Рабочая программа кружка "Юный математик"
рабочая программа (5 класс) по теме

Николаева Татьяна Андреевна

Рабочая программа кружка "Юный математик" для  обучающихся 5-6 классов с нарушением интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_matemkti.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат

 для обучающихся с ОВЗ» Минобразования Чувашии

Рассмотрена на ШМО                                                Утверждена

Протокол №1 от 25.08.2017г.                             приказ №137-ОД от01.09.2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»

2017-2018 учебный год

Учитель: Николаева Т.А.

2017г.

Пояснительная записка.

Настоящая программа составлена на основе программы Министерства образования и науки Российской Федерации, которая содержит минимум учебного материала, необходимого учащимся с ОВЗ для социальной адаптации. Программа кружка «Юный математик» углублена и расширена представлениями о числе, об исторических корнях ряда арифметических понятий и символов, о роли математики в общечеловеческой культуре. Содержание программы позволяет ученику любого уровня обученности активно включиться в учебно-познавательную деятельность и максимально проявить себя, научиться применять знания на практике. Она учитывает особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта.

Органическое поражение головного мозга детей с недостатками умственного развития приводит к разрушению нервных клеток мозга их неправильному развитию в определённых участках мозга. Нарушаются так же и функции клеток, а это ведёт к тому, что процессы возбуждения и активного внутреннего торможения слабеют. Слабость процесса возбуждения обуславливает плохое замыкание новых условных связей, а активного внутреннего торможения обуславливает плохое качество дифференцировок. Это ведёт к тому, что у наших детей замедленно формируются новые условные связи и затруднены их дифференцировки. А, если они сформировались, то они оказываются непрочными, хрупкими. Обучающиеся не могут переносить приобретенный опыт в другую ситуацию в том числе и жизненную. Они в большей степени мере руководствуются наглядным восприятием, чем словесной инструкцией. Поэтому обычные методы и приёмы обучения не дают положительных результатов полноценной социальной адаптации детей с ОВЗ.

Математика является одним из тех предметов, который требует от ребёнка достаточно высокого уровня развития мышления, памяти, внимания. Мышление складывается из процессов анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. В результате исследования анализа и синтеза умственно неполноценных детей выяснилось, что эти дети выделяют гораздо меньше существенных признаков, причём типичным является выделение таких элементов, которые наиболее ярко бросаются в глаза, независимо от того существенны ли признаки. Анализ происходит бессистемно, непоследовательно. Дети не умеют классифицировать, обобщать - это ведёт к тому, что они плохо усваивают правила и общие понятия. Память детей с умственной неполноценностью характеризуется малым объёмом и замедленным темпом формирования новых связей, быстрой забываемостью,что плохо сказывается на адаптации в жизни.

Несмотря на все вышеуказанные особенности высшей нервной деятельности, памяти и мышления ученики специальной школы усваивают определённый объём знаний по математике и учатся применять их на практике.

Одним из способов развития познавательных способностей учащихся специальной коррекционной школы является использование занимательного материала и дидактических игр на факультативных занятиях. Получение новых знаний на факультативных занятиях даёт возможность приблизить учащихся к реальной жизни, помогает больше узнать о математике как науке, о роли математики в жизни о людях её создавших, обогащает детей социальными знаниями и умениями.

Разработанная программа кружка для 5-6 классов основана на получении знаний по истории математики, углублении знаний о метрической системе мер и мер времени. Она расширяет понятия о натуральном числе, нуле и натуральном ряде чисел. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений, включённых в программу, способствует развитию речи учащихся. Обучающиеся научатся на практике применять полученные знания.

Цель: формирование умений применять полученные знания на практике.

Задачи:

  • повысить активность учащихся с ОВЗ и расширение их кругозора;
  • систематизировать и углубить имеющиеся знания по математике;
  • создать условия для самостоятельной творческой работы учащихся;
  • совершенствовать навыки счёта;
  • развивать мышление, память, внимание детей, а также их речь;
  • направлять содержание факультативного курса на коррекцию недостатков познавательной деятельности и личностных качеств учащихся;
  • дать учащимся такие знания, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
  • повышать мотивацию обучения;
  • повышать социокультурную осведомлённость учащихся;
  • формировать такие черты личности, как аккуратность, настойчивость, воля;
  • воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.

