Главные вкладки

    Рабочая программа кружка "Юный математик"
    рабочая программа (5 класс) по теме

    Николаева Татьяна Андреевна

    Рабочая программа кружка "Юный математик" для  обучающихся 5-6 классов с нарушением интеллекта

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл yunyy_matemkti.docx34.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат

     для обучающихся с ОВЗ» Минобразования Чувашии

    Рассмотрена на ШМО                                                Утверждена

    Протокол №1 от 25.08.2017г.                             приказ №137-ОД от01.09.2017г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    КРУЖКА «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»

    2017-2018 учебный год

    Учитель: Николаева Т.А.

    2017г.

    Пояснительная записка.

    Настоящая программа составлена на основе программы Министерства образования и науки Российской Федерации, которая содержит минимум учебного материала, необходимого учащимся с ОВЗ для социальной адаптации. Программа кружка «Юный математик» углублена и расширена представлениями о числе, об исторических корнях ряда арифметических понятий и символов, о роли математики в общечеловеческой культуре. Содержание программы позволяет ученику любого уровня обученности активно включиться в учебно-познавательную деятельность и максимально проявить себя, научиться применять знания на практике. Она учитывает особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта.

    Органическое поражение головного мозга детей с недостатками умственного развития приводит к разрушению нервных клеток мозга их неправильному развитию в определённых участках мозга. Нарушаются так же и функции клеток, а это ведёт к тому, что процессы возбуждения и активного внутреннего торможения слабеют. Слабость процесса возбуждения обуславливает плохое замыкание новых условных связей, а активного внутреннего торможения обуславливает плохое качество дифференцировок. Это ведёт к тому, что у наших детей замедленно формируются новые условные связи и затруднены их дифференцировки. А, если они сформировались, то они оказываются непрочными, хрупкими. Обучающиеся не могут переносить приобретенный опыт в другую ситуацию в том числе и жизненную. Они в большей степени мере руководствуются наглядным восприятием, чем словесной инструкцией. Поэтому обычные методы и приёмы обучения не дают положительных результатов полноценной социальной адаптации детей с ОВЗ.

    Математика является одним из тех предметов, который требует от ребёнка достаточно высокого уровня развития мышления, памяти, внимания. Мышление складывается из процессов анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. В результате исследования анализа и синтеза умственно неполноценных детей выяснилось, что эти дети выделяют гораздо меньше существенных признаков, причём типичным является выделение таких элементов, которые наиболее ярко бросаются в глаза, независимо от того существенны ли признаки. Анализ происходит бессистемно, непоследовательно. Дети не умеют классифицировать, обобщать - это ведёт к тому, что они плохо усваивают правила и общие понятия. Память детей с умственной неполноценностью характеризуется малым объёмом и замедленным темпом формирования новых связей, быстрой забываемостью,что плохо сказывается на адаптации в жизни.

    Несмотря на все вышеуказанные особенности высшей нервной деятельности, памяти и мышления ученики специальной школы усваивают определённый объём знаний по математике и учатся применять их на практике.

    Одним из способов развития познавательных способностей учащихся специальной коррекционной школы является использование занимательного материала и дидактических игр на факультативных занятиях. Получение новых знаний на факультативных занятиях даёт возможность приблизить учащихся к реальной жизни, помогает больше узнать о математике как науке, о роли математики в жизни о людях её создавших, обогащает детей социальными знаниями и умениями.

    Разработанная программа кружка для 5-6 классов основана на получении знаний по истории математики, углублении знаний о метрической системе мер и мер времени. Она расширяет понятия о натуральном числе, нуле и натуральном ряде чисел. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений, включённых в программу, способствует развитию речи учащихся. Обучающиеся научатся на практике применять полученные знания.

    Цель: формирование умений применять полученные знания на практике.

    Задачи:

    • повысить активность учащихся с ОВЗ и расширение их кругозора;
    • систематизировать и углубить имеющиеся знания по математике;
    • создать условия для самостоятельной творческой работы учащихся;
    • совершенствовать навыки счёта;
    • развивать мышление, память, внимание детей, а также их речь;
    • направлять содержание факультативного курса на коррекцию недостатков познавательной деятельности и личностных качеств учащихся;
    • дать учащимся такие знания, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
    • повышать мотивацию обучения;
    • повышать социокультурную осведомлённость учащихся;
    • формировать такие черты личности, как аккуратность, настойчивость, воля;
    • воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.

