Развитие метапредметных навыков на уроках математики
статья по математике на тему

Райтузова Наталья Сергеевна

На каждом этапе исторического развития образование выполняло одну и ту же задачу: соханение накопленных знаний и подготовка подрастающего поколения  для жизни в данном конкретном обществе. Для решения жизненных задач человеку необходимы различные умения и навыки , что  должен решить на уроке учитель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учителя математики  ГБОУ СОШ №416

Петродворцового района  Санкт- Петербурга

Райтузова  Н.С.

Годынюк  И. С.

Развитие  метапредметных навыков

учащихся на уроках математики

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому

и я научусь»

(Конфуций)                                                                       

        Эти слова, произнесенные не одно тысячелетие  назад остаются актуальными и по сей день.

  На каждом этапе исторического развития образование выполняло одну и ту же задачу: сохранение накопленных знаний и подготовка подрастающего поколения для жизни в данном конкретном обществе.

 Педагогические задачи, решаемые школьным образованием на современном этапе:

• формирование мировоззрения;

• формирование мышления;

• подготовка к труду и дальнейшему самообразованию;

• успешная социализация и т.д.

        Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании. Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями. Специальному формированию умений и навыков этого типа не уделялось необходимого внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось учителем. На сегодняшний день, когда меняется представление о целях и ценностях образования, когда более важными становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные умения и навыки становятся все более актуальными.  Общеучебные умения и навыки - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины. Но вопросы чему учить?  И  как учить? всегда стоял перед учителем. Будем считать НАВЫК -  это, доведенное до автоматизма УМЕНИЕ решать тот или иной  вид задачи, который в результате длительного повторения  становится автоматическим.

УМЕНИЕ -  это способность выполнять действия в результате обучения или  жизненной практики, выполняемое определенным способом и  с определенным качеством.

        При дальнейшем применении и использовании умение может  перейти в навык

До сих пор не уточнены соотношения между понятиями умение и навык. Мнения психологов и педагогов о приоритете одного понятия над другим расходятся.

         В современном образовании метапредметности уделяется очень большое внимание.  Это связано в первую очередь с переходом современного образования на новый образовательный стандарт. Планирование, контроль и оценка учебных действий

        Метапредметные  умения  напрямую  связаны  с  универсальными  учебными  действиями  школьников.  Термин  «универсальные  учебные  действия»  означает  умение  учиться.  Ребёнок  должен  быть  способным  к  саморазвитию,  самосовершенствованию  путём  сознательного  и  активного  присвоения  нового  социального  опыта.  Таким  образом,  метапредметные  умения  и  навыки  применяются  как  в  образовательном  процессе,  так  и  в  реальных  жизненных  ситуациях.  Формирование  метапредметных  умений  школьников  должно  осуществляться  как  в  урочной,  так  и  во  внеурочной  работе. 

         Метапредметные результаты обучения раскрываются через предметные умения и универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС НОО они выстраиваются по нижеследующ им позициям:

1) соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:

– «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;

– выбор и использование целесообразных способов действий;

– определение рациональности (нерациональности) способа действия;

2) планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:

– составление плана пересказа учебно-познавательного текста;

– контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);

– адекватная самооценка выполненной работы;

– восстановление нарушенной последовательности учебных действий;

3) использование знаково-символических средств представления информации:

– чтение схем, таблиц, диаграмм;

– представление информации в схематическом виде;

4) овладение логическими действиями и умственными операциями:

– выделение признака для группировки объектов, определение существенного признак а, лежащего в основе классификации;

– установление причинно-следственных связей;

– сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;

– использование базовых предметных и метапредметных (число, вид, форма, время, схема, таблица и др.) понятий для характеристики объектов окружающего мира;

5) решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий:

– осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

– составление текстов различных типов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение);

– выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;

6) смысловое чтение:

– овладение навыками смыслового чтения текстов различных типов и жанров в соответствии с целями и задачами;

– нахождение в тексте необходимой информации;

– определение основной мысли прочитанного текста;

7) различные способы поиск а информации:

– использование словарей, справочников, энциклопедий, ресурсов Интернета для нахождения необходимой информации, поиск значения слова (термина, понятия);

– «чтение» информации, представленной разными способами (рисунок, схема, текст, таблица и др.).

      Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей в метапредметном направлении:

• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

      Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок.  Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.

       Метапредметный урок – это урок, на котором:

• школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;

• ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием

• обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

НАДО УЧИТЬ ШКОЛЬНИКОВ РЕШАТЬ ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ!

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: познание мира, в специально организованных для этого условиях.

Проверка метапредметных результатов обучения

I. Соответствие полученного результата поставленной учебной задаче

II. Планирование, контроль и оценка учебных действий

III. Использование знаково-символических средств представления информации

IV. О владение логическими действиями и умственными операциями.

V. Решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий.

VI. Смысловое чтение.

VII. Различные способы поиска и использования информации.

Таким образом:

Образовательное учреждение должно подготовить своих учеников к жизни в быстро меняющемся обществе. Поэтому важно обеспечить обучающемуся общекультурное, личностное и познавательное развитие, научить учиться, а

метапредметные навыки являются связующим звеном, благодаря которым учащийся может преодолеть трудности при освоении знаний. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие метапредметных способностей на уроках математики

В данной работе представлен фрагмент урока по теме "Теорема Виета", в 8 классе, где показаны новые подходы к преподаванию математики....

развитие вычислительных навыков на уроках математики

материал подготовлен исходя из свего опыта работы...

Современный урок географии. Урок-исследование, развитие метапредметных навыков.

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский. Как разр...

Обобщение опыта по теме:"Использование занимательных приёмов при выработке и развитии вычислительных навыков на уроке математики".

Занимательные задания по математике рассчитаны на закрепление и углубление знаний по основным темам программного материала. Они разнообразят виды деятельности детей на уроке, воспитывают интерес...

Формирование метапредметных умений и навыков на уроках математики в 5-6 классах

О методических приемах личностно-ориентированного и деятельностного подходов, о формировании универсальных учебных дйствий у учащихся, о необходимости включения в урок разнообразных технологий, о возм...

Формирование метапредметных навыков на уроках математики на основе использования листов оценивания

Методическая разработка с использованием современных образовательных технологий и методик...

презентация Развитие метапредметных навыков учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Метапредметные навыки в реализации учебно-проектной деятельности...