Учащиеся должны знать:

  • некоторые исторические сведения о мерах длины, массы и стоимости, о числах календаря, арифметических действиях;
  • об истории появления измерительных приборов;
  • несколько стихотворений о математике.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять арифметические действия;
  • пользоваться измерительными инструментами;
  • разбираться в правилах игры и соблюдать их;
  • уметь переносить полученные знания в новые условия и применять их в новой ситуации.

Кружок «Юный математик» рассчитан на 34 часа, 1час в неделю. Каждое занятие состоит из следующих частей:

  • частичное изложение программного материала;
  • стихи о математике;
  • интересные факты из жизни;
  • занимательные и практические задачи;
  • дидактические игры.

В конце года проводится урок-обобщение «Математика вокруг нас».

Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

простейшие гипотезы;

- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:

- словесные,

- наглядные,

- практические,

- исследовательские.

Виды деятельности:

- творческие работы,

- задания на смекалку,

- лабиринты,

- кроссворды,

- логические задачи,

- упражнения на распознавание геометрических фигур,

- решение нестандартных задач,

- решение текстовых задач различными способами,

- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,

- задачи на проценты,

- решение задач на части ,

- решение геометрических задач.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

занятий

Название темы

Кол-во часов

Теория

практика

1

Старинные и современные системы записи чисел.

1

0,5

0,5

2

Четыре действия арифметики.

1

0,5

0,5

3

Как появились меры длины. Как измеряли на Руси.

1

0,5

0,5

4

Возникновение денег. Денежная система в Др.Руси и современности.

1

0,5

0,5

5

Как люди научились измерять время. Изобретение календаря. Применение в жизни.

1

0,5

0,5

6-7

Происхождение метрической системы мер. Система мер русского народа.

2

0,5

1,5

8

Знаменитые математики

1

0,5

0,5

9-10

Из истории цифр

2

0,5

1,5

11-12

Математика и столица России.

2

1

1

13

Геометрия - значит «земледелие».

1

0,5

0,5

14-15

Многоугольники. Их применение на практике

2

1

1

16-17

Происхождение дробей. Дроби в нашей жизни.

2

1

1

18-19

Комбинаторные задачи. Применение графов к решению практических задач

2

1

1

20

Геометрия в пространстве

1

0,5

0,5

21-22

Математика и здоровье человека

2

1

2

23-24

Покорение космоса и математика

2

1

1

25-26

Экономика и математика.

2

1

1

27

Бережливость дороже богатства

1

0,5

0,5

28

Земля-кормилица

1

0,5

0,5

29-30

Логические и практические задачи

2

0,5

1,5

31-32

Делится или не делится. Признаки делимости

2

1

1

33

Урок обобщения. «Математика вокруг нас»

1

0

1

итого

33

СОДЕРЖАНИЕ КРУЖКА

Тема 1. Старинные и современные системы записи чисел (1 ч.)

Занятие 1.

Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры. История возникновения названий - «миллион, миллиард, триллион». Числа великаны. Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса».

Методы обучения: лекция, объяснение.

Формы контроля: решение творческих задач в процессе игры-соревнования «Кто быстрее долетит до Марса».

Тема 2. Четыре действия арифметики (1 ч.)

Занятие 2.

Как появились знаки «+», «-«, «х», «:». История открытия нуля. Занимательные задачи. Игра «Математическая цепочка».

Методы обучения: рассказ, объяснение.

Формы контроля: решение занимательных задач в процессе игры «Математическая цепочка».

Тема 3. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси (1 ч.)

Занятие 3 .

Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские. История линейки в России. Занимательные задачи. Игра «Математический бег».

Методы обучения: учебная беседа с использованием приема активного слушания.