    Учащиеся должны знать:

    • некоторые исторические сведения о мерах длины, массы и стоимости, о числах календаря, арифметических действиях;
    • об истории появления измерительных приборов;
    • несколько стихотворений о математике.

    Учащиеся должны уметь:

    • выполнять арифметические действия;
    • пользоваться измерительными инструментами;
    • разбираться в правилах игры и соблюдать их;
    • уметь переносить полученные знания в новые условия и применять их в новой ситуации.

    Кружок «Юный математик» рассчитан на 34 часа, 1час в неделю. Каждое занятие состоит из следующих частей:

    • частичное изложение программного материала;
    • стихи о математике;
    • интересные факты из жизни;
    • занимательные и практические задачи;
    • дидактические игры.

    В конце года проводится урок-обобщение «Математика вокруг нас».

    Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:

    - формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

    - формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

    - развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

    - формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

    простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

    простейшие гипотезы;

    - формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

    - привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

    В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:

    - словесные,

    - наглядные,

    - практические,

    - исследовательские.

    Виды деятельности:

    - творческие работы,

    - задания на смекалку,

    - лабиринты,

    - кроссворды,

    - логические задачи,

    - упражнения на распознавание геометрических фигур,

    - решение нестандартных задач,

    - решение текстовых задач различными способами,

    - выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,

    - задачи на проценты,

    - решение задач на части ,

    - решение геометрических задач.

    УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    занятий

    Название темы

    Кол-во часов

    Теория

    практика

    1

    Старинные и современные системы записи чисел.

    1

    0,5

    0,5

    2

    Четыре действия арифметики.

    1

    0,5

    0,5

    3

    Как появились меры длины. Как измеряли на Руси.

    1

    0,5

    0,5

    4

    Возникновение денег. Денежная система в Др.Руси и современности.

    1

    0,5

    0,5

    5

    Как люди научились измерять время. Изобретение календаря. Применение в жизни.

    1

    0,5

    0,5

    6-7

    Происхождение метрической системы мер. Система мер русского народа.

    2

    0,5

    1,5

    8

    Знаменитые математики

    1

    0,5

    0,5

    9-10

    Из истории цифр

    2

    0,5

    1,5

    11-12

    Математика и столица России.

    2

    1

    1

    13

    Геометрия - значит «земледелие».

    1

    0,5

    0,5

    14-15

    Многоугольники. Их применение на практике

    2

    1

    1

    16-17

    Происхождение дробей. Дроби в нашей жизни.

    2

    1

    1

    18-19

    Комбинаторные задачи. Применение графов к решению практических задач

    2

    1

    1

    20

    Геометрия в пространстве

    1

    0,5

    0,5

    21-22

    Математика и здоровье человека

    2

    1

    2

    23-24

    Покорение космоса и математика

    2

    1

    1

    25-26

    Экономика и математика.

    2

    1

    1

    27

    Бережливость дороже богатства

    1

    0,5

    0,5

    28

    Земля-кормилица

    1

    0,5

    0,5

    29-30

    Логические и практические задачи

    2

    0,5

    1,5

    31-32

    Делится или не делится. Признаки делимости

    2

    1

    1

    33

    Урок обобщения. «Математика вокруг нас»

    1

    0

    1

    итого

    33

    СОДЕРЖАНИЕ КРУЖКА

    Тема 1. Старинные и современные системы записи чисел (1 ч.)

    Занятие 1.

    Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры. История возникновения названий - «миллион, миллиард, триллион». Числа великаны. Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса».

    Методы обучения: лекция, объяснение.

    Формы контроля: решение творческих задач в процессе игры-соревнования «Кто быстрее долетит до Марса».

    Тема 2. Четыре действия арифметики (1 ч.)

    Занятие 2.

    Как появились знаки «+», «-«, «х», «:». История открытия нуля. Занимательные задачи. Игра «Математическая цепочка».

    Методы обучения: рассказ, объяснение.

    Формы контроля: решение занимательных задач в процессе игры «Математическая цепочка».

    Тема 3. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси (1 ч.)

    Занятие 3 .

    Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские. История линейки в России. Занимательные задачи. Игра «Математический бег».

    Методы обучения: учебная беседа с использованием приема активного слушания.

    Формы контроля: Решение занимательных задач в процессе игры «Математический бег».

    Тема 4. Возникновение денег. Денежная система Древней Руси и современности (1 ч.)

