Организация обучающих самостоятельных работ на уроках математики
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

В данной статье рассмотрена проблема организации обучающих самостоятельных работ, а также приведена классификация такой самостоятельной работа работы, основу котороой положен принцип дидактического назначения самостоятельной работы в обучении (основной дидактической цели).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Организация обучающих самостоятельных работ

на уроках математики

В современной и советской дидактике есть ряд интересных исследований, в которых на базе широкого материала из опыта учителей рассматриваются различные проблемы организации самостоятельных работ на уроках. Достигнуты определенные успехи в разработке   использования самостоятельных работ в системе уроков и домашних заданий.

Однако, как показало исследование, на практике еще не решена проблема разумной организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики. В большинстве случаев самостоятельные работы направлены на выявление знаний школьного материала. Школьники редко вовлекаются в подлинно творческую работу, не тренируют свою способность решать сложные задачи, добывать новые знания самостоятельно; чаще всего они получают знания в готовом виде, запоминают их и воспроизводят. И это, конечно, создает большие трудности на пути привития школьникам любви и способности к творческой деятельности, формировании у них мыслительных навыков, потребности в знаниях и самом познании. Самостоятельные работы, которыми нередко изобилуют уроки учителей математики, не соотносятся с уровнем умственного развития учащихся и характеру их деятельности, что часто порождает у школьников внутреннее безразличие к самому процессу самостоятельной работы. Это приводит к тому, что продуктивная внутренняя мыслительная деятельность зачастую подменяется чисто внешней активностью. Школьники выполняют огромное количество всевозможных заданий, самостоятельных действий, но вместе с тем мало мыслят, так как их мышление в таких случаях протекает в русле готовых схем и затверженных операций.

Принимая во внимание все вышесказанное, становится ясно, что проблема организации самостоятельной работы на уроках математики  на сегодняшний момент является актуальной.  

В своей работе мы подробно рассмотрели существующие подходы к определению и классификации видов самостоятельной работы.

Анализ педагогической литературы показал, что сущность самостоятельной работы разные исследователи раскрывают по-разному. Так самостоятельная работа одними авторами определяется как метод обучения (Жарова Л.В.); другими – как прием учения; третьими – как форма организации деятельности учащихся (Есипов Б.П.); четвертыми – как средство вовлечения в учащихся в самостоятельную познавательную деятельность (Пидкасистый П.И.).

Анализируя различные подходы к раскрытию сущности самостоятельной работы, можно сделать вывод, что чаще всего дидакты и методисты выделяют следующие признаки самостоятельной работы:

  • Наличие задания учителя;
  • Руководство учителя;
  • Самостоятельность учащихся;
  • Выполнение задания учащимися без непосредственного участия учителя;
  • Активность учащихся.

Рассмотрим классификацию самостоятельных работ учащихся, в основу которой положен принцип дидактического назначения самостоятельной работы в обучении (основной дидактической цели)

[1, c. 231-236].

  1. Самостоятельные работы, применяемые с целью получения новых знаний (обучающие самостоятельные работы);
  2. Самостоятельные работы, применяемые на основе приобретенных знаний (тренировочные, закрепляющие самостоятельные работы);
  3. Самостоятельные работы, применяемые в целях повторения знаний, умений и навыков учащихся (повторительные самостоятельные работы);

На практике при обучении математики, как показали исследования, обучающие самостоятельные работы организовываются крайне редко. А именно этот тип работ наиболее эффективно развивает умения  делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных ситуациях, позволяет вовлечь учащихся в исследовательскую самостоятельную деятельность.

Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ самостоятельное приобретение новых знаний, формирование навыков самостоятельной работы, а так же развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке. Обучающие самостоятельные работы проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, так же при непосредственном введении нового содержания, при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового содержания, когда знания учащихся еще не прочны.

Нужно заметить, что обучающие самостоятельные работы целесообразно организовывать в следующих случаях:

  • В процессе установления связи нового материала с ранее усвоенными знаниями, умениями и навыками;
  • При создании поисковой ситуации и раскрытии перспективы предстоящей работы;
  • В ходе переноса приобретенных приемов познавательной деятельности при овладении новыми знаниями, умениями, навыками.

Обучающая самостоятельная работа, как и любая другая, должна соответствовать уровню подготовленности учащихся, для этого была рассмотрена еще одна классификация самостоятельных работ, которая позволяет учитывать уровень самостоятельности и элемент творчества учащихся [2, c. 87]:

  1. Воспроизводящая (репродуктивная) самостоятельная работа, предполагающая знания – копии и алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
  2. Реконструктивная самостоятельная работа, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;
  3. Творческая самостоятельная работа, направленная на формирование знаний и способов исследовательской деятельности.

В своей работе мы дали подробные методические рекомендации по организации обучающих самостоятельных работ, и разработали варианты таких работ на примере темы «Разложение многочлена на множители».

                                      Литература:

  1. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. — М, 1981г. – 239с.
  2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. – М, 1972. – 174с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и методика проведения самостоятельных работ на уроках математики

В работе "Организация и методика проведения самостоятельных работ на уроках математки" проведена классификация самостоятельных работ, приведены примеры различных типов работ и примеры их использования...

Обобщение опыта по теме "Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

          Противоречие между использованием традиционной методики преподавания   с   опорой   на   идею   максимальной...

Организация самостоятельных работ на уроках математики при изучении тем «Показательная функция» и «Логарифмическая функция».

Одним из путей развития творческой активности и активизации познавательной деятельности обучающихся, совершенствования процесса обучения математике является умело организованная система самостоятельны...

Статья "Активизация мыслительной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках математики"

Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формиру...

Статья "Организация самостоятельной работы на уроках математики"

В статье говорится о важности самостоятельной работы обучающихся на уроках математики и приводятся примеры различных видов самостоятельных работ...

Организация самостоятельной работы на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.

Практика работы с умственно-отсталыми детьми показала, что у данной категории учащихся очень низкий уровень самостоятельности на уроках математики. У учащихся с интеллектуальными нарушениями прослежив...