Формирование универсальных учебных действий на уроках
статья по математике на тему

         Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни. Последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования, существенно усиливает мотивацию и интерес к учению, обеспечивает условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, но и формирование компетентностей в любой предметной области познания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_na_urokah_universalnyh_uchebnyh_deystviy.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование на уроках универсальных учебных действий.

         Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни. Последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования, существенно усиливает мотивацию и интерес к учению, обеспечивает условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, но и формирование компетентностей в любой предметной области познания.

 Формирование универсальных учебных действий (УУД) является важнейшей задачей современной системы образования, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. К числу основных задач образования относятся:

  •  формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  •  воспитание умения учиться– способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  •  индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной.

        Все они реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Предметные знания и умения, приобретѐнные при изучении математики являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения.

        В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».

          И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию. А также школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»

      В образовании «Математика» выступает как предмет общего образования, главной целью которого является интеллектуальное воспитание, развитие мышления подрастающего человека, необходимое для адаптации его к условиям жизни в современном обществе.

           Целью образования на современном этапе является формирование личности. Функция образования состоит в том, чтобы посредством формирования личности обеспечить саморазвитие общества.

 Для выполнения любой деятельности важна положительная мотивация. Если учащийся видит при обучении математике возможность применить полученные знания на практике (в повседневной жизни, при изучении математики или других предметов), то у него появляется интерес к обучению. Формируя интерес, мы развиваем мышление учащихся, обогащаем его новыми представлениями и понятиями, развиваем внимание и память, способствуем творческому воображению, тем самым мотивируем учащихся к обучению, вырабатываем у них стремление к новым знаниям, к их полному и прочному усвоению и расширению их за счёт самостоятельного изучения.

         В связи с этим в обучение целенаправленно включаются задания, связывающие математику с действительностью. Решая их, ученик выступает в качестве исследователя, участника открытия новых знаний, и стремится самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы. В отличие от традиционных заданий в постановку заданий, отражающих данный принцип, заложена мотивация к обучению, за счёт того, что в их содержании отражаются математические и нематематические проблемы, их взаимосвязь, а также новые понятия, термины (возможно не математические, но доступные учащимся). Таким образом, содержание и требования заданий сближает учащихся с реальной действительностью.

        В процессе решения данных заданий учащиеся совместно с учителем или самостоятельно после ознакомления с условием задания проводят анализ и обобщение полученной информации. В ходе решения задания учащиеся стараются найти необходимую информацию из текста, иллюстраций, таблиц или других источников, сопоставить данные из содержания задания и известные данные из окружающей нас действительности, установить аналогии.

      Проводимые действия, согласно ФГОС второго поколения, относятся к познавательным УУД. 

Следовательно, систематическое выполнение данных действий учащимися будет способствовать их формированию.

      При выполнении рассматриваемых заданий учащиеся сначала определяют цель работы, планируют свою деятельность, а затем работают по данному плану, сверяясь с целью. В ходе решения представленных заданий учащиеся видят их значимость при изучении математики, в смежных дисциплинах, а также и в реальной действительности, в конечном итоге могут оценить степень успешности достижения поставленной цели и выявить, на что следует обратить внимание при обучении. Выполнение перечисленных действий под контролем учителя формирует регулятивные УУД у учащихся.

       В ходе изучения математики учащиеся учатся излагать свое мнение, аргументировать его, быть готовыми изменить свою точку зрения. При этом учащиеся используют как речевые, так и письменные средства. У учащихся постепенно формируются коммуникативные УУД.

     На уроке учитель призывает пользоваться общими правилами поведения для всех людей при решении какой-либо проблемы. В ходе решения заданий, связывающих математику с действительностью, учащиеся самостоятельно или при помощи учителя устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. При этом они видят смысл производимых действий и могут осознать необходимость изучения представленной информации в дальнейшем.

          В результате проделанных действий у учащихся постепенно формируются личностные УУД.

        В настоящее время современное общество стремительно развивается. Резко выросла информированность детей. Интернет и телевидение являются существенным фактором обучения и воспитания подростка. Следствие этого процесса – потеря интереса к учению, проблема в общении (в частности, ведения диалога). Вместе с тем, диалог имеет огромное значение для развития личности, её самовыражения и реализации заложенного в ней потенциала.

     Основная задача учителя – найти пути к развитию каждого подростка, а сам процесс обучения превратить в диалог учителя и ученика.  Древнегреческий философ Сократ был великим мастером ведения диалога в устной форме. Отвечая на искусно поставленные им вопросы, его собеседник мог самостоятельно прийти к истине. Этот способ ведения диалога был назван сократический метод.

В словаре иностранных слов термин сократический метод определяется как «Способ обучения, заключающийся в том, что преподаватель искусно поставленными последовательными вопросами наводит учащегося на выводы, которые можно сделать из ранее усвоенных положений; назван по имени греческого философа Сократа, впервые применившего этот метод к преподаванию своим ученикам философии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Конструктор учебно-практических заданий – средство оптимизации деятельности педагога по формированию универсальных учебных действий на уроках физической культуры.Презентация

Презентация на тему оптимизации деятельности педагога по формированию универсальных учебных  действий на уроках физической культуры по средствам конструктора учебно-практических заданий....

Универсальные учебные действия. От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий

Виды УУД.Личностный (Л.Р.): внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности  Регулятивный (М.Р.): организация, планирование, контроль, коррекцияПознавательный (М.Р.): восприятие, анализ, модел...

«Формирование универсальных учебных умений учащихся на уроках химии» (2020-2021 учебный год)

В современном мире количество информации нарастает колоссальными темпами. Очевидно, что ученик со временем забудет специфические знания, полученные на уроках химии, но сформированное мировоззрение и к...

Формирование универсальных учебных действий у слабослышащих учащихся начальной школы на уроке Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Методическая разработка поможет учителю целенаправленно спланировать работу по формированию УУД на уроке ФРС и ПСУР.Формирование КУУД основывается на формировании умения задавать вопрос, вести диалог ...