    Занятие 4.

    Возникновение денег, как и откуда произошли их названия. Старинная русская денежная система. Появление названий рубль и копейка. Задачи-шутки.

    Методы обучения: активное участие учащихся в эвристических беседах.

    Формы контроля: выполнение творческих заданий «Задачи-шутки».

    Тема 5. Как люди научились измерять время. Изобретение календаря. Применение в жизни (1ч.)

    Занятие 5.

    Возникновение мер времени. Название месяцев и их продолжительность. Загадки о времени.

    Методы обучения: рассказ, объяснение.

    Формы контроля: проверка творческих заданий «Загадки о времени».

    Тема 6. Происхождение метрической системы мер. Система мер русского народа (2 ч.)

    Занятие 6.

    Разработанная во Франции в XVIII в. Единая система мер массы и длины. Основные единицы измерения массы и длины в России.

    Методы обучения: рассказ, объяснение.

    Формы контроля: фронтальный опрос.

    Занятие 7.

    Решение занимательных задач. Стихотворения о линейке и циркуле. Игра-соревнование «Пройди по цепочке».

    Методы обучения: решение занимательных задач.

    Формы контроля: проверка творческих заданий.

    Тема 7. Знаменитые математики (1 ч.)

    Занятие 8.

    Знаменитые русские математики. Пифагор и его ученики. Древнеиндийские математики.

    Методы обучения: выступления учащихся с рефератами.

    Формы контроля: проверка рефератов.

    Тема 8. Из истории цифры 7 (2 ч.)

    Занятие 9.

    О числе и цифре 7. Пословицы и поговорки. Почему в неделе 7 дней.

    Методы обучения: учебная беседа с приемом активного слушания.

    Формы контроля: выполнение творческих заданий (подготовка пословиц и поговорок о числах)

    Занятие 10.

    Математические кроссворды о цифрах.

    Методы обучения: выполнение творческих заданий (составление кроссвордов)

    Формы контроля: выпуск газеты «Юный математик №1».

    Тема 9. Математика и столица России (2 ч.)

    Занятие 11.

    История строительства Московского Кремля. Занимательные задачи о Кремле.

    Методы обучения: рассказ, объяснение с применением презентации.

    Формы контроля: выполнение творческих заданий.

    Занятие 12.

    Игра-соревнование «Кто быстрее». Выпуск газеты «Юный математик» (№2)

    Методы обучения: выпуск газеты.

    Формы контроля: подготовка материала для газеты.

    Тема 10. Геометрия - значит «земледелие» (1 ч.)

    Занятие 13.

    История возникновения геометрии как науки. Конкурс рисунка или аппликации «Геометрия вокруг нас.

    Методы обучения: рассказ, объяснение с просмотром презентации.

    Формы контроля: игра «Из каких геометрических фигур состоит рисунок», конкурс рисунков.

    Тема 11. Многоугольники. Их применение на практике (2 ч.)

    Занятие 14.

    Виды многоугольников. Равносоставленные фигуры.

    Методы обучения: объяснение с просмотром презентации.

    Формы контроля: творческие задания.

    Занятие 15.

    Вычерчивание паркетов. Стихотворения о геометрических фигурах.

    Методы обучения: выступления учащихся.

    Формы контроля: выполнение творческих заданий.

    Тема 12. Происхождение дробей. Дроби в нашей жизни (2 ч.)

    Занятие 16.

    История возникновения обыкновенных и десятичных дробей.

    Методы обучения: рассказ, объяснение.

    Формы контроля: решение занимательных задач.

    Занятие 17.

    Арифметические ребусы. Выпуск газеты «Юный математик» (№3).

    Методы обучения: выполнение тренировочных упражнений.

    Формы контроля: составление арифметических ребусов для газеты «Юный математик».

    Тема 13. Комбинаторика. Применение графов к решению практических задач (2 ч.)

    Занятие 18.

    Комбинаторные задачи. Решение задач с применением графов.

    Методы обучения: объяснение.

    Формы контроля: выполнение тренировочных упражнений.

    Занятие 19.

    Чтение и составление таблиц, чтение и построение диаграмм.

    Методы обучения: активное участие учащихся в эвристических беседах.

    Формы контроля: проверка задач самостоятельного решения.

    Тема 14. Геометрия в пространстве (1 ч.)

    Занятие 20.

    Геометрия в пространстве. Задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом.

