Натуральные числа
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме

Открытый урок по математике в 5 классе по теме "Натуральные числа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_5a_matematika.docx27.55 КБ
Файл prezentatsiya_uroka.pptx1.02 МБ

Предварительный просмотр:

«Натуральные числа» 5 класс

Ход урока.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Мы проведем с вами необычный урок, и чтобы узнать, чему он будет посвящен, вам нужно отгадать загадку.

Пламя полыхает,                           Из десятков разных стран

Пять колец сияют.                         Собрались спортсмены к нам

Праздник для народа                             Вам названье вспомнить надо:

Раз в четыре года.                       Этот «слет» -

Праздник тот спортивный,                    (Олимпиада)

Древний, яркий, дивный.

- А что же такое Олимпийские игры?

Перед вами тексты 1 и 2. Прочитайте текст 1 и готовьтесь отвечать на вопросы.

Текст1
Согласно легендам Олимпийские игры впервые организовал в незапамятные времена Геракл,  проводились они раз в 5 лет. Первые Олимпийские игры состоялись в древней Греции, там, где родился и жил великий математик Пифагор, а также знаменитый своими трудами по геометрии, живший в III веке до н. э. Евклид.

Кто организовал первые Олимпийские игры? (Геракл)

А знаете ли вы, кто такой Геракл? (Герой греческих мифов, сын Зевса)

Как часто проводились Олимпийские игры в древности? Знаете ли вы,    как часто Олимпийские игры проходят сейчас?

Где состоялись первые Олимпийские игры?

Продолжим об истории Олимпийских игр.

Прочитайте текст 2 и готовьтесь отвечать на вопросы.

Текст2
С 776 года до н. э. началось летоисчисление античного мира, и этот год навсегда стал годом имени  Корэба  – победителя, опередившего всех на 192–метровой дистанции – дорожке, засыпанной четверть метровым слоем песка. На время проведения соревнований все греческие государства согласились откладывать конфликты и войны, пока на стадионе Олимпии состязались бегуны. В то время это был единственный вид спорта.

Когда состоялись первые Олимпийские игры?

Запрещалось ли ведение войн во время Олимпийских игр? (устанавливалось священное перемирие)

Как вы понимаете фразу «дорожка, засыпанная четверть метровым слоем песка» (25 см)

Скажите ребята, знаете ли вы, какие  бывают олимпиады? (зимними и летними).

Что включает в себя олимпиада? (различные спортивные соревнования)

 Что получают победители Олимпиады? (медали).

Вот и у нас с вами пройдет сегодня олимпиада, но только она будет не спортивная, а математическая. И вы как спортсмены на олимпийских играх, должны показать результаты.

Давайте откроем тетради, запишем число.

Ребята, перед вами примеры. Выполнив эти действия по порядку, вы сможете узнать, в рамках какой темы будет проходить наша математическая олимпиада.

 294 – 280 =(14) Н           +8 =   (27) А                       +33 = (36) Ч

          + 13 = (27) А           -12 = (15) Л                        - 12= (24) И

          - 11 = (16) Т                          +23= (38) Ь                        +13=  (37) С

           +17 = (33) У          -24 =  (14) Н                        -22 = (15) Л

           -14 = (19) Р          +11=  (25) Ы                       +12 = (27) А

                                     -22=   (3) Е

Тема урока: «Натуральные числа»

Любое соревнование начинается с тренировки. Нашей тренировкой будет графический диктант.

Запишем в тетради «Диктант»

Ответ «да» соответствует ^, ответ «нет» -

  1. Числа, которые используются при подсчете предметов, называют натуральными. (Да).
  2. Нуль – это натуральное число. (Нет).
  3. В натуральном ряду чисел есть первое число – 1. (Да).
  4. В натуральном ряду чисел есть наибольшее число. (Нет).
  5. Знаки, используемые для записи натуральных чисел, называются цифрами. (Да).
  6. Натуральные числа, записанные с помощью одной цифры, называются однозначными, с помощью нескольких цифр – многозначными. (Да)
  7. Любое натуральное число больше нуля. (Да).
  8. a + b = b + a,  это запись переместительного закона. (Да).
  9. (a + b) + c = a + (b+ c),  это запись распределительного закона.  (Нет).     

Диктант закончен. Давайте проверим результаты. Для этого обменяемся с соседом по парте тетрадями и начнем (ответ: ^_^_^^^^_)

По оценочной таблице, поставим друг другу оценку.

Количество баллов

9

7,8

5,6

Отметка

«5»

«4»

«3»

А теперь давайте узнаем результаты. Поднимите руки у кого оценка «5», оценка «4», оценка «3».

Ну а теперь переходим непосредственно к соревнованиям. Здесь очень важно дружно участвовать, друг другу доверять и внимательно слушать.

