Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса
презентация к уроку по математике (5 класс) на тему

Кулакова Оксана Анатольевна

Творческая работа учителя

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа учителя математики ГКОУ СО СКОШИ №78 Кулаковой Оксаны Анатольевны

Слайд 2

Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса учащихся 5 классов на уроках математики Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. К.Д. Ушинский

Слайд 3

Гипотеза В термине дидактическая игра подчеркивается её дидактическая направленность, отражается многообразие применения. Поэтому есть основание утверждать, что использование дидактической игры в системе обучения математики является важным средством повышения познавательного интереса на уроках математики, интенсификации учебной деятельности школьников.

Слайд 4

В процессе своей педагогической деятельности я выявила следующие противоречия : -между потребностью в усилении практической направленности изучения математики и отсутствием познавательного интереса у учащихся к математики ; -между необходимостью в усилении мотивации к изучению математики и не разработанностью дидактического и диагностического инструментария ; -между достаточным уровнем запоминания учебного материала и не умением применять знания в не стандартной ситуации ;

Слайд 5

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблемы : -отсутствие познавательного интереса у учащихся к изучению математики ; -не разработанность дидактического и диагностического материала для усиления мотивации учащихся к изучению предмета . Это определило выбор темы моей работы: «Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса учащихся 5 классов на уроках математики» Объектом исследования является педагогический процесс, направленный на формирование познавательного интереса учащихся 5 класса . Предмет исследования - дидактические игры как условие повышения познавательного интереса . Цель исследования – выявить эффективность использования дидактических игр для повышения познавательного интереса учащихся.

Слайд 6

Данная цель конкретизировалась в следующих задачах исследования: -изучить методико-математическую и психолого-педагогическую литературу по рассматриваемой теме; -определить место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке; -выявить целесообразность использования их на разных этапах изучения различного по характеру математического материала; -разработать методики проведения дидактических игр с учетом дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся; - разработать требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения; -провести диагностирование познавательного интереса к урокам математики у обучающихся 5 класса, проанализировать полученные результаты и сделать выводы .

Слайд 7

Глава первая

Слайд 8

Глава вторая

Слайд 9

В третьей главе рассматриваются психологические особенности подросткового возраста. 5 класс соответствует подростковому возрасту согласно общепринятой в настоящее время классификации Д.Б. Эльконина (от 11 до 15 лет ). Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Общение подростков происходит в разнообразных видах деятельности трудовой, учебной, спортивной, художественной, в том числе и игровой. Игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников. Многогранность дидактических игр, правильная постановка цели урока, предоставляются подростку возможность выделиться среди сверстников, способствуют развитию всех психологических особенностей. Охватывают все части познавательной и учебной деятельности учащихся.

Слайд 10

Приложения Кроссворды по математике использую в математических конкурсах, турнирах, играх . Провожу конкурсы составления кроссвордов. математика, 5 класс По горизонтали: 1. Книга для занятий по какому-либо предмету. 4. Перерыв в школьных занятиях. 6. Знак, используемый для записи музыки. 9. Документ, который выдают школьнику по окончании школы. 10. Месяц. 11. Большой лист, используемый для чертежей, стенгазет и т. п. 12. Чертежный инструмент. 13. Предмет, используемый художником для нанесения краски на холст.

Слайд 11

Провожу игры «Математическое домино» с целью повторения, закрепления, проверки знаний. Использую как групповую, так индивидуальную формы работы. Раздаточный материал к игре «Математическое домино» по теме «Упрощение выражений» 5 класс 25х + 100, 3х +4х + 5х 12х 10х-2х 8х 24+2х+7х 10х-12х 32х-х 57у 5*(у-7) 24х+9х 4х+6х-12 31х У+56у

Слайд 12

«Математическое лото» использую для устной работы и при проверки знаний. Тема « Сложение натуральных чисел и его свойства» 296 с 513 з 1000 м 499 н 877 п 630 у 45 о 555 т 40 м 8 е 90 ь 4 а 7 р 57 и 96 е 14 р Вычислите примеры устно. Закройте в карточке соответствующие ответы. Какие числа остались открытыми? Из соответствующих букв составьте слово. 28 уменьшить в 4 раза 114 разделить на 2 90 вычесть 82 9 умножить на 5 500 увеличить на 13 500 вычесть 1 11 умножить на 5 42 разделить на 3 900 вычесть 23 45 увеличить в 2 раза 100 уменьшить на 4