    Методы обучения: объяснение с просмотром презентации.

    Форма контроля: подготовка мини-докладов.

    Тема 15. Математика и здоровье человека (3 ч.)

    Занятие 21.

    Основы здорового образа жизни и математика.

    Методы обучения: рассказ, объяснение с просмотром презентации.

    Формы контроля: подготовка сообщения.

    Занятие 22.

    Занимательные задачи, связанные с сохранением здоровья. Стихотворения о пользе здорового образа жизни.

    Методы обучения: решение занимательных задач.

    Формы контроля: подготовка творческих заданий.

    Занятие 23.

    Решение задач, содержание которых направлено на здоровье человека.

    Методы обучения: решение задач.

    Формы контроля: проверка рефератов.

    Тема 16. Покорение космоса и математика (2 ч.)

    Занятие 24.

    Роль математики в освоении космического пространства человечеством.

    Методы обучения: объяснение с просмотром презентации.

    Формы контроля: проверка творческих заданий.

    Занятие 25.

    Задачи, связанные с историей освоения космоса. Игра «Полет на Марс».

    Методы обучения: игра «Полет на Марс».

    Формы контроля: решение занимательных задач в процессе игры.

    Тема 17. Экономика и математика (2 ч.)

    Занятие 26.

    Раскрытие содержательной стороны экономических понятий через математические задания.

    Методы обучения: рассказ, объяснение.

    Формы контроля: мини-сообщения.

    Занятие 27.

    Решение комбинаторных задач.

    Методы обучения: решение тренировочных задач.

    Формы контроля: проверка задач самостоятельного решения.

    Тема 18. Бережливость дороже богатства (1 ч.)

    Занятие 28.

    Пути экономии в домашнем хозяйстве.

    Методы обучения: объяснение с просмотром презентации.

    Формы контроля: разработка творческого проекта.

    Тема 19. Земля-кормилица (1 ч.)

    Занятие 29.

    О бережном отношении к земле, умелом ее использовании для производства продуктов питания. Оригинальные задачи «Огород на подоконнике.

    Методы обучения: рассказ, объяснение с просмотром презентации.

    Формы контроля: выпуск математической газеты «Юный математик» (№4).

    Тема 20. Логические и практические задачизадачи (2 ч.)

    Занятие 30-31.

    Решение задач на переливание. Решение задач на взвешивание.

    Методы обучения: решение занимательных задач.

    Формы контроля: проверка творческих заданий.

    Тема 21. Делится или не делится. Признаки делимости (2 ч.)

    Занятие 32.

    Признаки делимости на 2, 3, 5, 6, 9, 10.

    Методы обучения: объяснение.

    Формы контроля: проверка задач самостоятельного решения.

    Занятие 33.

    Задачи на смекалку.

    Методы обучения: решение занимательных задач.

    Формы контроля: проверка творческих заданий.

    Тема 22. Урок обобщения. «Математика вокруг нас» (1 ч.)

    Занятие 34.

    Игры и соревнования. Награждение учащихся успешно освоивших программу курса.

    Методы обучения: игра «Математика вокруг нас».

    Формы контроля: подведение итогов.

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    1. Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3 / Под ред. Ю.А. Дробышева и И.В. Дробышевой. - Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2001. - 176с.

    2. Глейзер Г.И. История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 239с.

    3. Глейзер Г.И. История математики в школе: VII-VIII кл. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 240с.

    4. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие лоя учащихся 5-6 классов средней школы - М.: Просвещение, 1989.

    5. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. - М.: Флинта, 1998. - 224 с.

    6. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д.Аксенова; метод. и отв. ред. В.А.Володин. - М.: Аванта+, 2003. - 688с.

    7. Электронные ресурсы на компакт - дисках:

    Детская энциклопедия «Хочу все знать»

    Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.

    Большая советская энциклопедия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

    Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

    Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

    Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

    Рабочая программа по математике к учебникам "Математика 5" и "Математика 6" С. М. Никольский и другие

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к рабочей программе, содержит ссылки на дидактические материалы...

    Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

    Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

    Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

    Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

    РАБОЧАЯ программа по математике в 5 классе (индивидуальное обучение).паспорт рабочей программы по математике в 5 классе (индивидуальное обучение)

    Иногда бывает очень трудно составить паспорт рабочей программы по предмету. Я представляю вашему вниманию паспорт рабочей программы по математике в 5 классе индивидуального обучения по учебнику Виленк...