обобщения и систематизации знаний «Действия с обыкновенными дробями». УМК А.Г. Мерзляк,  В.Б. Полонский, М.С. Якир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гимназия № 1 г. Майского», КБР

Учитель математики:

высшая квалификационная

 категория

Гейваронская М. М.

2017-2018

Тема: «Действия с обыкновенными дробями»

Цели урока: 1)Образовательная: Закрепление изученных действий с обыкновенными дробями при решении примеров и задач; 2)Воспитательная: воспитание у учащихся интереса к математике, умение совместно работать в коллективе; 3)Развивающая: развитие умения работать с дополнительной литературой, логического мышления, кругозора, внимания, памяти.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: карточки для устного счёта с рисунками, схемы для решения задач, презентация урока, тестовая работа.

 - Дети, послушайте стих и вставьте по смыслу недостающие слова:

Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой - числитель, знайте,

Под чертою - знаменатель,

Дробь такую непременно ,

Назовут - обыкновенной.

Как вы поняли, речь пойдет на уроке о обыкновенных дробях.

А какие дейтсвия вы можете выполнять с обыкновенными дробями?

         Как вы думаете, а что в конце темы мы всегда проводим?

        

        Дети предлагают обобщение материала по данной теме. Учитель сообщает тему, все пишут в тетрадях.

- Надеюсь, что вы проявите смекалку, находчивость, остроумие, будете активными при решени задач и примеров.

- Внимание.

- Ну-ка! В сторону карандаши!

  Ни костяшек, ни ручек, ни мела.

  Устный счет, мы творим это дело

  Только силой ума и души.

  Цифры сходят где-то во тьме,

  И глаза начинают светиться

  И кругом только умные лица

  Потому что считает в уме!


- Разминка. У каждого на столе лист с рисунками.

Выполняем №1 (1-12)

        №2 А) 5/9  В) 5/10  С)10/20  D) 3/9

        №3 А) 1/2  Б) 1/3     В) 1/6     Г) 3/4

- Дети,  внимание!

У нас муха появилась. Муха – муха Цокотуха! Позолоченное брюхо. На базар пошла она, и вдруг дробь нашла.

Открывается дробь 5/7        

-  Что вы знаете об этой дроби?

Выходит ученик, рассказывает все о дроби:

-  Правильная, m/p, m

Сначала 1 разделили на 7 равных долей – так появился знаменатель,  а потом взяли 5 таких долей – появился мой числитель! Знаменатель показывает на сколько равных долей разделили 1,  а числитель – сколько таких долей взято.

-  Какие действия можно выполнить с ней? Ответы учеников.

-  Переходим к решению. На доске примеры,  все пишут в тетрадях.

Учитель:

-  Чтобы спорилось нужное дело,         

   Чтобы в жизни не знать неудач,

   Мы в поход отправляемся смело –

   В мир загадок и сложных задач.

I.

1. Примеры. Приведите дробь 1/3 к знаменателю 6,9,12,15.

А) 1/3=2/6=3/9=4/12=5/15

б)  2/7=8/28=14/49=20/70

2. Сравните а) 5/8<7/8,  11/12>5/12,  1>3/4,  7/10<7/9

        б) 1/3>1/4,  3/5<4/5,  5/8>1/4

     3. Выполните действия:

1) 3/8 + 1/2  = 3/8 + 4/8=7/8

2) 9/14 – 2/7  = 9/14 – 4/14 = 5/14

3)7/15 – 4/15 = 3/15

     

-  Переходим к решению задач

-  Найдите на листе №865

   Имеется кусок ткани, длиной 2м 50см. Из 1/5 куска сшили платье  для куклы. Сколько ткани ушло на платье и сколько осталось?

1 способ:

   50см = 250см

  50:5 * 1 = 50см платье

  250-50 = 200см осталось.

2способ:  Какая доля осталась?

  5/5 -1/5=4/5 куска

  250 : 5*4= 200 см. осталось.

-  Перейдём к задаче №866

Дети составляют задачу по схеме к номеру 866. Предлагают различные варианты решения задачи.

  Мама  купила 2 кг 400 г клубники. Ваня съел 1/5 всей, Маша 1/6 всей клубники. Сколько грамм клубники осталось?

2400:5=480 г – Ваня

2400:6*1=400г – Маша

2400 – (480+400)= 2400 – 880=1520г – осталось.

- Ребята, а какой это тип задачи? (Нахождение части от целого)

«Веселая минутка» ( физминутка)

-  Как живешь?        -  Ночью спишь?        -  Как шалишь?

Вот так!        Вот так!        Вот так!

-  Как идешь?        -  Как берешь?        -  А грозишь?

Вот так!         Вот так!        Вот так!

-  А бежишь?        -  А даешь?

Вот так!        Вот так!

   №4 Коля купил мороженое за 13 копеек, истратив 1/5

всех денег.  Сколько всего денег было у Коли?

  13*5:1 = 65 копеек всего.

- Дети, а какой это тип задачи? (Нахождение числа по его части)

- Ребята! Людям часто приходится делить целое на равные части.

Каким термином можно заменить равные части (доли).

Где вы встречались с понятием доля в окружающем мире?        

Выходят 3 ученика и знакомят с понятием «доля» из различных источников.

Толковый словарь русского языка.

Дети сообщают:

- Доля - часть чего-нибудь ,долька, долюшка.

- Знаете ли вы: что такое «Львиная доля» - большая и лучшая часть чего-нибудь.

