Конспект урока по математике по теме: "Проценты" 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)

Урок изучения нового материала разработан в соответствии с требованиями ФГОС.Конспект построен в виде технологической карты.Предназначен для изучения темы "Проценты" в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_kuzmichova_t.yu_.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО (полностью)

Авторы, разработчики

Кузмичова  Татьяна Юрьевна

Предмет

Математика

УМК

Математика. 5 класс:  учебник для учащихся     общеобразовательных учреждений  Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.    Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М. Мнемозина, 2012

Класс, школа

5 класс, ГБОУ школа №487

Тип урока

урок систематизации и обобщения знаний и умений

Технология урока

 Личностно-ориентированная

Тема урока:  

Решение задач на проценты.

Цель

Создание условий для  обобщения знаний по теме "Проценты" и умения применять их при решении реальных жизненных задач.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента, умение решать основные типы задач на проценты .

 Метапредметные результаты: Увидеть роль и место изучаемой темы  в других дисциплинах и окружающей жизни

Личностные УУД: формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе,умение провести самоанализ работы.

Регулятивные УУД: самостоятельно ставят новые учебные задачи путем постановки вопросов о неизвестном, планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления.

Познавательные УУД: закрепляют  навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач по теме «Проценты».

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, умение работать в группе, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

Задачи:

Образовательные: - обобщить знания по теме "Проценты"

                                 -показать разнообразие задач на проценты, решаемые в жизни

Воспитательные:   -воспитывать умение высказывать свое мнение;

                                  - воспитание умения участвовать в диалоге;

                          - формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Развивающие:   -развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

                    - развивать устную речь;

Форма работы учащихся на уроке:.

Индивидуальная,групповая

Оборудование для учителя:

Компьютер

Оборудование (и материалы) для учащихся: 

Карточки самооценки,раздаточный материал,учебник,карточка с домашним заданием.

 

   Технологическая карта урока: (урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся)

Этапы урока

Время

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Вводный этап

1

Организация

самоопределения обучающихся к деятельности на уроке .

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные:самоорганизация

Регулятивные:Способность регулировать свои действия.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест

Организационный этап

1

Эмоциональная ,психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

Коммуникативные:уметь слушать

- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания

Актуализация знаний

5

Актуализация опорных знаний и способов действий рассмотрение разнообразных задач на проценты, решаемых в жизни.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты:

Устный счет: 0,13        1,09          0,8           0,45           0,006

                         43%        18%        40%          77%            112%

Задание: в первой строке замените десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты замените десятичными дробями.

Давайте вспомним основные задачи на проценты. (записаны на доске)

а) как найти процент от числа;

Найдите:  48% от 250

Решение: 48% = 0,48

                250  0,48 =120

б) как найти по проценту целую величину;

Найдите: число, 8% которого равны 12.

Решение: 8% = 0,08

                12 : 0,08 =150.

в) как найти процентное соотношение одного числа от другого.

Сколько процентов составляет 150 от 600?

Решение: 150 : 600  100% = 25%.

Учащиеся устно выполняют предложенные задания.

Этап изучение нового материала.

10

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы

Рассмотрим следующую задачу:

Учитель подводит итоги успеваемости за четверть. В 5а

9 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 5б -11, но в

5а- 16 учеников, а в 5б -20 учеников. Как выяснить какой

класс лучше учится?

- Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы

выразим количество учащихся в процентах, ответ будет

ясен.

- Действительно, в нашей жизни человек очень часто

сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся

с этим понятием?

 

Кроме того, полученные знания на уроках математики,  

помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии  

(например: узнать концентрацию соли в морской воде),

физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче

экзамена ЕГЭ.  

Сегодня вы будете работать в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча школы; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику.

Тема нашего урока: Решение задач на проценты.

Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока

Учащиеся предлагают свои решения.

Отвечают на поставленный вопрос  (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе)

Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока

Физпауза

3

Смена деятельности

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Организует смену деятельности

5. Физкультминутка

Давайте немного отдохнем.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по - шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем

Этап первичное осмысление и закрепление знаний

15

Применение знаний и умений в новой ситуации

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Организацует контроль за процессом решения задач.

- Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.

1. Классный руководитель – завуч школы.

1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”.

Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента.

2) 12 учеников посещают спортивные секции,

16 учеников посещают различные кружки.

Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?

2. Продавец - покупатель.

Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки.

Товар:                                       скидка на данный товар:

Шуба - 38 500 рублей                                 14 %

Сапоги – 7 800 рублей                                      10%

Шапка - 2 200 рублей                                      8 %

Спортивный костюм - 3 200 рублей        11 %

Кроссовки – 1 850 рублей.                              5 %

3. Бухгалтер – сотрудник фирмы.

