Обобщение опыта по теме:"Использование занимательных приёмов при выработке и развитии вычислительных навыков на уроке математики".
статья на тему

 

Занимательные задания по математике рассчитаны на закрепление и углубление знаний по основным темам программного материала. Они разнообразят виды деятельности детей на уроке, воспитывают интерес к математике, развивают внимание, память, мышление уч-ся, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Авангардовская ООШ

«Использование занимательных приёмов при выработке и развитии вычислительных навыков на уроке математики»

 Живенко Жанна Анатольевна

п. Аграрный

Оглавление:

1. Введение.                           3                        

2. Основная часть.                4-13                            

3. Заключение.                      14-15                        

4. Литература.                        16                          

1.Введение

          «Сделать учебную работу насколько  возможно интересной для ребёнка и не превратить этой работы в забаву - одна из труднейших и важнейших задач дидактики.»                                                                          К.Д.Ушинский

Проблема, над которой я работаю, очень актуальна в процессе обучения математике. Потому, что увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься учителей над тем, как поддержать у уч-ся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока!

В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к математике у значительного числа уч-ся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа.

Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлекательно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого  познавательного интереса.

Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету.

Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Немаловажная роль здесь отводится занимательным приёмам на уроке. Занимательные задания по математике рассчитаны на закрепление и углубление знаний по основным темам программного материала. Они разнообразят виды деятельности детей на уроке, воспитывают интерес к математике, развивают внимание, память, мышление уч-ся, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы.

2. Основная часть

1). Понятие «занимательность обучения математике».

Под занимательностью на уроке понимают те компоненты урока, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения. В дидактике и методике математики выдвинуты и обоснованы основные положения, касающиеся занимательности обучения.

Во-первых, всю занимательность обучения, следуя К.Д. Ушинскому, принято «делить» на «внешнюю» (не связанную с содержанием урока) и «внутреннюю».

Во-вторых, все материалы занимательного характера обычно разбивают на три группы:

а) материалы, занимательные по форме,

б) материалы, занимательные по содержанию,

в) материалы, занимательные по форме и содержанию.

В- третьих, основу занимательности, используемой на уроках, должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом.

Однако рассматривать занимательность обучения только с учётом связи с учебным материалом и без учёта воздействия их на мыслительную деятельность ученика нецелесообразно. В основу разбиения материалов занимательного характера я положила два свойства понятия «учебная занимательность» : связь с учебным материалом и воздействие на мыслительную деятельность уч-ся. Получим следующие разбиения:

-организационная занимательность,

-информационная занимательность,

-внеучебные задания занимательного характера,

-учебные занимательные задания.

1)Под организационной занимательностью понимают занимательность, связанную с организацией урока и лишь косвенно связанную с учебным материалом.

Например:

Лучший «решатель» устных упражнений награждаются значком «самый смекалистый» или «За смекалку» и может носить его до следующего урока.

Учащимся, блестяще проявившим себя на уроке, предоставляю право решать задачу из карточки или из сборника задач.

2)Под информационной занимательностью понимают информацию учебно-познавательного характера, которая вызывает любопытство уч-ся.

Например:

В 9 классе при изучении темы: «Степень с рациональным показателем» , чтобы вызвать любопытство и заинтересованность новой темой начала урок следующим рассказом :

«Представьте себе гору (высотой 1 км) в миллион раз твёрже алмаза. Один раз в миллион лет к горе прилетает птичка и слегка касается клювом камня. В конце концов в результате этих прикосновений гора износится до основания. Трудно представить промежуток времени, необходимый для этого. Однако с помощью степеней записать его легко. Вычисления показали, что это произойдёт через 10лет.»

3)Под внеучебными занимательными заданиями понимают задачи, не связанные с программным материалом.

Например:

Зачеркните все 9 точек четырьмя отрезками, не отрывая карандаша от бумаги.

4) Под учебными занимательными заданиями понимают задачи, задания, непосредственно связанные с программным материалом  и способствующие усвоению и закреплению его уч-ся.

Например:

Математика 6 кл.

Тема: «Обыкновенные дроби»

  1. Какие числа можно поставить вместо квадратиков, чтобы получилось верное равенство?

(  +   )∙=

8:  =

1,7+  =10

2. Выписать правильные дроби:

;;;

Учебные задания занимательного характера ценны тем, что они наряду с привитием школьникам интереса к учению способствуют также определённому накоплению учебных знаний, умений, навыков.

2).Виды занимательных знаний.

