Статья на тему"Формирование экологической культуры на уроках математики"
статья по математике на тему
Воспитание у обучающихся экологической культуры – важная и актуальная задача образовательной организации в современных социально-культурных условиях ХХI века.
Математика является одним из предметов, который пока недостаточно связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологической культуры на уроках математики.
Воспитание у обучающихся экологической культуры – важная и актуальная задача образовательной организации в современных социально-культурных условиях ХХI века.
Математика является одним из предметов, который пока недостаточно связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются. В учебно-воспитательном процессе школы экологические знания учащихся можно повысить и через уроки математики, используя соответствующий материал.
Изучение естественно-математических наук имеет большие возможности в плане экологического воспитания, обогащения кругозора, наблюдательности, мышления учащихся, воспитания бережного отношения к природе.
Использование регионального компонента в обучении математике в школе служит средством решения таких задач гуманитаризации математического образования, как уровневая и профильная дифференциация обучения, расширения кругозора и знаний учащихся о региональном и национальном своеобразии условий их жизни, воспитание общей и экологической культуры, выполнение заказа общества на формирование активной и социально-адаптированной к современным условиям личности.
Основным средством реализации регионального компонента в обучении математике является обучение учащихся умению решать задачи с региональным содержанием. Математика проникает во все области человеческого знания, становится необходимым средством в различных областях человеческой практики. Она становится стандартным, обычным рядовым инструментом, которым пользуются тысячи и тысячи людей.
Математические задачи должны отражать современное состояние действительности, производства, профессиональной деятельности в регионе; расширять знания учащихся о своем регионе и его проблемах, формировать умения составить математическую модель и исследовать ее средствами изучаемого материала и, таким образом, способствовать формированию не только собственно математической компетентности, но и в совокупности с содержанием задачи – формированию экологической культуры.
Предлагаю ряд задач и заданий с экологическим содержанием различной направленности, которые успешно применяю на уроках математики. Это задания направленные на сохранение природных богатств, здоровья человека, развитие экологической культуры, в том числе любовь к природе, через возможность увидеть красоту окружающего мира. Задачи сопровождаются краткой исторической справкой с интересными, не излагаемыми в учебниках фактами, вопросами для обсуждения. Такой материал способствует развитию навыков творческой и исследовательской работы, предполагает дальнейшее обсуждение содержания задачи во внеурочное время, а также в домашних условиях с родителями.
1) Задачи на рассмотрение проблемы загрязнения воздуха. «В 2015 г. выбросы в атмосферу от АО «ТАНЕКО» составили 1799 тонны, причём львиная доля приходилась на сернистый ангидрид. Сколько тонн сернистого ангидрида выбросило в атмосферу АО «ТАНЕКО», если на остальные приходится 597 тонны?» Вопрос для обсуждения: Чем опасен здоровью человека сернистый ангидрид?
2) Задачи по проблеме загрязнения воды. «Предельно допустимый коэффициент (ПДК) нефтепродуктов для существования рыбы в реке Кама составляет 0,03 мг/л. Осенью 2003 года в районе деревни Черепановка плёнка нефтепродуктов дала загрязнение 29 мг\л. В пробе воды из реки Кама в Удмуртской области составляло 34 мг\л. Определите, во сколько раз была превышена предельно допустимая норма нефтепродуктов для существования рыб в районе деревни Черепановка и в Удмуртской области ?» Вопрос для обсуждения: Какие предельные коэффициенты загрязнения окружающей среды вам известны? Кто и зачем их использует?
3) Задачи по проблеме очистки использованной воды. «Через КОС (канализационно - очистные сооружения) в г. Набережные Челны мощностью 380 тысяч кубических метров в сутки в 2014 году поступало 58282 тысяч кубических метров загрязнённых сточных вод (по данным госстат отчётности). Из них 8 % проходят недостаточную очистку, а 2 % остаются совсем без очистки. Какое количество стоков возвращается в природу без очистки?» Вопросы для обсуждения. Можно ли при таком отношении к очистке воды гарантировать чистоту водопроводной воды. Можно ли употреблять в пищу сырую воду?
С другой стороны, математика – это не только инструмент количественных оценок, но и в не меньшей степени средство для качественного анализа различных явлений действительности. Можно долго и настойчиво говорить о вреде курения, но не достичь результата отказаться от вредной привычки, но стоит привести цифровой пример, и человек хотя бы обратит внимание или задумается, а вычислив сам, возможно, и оставит эту вредную привычку. Например, задача: «Реакция на раздражение у человека наступает через 0,5 секунды, при курении это время удваивается. Определите, какой путь пройдёт машина, идущая со скоростью 60 км/час, после того, как водитель увидел выскочившего впереди на дорогу человека. Решите задачу для курящего и некурящего водителя».
Современный учитель, понимающий значимость экологического воспитания, будет не только решать с детьми текстовые задачи, представленные в содержании учебника, но и научит детей составлять их самостоятельно. Эту работу можно организовывать в ходе активного сотрудничества учащихся, работы в парах, используя при этом дополнительный материал, в том числе регионального содержания, что будет способствовать развитию интереса, а также воспитанию чувств коллективизма, взаимовыручки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/14/picture-376984-1389707011.jpg)
Статья на тему «Формирование экологических знаний в процессе изучения географии и биологии»
Данный материал будет полезен учителям географии и биологии, использующих экологические вопросы на уроках и во внеурочное время. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/29/picture-651097-1438162146.jpg)
Статья на тему: "Формирование познавательных УУД на уроках математики при решении задач"
Материал на тему: "Формирование познавательных УУД на уроках математики при решении задач"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-681021-1444133600.jpg)
Статья на тему: "Формирование экологической культуры студентов"
Материал научно-практической конференции...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/20/picture-764877-1613770923.jpg)
Презентация "Формирование этнографической и экологической культуры на уроках математики"
Презентация создана к выступлению на методическом объединении учителей математики...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/16/picture-280176-1376620779.jpg)
Обобщение опыта по теме "Формирование экологической культуры учащихся на уроках и во внеурочное время"
Обобщен опыт работы по формированию экологической культуры у учащихся с ОВЗ на уроках и во внеклассной деятельности...
Формирование экологической культуры школьника средствами математики.
Воспитание экологической культуры в рамках классно урочной системы носит фрагментарный характер. В основном используется для реализации этой цели задачная технология. Причем экологическое содержание т...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/05/picture-346200-1423136662.jpg)
Статья на тему "Формирование экологического мышления школьников на уроках биологии"
Статья позволит раскрыть цели экологического образования для реализации концепции ФГОС на уроках биологии....