Отработка вычислительных навыков: (каждому билет с вопросами по окончанию решения примера)

Запишем в тетради № 1

а)  562 987 + 34 267;

б)  56 008 – 4 789;

в)  (64 231 + 45 989) – 5 989.

Билеты с вопросами.

Билет № 1.

Сформулируйте сочетательное свойство сложения.  Приведите пример.

(Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а потом к полученной  сумме - второе слагаемое)

 Билет № 2

Сформулируйте свойство вычитания числа из суммы. Приведите пример.

(Чтобы из суммы вычесть число, можно вычесть его из одного слагаемого, а к полученной разности прибавить другое слагаемое.)

Билет № 3.

Сформулируйте переместительное свойство сложения. Приведите пример.

(Сумма чисел не изменяется при перестановке слагаемых)

 Билет № 4.

Как из числа вычесть сумму? Приведите пример.

(Для того, чтобы вычесть сумму из числа, можно сначала вычесть из этого числа первое слагаемое, а потом из полученной разности – второе слагаемое)

5 призовых мест. Кто быстрее справится с заданием, отвечает у доски.

 

Молодцы. Справились. Переходим к следующему виду соревнований – к задачам.

Мы с вами плодотворно поработали, проведём физкультминутку.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять (шаги на месте)!

Все мы умеем считать (хлопки в ладоши),

Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте).

Руки за спину положим (руки за спину),

Голову поднимем выше (поднять голову выше)

И легко-легко подышим (глубокий вдох-выдох)

Подтянитесь на носочках столько раз

Сколько пальцев на руке у вас ( поднимаемся 10 раз)

Садитесь, ребята. Продолжим наши соревнования дальше.

№ 2. В книге три рассказа. Первый рассказ занимает столько страниц, сколько второй и третий вместе. Второй рассказ занимает 55 страниц, что на 15 страниц больше, чем занимает третий. Сколько страниц в книге?

О чём говорится в задаче?

Что необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Известно ли, сколько занимает первый рассказ?

Сколько страниц занимает второй рассказ?

Что ещё о нём известно?

Итак, краткая запись составлена, в тетрадь мы её переписывать не будем, приступаем к решению задачи.

  1. 55 – 15 = 40 (стр)-занимает третий рассказ.
  2. 55 + 40 = 95 (стр) -занимает первый рассказ
  3. 95 + 55 + 40 = 190 (стр) в книге.

№3. Составьте выражение по тексту и выполните вычисления:

А) произведение суммы 5 и 18 и числа 5

Б) частное суммы 15 и 10 и разности 16 и 11

В) разность суммы 18 и 3 и числа 1

Верно все 3 – «5»

Верно 2 – «4»

Верно 1 и меньше – нужно потренироваться еще в решении таких         заданий.

Подведение итогов игры и урока. ( Что мы с вами сегодня повторили

Итак, наша Олимпиада близится к завершению. Хочется поблагодарить вас за активное участие. У вас на столе у каждого по 5 цветных колец, что они символизируют? (Синий цвет обозначает Европу, чёрный континент – это Африка, красный – Америка, жёлтый – Азия, а зелёным континентом называют Австралию.)

Вы берете себе синее кольцо, если считаете, что хорошо поработали с текстом и правильно ответили на все вопросы.

Черное кольцо, если получили за тренировку-диктант «5» или «4».

Красное кольцо, если вы полностью справились с заданием №1, практической и теоретической частью.

Желтое кольцо, если вы верно решили задачу.

И зеленое кольцо, если правильно записали выражения и вычислили их значения.

Кто заработал все 5 колец, получает за сегодняшний урок «5»

У кого 4 кольца, получает за сегодняшний урок «4»

Кто получил меньше колец, значит, нужно подойти ко мне и еще раз разобраться с тем материалом, который не понятен.
 (Выставление оценок)

Домашнее задание

Придумать сказку о том, как натуральные числа решили принять участие в Олимпийских играх. Оформить ее красочно на альбомном листе.

Наши  олимпийские друзья прощаются с нами и говорят нам:  «До встречи на предстоящих играх»

Рефлексия.

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия на уроке.

Текст1
Согласно легендам Олимпийские игры впервые организовал в незапамятные времена Геракл,  проводились они раз в 5 лет. Первые Олимпийские игры состоялись в древней Греции, там, где родился и жил великий математик Пифагор, а также знаменитый своими трудами по геометрии, живший в III веке до н. э. Евклид.

Текст2
С 776 года до н. э. началось летоисчисление античного мира, и этот год навсегда стал годом имени  Корэба  – победителя, опередившего всех на 192–метровой дистанции – дорожке, засыпанной четверть метровым слоем песка. На время проведения соревнований все греческие государства согласились откладывать конфликты и войны, пока на стадионе Олимпии состязались бегуны. В то время это был единственный вид спорта.

