Главные вкладки

    Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Умножение десятичных дробей»
    план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

    Афанасьева Тамара Вячеславовна

    Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Умножение десятичных дробей»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Т.В.Афанасьева, учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 55 имени Александра Невского»

     

    Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Умножение десятичных дробей»

    Тема: Умножение десятичных дробей

    Цель: создание благоприятных условий для развития творческой и мыслительной деятельности учащихся

    Тип  урока: урок «открытия» новых знаний

    Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:

             - в личностном направлении:

    формировать у учащихся готовность и способность к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

    - формировать уважительное и доброжелательное отношение к мнению другого человека;

    - формировать культуру умственного труда; 

    - в метапредметном направлении:

    - формировать умения организовывать учебную деятельность: постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своего труда;

    - формировать умения формулировать гипотезы, приводить аргументы, доказывать свою точку зрения;

    - развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;  

     - в предметном направлении: 

    - изучить правило умножения десятичных дробей;

    - рассмотреть примеры умножения десятичных дробей;

    - применить знания, умения и навыки в конкретной ситуации;

    Формы работы учащихся:  групповая, фронтальная, индивидуальная

    Техническое обеспечение: карточки с заданиями;

    анаграммы;

    плакат « Из истории возникновения десятичных дробей».

    Структура и ход урока:

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    УУД

    Время

     1

     Самоопределение к деятельности

     - Ребята! Я рада видеть сегодня вас на уроке в хорошем настроении. Проверьте, все ли готово к уроку, уберите лишние предметы.

    Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения.

    Я желаю вам хорошей работы.

    Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, желают друг другу хорошего настроения

    Личностные: мотивация к учебной деятельности.

    Метапредметные:

    Регулятивные: организация своей УД.

    Познавательные: поиск необходимой информации, формулирование познавательной цели.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

    Предметные: структурирование собственных знаний об умножении десятичных дробей.

     1-2 мин

     2

    Актуализация знаний

     - Сегодня в очередной раз обратимся к миру чисел. Это действительно целый мир со своими законами. Еще великий математик древности Пифагор утверждал, что «Числа правят миром». Четкий, логичный язык чисел отражает многие жизненные явления.

     - Предлагаю вам решить анаграмму и исключить лишнее слово. На парте лежит анаграмма, которую вам предстоит разгадать, а затем попытаться самостоятельно сформулировать тему урока.

    Учащиеся в парах решают анаграммы, выделяю лишнее слово из предложенных. Стараются сформулировать тему урока, используя полученные слова.

     Личностные: готовность к самообразованию.

    Метапредметные:

    Регулятивные: организация своей УД.

    Познавательные:

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

    Предметные: структурирование собственных знаний об умножении десятичных дробей.

     5-6 мин

     3

    Постановка учебной задачи  (локализация затруднений)

     - Сформулируем вместе тему урока.

     - Решите следующие примеры:

         1) 3,5•2

         2) 3,5•7

         3) 3,5•74

         4) 3,5•27

         5) 3,5•7,4

     - Что у вас получилось?

     - Сформулируйте проблему урока.

     

    - Какова цель нашего урока?

     В примере 1) ученики умножение заменяют сложением; пример 2) – тоже; в примере 3) и 4) ученики пытаются умножить числа, но знаний недостаточно для получения верного ответа; пример 5) ученики не могут начать решать из-за недостатка знаний.

     Проблема урока: как умножить десятичную дробь на целое число и на десятичную дробь?

     Цель: открыть правило умножения десятичных дробей, учиться выдвигать гипотезы, логически мыслить, анализировать и делать выводы.

     Личностные: связь между целью УД и ее мотивом, целеполагание.

    Метапредметные:

    Регулятивные: целеполагание, прогнозирование и планирование деятельности.

    Познавательные: поиск необходимой информации, формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное выделение необходимой информации.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение грамотно выражать свои мысли.

    Предметные: обобщение умений умножать натуральные числа.

     5-6 мин

    4

    «Открытие» обучающимися новых знаний (построение проекта выхода из затруднения)

     - Давайте вернемся к проблеме урока: как умножить десятичную дробь на натуральное число?

     - Какие есть предположения?

     

    - В учебник смотреть неинтересно. Давайте вы сами попробуете сформулировать правило такого умножения чисел.

     - Давайте попробуем разделить. Получилось.

     - А как с примером 4)? Можем ли мы поступить таким же образом?

     - Как решить эту проблему?

     - Хорошо, передвинем. В какую сторону подвинем и на сколько цифр?

     

     - Можно ли так поступить с 5) примером?

    - Тогда как мы можем сформулировать правило, по которому мы будем умножать десятичные дроби?

     - Найдите его в учебнике.

     

     Ученики предлагают посмотреть правило в учебнике.

      - Давайте 35 умножим на 74. Только если 3,5 в 10 раз меньше 35, то и результат умножения будет, наверное, в 10 раз меньше. То есть потом мы произведение разделим на 10.

     - Наверное, можем. Но 945 на цело не делится на 10.

     - Давайте передвинем запятую.

     - Влево, т.к. число должно получиться меньше и на 1 цифру, потому что в 10 есть один ноль.

     - Можем.  И передвинем запятую на 2 цифры, т.к. в каждом множителе есть по одно цифре после запятой.

     - Нужно умножить, как натуральные числа, а потом отделить запятой столько цифр, сколько в обоих множителях вместе.

