Инновационные методы обучения математики.
учебно-методический материал по математике (7 класс) на тему

Кузнецова Наталия Алексеевна

Предварительный просмотр:

Выступление на районном методическом объединении учителей математики.

Тем: Инновационные методы обучения математики.

Учитель: Кузнецова Н.А.

2013 -2014 учебный год

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Хороший ученик и воспитанник в рамках традиционной системы образования оказывается пассивным исполнителем предписаний, идущих к нему со стороны чужой воли, подчиняющимся распоряжениям и указам педагога. При таком подходе ученик не сможет выработать в себе желание самостоятельно управлять своей учебной деятельностью, умение учиться. На мой взгляд, учебный процесс должен ставиться таким образом, чтобы учащиеся понимали не просто содержание очередного задания, а, прежде всего, функции, назначение, средства освоения новых знаний, способы организации и осуществления  учебных действий, иными словами постановкой учебных целей, проектирование учебных действий по их достижению, объективного самоконтроля и самооценки. Это так называемое «метапредметное содержание образования». В него входят две составляющие: формирование понятий и способов действий. Если ученик овладеет общими способами познания, то он сможет самостоятельно овладеть любым новым знанием. В этом состоит привитие интереса к учебе: дорога та, что сам искал, вовек не позабудется. А, если я могу (рассуждает ученик), значит, получу положительную отметку – это  мотив обучения. Если получу положительную отметку (продолжает рассуждать ученик), то займу высокое положение в коллективе, семье, обществе – еще один мотив. Как на уроках я реализую элементы таких рассуждений.

9 класс математика тема Неравенства второй степени с одной переменной. Начинаю с анализа темы. Задаю неожиданный вопрос: белка и собака, знаете этих животных? Почему вы можете утверждать, что это белка, а не собака. Вместе приходим к выводу, что надо знать отличительные признаки неравенств второй степени. Даю задания: найти отличительные признаки неравенств второй степени. Дети с удовольствием выполняют подобные задания. Потом ставлю вопрос: узнали мы неравенство, а что дальше? Отвечают: решать его надо. А что для этого надо? Надо знать алгоритм решения неравенств. Изучаем алгоритм. Далее говорю: если вы забыли через два дня, что делать? Обратиться к записям: вот еще мотив захотеть оформлять тетради - если забыл, то можно заглянуть. Затем выделяю: если вы столкнулись с незнакомыми темами, что делать 1) что это такое 2)как действовать? Обычно, учащиеся, претендующие на то, чтобы повысить свой уровень, с удовольствием принимают участие в данной полемике.

В последнее время уделяю огромное внимание самостоятельному анализу текста учебника. Когда педагог говорит, какая страница, где определение, он тем самым лишает возможности работать ученикам, это их, а не наша работа – учебная деятельность, функция педагога – умело подвести к этой деятельности, оставаясь сторонним наблюдателем, старшим наставником, но не назидателем. Учащиеся с положительной мотивацией быстро ориентируются по тексту и находят нужную информацию. Слабые учащиеся получают рекомендации: обращать внимание на жирный шрифт и курсив. Конечно, многое в моей деятельности  остается трудноразрешимой задачей. Но, тем не менее, я открыла для себя, что, предоставляя больше самостоятельности, мы даем возможность проявить себя нашим ученикам, а это повышает их значимость в коллективе, в своих глазах, а положительный результат всегда служит толчком к новым познаниям.

Еще в своей практике я применяю метод ассоциаций. Например, параболу я сравниваю с бутоном цветка, обе части уравнения – с двумя берегами, знак равно -  с мостиком, при переходе через мостик надо заплатить дань – изменить знак на противоположный, знак больше – это согнутая правая рука – она сильнее, больше или галочка раскрывает ротик на большее выражение, возвращение к знаку неравенства – поход по лабиринту и назад домой, наверх, а также рисую даже самые простые задачи – бочка с медом, два трактора, два автомобиля и т.д. как правило, мы рождаемся и видим мир такой, какой он есть. Чтобы запомнились математические знания, необходимо видеть их среди привычных вещей, при взгляде на  них сложные задачи несколько упрощаются.

Проанализировав выступления некоторых педагогов, я выделила несколько методов , которыми, по мнению педагогов, можно пользоваться в условиях современного образования – это метод проблемного обучения, эвристическая беседа, дифференцированный подход в обучении, работа в группах. Эти методы нам знакомы каждому, мы их применяли в своей практике, на мой взгляд, ими можно пользоваться и в современных условиях. Оживляет урок и использование различных форм ИКТ, но наиболее простой из них является презентация, когда компьютер выполняет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия. Использование этой формы дает ряд преимуществ:

  • возможность обеспечить ученику индивидуальный режим работы.
  • ещё одним преимуществом является возможность предоставить разную информацию каждому ученику в различном виде;
  • большие возможности оформления информации: использование широкой цветовой гаммы при оформлении слайдов, различного рода шрифтов и, конечно, эффекты анимации.
  • оптимизация работы учителя при подготовке урока (организация уроков, требующих использование большого количества дидактического материала – иллюстраций, схем, диаграмм), при проведении контроля знаний (одновременно позволяет использовать различные виды контроля и проверки знаний – тесты, задания на соотнесения, найти ошибку в тексте, продолжить фразу и т. д.).

К сожалению,  не у каждого из нас в кабинете есть компьютер, но некоторые уроки мы все же проводим с использованием ИКТ.

В современных условиях важное значение приобрела проблема профессиональной подготовки специалистов, способных мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно. Немаловажная роль отводится информационным и телекоммуникационным технологиям, так как они позволяют решить проблему перехода от традиционной формы обучения, направленной на усвоение учеником фиксированной суммы знаний, к новой, где основной упор сделан на освоение способов деятельности. В понятие же “новое качество” образования вкладывается, прежде всего, способность самостоятельно учиться и добывать знания, ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.

В 2012 году я повышала свою квалификацию в городе Рязани на базе Рязанского института образования. Мы посетили несколько школ: среди них Александро -  Невскую общеобразовательную школу Новодеревенского района Рязанской области. В основе концепции развития школы лежит модель интегративной организации образовательного процесса через реализацию современных образовательных технологий. Они считают одним из  эффективных методов обучения математики – объединение с другими областями науки. В этой школе трудится математик Аксенкина Варвара Александровна. Она давала нам открытые уроки.  На уроке геометрии по теме «Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат»  класс разделили на пять творческих групп Сказочники, практики и т.д мне интересным показалось работа учащихся – практиков: проекты паркетов, изготовление домиков, где элементы - параллелограммы, ромбы, прямоугольники и т. д. Это практико – ориентированные методы, они позволят учащимся более глубоко использовать математические знания, может некоторые из них выбирут профессию дизайнера, строителя и вопрос зачем нужно знать математику не  останется без ответа, просто к  ответу приведут такие уроки.

Таким образом, обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения инновационных методов обучения в ПУ №1

в ГОУ НПО ПУ№1Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и ка­чества учебного процесса является активизация учения учащихся.Необходимость активного обучения заключается в том, ч...

Фольклорные инновационные методы обучения в общеобразовательной школе.

Применение фольклорных инновационных метоодов обучения в общеобразовательной школе....

Интерактивное обучение как один из инновационных методов обучения математике в школе

Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления...

Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...

Инновационные методы обучения математики.

инновационные методы обучения математики...

Инновационные методы обучения математики.

инновационные методы обучения математики...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания в обучении детей с нарушением зрения как инновационный метод обучения.

Информатизация образования открывает нам педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновац...


 

Комментарии

Кузнецова Наталия Алексеевна

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока.