Статья на тему"Формирование экологической культуры на уроках математики"
статья по математике на тему

Галяутдинова Гульфия Асватовна

Воспитание у обучающихся экологической культуры – важная и актуальная задача образовательной организации в современных социально-культурных условиях ХХI  века.

Математика является одним из предметов, который пока недостаточно связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ekologicheskoy_kultury_na_urokah_matematiki.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры на уроках математики.

Воспитание у обучающихся экологической культуры – важная и актуальная задача образовательной организации в современных социально-культурных условиях ХХI  века. 

Математика является одним из предметов, который пока недостаточно связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются. В учебно-воспитательном процессе школы экологические знания учащихся можно повысить и через уроки математики, используя соответствующий материал.   

Изучение естественно-математических наук имеет большие возможности в плане экологического воспитания, обогащения кругозора, наблюдательности, мышления учащихся, воспитания бережного отношения к природе.

Использование регионального компонента в обучении математике в школе служит средством решения таких задач гуманитаризации математического образования, как уровневая и профильная дифференциация обучения, расширения кругозора и знаний учащихся о региональном и национальном своеобразии условий их жизни, воспитание общей и экологической культуры, выполнение заказа общества на формирование активной и социально-адаптированной к современным условиям  личности.

Основным средством реализации регионального компонента в обучении математике является обучение учащихся умению решать задачи с региональным содержанием. Математика проникает во все области человеческого знания, становится необходимым средством в различных областях человеческой практики. Она становится стандартным, обычным рядовым инструментом, которым пользуются тысячи и тысячи людей.

Математические задачи должны отражать современное состояние действительности, производства, профессиональной деятельности в регионе; расширять знания учащихся о своем регионе и его проблемах, формировать умения составить математическую модель и исследовать ее средствами изучаемого материала и, таким образом, способствовать формированию не только собственно математической компетентности, но и в совокупности с содержанием задачи – формированию экологической   культуры.

Предлагаю ряд задач и заданий с экологическим содержанием различной направленности, которые успешно применяю на уроках математики. Это задания направленные на сохранение природных богатств, здоровья человека, развитие экологической культуры, в том числе любовь к природе, через возможность увидеть красоту окружающего мира. Задачи сопровождаются краткой исторической справкой с интересными, не излагаемыми в учебниках фактами, вопросами для обсуждения. Такой материал способствует развитию навыков творческой и исследовательской работы, предполагает дальнейшее обсуждение содержания задачи во внеурочное время, а также в домашних условиях с родителями.

1) Задачи на рассмотрение проблемы загрязнения воздуха. «В 2015 г. выбросы в атмосферу от АО «ТАНЕКО» составили 1799 тонны, причём львиная доля приходилась на сернистый ангидрид. Сколько тонн сернистого ангидрида выбросило в атмосферу АО «ТАНЕКО», если на остальные приходится 597 тонны?» Вопрос для обсуждения: Чем опасен здоровью человека сернистый ангидрид?

2) Задачи по проблеме загрязнения воды. «Предельно допустимый коэффициент (ПДК) нефтепродуктов для существования рыбы в реке Кама составляет 0,03 мг/л. Осенью 2003 года в районе деревни Черепановка плёнка нефтепродуктов дала загрязнение 29 мг\л. В пробе воды из реки Кама в Удмуртской области составляло 34  мг\л.  Определите, во сколько раз была превышена предельно допустимая норма нефтепродуктов для существования рыб в районе  деревни Черепановка и  в Удмуртской области  ?» Вопрос для обсуждения: Какие предельные коэффициенты загрязнения окружающей среды вам известны? Кто и зачем их использует?

3) Задачи по проблеме очистки использованной воды. «Через КОС (канализационно - очистные сооружения) в г.  Набережные Челны мощностью 380 тысяч кубических метров в сутки в 2014 году поступало 58282 тысяч кубических метров загрязнённых сточных вод (по данным госстат отчётности). Из них 8 % проходят недостаточную очистку, а 2 % остаются совсем без очистки. Какое количество стоков возвращается в природу без очистки?» Вопросы для обсуждения.   Можно ли при таком отношении к очистке воды гарантировать чистоту водопроводной воды. Можно ли употреблять в пищу сырую воду?

С другой стороны, математика – это не только инструмент количественных оценок, но и в не меньшей степени средство для качественного анализа различных явлений действительности. Можно долго и настойчиво говорить о вреде курения, но не достичь результата отказаться от вредной привычки, но стоит привести цифровой пример, и человек хотя бы обратит внимание или задумается, а вычислив сам, возможно, и оставит эту вредную привычку. Например, задача: «Реакция на раздражение у человека наступает через 0,5 секунды, при курении это время удваивается. Определите, какой путь пройдёт машина, идущая со скоростью 60 км/час, после того, как водитель увидел выскочившего впереди на дорогу человека. Решите задачу для курящего и некурящего водителя».

Современный учитель, понимающий значимость экологического воспитания, будет не только решать с детьми текстовые задачи, представленные в содержании учебника, но и научит детей составлять их самостоятельно. Эту работу можно организовывать в ходе активного сотрудничества учащихся, работы в парах, используя при этом дополнительный материал, в том числе регионального содержания, что будет способствовать развитию интереса, а также воспитанию чувств коллективизма, взаимовыручки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Формирование экологических знаний в процессе изучения географии и биологии»

Данный материал будет полезен учителям географии и биологии, использующих экологические вопросы на уроках и во внеурочное время. ...

Статья на тему: "Формирование познавательных УУД на уроках математики при решении задач"

Материал на тему:  "Формирование познавательных УУД на уроках математики при решении задач"...

Статья на тему: "Формирование экологической культуры студентов"

Материал научно-практической конференции...

Презентация "Формирование этнографической и экологической культуры на уроках математики"

Презентация создана к выступлению на методическом объединении учителей математики...

Обобщение опыта по теме "Формирование экологической культуры учащихся на уроках и во внеурочное время"

Обобщен опыт работы по формированию экологической культуры у учащихся с ОВЗ на уроках и во внеклассной деятельности...

Формирование экологической культуры школьника средствами математики.

Воспитание экологической культуры в рамках классно урочной системы носит фрагментарный характер. В основном используется для реализации этой цели задачная технология. Причем экологическое содержание т...

Статья на тему "Формирование экологического мышления школьников на уроках биологии"

Статья позволит раскрыть цели экологического образования для реализации концепции ФГОС на уроках биологии....