     Ученики сверяют сформулированное ими правило с учебником.

    Личностные: личностное самоопределение, критичность мышления, культура умственного труда.

    Метапредметные:

    Регулятивные:целеполагание, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

    Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, синтез, постановка логической цепи рассуждений, проверка выдвигаемых гипотез, выведение следствий.

    Коммуникативные: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения.

    Предметные: представление учащихся о правиле умножения десятичных дробей и способах его доказательства.

    6-7 мин

    5

    Первичное закрепление во внешней речи (обобщение затруднений во внешней речи)

     - Теперь для закрепления полученных знаний предлагаю вам решить у доски и в тетрадях несколько примеров:

         1) 1,92 ∙ 3

         2) 65, 112 ∙ 5

         3) 0, 43 ∙ 3,2

     Ученики решают примеры в тетрадях, трое добровольцев решают примеры у доски, каждый раз проговаривая правило вслух.

    1. 5,76
    2. 325,56
    3. 1,376

    Личностные: осознание ответственности за общее дело, смыслообразование.

    Метапредметные:

    Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять контроль УД.

    Познавательные: анализ, синтез,  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция и оценка.

    Коммуникативные: передача информации другим людям, умение представлять результаты деятельности в устной и письменной формах.

    Предметные: знание принципов умножения десятичных дробей.

    6-7 мин

     6

    Самостоятельная работа с самопроверкой

     - Предлагаю вам для самостоятельного выполнения и последующей совместной проверки следующее задание: вам нужно заменить правильные ответы буквами. Вы получите фамилию человека, который внес значительный вклад в развитие десятичных дробей.

    1. 1,2 ∙ 16
    2. 2,5 ∙ 14
    3. 3,5 ∙ 35
    4. 11 ∙ 1,7
    5. 0,65 ∙ 35
    6. 2,3 ∙11
    7. 2,81 ∙ 10
    8. 0,386 ∙ 100
    9. 0,64 ∙ 1000

    35

    28,1

    22,75

    19,2

    12,25

    640

    25,3

    18,7

    38,6

    А

    К

    И

    М

    Г

    Й

    Ц

    Н

    И

     Леонтий Филиппович Магницкий в России в 1703г. Изложил учение о десятичных дробях в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная».

     Ученики выполняют задание.

    1. 19,2 – М
    2. 35,0 – А
    3. 122,5 – Г
    4. 18,7 – Н
    5. 22,75 – И
    6. 25,3 – Ц
    7. 28,1 – К
    8. 38, 6 – И
    9. 640 – Й

    Личностные: развитие инициативы и самостоятельности, смыслообразование

    Метапредметные

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих действий, саморегуляция деятельности.

    Познавательные: анализ, синтез, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, структурирование знаний.

    Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

    Предметные: умение применять на практике правило умножения десятичных дробей.

     4-5 мин

    7

    Включение в систему знаний и повторение

     Учитель предлагает ученикам необычное задание: первый ученик задумывает десятичную дробь, умножает ее на 5 и говорит второму; сосед умножает услышанное число на 2, переносит запятую влево на один знак и произносит число, которое задумал первый ученик.

     - А как такое может быть – об этом вы узнаете на следующем уроке.

     Ученики в парах выполняют упражнение. Спрашивают у учителя, как такое может быть.

     Личностные: критичность мышления, активность при решении математических задач, находчивость, активность.

    Метапредметные:

    Регулятивные: саморегуляция деятельности,

    Познавательные: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей

    Коммуникативные: умение осуществлять продуктивное взаимодействие с учителем и одноклассниками, строить речевое высказывание.

    Предметные: умение применять правило умножения десятичных дробей в нестандартных ситуациях.

    4-5 мин

    8

    Рефлексия

     Учитель проводит рефлексию с учениками, задавая им вопросы:

     - Какой была тема сегодняшнего урока?

     - Что узнали сегодня на уроке?

     - Что научились выполнять?

     - Что вам запомнилось сегодня?

     - Как можно применить в обыденной жизни полученные сегодня знания и умения?

     - Оцените свою работу на уроке.

     Ученики по очереди отвечают на вопросы учителя, оценивая свою работу на уроке, исходя из личных ощущений.

    Домашнее задание:

     прочитать п.34, № 1330ав, № 1333а-д.

    Личностные: самоопределение, следование с поведении моральным нормам и этическим требованиям.

    Метапредметные

    Регулятивные: оценка своих достижений на уроке

    Познавательные: понимание причин успеха-неуспеха, контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

    Коммуникативные: аргументация своего мнения, использование критериев для обоснования своего суждения, выражение своих мыслей полно и точно.

    Предметные контроль и оценка процесса и результатов деятельности, осознание алгоритма действий для получения верного результата.

    2-3 мин

    Литература

    1. Математика, 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 28-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011. – 280с. :ил.
    2. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5 – 9 классы. – М. : Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения)
    3. Принципы и положения для работы с технологическими картами http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
    4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.:ил. – (Стандарты второго поколения).

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация урока математики 6 класс по теме "Умножение десятичных дробей"

    Презентация урока математики 6 класс по теме "Умножение десятичных дробей"...

    Технологическая карта урока математики 5 кл по теме "Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число"

    Тип урока: систематизация и обобщение знаний. Форма: Интегрированный урок (математика+краеведение). Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

    Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей

    Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Умножение десятичных дробей.

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  ОТКРЫТОГО УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Умножение десятичных дробей....