«Эффективность и актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках математики»
материал по математике на тему

Чуланов Павел Антонович

«Эффективность и актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках математики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление на РМО21.44 КБ
Office presentation icon выступление на ярмо1.09 МБ

Предварительный просмотр:

             

Выступление на районном методическом объединении учителей математики

тема:


«Эффективность и актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках математики»

                                 

Подготовил учитель математики МОУ

 «Сёминская основная школа»

Чуланов П.А.

2016г.

Знание тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями    

 своей мысли, а не памятью                                        Л.Н.Толстой.

Немного истории…

«Проективный» метод возник в начале XX века в США. Его основоположник - американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи.

 В 1905 году в России педагог Т.С. Шацкий активно внедрял этот метод в практику преподавания, но не имел успеха.

В 1931 году Постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.

В СССР метод проектов не был популярным, лишь  в начале 21 века метод получил новую жизнь. Его суть  – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне школы.

 В настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

  • 1)   самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • 2)  учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • 3)   приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
  • 4)  развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

5) развивают системное мышление

Виды проектов: ролевой, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный.

Ролевой проект:

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево - игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника эпохи, фрагмент урока, кроссворды.

Практико-ориентированный проект:

Проект «Рисунки на координатной плоскости»                 Математика 6 класс

Аннотация проекта.

Проект «Рисунки на координатной плоскости» выполняется учащимися 6 класса в рамках темы «Координатная плоскость». Основная цель проекта – уверенное ориентирование на координатной плоскости. Проект – творческий, т.к. дети создают рисунки, используя свою фантазию и способности.

Основной вопрос проекта.  Как найти местоположение предмета на плоскости?

Проблемные вопросы.

1. Как узнать положение точки на плоскости?   2. Как построить точку на плоскости по заданным координатам?

3. Как нарисовать фигуру на плоскости по заданным координатам точек?

Учебные вопросы:

1. Как задать координаты точки на прямой, на плоскости?

2. Какая плоскость называется координатной?

3. Как определить координаты заданной точки на плоскости?

Цель проекта – уверенное ориентирование учащегося на координатной плоскости.

Задачи:

  • закрепление и развитие навыков построения точки по координатам на плоскости и определения координат заданной точки;
  • развитие творческих способностей;
  • воспитание чувства прекрасного;
  • воспитание аккуратности и самостоятельности.

Срок реализации – 1 неделя.

Ход проекта.

1. Подготовительный период.

Рассматривается учебный материал по теме «Координатная плоскость», учащиеся учатся строить точки на плоскости по заданным координатам и находить координаты заданных точек.

2. Этап планирования.

Учащимся предлагается построить рисунок на координатной плоскости по заданным координатам точек из коллекции рисунков. Объясняют правила построения рисунка: точки соединяются последовательно. Если в записи стоит жирная точка вместо точки с запятой, то предыдущая точка на плоскости не соединяется со следующей.

В качестве домашнего задания обучающимся предлагается придумать рисунок на координатной плоскости и зашифровать его координатами точек.

3. Основной этап.

Учащиеся придумывают рисунок, изображают его на координатной плоскости, на отдельных карточках делают шифрование в виде координат точек, из которых состоит рисунок.

4. Заключительный этап.

На уроке дети обмениваются карточками с зашифрованными координатами точек и строят рисунки в тетради. Учитель контролирует правильность построения.

Исследовательский проект

Структура исследовательских проектов: 

•   аргументация актуальности принятой для исследования темы, 

•   определение проблемы исследования, его предмета и объекта, 

•   обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, 

•   определение методов исследования, источников информации, 

•   выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, 

•   обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

Результаты научно-исследовательской и проектной деятельности:

  • Активизация интереса к урокам  математики;
  • Участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах различного уровня;
  • Повышение качества знаний у учащихся на промежуточной и итоговой аттестации

Заключение.

Проектная деятельность — один из способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на тему: «Эффективность и актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках математики» Учитель Чуланов П.А..

Слайд 2

Знание тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Л.Н.Толстой.