Ставка сотрудника – 13 500 рублей.

Доплата за совмещение обязанностей – 60 %

Доплата на транспорт 10%

Какова заработная плата сотрудника?

Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?

Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

Ответ к задаче:

  1. 67,9% учащихся закончили четверть на“4” и “5”
  2. 42,9% учеников посещают спортивные секции,

  57,1% учеников посещают различные кружки.

Ответ к задаче:

Товар:     Скидка на                            Сумма к

                  данный товар: (руб.)              оплате: (руб.)

Шуба            5 390                           33 110 Сапоги          780                           7 020

Шапка           176                           2 024

Спортивный

костюм           352                         2 848  

Кроссовки     92,5                          1 757,5

 Ответ к задаче: Заработная плата сотрудника 22 950 рублей,

     Премия 10 327,5 рублей,

     Общая сумма 33 277,5 рублей,

     Налог 4 326,08 рублей,

     Сумма, которую получит сотрудник 28 951,42 рубля.

Этап закрепления изученного материала

5

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Личностные:формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Заключите-льный этап.Рефлексия..

5

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.

Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке. 

Дает комментарий к домашнему заданию

Домашнее задание:

Решите следующую задачу:

В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Юры,  семейный бюджет на месяц делится следующим образом:

Статья расхода

Процент от заработанной суммы

Оплата расходов на содержание квартиры

8

Плата за детский сад за 1 ребенка

6

Покупка продуктов

23

Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов ,если есть необходимость и т.д.)

23

В копилку

40

Задания: 

1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000 рублей в месяц.

2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу)  - 60 000 рублей.

На оценку «3» - необходимо ответить на первый вопрос в задаче;

На оценку «4» -необходимо ответить и на первый и на второй вопрос в задаче.

На оценку «5» - творческое задание: придумайте задачу на проценты, которая может  встретиться в жизни.

   

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

Учащиеся получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы. 

Учащиеся заполняют

Приложение № 1: Рефлексия

Карточка самооценивания.

Ф. И. _______________________________________________

Система оценивания:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

№ задания

Задание

Оценка

1

Устный счет

2

Классный руководитель – завуч школы. 1)  

                                                                      2)                                                                                          

3

Продавец - покупатель.

4

Бухгалтер – сотрудник фирмы.

5

Итого: ваша оценка за урок

 

Если у вас: 5- 4,5 «+» - ставим оценку «5»;

                     4- 3,5  «+» - «4»;

                     3- 2,5 «+» - «3». 

Допишите незаконченные предложения. 

           Сегодня я узнал…

      Было интересно…

 Было трудно…

      Я научился…

 У меня получилось…

 Мне понравилось…

Список литературы:

Учебник: 1.Математика. 5 класс:  учебник для учащихся общеобразовательных учреждений  Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.   Чесноков,

С.И. Шварцбурд. - М. Мнемозина, 2012

2.Математика 5 класс.Технологические карты уроков по учебнику Н.Я.Виленкина,В.И.Жохова,а,с,Чеснокова,с,и,Шварцбурга,1полугодие,М.,Учитель,2014 г.

3.Математика 5 класс.Диагностика уровней сформированности предметных умений и УУД.Т.Дюмина,А.Махонина.М.,Учитель,2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 5-м классе по теме "Обыкновенные дроби"

Данная тема по программе любого действующего учебника по математике из Федерального комплекта.Тип урока: Урок обобщения и систематизации, проводимый в форме урока – путешествия....

Конспект урока по математике в 6-ом классе "Дробные выражения"

Урок изучения, закрепления и первичной проверки знаний.Цель: - рассмотреть дробные выражения, нахождение значения дробного выражения;- закрепление знаний, умений, навыков решения задач на нахожд...

Конспект урока по математике "Площадь прямоугольника" 5 класс

Урок систематизации и обобщения  заний по теме "Площадь прямоугольника". Урок составлен в соотвествии с требованиями ФГОС....

Конспект урока по математике для учащихся 4 класса на тему "Сравнение чисел в пределах 100"

Предложенный конспект урока предназначен для учащихся с умственной отсталостью легкой степени...

Конспект урока по математике "Геометрические головоломки" (5 класс)

Урок разработан по учебнику "Наглядная геометрия". Урок проводится на дополнительных занятиях по математике для подготовки детей к изучению геометрии в 7 классе. Цели и задачи:познакомить учащихся с и...

Конспект урока по математике "Решение уравнений" 5 класс

Альберт  Эйнштейн  (немецкий физик – теоретик); « Мне приходится делить своё время между политикой и уравнениями. Однако,  уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика сущес...