Дидактическая игра как средство развития математических вычислительных навыков на уроках математики.
статья по математике на тему

Блинова Надежда Викторовна

В настоящее время массовая педагогическая практика испытывает некоторые затруднения:

одна из них -  снижение интереса у обучающихся к математическим вычислениям из-за их однообразия, монотонности и присутствия в повседневной жизни вычислительной техники.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, и в тоже время не навредить их здоровью. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_.docx154.89 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство развития  математических вычислительных навыков на уроках математики.

Блинова Надежда Викторовна,

учитель математики МБОУСОШ № 17, г.Серпухов.

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий.»

 В.А. Сухомлинский.

В настоящее время массовая педагогическая практика испытывает некоторые затруднения:

одна из них -  снижение интереса у обучающихся к математическим вычислениям из-за их однообразия, монотонности и присутствия в повседневной жизни вычислительной техники.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, и в тоже время не навредить их здоровью. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Дидактическая игра – это одна или несколько математических задач, предлагаемых в занимательной форме и, как правило, с элементами соревнования. Игра не только позволяет проверить умения обучающихся выполнять математические действия, анализировать, сравнивать, подмечать закономерности, но и значительно повысить интерес к математике, снять усталость, а также способствует развитию внимания, сообразительности, активизирует чувство соревнования, взаимопомощи.

Работа на уроке с предполагаемыми заданиями может быть как коллективной, так и индивидуальной. Я считаю , что использование игровых ситуаций на уроке и  системное применение разнообразных заданий  на уроках математики и внеурочной деятельности дает возможность  обучающимся повысить свои вычислительные навыки.

  1. Игра «Отгадай число»

- задумайте  двузначное число;

-умножьте его на 2;

- к произведению прибавьте 4;

- сумму умножьте на 4;

- из произведения вычесть 16;

- разность разделить на задуманное число.

Проверим :  8.

Объяснение : если  – задуманное число, то в соответствии с алгоритмом счета получаем:

  1. Устный счет в форме игры «Отгадай слово»

Решив все примеры , расположив ответы в порядке возрастания , вы сможете прочитать три слова , которые являются  темой нашего урока .

  1. Игра «Расшифруй скороговорку»

( Архип охрип, осип осип)

  1. Математическое лото

В начале урока каждый ученик получает по лотерейному билету. На столе у учителя лежат карточки с заданиями. По очереди, несколько учеников выходят и тянут карточку с заданием, читают его классу.  Учащиеся вычисляют устно и зачеркивают свой результат вычисления в лотерейном билете, если он есть. Таким образом , выигрывает тот ученик, у которого будут вычеркнуты все числа в билете.

  1. Игра «Заполни клетку»  

При отработке навыков выполнения действий с десятичными дробями в 5 классе провожу математическую эстафету «Заполни клетку», каждая команда (ряд) получают листочки, текст которых приведен ниже. Обучающиеся по очереди выполняют действия. Ответ предыдущего действия ставится в первую клетку следующего. Выигрывает та команда, которая первой скажет правильный ответ в последней клетке.

hello_html_m83364c.png

  1. В восьмом классе интерес к математике у многих детей угасает. Зачем считать в уме, если можно использовать калькулятор на сотовом телефоне. Поэтому можно подобрать задания для устного счета в занимательной форме, включить в них некоторые исторические сведения, чтобы вызвать интерес к предмету. Например, такие: в 988 году, во время правления киевского князя Владимира, Русь приняла христианство. Вместе с религией на Русь попали и древнегреческие имена. Для выражений найдите равные по значению числа и по совпадающим ответам, соотнеси греческие имена с их дословным переводом: Андрей – «мужественный», Евгений – «благородный», Галина – «спокойная».

Андрей: 

Евгений: 

Елена: 

Галина: 

Дарья :

Спокойная(ный) :  1,5

Мужественный(ая) : 7

Благородный(ая): 10

Побеждающая :  0,5

Оставшееся имя – Елена – в переводе с греческого, означает «сверкающая»

  1. В 10-11 классах использую карточки «Найди пару» при изучении темы «Арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс»
  1.                                              з)                  ь)  ;
  2.                                  о)               р) 1;
  3.                                   н)              в)  ;
  4.                                   и) 0,3;              е) 1,8;
  5.                                  п)  ;                 с)
  6. у) – 1;                            ш) 0;
  7.                                    а)                 я)  ;
  8.                                       л)              ч)  ;
  9.                                б) ;                 м)
  10. .                                         г)               т) .
  1. Следующим тестом можно проверить умение применять формулы сокращенного умножения при вычислении значений выражений и разложении на множители. Цель – выбрать правильный ответ и записать нужную букву.

            Учащиеся получают карточки с пятью заданиями. При правильных ответах из    выбранных букв должно получиться слово «ВЕРНО».

1.Вычисли: 412– 312

б) 72
в) 720
г) 730

2.Вычисли: 262 – 742

е) 4800
ж) 4800
з) 480

3.Разложи на множители: a4 – 8a2 + 16

c) (a2+ 4)2
n) (a– 4)
2
p) (a
2– 4)2

4.Разложи на множители: a6 – 8

н) (а2– 2) (а4+ 2а2+ 4)
к) (а
3– 4) (а3+ 4)
л) (а
2– 2) (а2+ 2а+ 4)

5.Разложи на множители: 25b2– 16c4

a) (5b– 4c2)2
o) (5b– 4c
2) (5b+ 4с2)
д) (5b– 4c) (5b+ 4c)

         Вычислительный навык  возникает в результате длительных упражнений и системного применения дидактических игр. Для того, чтобы избежать однообразного повторения одних и тех же игровых заданий, использую разнообразные упражнения и приёмы, соответствующие развитию быстроты вычислений.

        Многие  игровые моменты, которые приведены выше, дают возможность охватить большой объем материала за короткий промежуток времени,  позволяют судить об усвоении материала, готовят к изучению нового, помогают выявить ошибки и настроиться на качественную  работу на уроке.

Литература :

  1. Математика. 5 класс. – Изд. 2-е, перераб./Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон.- М.: Издательство «Ювента», 2011.
  2. Математика 5-9 классы. Задания для обучения и развития учащихся./ Лебединцева Е,А., Беленкова Е.Ю. – М.: Ителлект-Центр, 2013.
  3. Данилов.  И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2005.- №1
  4. Щукина. Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1980.
  5. Сайты интернета

korkino-school3.ucoz.ruNikolaeva_O.L..htm

           festival.1september.ruРазвитие вычислительных навыков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство познавательного интереса учащихся на уроке математики

Формирование и развитие познавательных интересов- часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой  личности....

Повышение вычислительных навыков на уроках математики, как средство достижения прочных знаний

Важнейшей задачей обучения математике является обеспечение учащихся прочными знаниями и умениями, нужными в повседневной жизни. В связи с этим необходимо подчеркнуть роль вычислительной подготовки уча...

Повышение вычислительных навыков на уроках математики, как средство достижения прочных знаний

Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сонательных и  прочных вычислительных навыков. Вычислительные навыки в повседневной жизни необходимы...

Формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-6 классах средствами регионального компонента

Из опыта работы по формированию вычислительных навыков на уроках математики....

Повышение вычислительных навыков на уроках математики, как средство достижения прочных знаний

Одна из актуальных проблем на уроках математики и одна из важнейших задач обучения математике – это проблема вычислительных навыков. Педагогической наукой доказана необходимость теоретическ...