Слайд 3

Немного истории… «Проективный» метод возник в начале XX века в США. Его основоположник - американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи. В 1905 году в России педагог Т.С.Шацкий активно внедрял этот метод в практику преподавания, но не имел успеха. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено. В СССР метод проектов не был популярным, лишь в начале 21 века метод получил новую жизнь. Его суть – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне школы. В настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов.

Слайд 4

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся: 1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; 2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; 3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах; 4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); 5) развивают системное мышление

Слайд 5

Виды проектов Информационный Ролевой Исследовательский Творческий Практико-ориентированный

Слайд 6

Информационный проект:

Слайд 8

Ролевой проект: В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево - игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника эпохи, фрагмент урока, кроссворды.

Слайд 9

Практико-ориентированный проект : Проект «Рисунки на координатной плоскости» Математика 6 класс Аннотация проекта. Проект «Рисунки на координатной плоскости» выполняется учащимися 6 класса в рамках темы «Координатная плоскость». Основная цель проекта – уверенное ориентирование на координатной плоскости. Проект – творческий, т.к. дети создают рисунки, используя свою фантазию и способности. Основной вопрос проекта. Как найти местоположение предмета на плоскости? Проблемные вопросы. 1. Как узнать положение точки на плоскости? 2. Как построить точку на плоскости по заданным координатам? 3. Как нарисовать фигуру на плоскости по заданным координатам точек? Учебные вопросы: 1. Как задать координаты точки на прямой, на плоскости? 2. Какая плоскость называется координатной? 3. Как определить координаты заданной точки на плоскости? Цель проекта – уверенное ориентирование учащегося на координатной плоскости. Задачи: закрепление и развитие навыков построения точки по координатам на плоскости и определения координат заданной точки; развитие творческих способностей; воспитание чувства прекрасного; воспитание аккуратности и самостоятельности. Срок реализации – 1 неделя. Ход проекта. 1. Подготовительный период. Рассматривается учебный материал по теме «Координатная плоскость», учащиеся учатся строить точки на плоскости по заданным координатам и находить координаты заданных точек. 2. Этап планирования. Учащимся предлагается построить рисунок на координатной плоскости по заданным координатам точек из коллекции рисунков. Объясняют правила построения рисунка: точки соединяются последовательно. Если в записи стоит жирная точка вместо точки с запятой, то предыдущая точка на плоскости не соединяется со следующей. В качестве домашнего задания обучающимся предлагается придумать рисунок на координатной плоскости и зашифровать его координатами точек. 3. Основной этап. Учащиеся придумывают рисунок, изображают его на координатной плоскости, на отдельных карточках делают шифрование в виде координат точек, из которых состоит рисунок. 4. Заключительный этап. На уроке дети обмениваются карточками с зашифрованными координатами точек и строят рисунки в тетради. Учитель контролирует правильность построения.

Слайд 10

Творческий проект №1:

Слайд 11

Творческий проект №2

Слайд 12

Исследовательский проект Структура исследовательских проектов: • аргументация актуальности принятой для исследования темы, • определение проблемы исследования, его предмета и объекта, • обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, • определение методов исследования, источников информации, • выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, • обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования .

Слайд 13

Урок-семинар Практикум Исследование Творческий отчет Защита идей Урок открытых мыслей Урок-поиск Творческая мастерская Круглый стол Урок- ролевая игра Конференция

Слайд 14

Результаты научно-исследовательской и проектной деятельности: Активизация интереса к урокам математики; Участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах различного уровня; Повышение качества знаний у учащихся на промежуточной и итоговой аттестации

Слайд 15

Заключение Проектная деятельность — один из способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность на уроках математики" ( выступление на ШМО учителей математики)

Реализация  методов проектов на уроках математики. Мини проекты и макро- проекты. Организация проблемных уроков....

Эффективность и актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Обобщение опыта по теме " Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы"...

Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности

Проектно-исследовательская деятельность– это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, п...

Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов "Проектная деятельность на уроках математики"

Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов "Проектная деятельность на уроках математики"...