Слайд 13

Назовите неизвестный компонент в уравнении х + 15=32 Продолжите утверждение: «Чтобы найти неизвестное делимое, надо …» Назовите неизвестный компонент в уравнении 85 – z =38 Решите уравнение 2 ∙ у = 98 Переместительное свойство сложения Переместительное свойство умножения x ∙ 0 = ? x ∙ 1 = ? Назовите неизвестный компонент в уравнении : 85 – х = 38 Продолжите утверждение: «Чтобы найти неизвестный множитель, надо…» Назовите неизвестный компонент в уравнении у – 76 =23 Назовите неизвестный компонент в уравнении y : 35 = 3 Слагаемое 17 а + b = b + а х частное умножить на делитель (а - b ) ∙ с = ас – b с 0 a +( b + с)= (а + b ) + с а Вычитаемое 47 ab= ba Уменьшаемое 99 Y=49 Раздаточный материал к игре «Математическое лото» по теме «Уравнения. Свойства сложения и умножения» 5 класс

Слайд 14

Игру «Парные карточки» провожу на этапе актуализации или проверки знаний. Раздаточный материал по теме «Формулы» 5 класс Формула пути s = v ∙ t Формула скорости v = s : t Формула времени t = s : v Площадь квадрата S = a ∙ a = a 2 Периметр квадрата Р = 4 ∙ а Объем прямоугольного Параллелепипеда V = a ∙ b ∙ c Площадь прямоугольника S = a ∙ b Периметр прямоугольника Р = (а + b ) ∙ 2 Объём куба V = a 3

Слайд 15

На отработку устного счета, на проверку знаний или на повторение проводиться игра «шифровка». Каждому примеру соответствует ответ с буквой. Решают устно пример, находят ответ. Записывают букву правильного ответа. В результате получают слова : «больше или меньше», Пифагор, упрощение, нумерация, умножение. Игра на тренировку внимания на отработку устного счета . По заданному условию с оединить последователь точки соответствующие числам, что получилось? Игры на развитие мышления «переложи спичку». Н апример с помощью загадок можно мотивировать к изучению темы, можно формулировать учебные проблемы или осуществлять межпредметные связи. Загадка. У этого овоща несколько названий. Одно из них ацтекского происхождения и означает «крупная ягода». Испанцы окрестили их перуанскими яблоками. Ботаническое название же придумал Карл Линей. Означает оно «волчья ягода». Хотя «Ягоды « и съедобны, но воспринимали их с недоверием и считали даже ядовитыми. Что за ягода? Решить пример на совместные действия. Результату каждого действия соответствует буква. После решения всего примера, составит слово, ответ на загадку.

Слайд 16

Соревнуются две команды. Происходит движение вверх - к заветному флажку. Из каждой команды вызываются к доске по одному ученику, которые округляют числа на нижней ступеньке. Дальше их сменяют следующие члены команды и т.д. Учащиеся на местах выполняют округление в тетрадях и проверяют результаты игроков. При неправильном ответе к доске выходит другой член команды и исправляет решение. Выигрывает та команда, которая первой достигнет флажка . Игра «Кто быстрее достигнет флажка ?» Дидактическая цель: истематизация полученных знаний Целесообразно проводить данную игру после изучения всей темы или в качестве итогового урока.

Слайд 17

В четвертой главе приведен анализ результатов педагогической деятельности, эффективности работы по использованию дидактических игр на уроках математики в 5 «б» классе по следующим показателям: обще-учебные дидактические и исследовательские умения; базовые обще-учебные умения; уровни усвоения знаний; успеваемость и качество знаний; сформированность познавательного интереса. Для проведения анализа использовались методы теоретического и эмпирического уровня.