а)Занимательные вопросы, задачи, упражнения.

Все компоненты учебной задачи(её подача, решение, анализ, ответ, выводы) могут быть иногда необычными для уч-ся.

Поэтому я считаю занимательной задачей такую задачу, в которой содержится элементы занимательности либо  в форме подачи задачи, либо в сюжете задачи, либо в способе решения, либо в иллюстративном материале к задаче. Иногда занимательность для уч-ся заключается в неожиданности ответа задачи или в выделении элементов игры при решении.

б) Практические работы занимательного характера.

Под практической работой занимательного характера понимают такую работу, при выполнении которой ученик попадает в необычную ситуацию, где необходимо проявить смекалку, чтобы выполнить поставленное задание.

В основном выполнить эту работу надо необычным инструментом или даже вообще без инструментов. Причём практическая работа составлена так, что её выполнение невозможно без хорошего знания учебного материала.

Например:

Ученику выдаются два треугольника, вырезанные из плотной бумаги, у которых основания равны и высоты равны.

Требуется доказать, что эти треугольники равновелики, используя линейку без делений.

Доказательство: Приложив их дважды, ученик делает вывод, что треугольники равновелики.

в)Дидактические игры.

В игре всегда содержится элемент неожиданности и необычности.

Выделяют два вида таких игр:

-игровая ситуация, когда ученика увлекает форма задания,

-математическая игра, когда ученика увлекает содержание задания.

Игровая ситуация.

В подобных ситуациях внимание школьников привлекает необычная форма задания или неожиданная организация выполнения задания

Когда я применяю этот вид на уроке, то часто присутствует соревновательный характер.

Например:

  1. «Задумай число»

Я предлагаю каждому ученику задумать число и после даю указания, какие действия произвести с этим числом. В конце я «угадываю» результат, уч-ся очень заинтересованы, хотят узнать в чём тут дело.

Этому желанию и соответствует задание: обосновать «угадывание» ответа.

  • Задумайте любое число, меньше 20. Умножьте его на само себя. Скажите, чему у вас равно произведение, а я назову задуманное число.
  • Задумайте число. Прибавьте к нему 0,32, результат запишите. Отнимите от задуманного числа 0,32, результат запишите Оба результата сложите, что получится, разделите на 2. У всех будет задуманное число. Почему?  

Дети заинтересованы и находят решение.

Математическая игра.

Математическая игра чаще всего состоит в поочередном выполнении играющими определённых действий-ходов с целью решения поставленной задачи.

Приведу пример математической игры.

Это фрагмент «Урока-сказки» в 6 классе, который  я проводила перед контрольной работой. В этом уроке объединены задачи по теме : «Масштаб», задание на среднее арифметическое нескольких чисел, задачи на действия с дробями, задачу на построение треугольника по трём сторонам.

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе- на земле

Жил старик в одном селе.

У крестьянина три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Братья сеяли пшеницу,

Да возили в град столицу.

Знать столица та была

Недалече от села.

Задача 1

Узнать расстояние от села до столицы, если известно, что на карте расстояние между этими пунктами 3 см, а масштаб карты 1:50000

Там пшеницу продавали,

Деньги счётом принимали

И с набитою сумой

Возвращалися домой.

Задача 2

Определить среднюю урожайность пшеницы, которую снимали с полей крестьянин и его сыновья, если с 1 поля сняли 2,1 ц, со 2- 1,9 ц, с 3- 1,8 ц, с 4- 2,2 ц.

Задача 3

Сколько они выручили денег, если за 1 ц зерна брали 50,6 р.

«Что Иванушка не весел?

Что головушку повесил?»-

Говорит ему конёк.

«Помоги мне, горбунок!

Видишь, вздумал царь жениться,

Знашь на тоненькой царице,

Так и шлёт на окиян,

Говорит коньку Иван-

«Дал мне сроку три дня только,

Тут попробовать изволька

Перстень дьявольский достать!

Да велела

Эта тонкая царица

Где-то в терем поклониться

Солнцу, месяцу, притом

И спрошать кое об чём.»

Тут конёк: сказать по дружбе,

Это службишка, не служба,

Служба вся, брат впереди,

Ты теперя спать поди.

А на завтра, утром рано,

Мы поедем к окияну

Задача 4

Начертить маршрут, по которому ехал Иванушка на коньке-горбунке, если известно, что перстень находится в городе М, терем с солнцем и месяцем в городе К, а сам царь, где происходили эти события, живёт в городе В.