Текст1
Согласно легендам Олимпийские игры впервые организовал в незапамятные времена Геракл,  проводились они раз в 5 лет. Первые Олимпийские игры состоялись в древней Греции, там, где родился и жил великий математик Пифагор, а также знаменитый своими трудами по геометрии, живший в III веке до н. э. Евклид.

Текст2
С 776 года до н. э. началось летоисчисление античного мира, и этот год навсегда стал годом имени  Корэба  – победителя, опередившего всех на 192–метровой дистанции – дорожке, засыпанной четверть метровым слоем песка. На время проведения соревнований все греческие государства согласились откладывать конфликты и войны, пока на стадионе Олимпии состязались бегуны. В то время это был единственный вид спорта.

Билет № 1.

Сформулируйте сочетательное свойство сложения.  Приведите пример.

Билет № 2

Сформулируйте свойство вычитания числа из суммы. Приведите пример.

Билет № 3.

Сформулируйте переместительное свойство сложения. Приведите пример.

Билет № 4.

Как из числа вычесть сумму? Приведите пример.

Билет № 1.

Сформулируйте сочетательное свойство сложения.  Приведите пример.

Билет № 2

Сформулируйте свойство вычитания числа из суммы. Приведите пример.

Билет № 3.

Сформулируйте переместительное свойство сложения. Приведите пример.

Билет № 4.

Как из числа вычесть сумму? Приведите пример.

Билет № 1.

Сформулируйте сочетательное свойство сложения.  Приведите пример.

Билет № 2

Сформулируйте свойство вычитания числа из суммы. Приведите пример.

Билет № 3.

Сформулируйте переместительное свойство сложения. Приведите пример.

Билет № 4.

Как из числа вычесть сумму? Приведите пример.

Домашнее задание

Придумать сказку о том, как натуральные числа решили принять участие в Олимпийских играх. Оформить ее красочно на альбомном листе.

Наши  олимпийские друзья прощаются с нами и говорят нам:  «До встречи на предстоящих играх»

Домашнее задание

Придумать сказку о том, как натуральные числа решили принять участие в Олимпийских играх. Оформить ее красочно на альбомном листе.

Наши  олимпийские друзья прощаются с нами и говорят нам:  «До встречи на предстоящих играх»

Домашнее задание

Придумать сказку о том, как натуральные числа решили принять участие в Олимпийских играх. Оформить ее красочно на альбомном листе.

Наши  олимпийские друзья прощаются с нами и говорят нам:  «До встречи на предстоящих играх»

Домашнее задание

Придумать сказку о том, как натуральные числа решили принять участие в Олимпийских играх. Оформить ее красочно на альбомном листе.

Наши  олимпийские друзья прощаются с нами и говорят нам:  «До встречи на предстоящих играх»

Домашнее задание

Придумать сказку о том, как натуральные числа решили принять участие в Олимпийских играх. Оформить ее красочно на альбомном листе.

Наши  олимпийские друзья прощаются с нами и говорят нам:  «До встречи на предстоящих играх»

Домашнее задание

Придумать сказку о том, как натуральные числа решили принять участие в Олимпийских играх. Оформить ее красочно на альбомном листе.

Наши  олимпийские друзья прощаются с нами и говорят нам:  «До встречи на предстоящих играх»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ СОШ № 21 Открытый урок по математике 5 класс Октябрь, 2017

Слайд 2

Пламя полыхает, Пять колец сияют. Праздник для народа Раз в четыре года. Праздник тот спортивный, Древний, яркий, дивный Из десятков разных стран Собрались спортсмены к нам Вам названье вспомнить надо: Этот «слет» - Олимпиада

Слайд 3

МОУ СОШ № 21 Олимпийские игры

Слайд 4

Текст 1 Согласно легендам Олимпийские игры впервые организовал в незапамятные времена Геракл, проводились они раз в 5 лет. Первые Олимпийские игры состоялись в древней Греции, там, где родился и жил великий математик Пифагор, а также знаменитый своими трудами по геометрии, живший в III веке до н. э. Евклид.

Слайд 5

Текст 2 С 776 года до н. э. началось летоисчисление античного мира, и этот год навсегда стал годом имени Корэба – победителя, опередившего всех на 192–метровой дистанции – дорожке, засыпанной четверть метровым слоем песка. На время проведения соревнований все греческие государства согласились откладывать конфликты и войны, пока на стадионе Олимпии состязались бегуны. В то время это был единственный вид спорта.