Формы контроля: Решение занимательных задач в процессе игры «Математический бег».

Тема 4. Возникновение денег. Денежная система Древней Руси и современности (1 ч.)

Занятие 4.

Возникновение денег, как и откуда произошли их названия. Старинная русская денежная система. Появление названий рубль и копейка. Задачи-шутки.

Методы обучения: активное участие учащихся в эвристических беседах.

Формы контроля: выполнение творческих заданий «Задачи-шутки».

Тема 5. Как люди научились измерять время. Изобретение календаря. Применение в жизни (1ч.)

Занятие 5.

Возникновение мер времени. Название месяцев и их продолжительность. Загадки о времени.

Методы обучения: рассказ, объяснение.

Формы контроля: проверка творческих заданий «Загадки о времени».

Тема 6. Происхождение метрической системы мер. Система мер русского народа (2 ч.)

Занятие 6.

Разработанная во Франции в XVIII в. Единая система мер массы и длины. Основные единицы измерения массы и длины в России.

Методы обучения: рассказ, объяснение.

Формы контроля: фронтальный опрос.

Занятие 7.

Решение занимательных задач. Стихотворения о линейке и циркуле. Игра-соревнование «Пройди по цепочке».

Методы обучения: решение занимательных задач.

Формы контроля: проверка творческих заданий.

Тема 7. Знаменитые математики (1 ч.)

Занятие 8.

Знаменитые русские математики. Пифагор и его ученики. Древнеиндийские математики.

Методы обучения: выступления учащихся с рефератами.

Формы контроля: проверка рефератов.

Тема 8. Из истории цифры 7 (2 ч.)

Занятие 9.

О числе и цифре 7. Пословицы и поговорки. Почему в неделе 7 дней.

Методы обучения: учебная беседа с приемом активного слушания.

Формы контроля: выполнение творческих заданий (подготовка пословиц и поговорок о числах)

Занятие 10.

Математические кроссворды о цифрах.

Методы обучения: выполнение творческих заданий (составление кроссвордов)

Формы контроля: выпуск газеты «Юный математик №1».

Тема 9. Математика и столица России (2 ч.)

Занятие 11.

История строительства Московского Кремля. Занимательные задачи о Кремле.

Методы обучения: рассказ, объяснение с применением презентации.

Формы контроля: выполнение творческих заданий.

Занятие 12.

Игра-соревнование «Кто быстрее». Выпуск газеты «Юный математик» (№2)

Методы обучения: выпуск газеты.

Формы контроля: подготовка материала для газеты.

Тема 10. Геометрия - значит «земледелие» (1 ч.)

Занятие 13.

История возникновения геометрии как науки. Конкурс рисунка или аппликации «Геометрия вокруг нас.

Методы обучения: рассказ, объяснение с просмотром презентации.

Формы контроля: игра «Из каких геометрических фигур состоит рисунок», конкурс рисунков.

Тема 11. Многоугольники. Их применение на практике (2 ч.)

Занятие 14.

Виды многоугольников. Равносоставленные фигуры.

Методы обучения: объяснение с просмотром презентации.

Формы контроля: творческие задания.

Занятие 15.

Вычерчивание паркетов. Стихотворения о геометрических фигурах.

Методы обучения: выступления учащихся.

Формы контроля: выполнение творческих заданий.

Тема 12. Происхождение дробей. Дроби в нашей жизни (2 ч.)

Занятие 16.

История возникновения обыкновенных и десятичных дробей.

Методы обучения: рассказ, объяснение.

Формы контроля: решение занимательных задач.

Занятие 17.

Арифметические ребусы. Выпуск газеты «Юный математик» (№3).

Методы обучения: выполнение тренировочных упражнений.

Формы контроля: составление арифметических ребусов для газеты «Юный математик».

Тема 13. Комбинаторика. Применение графов к решению практических задач (2 ч.)

Занятие 18.

Комбинаторные задачи. Решение задач с применением графов.

Методы обучения: объяснение.

Формы контроля: выполнение тренировочных упражнений.