Причём известно, что МВ=5,3 СМ (на карте), КМ=2,5 СМ, угол М=45º

В ходе такого «Урока-сказки» все дети вовлечены в урок, они активны, у них повышен интерес, развивается память, воспитывается интерес, развивается память, воспитывается интерес к математике, и прослеживается межпредметная связь (литература, география).

3). Приёмы занимательности.

При составлении занимательных задач, я использую метод аналогий. Этот приём  интересен детям, потому что позволяет всем уч-ся высказывать самостоятельно математические идеи. Все дети вовлечены в поиск решения этой задачи.

Например:

Геометрия 7 класс.

На доске я начертила квадрат. Потом его стёрла, оставив одну из сторон.

Предложила ученикам восстановите квадрат с помощью циркуля и угольника.

Математика 5 класс.

Тема:  «Единицы измерения объёмов»

Приведу пример необычной постановки вопроса:

«Давно это было. Два могущественных царя заспорили, кто из них богаче. Оба имели обширные плодородные земли, засеянные золотистой пшеницей. Это и было их главное богатство. Осенью, когда урожай был собран, владыки думали разрешить свой спор. Но как сравнить между собой горы пшеницы, состоящие из многих миллиардов зёрен?

Можно было бы свезти пшеницу в одно место и сравнить кучу. Но на это ушло бы немало дней, да и тогда никто не мог бы точно сказать, какая из них больше. Оба царя позвали своих мудрецов, чтобы те сравнили их богатства. Мудрецы посовещались, и самый мудрый из них обратился к правителям:

«О, государи! Мы нашли простой способ разрешить ваш спор. Для этого нужно …»

Но перед тем как выслушать решение мудрых математиков, подумайте, ребята, что вы бы на месте мудрецов предложили бы на месте мудрецов. Как сравнить кучи зёрен?

В своей работе я использую три группы занимательности: приёмы занимательности, связанные с подачей задания; приёмы занимательности, связанные со структурой задания; приёмы занимательности, связанные с организацией и процессом решения.

1) Приёмы занимательности, связанные с подачей задания.

Приёмы этой группы дают мне возможность конкретное задание облечь в занимательную форму.

Например, я ввожу такой приём, как «математический герой».

В урок ввожу героя сказок, который или решает задание, или предлагает задание, или придумывает фокус.

Например, Незнайка записал выражение         25•x•4

Потом он вместо x стал подставлять по очереди числа:13,21,39,47.

Получив значение каждого произведения, он очень удивился тому, что все числа оказались «круглыми»

Не могли бы вы, ребята, объяснить почему?

2) Приёмы занимательности, связанные со структурой задания.

Приёмов этой группы очень много. Приведу лишь некоторые из них:

а) Противоречие.

В одном и том же математическом объекте или утверждении два свойства противоречат друг другу.

Ученику надо выявить противоречие и устранить его.

Пример: Требуется записать правильную дробь, у которой числитель больше знаменателя на 2.

б) Найдите ошибку.

Уч-ся предлагаю отыскать ошибку (ошибки) в решении (ответе) одного или нескольких заданий.

Пример: 1)

 Некоторая линейная функция задана таблицей:

X

-2

-1

0

1

2

Y

-8

-4

-2

1

4

Задайте её формулой, если известно, что одно из значений функции записано неверно.

Пример 2)

Выписать верно решённые выражения:

-3-8=-8

-4+6=10

40-20=20

60-80=20

-3,5+(-4)=-7,5

13+(-10)=-3

3) Приёмы занимательности, связанные с организацией и процессом решения задания.

Игровые моменты в той или иной степени присутствуют практически в любом занимательном задании, потому что «занимательность» и «игра» тесно связаны.

Мой опыт показывает, что игровые моменты целесообразно использовать при закреплении учебных навыков, когда уч-ся приходится выполнять ряд однотипных упражнений.

Возможности использования игровых приёмов на уроке чрезвычайно разнообразны. Приведу лишь некоторые примеры:

  1. «Игра с числами»

При изучении темы «Сложение и вычитание  целых чисел» предлагаю уч-ся разнообразные упражнения:

-Указать как можно больше пар чисел, чтобы их сумма была равна -23

2) Тестовые вопросы

Например:

На доске записано выражение   -18а.    Задаю краткие вопросы уч-ся, а уч-ся должны быстро отвечать:

-Коэффициент,

-Разбейте на два равных слагаемых,

-разбейте на два неравных слагаемых,

-разбейте на два множителя,

 -Найдите значение выражения  -18а, если:

а=1,0,-2.