Слайд 6

294 – 280 = + 13 = - 11 = +17 = -14 = +8 = -12 = + 23= -24 = + 11= - 22= + 33 = - 12= + 13= -22 = +12= 15 25 37 27 24 33 38 16 36 14 3 19 Л Ы С А И У Ь Т Ч Н Е Р 14 14 Н 27 А 27 16 Т 16 33 У 33 19 Р 19 27 А 27 15 Л 15 38 Ь 38 14 Н 14 25 Ы 25 3 Е 3 36 Ч 36 24 И 24 37 С 37 15 Л 15 27 А

Слайд 7

Тренировка Диктант Ответ «да» соответствует ^ , ответ «нет» - Числа, которые используются при подсчете предметов, называют натуральными. Нуль – это натуральное число. В натуральном ряду чисел есть первое число – 1. В натуральном ряду чисел есть наибольшее число. Знаки, используемые для записи натуральных чисел, называются цифрами. Натуральные числа, записанные с помощью одной цифры, называются однозначными, с помощью нескольких цифр – многозначными. Любое натуральное число больше нуля. a + b = b + a , это запись переместительного закона. ( a + b ) + c = a + ( b + c ), это запись распределительного закона.

Слайд 8

МОУ СОШ № 21 Ответ: ^ _ ^ _ ^^^^ _ Оценочная таблица: Кол-во правильн . ответов 9 7,8 5,6 оценка “ 5 ” “4” “3”

Слайд 9

МОУ СОШ № 21 № 1. Выполните действия: а) 562 987 + 34 267; б) 56 008 – 4 789; в) (64 231 + 45 989) – 5 989.

Слайд 10

МОУ СОШ № 21 Физкультминутка Раз, два, три, четыре, пять ! Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже. Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим. Подтянитесь на носочках столько раз Сколько пальцев на руках у вас

Слайд 11

МОУ СОШ № 21 № 2. Задача. В книге три рассказа. Первый рассказ занимает столько страниц, сколько второй и третий вместе. Второй рассказ занимает 55 страниц, что на 15 страниц больше, чем занимает третий. Сколько страниц в книге? - 55 стр., - - ?, ( II + III вместе) ? что на 15 стр. > , чем

Слайд 12

№3. Составьте выражение по тексту и выполните вычисления: произведение суммы 5 и 18 и числа 5 частное суммы 15 и 10 и разности 16 и 11 разность суммы 18 и 3 и числа 1 Ответы: 1. (5+18) 5 = 115 2. (15+10) : (16-11) = 5 3. (18+3) – 1 = 20 Проверь себя: Верно все 3 – «5» Верно 2 – «4» Верно 1 и меньше – нужно потренироваться еще в решении таких заданий.

Слайд 13

МОУ СОШ № 21 Итоги наших олимпийских игр совершенствовали вычислительные навыки развивали познавательные процессы, память, воображение, мышление, наблюдательность, сообразительность вырабатывали самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы и работы товарища; повышали интерес к предмету

Слайд 14

Выберете себе синее кольцо, если считаете, что хорошо поработали с текстом и правильно ответили на все вопросы. Черное кольцо, если получили за тренировку-диктант «5» или «4». Красное кольцо, если вы полностью справились с заданием №1, практической и теоретической частью. Желтое кольцо, если вы верно решили задачу. И зеленое кольцо, если правильно записали выражения и вычислили их значения.

Слайд 15

Закрытие Олимпийских игр. Домашнее задание Придумать сказку о том, как натуральные числа решили принять участие в Олимпийских играх. Оформить ее красочно на альбомном листе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-игра по математике 5 класс "Натуральные числа. Арифметические действия над натуральными числами"

Урок в форме игры. Предназначен для повторения всез арифметических действий над натуральными числами. Из-за нетрадиционной игровой формы проведения заинтересовывает детей с различным уровнем подготовк...

Тест для обучающихся 5 класса по теме: "Натуральные числа. Действия с натуральными числами"

Тест состоит из 10 заданий в форме тестов  ГИА. Приведен ключ к тесту и порядок перевода баллов в оценку....

Методическая разработка урока по математике в 5 классе " УРОК–ПУТЕШЕСТВИЕ К ОСТРОВУ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ "

Урок-путешествие. Первый урок математики в 5 классе позволяет повторить знания, полученные в начальной школе,с использованием игровых технологий....

Презентация по теме "Натуральные числа. Десятичная запись натуральных чисел"

Презентация к уроку математики в 5 классе по  теме "Натуральные числа. Десятичная запись натуральных чисел"...

Натуральные числа. Ряд натуральных чисел.

Материал для проведения урока по математике. 5 класс Мерзляк. "Натуральные числа. Ряд натуральных чисел."...

УРОК–ПУТЕШЕСТВИЕ К ОСТРОВУ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ И ДРОБЕЙ. ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ И ДРОБЯМИ

Данный урок разработан с целью повторить и систематизировать базовые знания, полученные за первое полугодие полученные на уроках математики в 5 классах....