- На его долю выпало много испытаний,

- Счастливая доля,

- Лекарство в аптеке отвешивают в тысячных долях грамм,

- Часто от взрослых можно услышать:  Хотя бы долю зарплаты выдали.»

БСЭ.

- Доля - единица старой русской системы мер массы(веса)=1/96 золотника. Доля = 44,43 мг

- В России в 710 г каждая доля охватывала 5536 тяглых дворов,

- Доля – единица ритма;

Музыка.

- Нота «до» - целая, нота «до» - половинная, четвёртая;

- Что такое ½, ¼ , 1/8 , 1/16 ноты? Это характеристики длительности звучания ноты.

-  Дети! Муха по полю пошла!

 И вторую дробь нашла!

(Открывается дробь 4/3)

-Что вы знаете об этой дроби?

Выходит ученик, рассказывает об этой дроби:

-Неправильная, ,  m ≥ p,    ≥ 1        

                Разноуровневая домашняя работа: Высокий уровень – составить 2 задачи (в несколько действий учащимся, кто учится на 5), средний уровень – 2 задачи на действия со смешанными числами, низкий уровень – 5 примеров на действия с обыкновенными дробями. К задачам можно составить презентации. По учебнику «Математика. 5 класс» раздел II, глава 4.

                Итог урока: Рефлексия. Выставление оценок.

                Тестовая работа.

Вариант1                                                                              

А1. Чему равна целая часть в смешанном числе  

1) 4                                                   3)

2) 2                                                   4) 7

А2. Найдите дробную часть в смешанном числе  

1) 5                                                  3)9

2)                                                   4)

А3. В классе 18 парт, 17 парт уже покрасили. Какую часть парт покрасили?

1)                                                 3)                       

2)                                                 4)

А4. Сколько натуральных чисел заключено между числами   и

1)6                                                   3)

2)5                                                   4)11

В1. Как число 4 можно представить в виде дроби со знаменателем 10?

ЗАДАЧА 1.

На склад привезли зеленые и  красные яблоки.  Зеленых – 4    т, красных -   3  т. Сколько всего тонн яблок привезли на склад?        

 ЗАДАЧА 2.

В саду собрали 8 тонн яблок. В спортивную школу отправили тонн. Сколько тонн яблок осталось ?

Вариант2

А1. Чему равна целая часть в смешанном числе  

1) 8                                               3) 2

2)                                             4)

А2. Найдите дробную часть в смешанном числе  

1)                                            3)

2)8                                               4)5

А3. В классе 25 человек, 17 уехали на соревнования. Какая часть участников уехала на соревнования?

1)                                              3)

2)                                              4)

А4. Сколько натуральных чисел заключено между числами    и

1)                                           3)

2)7                                                 4)6

В1. Как число 6 можно представить в виде дроби со знаменателем 20?

ЗАДАЧА 1.

На склад привезли зеленые и  красные яблоки.  Зеленых – 4    т, красных -   3  т. Сколько всего тонн яблок привезли на склад?        

 ЗАДАЧА 2.

В саду собрали 8 тонн яблок. В спортивную школу отправили тонн. Сколько тонн яблок осталось ?

        Ученики решают тест. Меняются работами в парах. Выполняют взаимопроверку. Учитель объявляет результаты тестовой работы каждого варианта. Затем ученики выставляют себе оценку за тестовую работу. Учитель просит поднять руку кто получил 5, затем-4, затем-3. Разбирает ошибки детей на доске, комментирует вопросы. Собирает работы для обработки данных.

        Урок закончен.

        Литература:

        

А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир «Математика. 5 класс»;

Н.Л. Барсукова «Открытые уроки математики. 5-6 классы» Москва «ВАКО»;

ФГОС Контрольно-измерительные материалы. Математика. 5 класс, сост. Л.П. Попова, М. ВАКО;

Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др. «Математика. 5класс»;

Л.В. Гончарова Предметные недели в школе. Математика. Волгоград;

Л. Короткова, Н. Савинцева Математика 5. Тесты. Рабочая тетрадь;

«Математика. Итоговые уроки. 5-9 классы» Автор-составитель О.В. Бощенко;

С.С. Минаева «Дроби и проценты. 5-7 классы» Издательство «ЭКЗАМЕН» Москва.


  1. Какую долю круга составляет закрашенная часть

1

2

3

4

                               

                          

                              

              

2. Какая доля фигур осталась не закрашенной? Какая доля фигур закрашена? Запишите эти дроби в виде m

                                                P

     

3. Разбить отрезок на равные части, выделить на отрезке указанную часть цветным карандашом и записать  обозначения этих частей с помощью дроби.

А)  половина                                        Г)   три четверти

                                    

Б) одна треть                                 Д) две пятых

        

В) одна шестая                                Е)  четыре седьмых

                                

действие с дробями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 5 класс (УМК авторы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)

Представлена рабочая программа по математике  для 5 класса по УМК авторов А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Программа  состоит из пояснительной записки, требованиям к результатам обуч...

Рабочая программа по математике 5 класс к УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир

Рабочая программа и КТП по математике 5 класс к УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир...

Рабочая программа по математике 6 класс к УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир

Рабочая программа по математике 6 класс к УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир...

Календарно – тематическое планирование к учебнику: Математика. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.– М. : Издательский центр «Вента-Граф», 2018

Календарно-тематическое планирование составлено с домашними заданиями. Так же в нем прописаны основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)...

Рабочая программа. Математика. 5 класс по учебнику А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир

УМК: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Математика. 5 класс: учебник....