3)Зашифрованные примеры

Процесс решения подобных заданий очень увлекателен.

Пример:  Подставьте вместо квадратиков такие числа, чтобы равенства были верными:

Написанный мною перечень приёмов занимательности не претендует на полноту. Но для практических целей их вполне достаточно. Именно использование этих приёмов позволило составить много занимательных заданий для моих уроков и повысить интерес уч-ся к предмету, а также поддерживать активность ребят на протяжении всего урока.

Заключение.

Подводя итог, могу сказать, что работа по данной проблеме помогла не только уч-ся в освоении предмета, но и мне, как учителю.

Я заранее настраиваю себя на поиск необычного и в процессе работы всегда помню об этом. При этом  стремлюсь не столько сделать что-то лучше, сколько сделать это необычно, по-новому.

Разумеется, не всякий необычный момент может быть использован на уроке.

Это всё зависит от подбора уч-ся, индивидуальных особенностей каждого ученика и их способностей.

Я всегда стараюсь анализировать результаты использования необычных подходов, как удачных, так и неудачных. Используя занимательные приёмы, я стремлюсь вырваться из узких рамок методических канонов. Они не дают возможностей для манёвра, жёстко программируют деятельность ученика и учителя, ограничивают свободу в поиске решения проблем и ориентированы преимущественно на исполнительскую деятельность учащегося.

Необычный подход способствует преодолению этих моментов. Разумеется, это не означает отбрасывания канонов. Я стараюсь органично увязать и «фиксированные» задания и «свободные».

Я сделала вывод, намного продуктивнее проходят уроки, если вкраплять занимательный материал в структуру урока, придавать ему дидактические, развивающие и познавательные функции и тем самым уничтожается явная граница между занимательным и учебным материалом.

Приведу некоторые выводы, которые я учитываю при использовании занимательных заданий на уроках математики, которые помогают выработать и развить вычислительные навыки уч-ся.

Использование занимательных приёмов при выработке и развитие вычислительных навыков на уроке математики целесообразно тогда, когда:

-есть опасность непринятия уч-ся какого- либо учебного задания,

-при прохождении сложных тем, или при постановке трудных дидактических задач урока,

-при выработке умений и навыков уч-ся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений,-

-при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию.

 На каждом уроке математики, я стремлюсь создать такую учебную  ситуацию, которая позволила бы   каждому  ребенку проявить себя.  Такую ситуацию  помогает создать занимательные приёмы,  которые способствует  и  развитию познавательной деятельности, и воспитанию нравственных начал. Занимательные приёмы или несколько игровых моментов,  подобранных на  одну  тему, тесно связанных с материалом учебника, дают  большой   результат. У детей фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он  принимает  те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру. На уроках  стараюсь провести игру, игровые упражнения, разучить считалку, отгадать загадку, ребус. Мой девиз – учить играя.  И это не  мешает обучению  детей, а, наоборот,  помогает детям знакомиться с новым для  них  учебным материалом, закреплять изученный материал. Уроки с  использованием приёмов занимательности являются также эффективным средством  при формировании вычислительных  навыков.

 Литература:

   1. Проблемы научного творчества:

         Сборник аналитических обзоров.

        М:ИНИОН 1985г

  1. Беррондо М. Занимательные задачи.

М:Мир 1983г

   3. Методика преподавания математики в средней школе.

        М:Просвещение 1980г

4.Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике.

        М:Просвещение 2000г

5. Математика, Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое              сентября»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Повышение вычислительных навыков на уроках математики"

"Повышение вычислительных навыков на уроках математики"...

Тема опыта: «Развитие устных вычислительных навыков на уроках математики в 5,6 классах».

На каждом уроке  математики преобладает этап устного счета, многие учащиеся не владеют  прочными вычислительными навыками, допускают различные ошибки в вычислениях. Поэтому, выбрав тему, реш...

развитие вычислительных навыков на уроках математики

материал подготовлен исходя из свего опыта работы...

Презентация к докладу по теме Повышение вычислительных навыков на уроках математики

Презентация к докладу по теме Повышение вычислительных навыков на уроках математики...

Дидактическая игра как средство развития математических вычислительных навыков на уроках математики.

В настоящее время массовая педагогическая практика испытывает некоторые затруднения:одна из них -  снижение интереса у обучающихся к математическим вычислениям из-за их однообразия, монотонности ...