Открытый урок по математике по теме «Проценты»
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Гаврилова Наталья Викторовна

Задачи на проценты присутствуют в материалах ОГЭ и ЕГЭ, обеспечивают успешность решения физических, биологических, химических задач. Не секрет, что методические «промахи» в 5 и 6 классе не позволяют ученикам успешно использовать понятие процента в последующих темах курсов математики и других дисциплин. Именно поэтому следует очень ответственно относятся к изучению темы «Проценты» в средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon protsenty.ppt2.96 МБ
Файл otkrytyy_urok_protsenty_6_klass.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Гений- это 1% таланта и 99% труда». Томас Эдисон

Слайд 2

Часть слова первая – предлог, Вторая – мелкая монета, А весь он, он бы нам помог При счёте, ну и что же это?

Слайд 3

Тема: «Проценты»

Слайд 4

Шесть Шляп Мышления Выполнить тест. Дать историческую справку о процентах. С какой ошибкой была связана история появления знака %? Где используют проценты? Подвести итоги. Составить ребус на тему: «Процент».

Слайд 5

Слово «процент» происходит от латинского слова pro centum , что буквально означает «за сотню» или «со ста». Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые должник платил за каждую сотню.

Слайд 6

Предполагается, что знак % произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto напечатал %. После этого знак  получил всеобщее признание и до сих пор мы пользуемся этим значком процента. С какой ошибкой была связана история появления знака %?

Слайд 7

Проценты вокруг нас

Слайд 8

Выполните тест и узнайте имя ученого, который впервые в 1584 году опубликовал таблицу процентов СТЕВИН



Предварительный просмотр:

Конспект фрагмента открытого урока по математике по теме «Проценты», подготовленного учителем математики МБОУ «Гимназия №24» Гавриловой Натальей Викторовной в 6 классе «Б» для учителей города Ульяновска в рамках семинара – практикума на тему: «Эффективные методы работы с обучающимися в урочной и внеурочной деятельности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ»

Цели урока

Обучающие: закрепление правил перевода процента в десятичную дробь, нахождения дроби от числа; продолжать формирование навыка вычисления процентов.

Развивающие:

  • развитие внимания, математического мышления, находчивости, сообразительности, памяти.
  • выявление закономерностей и обобщение учебного материала;
  • творческих способностей, интереса к математике, кругозора.

Воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения друг к другу, взаимопониманию;
  • воспитание точности, аккуратности;
  • воспитание уверенности в себе, самооценке своих знаний в сравнении со знаниями одноклассников.
  • Планируемые результаты освоения темы:

- личностные: формировать ценностное отношение к приобретенным знаниям по теме. Проявлять готовность к сотрудничеству. Осознавать успешность своей деятельности.

- метапредметные умения:

  • Познавательные – анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию; переводить информацию в разные формы предъявления, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач.
  • Регулятивные – принимать и сохранять учебное задание; определять лично значимую цель в рамках учебной темы; устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
  • Коммуникативные – адекватно отвечать на поставленный вопрос; работать в группе; участвовать в диалоге.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, оценочные листы. карточки для работы в группах, Учебник «Математика», 6 класс (автор Г.В.Дорофеев,  И.Ф.Шарыгин.-М. : Просвещение , 2013 год).

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодняшний урок мы начнём с загадки, отгадайте, что это за слово?  (слайд 1)

Часть слова первая – предлог,
Вторая – мелкая монета, 
А весь он, он бы нам помог
При счёте, ну и что же это? (
Процент)

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке. Итак, тема нашего урока «Проценты».  Какие задачи на этом уроке мы поставим перед собой? Запишите в тетради число, классная работа и тему урока. У каждого из вас на столах лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания, и оценивать свою работу.

  1. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

Давайте проверим как вы выполнили творческое групповое домашнее задание. Мы разделились на несколько групп, каждая группа получила задание найти информацию о процентах, используя известный нам метод «Шесть шляп мышления», созданный Эдвардом де Боно, позволяющий видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина.

Красные шляпы: эмоции, интуиция, предчувствия.

- Ваша группа дает историческую справку.

Слово «процент» происходит от латинского слова pro centum, что буквально означает «за сотню» или «со ста». Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые должник платил за каждую сотню.

Чёрные шляпы: недостатки, опасения, "минусы"

- С какой ошибкой была связана история появления знака %?

Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto напечатал %. После этого знак % получил всеобщее признание и до сих пор мы пользуемся этим значком процента.

Жёлтые шляпы: преимущества, "плюсы"

- Где сейчас используют проценты?

Скидки в магазине и в аптеке, информация в газетах и по телевизору…

Зелёные шляпы: творчество. Ваша группа получила задание составить ребус на тему: «Процент».
Контроль и самопроверка знаний обучающихся.

Под белый шляпой обсуждаются только факты и цифры.

Мы выполним тест и узнаем имя ученого, который впервые опубликовал таблицу процентов.

Симон Стевин – голандскии математик. 

Синие шляпы: анализ и обобщение. Роль синей шляпы я взяла на себя. Подведу итоги.

Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни.

Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты.

Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии  (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). Тему процентов использовали в своих произведения  писатели  (Достоевский, Салтыков-Щедрин, Чехов и т.д.)

Умение решать задачи на проценты необходимо при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Перед вами пример задач на проценты из открытого банка заданий ЕГЭ. По статистике 10% выпускников допускают ошибки при решении первой задачи на ЕГЭ. Нам необходимо научиться решать такие задачи, что мы постараемся и сделать.

5. Решение задач

Предлагаю решить из открытого банка заданий ОГЭ. 

Банк начисляет на срочный вклад 11% годовых. Вкладчик положил на счёт 4000 рублей. Сколько рублей будет на этом счёте через год, если никаких операций, кроме начисления процентов, со счётом проводиться не будет?

Задачу можно решить разными способами. Можно сначала найти 11% от 4000 рублей, а затем прибавить полученную сумму к 4000 рублей. Выразите 11% десятичной дробью. 11%- это 0,11. Найдите 0,11 от  4000 рублей. 0,114000=440 рублей. Теперь найдем сколько рублей будет на этом счёте через год: 4000+440=4440 рублей.

Можно рассуждать иначе. Первоначальный вклад составлял 100%. За год было начислено 11%. Следовательно, счет через год составил 111% от первоначального вклада. Так как 111% -это 1,11, то сумму первоначального вклада следует умножить на 1,11. Имеем: 40001,11=4440 рублей

7. Подведение итогов урока.

Рефлексия:

1.Можно ли сделать вывод, что сегодня на уроке Вы пополняли свои знания?

XI. Домашнее задание: решить №

Творческое: составить рекламу о процентах

Тест

1) Процент – это:

а) тысячная часть числа;

с) сотая часть числа;

м) десятая часть числа.

2) 8% - это:

т) 0,08;   г) 0,8;   в) 0,008;   н) 0,0008.

3) 35% – это:

а) 0,035;    р) 3,5;   е) 0,35 ;  с) 35;

4) 25% класса – это:

  о) половина учеников класса;     

  в) четверть учеников класса;

  л) пятая часть класса;                  

  п) двадцать пятая часть класса;

5) 2/5 в процентах – это:

    и) 40%;   н) 0,4%;    к) 4 %;    г) 0,04%.

6)Что больше?

    м) 40%;     ф) 1/4;    н) 0,5;    р) 0,04%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике по теме "Проценты" 5 класс

Конспект урока по математике по теме "Проценты" 5 класс (MS Word) + презентация по теме (MS PowerPoint)...

Разработка урока по математике на тему : "Проценты"

Разработка урока  по математике на тему : "Проценты". данный урок разработан по УМК Бунимович. Файл содержит конспект урока, рабочий лист и презентацию. Урок по ФГОС....

Открытый урок математики на тему "Проценты"

Конспект урока математики в 5 классе: «Процент»Цели:обобщить и систематизировать знания по теме «процент»; установить связь между теорией и практикой; развивать логическое мышление; способствовать глу...

Открытый урок по математике в 5 классе по теме " Проценты"

Методическая разработка открытого урока по математике по теме "Проценты" в 5 классе...

Открытый урок по математике в 5 классе на тему "Проценты"

Открый урок в 5 классе на тему "Проценты", закрепление материала. На уроке используется оценочный лист с помощью которого в конце урока учащиеся могут самостоятельно выставить оценку за урок....

Конспект урока по математике по теме: "Проценты" 5 класс

Урок изучения нового материала разработан в соответствии с требованиями ФГОС.Конспект построен в виде технологической карты.Предназначен для изучения темы "Проценты" в 5 классе....