Слайд 18

Формирование общеучебных дидактических и исследовательских умений высокий уровень средний уровень низкий уровень - обобщать материал с помощью выделения главных мыслей в его частях ; - умение переводить устную речь в письменную и наоборот; -переносить комплекс умственных действий с изученного материала на новый. -проникать в сущность изучаемого явления ; -уметь делать выводы и заключения ; -давать собственную оценку фактам ; -опираться на знания из других предметов. -умение передать изученный материал правильной математической речью ; -умение выявить общие черты и различия ; -осознанное усвоение знаний ; -решать стандартные задания; 4 кл 28% 100% 5кл 42% 100%

Слайд 19

Формирование общеучебных дидактических и исследовательских умений Вывод : общеучебные дидактические и исследовательские умения низкого уровня сформированы у всех. Среднего уровня сформированы были в 4 кл у 28%, а в 5 кл (после поведения дидактических игр) уже 42%

Слайд 20

Сформированость базовых общеучебных умений У мения 4класс 5 класс Умение читать осмысленно 71% 85% Умение монологически высказываться 42% 43% Умение вести учебный диалог 42% 43% Умение отвечать на вопросы 71% 85% Умение ставить вопросы 42% 57% Умение пользоваться таблицами и формулами 71% 85% Умение запоминать и воспроизводить по памяти устный и письменный текст 42% 57% Умение выделять главную мысль 42% 57% Составить конспект 14% 28% Умение излагать учебный материал устно и письменно 42% 57% Умение действовать по алгоритму 71% 85% Уметь составлять алгоритмы действий 14% 28% Использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации 14% 28% Вывод: базовые общеучебные умения сформированы. В 5 классе повышены.

Слайд 21

Показатели уровней усвоения знаний 4 кл 5 кл творческий уровень 1.Обобщают материал 2.Делают выводы 3.Испытывают потребность в умственном труде 4.Проявляют интерес к научным открытиям продуктивный уровень 1.Умеют делать выводы из информации 2.Переносят знания из одной темы в другую 3.Умеют моделировать ход рассуждений 4.Умеют выделить сущность задачи, темы на основе анализа, установления закономерностей 29% 43% репродуктивный уровень 1.Могут охватить небольшой объем информации, 2.овладение материала происходит в том же порядке и объеме, в каком излагается в учебнике. 3.Не могут проявить собственное отношение к фактам. 4.Испытывают трудности в широком переносе знаний по одной теме в другую 71% 57%

Слайд 22

Показатели уровней усвоения знаний Вывод: учащиеся усваивают знания по предмету на репродуктивном и продуктивном уровне

Слайд 23

Успеваемость и качество знаний Успеваемость Качество знаний Высокое Среднее Низкое 4 кл 100% 14% 85% 5 кл 100% 30% 70% Вывод : качество знаний по предмету повысилось

Слайд 24

Определение уровня познавательного интереса Учащимся предлагалось ответить на вопрос и выбрать тот уровень познавательного интереса, который им соответствует. В анкетирование участвовало 7 человек. Анкета Определи свой интерес к математике. Выбери один из вариантов а) интерес к математике поверхностный, не систематический, нравятся отдельные фрагменты уроков, учебного материала; б) стремление к более глубокому, основательному изучению математики, к пониманию закономерности материала, его связи с ранее изученным; в) привлекает сама учебная деятельность, нравится самостоятельно открывать что-то новое, ранее неизвестное, искать закономерности; г) стремление к осуществлению самостоятельной, творческой, поисковой деятельности по математике. Каждый вариант ответа соответствует определенному уровню развития познавательного интереса: ответ а) – любопытство, ответ б) – любознательность, ответ в) – познавательный интерес, ответ г) – творческий интерес.

Слайд 25

Уровни познавательного интереса Вывод : при использовании дидактических игр на уроке математики познавательный и творческий интерес повысился.

Слайд 26

Отношения учащихся к предмету математика Ф.И.О . Место предмета математика 4 кл 5 кл Вадик Б. 5 5 Марьяна В. 2 2 Кристина Б. 3 1 Кристина Г. 3 1 Алик Г. 2 1 Юра Х. 3 2 Кирилл С. 4 4 Вывод : после проведения дидактических игр, предмет математика для ребят стал более интересен и при вторичном диагностировании они поставили его на более высокое место, трое человек поставили его на первое место.