Занятие 19.

Чтение и составление таблиц, чтение и построение диаграмм.

Методы обучения: активное участие учащихся в эвристических беседах.

Формы контроля: проверка задач самостоятельного решения.

Тема 14. Геометрия в пространстве (1 ч.)

Занятие 20.

Геометрия в пространстве. Задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом.

Методы обучения: объяснение с просмотром презентации.

Форма контроля: подготовка мини-докладов.

Тема 15. Математика и здоровье человека (3 ч.)

Занятие 21.

Основы здорового образа жизни и математика.

Методы обучения: рассказ, объяснение с просмотром презентации.

Формы контроля: подготовка сообщения.

Занятие 22.

Занимательные задачи, связанные с сохранением здоровья. Стихотворения о пользе здорового образа жизни.

Методы обучения: решение занимательных задач.

Формы контроля: подготовка творческих заданий.

Занятие 23.

Решение задач, содержание которых направлено на здоровье человека.

Методы обучения: решение задач.

Формы контроля: проверка рефератов.

Тема 16. Покорение космоса и математика (2 ч.)

Занятие 24.

Роль математики в освоении космического пространства человечеством.

Методы обучения: объяснение с просмотром презентации.

Формы контроля: проверка творческих заданий.

Занятие 25.

Задачи, связанные с историей освоения космоса. Игра «Полет на Марс».

Методы обучения: игра «Полет на Марс».

Формы контроля: решение занимательных задач в процессе игры.

Тема 17. Экономика и математика (2 ч.)

Занятие 26.

Раскрытие содержательной стороны экономических понятий через математические задания.

Методы обучения: рассказ, объяснение.

Формы контроля: мини-сообщения.

Занятие 27.

Решение комбинаторных задач.

Методы обучения: решение тренировочных задач.

Формы контроля: проверка задач самостоятельного решения.

Тема 18. Бережливость дороже богатства (1 ч.)

Занятие 28.

Пути экономии в домашнем хозяйстве.

Методы обучения: объяснение с просмотром презентации.

Формы контроля: разработка творческого проекта.

Тема 19. Земля-кормилица (1 ч.)

Занятие 29.

О бережном отношении к земле, умелом ее использовании для производства продуктов питания. Оригинальные задачи «Огород на подоконнике.

Методы обучения: рассказ, объяснение с просмотром презентации.

Формы контроля: выпуск математической газеты «Юный математик» (№4).

Тема 20. Логические и практические задачизадачи (2 ч.)

Занятие 30-31.

Решение задач на переливание. Решение задач на взвешивание.

Методы обучения: решение занимательных задач.

Формы контроля: проверка творческих заданий.

Тема 21. Делится или не делится. Признаки делимости (2 ч.)

Занятие 32.

Признаки делимости на 2, 3, 5, 6, 9, 10.

Методы обучения: объяснение.

Формы контроля: проверка задач самостоятельного решения.

Занятие 33.

Задачи на смекалку.

Методы обучения: решение занимательных задач.

Формы контроля: проверка творческих заданий.

Тема 22. Урок обобщения. «Математика вокруг нас» (1 ч.)

Занятие 34.

Игры и соревнования. Награждение учащихся успешно освоивших программу курса.

Методы обучения: игра «Математика вокруг нас».

Формы контроля: подведение итогов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3 / Под ред. Ю.А. Дробышева и И.В. Дробышевой. - Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2001. - 176с.

2. Глейзер Г.И. История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 239с.

3. Глейзер Г.И. История математики в школе: VII-VIII кл. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 240с.

4. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие лоя учащихся 5-6 классов средней школы - М.: Просвещение, 1989.

5. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. - М.: Флинта, 1998. - 224 с.

6. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д.Аксенова; метод. и отв. ред. В.А.Володин. - М.: Аванта+, 2003. - 688с.

7. Электронные ресурсы на компакт - дисках:

Детская энциклопедия «Хочу все знать»

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Большая советская энциклопедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Примерная рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.5 класс Математика.

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....