Слайд 27

Выявление интереса Анкета 1.На вопрос в чем заключается интерес к математике? «Люблю решать» ответили 29% Математика заставляет думать ответили 29% Математика нравится лишь тогда, когда лёгкая тема 29% Хотят изучать математику глубоко, основательно, понимать закономерности материала, его связи с ранее изученным материалом 29% 2.Что больше всего нравиться на уроках математики? Объяснение нового материала 43% Закрепление изученного материала 28% Проверка домашнего задания 14% Самостоятельные работы 14% Нравятся фрагменты урока 14%

Слайд 28

3.Какие задачи нравятся решать на уроках математики? Легкие 43% Головоломки 43% Трудные 43% Задачи с интересным сюжетом 30% Задачи-шутки 30% Задачи с историческим содержанием 14% Любые 71% 4. Какие сведения из математики у Вас вызывают наибольший интерес? История математики 43% Решение задач 43% Решение уравнений и примеров 30% Занимательный материал 30% 5.Нужна ли тебе математика? Ответили «Да» 100%

Слайд 29

6. Пригодиться ли тебе математика в будущей жизни? Пригодиться в повседневной жизни 43% Пригодиться в будущей профессии 100% Пригодиться для того чтобы стать умным 29% 7.Оцените свои знания. Удовлетворительно 14% Хорошо 86% 8.Что является причиной неудач? Лень 29% Невнимательность 29% Затрудняюсь ответить 57% Вывод: многим стал интересен предмет «математика», стало нравиться решать. Учащие уже более информированы о специфике математики, и хотят улучшить свои знания. Все учащиеся считают, что математика им нужна Б ольшая часть учащихся понимает, что математика нужна во многих профессиях. Высок процент учащихся, которые оценивают свои знания на «хорошо». В иден прогресс в обучении математики. В ответах обучающихся виден не поддельный интерес к изучаемому материалу на уроках .

Слайд 30

Вывод о сформированности познавательного интереса: ди дактическая игра на уроке вызывает активную умственную деятельность всех учащихся класса; способствует возникновению внутренних мотивов учения, приобретению новых знаний; помогает ликвидировать пробелы в знаниях; закрепляет и обобщает ранее полученные знания; повышает уровень воспитанности как каждого ученика, так и классного коллектива в целом.

Слайд 31

Общие выводы У большинства сформированы общеучебные дидактические и исследовательские умения. 2. Учащиеся владеют знаниями на продуктивном и репродуктивном уровне. 3. Успеваемость и качество знаний стабильны. 4. Повысились целеустремленность, трудолюбие, требовательность к себе, способность к рефлексии своей деятельности.

Слайд 32

Заключение Мною была выбрана проблема повышения познавательного интереса на уроке математики средствами дидактической игры. Целью исследования – выявление эффективности использования дидактических игр на уроке. Была изучена и проанализирована педагогическая и методическая литература. Результатом работы стал вывод о том, что действительно, дидактические игры способствуют формированию более высокого уровня познавательного интереса, являются эффективным средством активизации учебной деятельности, положительно влияют на повышение качества знаний, умений и навыков, развитие умственной деятельности действительно, креативных способностей личности. Проведенное исследование не исчерпывает полностью данную многоаспектную проблему формирования познавательного интереса школьников и только открывает новые направления ее изучения. В ходе выполнения работы по теме исследования достигнута цель и решены задачи .

Слайд 33

В следующий межаттестационный период мне необходимо 1.Систематизировать дидактический материал по дидактическим играм. 2. Разработать адаптированную рабочую учебную программу по математике для детей с нарушением зрения. 3. Пройти курсы повышения квалификации по реализации ФГОС ООО. 4.Разработать программу мониторинга образовательной деятельности слабовидящих школьников в соответствии с ФГОС ООО .

Слайд 34

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

В статье обосновывается необходимость использования игровых моментов на уроке;               а) место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видо...

Игра как средство формирования познавательного интереса

Доказать,что .игра является средством формирования познавательного интереса и потребности учащихся, повышения эффективности  их учебной деятельности на уроках химии. Показать результат...

Презентация "Дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся при обучении физике"

Использование дидактических игр и игровых ситуаций на уроках физики для развития познавательного интереса учащихся на уроках физики. Актуальность вопроса в рамках системно-деятельностному подхода...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К МАТЕМАТИКЕ

В статье сформулированы методическиерекомендации для учителя, способствующие развитию познавательного интереса к математике у школьниковпри использовании нестандартных технологий обучения. Показано, ч...

Статья "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА"

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА...