Конспект урока по математике в 6 классе на тему: "Умножение и деление обыкновенных дробей"
методическая разработка по математике (6 класс)

Материал содержит конспект урока и презентацию по математике в 6 классе по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей». Это заключительный урок – сказка по теме.

Нестандартный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, это возможность каждому проявить себя в новом качестве, это возможность каждому развить свои творческие способности. Дети, как правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их активности в работе на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umnozhenie_i_delenie_drobey.doc989.5 КБ
Package icon umnozhenie_i_delenie_obyknovennyh_drobey.zip2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-сказка: «Умножение и деление обыкновенных дробей», 6 класс

Тип урока:( нетрадиционная форма урока) урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: смешанный.

Продолжительность: 45 мин.

Время проведения: заключительный урок по темам «Умножение и деление обыкновенных дробей»

Цель - обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей» в  игровой форме.

Задачи обучения – закрепить навыки умножения и  деления обыкновенных дробей.

Задачи развития – развитие логического мышления, навыков устного счета, математической любознательности, познавательного интереса к предмету.

Задачи воспитания – воспитывать культуру математического мышления, честность, взаимопомощь, выполнять  самопроверку  и анализировать свои ошибки.

Здоровьесберегающие - предупредить умственное перенапряжение путем смены видов деятельности;

Оборудование: доска, мел,  раздаточный материал (карточки с заданиями). мультимедийный проектор, экран, презентация


Ход урока

Действия учителя

Действия учащихся

1

Объявление темы и целей урока.

Сегодня на уроке нам предстоит повторить тему «Умножение и деление дробей», а для этого мы отправляемся с вами в сказку.

Учащиеся открывают тетради. Подписывают число, классная работа

Воспроизведение опорных знаний

Повторим теорию, а для этого выполним тест. (По вариантам выполнить тест, поменяться с соседом по парте листами и выполнить взаимопроверку. Если ответ «нет», то сформулировать правильный ответ. За каждый правильный ответ поставить 1 балл. Баллы выставить в оценочный лист)

Выполняют тест, взаимопроверку, выставляют баллы)

2

Актуализация опорных знаний.

Итак, мы в сказке. А к нам пришла телеграмма.

 «SOS! SOS! Я приехал в гости к родственникам, а они спят и никак не проснутся. Мне грустно. Мне плохо. Помогите мне, пожалуйста, отсюда выбраться. Хочу домой к маме!»

  Под телеграммой подписи нет. Кого и откуда нам надо спасать? Давайте выполним задание, может оно нам подскажет

  Задание 1.

Решить примеры и найти среди ответов соответствующую букву.

Л

Е

Н

Ч

А

  6

4

7

2


К

В

О

И

М

2/3

12

1

4/7

0

1) 16*5/8*2/5

2) 14:7/9*1/3

3) 7/2*2*1/7

4) ¾:3/8

5) 3 1/3*0,2

6) 3/8*1 3/5:12/25

         

Учащиеся решают в тетрадях примеры. По ответам в таблице получают слово «Елочка»

3

Обобщение и систематизация знаний

Елочка! Теперь ясно: идем в лес. А в лесу нам встречается Баба Яга! Помогите нам! Мы получили странную телеграмму: идти туда не знаю куда, спасать того, не знаю кого!

Баба Яга: Я знаю и дорогу вам укажу! Но сначала решите пример.

Задание 2      (5/12 + 3/8)* 12/19

Яга: Молодцы! А это вам мой подарок – разноцветные шары на елке. Берите! Решайте!

Задание 3.

На елке развешаны «шары». Сторона, обращенная к учащимся, цветная, а на другой стороне – задание.

  • 27*6/7*7/6
  • 2:1/2
  • 4/5:2/15
  • 3*2 2/3
  • 2/3*1 ½
  • 2,3*4/5*5/2
  • 2/5*5/8*8/11*11/14
  • 3/7*5/9*7/3*9/5

Баба Яга: Молодцы ребята! Вам надо идти по тропинке, вдоль которой растут березы и елки. Сколько берез и елок вы узнаете, решив примеры.

Задание 4.

1) 2*3 ½ + 2*6 ½                       (берез)

2) 6*(10 – 5/6)                            (елок)

Идти вам надо по тропинке. А сколько метров – решите пример.

Задание 5.

3/4х – 1/3х + 1/6х ,если х = 1200                

Баба Яга: Правильно! Пойдете по тропинке, она упрется в большой камень. От камня идут три дороги. Надо выбрать самую короткую из них. Она приведет вас к дому, где живет моя дочка Акулина. Она делает уроки. Помогите ей, и она укажет вам дальнейший путь. Когда пойдете по дороге, чтобы не скучно было, решите задачу про меня и Кощея

Задание 6.

Кощею 150 лет, а мне в 1 ½ раза меньше, чем Кощею. Сколько лет нам вместе?

Спасибо вам! Стоп ребята! Камень. Развилка. Три указателя на дороге.

Задание 7

Решить три задачи. Найти наименьший ответ.

1) Если бы по этой дороге вышли одновременно навстречу друг другу два зверька, то они встретились бы через 2 часа. Скорость одного из них 4 км/ч, что составляет 2/3 от скорости первого. Найти длину дороги

2) Если бы медведь и медведица пошли по малину из одного пункта одновременно в разные стороны, то через 3 часа они прошли бы весь путь. Скорость медведя 5 км/ч, а скорость медведицы составляет 80% от скорости медведя. Найти длину дороги.                                                                        

3) Заяц и Волк дружат. Если бы они побежали одновременно из разных пунктов в одном направлении, то Заяц догнал бы Волка через 2 часа. Скорость Зайца 25 км/ч, а Волка – составляет 0,88 от скорости Зайца. Какое расстояние было между пунктами?

По какой дороге идти?

А вот и дом дочки Бабы Яги – Акулины Она сейчас делает домашнее задание. А калькулятор барахлит: делает ошибки. Поможем Акулине.

Задание 8

Найди ошибки в  примерах.

  1. 3/8*2  = 6/16
  2. 6:2/3=4
  3. 2 1/14*7 = 2 7/14 = 2 ½
  4. (4/5 – 1/3)*15 = 4/5*15 – 1/3 = 12 – 1/3 = 11 2/3

5   4/9:1/9 = 1/4

Учитель: Мы помогли Акулине. А она поможет нам. Зверь, которого мы ищем, живет сейчас где – то рядом.

А пока давайте отгадаем, как зверя зовут. Запишем в клетки 2 слова.( картинка с мордочкой медведя)

1) Действие, при котором есть такие компоненты: множители, произведение

2) Прямоугольник, у которого все стороны равны.

Зверя зовут Умка! Молодцы! Теперь вам понятно, какие родственники у Умки сейчас спят? А Умку на вертолете отправим к маме на Северный полюс. Спасибо вам1

Сказка кончается! Книжка закрывается!

Один ученик решает пример у доски, остальные – в тетрадях.

Ученики по очереди выходят к доске, выбирают шарик-задание и устно отвечают.

Самостоятельное решение с последующей проверкой

Один ученик решает пример у доски и получает ответ (700 метров)

остальные – в тетрадях.

Учащиеся устно решают задачу и первый решивший называет ответ

250 лет

К доске по очереди выходят три ученика и решают задачи. Ответы

учащихся:

 20 км

27 км

6 км

Учащиеся выбирают из полученных ответов наименьшее число.

6 км

Учащиеся по очереди выходят к доске и исправляют решения примеров.

Учащиеся отгадывают слова в кроссворде:

Умножение

Квадрат

4

Рефлексия

и подведение итогов

Подведем итог урока. Ответьте на вопросы.

Я хотела бы поблагодарить всех за урок и поставить оценки.

Вопросы:

Кто вас удивил на уроке?

Что вам больше всего понравилось на уроке?

Тест         ФИ__________________________________________

Вариант 1

1) Число,  записанное над чертой дроби, называется числителем.

                                       Да                Нет

2) Чтобы найти дробь от числа, надо число разделить на дробь

                                       Да                 Нет

3) Правильная дробь - это дробь, у которой числитель меньше знаменателя

                                        Да                Нет

4) Смешанные числа превращаются в неправильные дроби, а затем числитель умножается на знаменатель, а знаменатель на числитель

                                         Да               Нет

Тест       ФИ______________________________________________

Вариант 2

1) Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше

                                        Да                     Нет

2) Чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить их числители и знаменатели

                                          Да                    Нет

3) Чтобы умножить две дроби, надо умножить их числители и знаменатели.

                                          Да                     Нет

4) Чтобы выполнить деление обыкновенных дробей, нужно делимое умножить на дробь обратную делителю.

                                          Да                      Нет        

Тест       ФИ________________________________________________

Вариант 1

1) Число,  записанное над чертой дроби, называется числителем.

                                       Да                Нет

2) Чтобы найти дробь от числа, надо число разделить на дробь

                                       Да                 Нет

3) Правильная дробь - это дробь, у которой числитель меньше знаменателя

                                        Да                Нет

4) Смешанные числа превращаются в неправильные дроби, а затем числитель умножается на знаменатель, а знаменатель на числитель

                                         Да               Нет

Тест          ФИ________________________________________________

Вариант 2

1) Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше

                                        Да                     Нет

2) Чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить их числители и знаменатели

                                          Да                    Нет

3) Чтобы умножить две дроби, надо умножить их числители и знаменатели.

                                          Да                     Нет

4) Чтобы выполнить деление обыкновенных дробей, нужно делимое умножить на дробь обратную делителю.

                                          Да                      Нет        

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0571/0005e558-21da62bc/img18.jpg

Задание 7

Решить три задачи. Найти наименьший ответ.

1) Если бы по этой дороге вышли одновременно навстречу друг другу два зверька, то они встретились бы через 2 часа. Скорость одного из них 4 км/ч, что составляет 2/3 от скорости первого. Найти длину дороги

2) Если бы медведь и медведица пошли по малину из одного пункта одновременно в разные стороны, то через 3 часа они прошли бы весь путь. Скорость медведя 5 км/ч, а скорость медведицы составляет 80% от скорости медведя. Найти длину дороги.

                                                                     

3) Заяц и Волк дружат. Если бы они побежали одновременно из разных пунктов в одном направлении, то Заяц догнал бы Волка через 2 часа. Скорость Зайца 25 км/ч, а Волка – составляет 0,88 от скорости Зайца. Какое расстояние было между пунктами?



Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным". Б. Паскаль

Слайд 3

«Умножение и деление обыкновенных дробей» Урок-сказка по теме

Слайд 4

Число, записанное над чертой дроби, называется числителем . 2) Чтобы найти дробь от числа, надо число разделить на дробь . 3) Правильная дробь - это дробь, у которой числитель меньше знаменателя . 4) Смешанные числа превращаются в неправильные дроби, а затем числитель умножается на знаменатель, а знаменатель на числитель ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ

Слайд 5

5 ) Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше. 6) Чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить их числители и знаменатели. 7) Чтобы умножить две дроби, надо умножить их числители и знаменатели. 8) Чтобы выполнить деление обыкновенных дробей, нужно делимое умножить на дробь обратную делителю. ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ

Слайд 8

Л Е Н Ч К 6 4 7 2 1 1/4 К В О И М 2/3 12 1 4/7 0 Решить примеры и найти среди ответов соответствующую букву. 1) 16 * * = 5 8 2 5 2) 14 : * = 7 9 1 3 3) * 2 * = 7 7 1 2 4) : = 3 3 8 4 5) 3 * 0,2 = 3 1 6) * 1 : = 3 3 8 5 5 1 2 2 4 6 1 2 2/3 1 1/4

Слайд 9

( + ) * = 5 3 12 12 8 19 1 2 Я знаю, и дорогу вам укажу! Но сначала решите пример. Молодцы! А это вам мой подарок – разноцветные шары на елке. Берите! Решайте!

Слайд 10

27 1 1 8 1/7 6 4,6 4

Слайд 11

20 ( берез ) ( елок ) 2 * 3 + 2 * 6 = 6 * (10 - ) = 1 2 5 6 55 Молодцы, ребята! Вам надо идти по тропинке, вдоль которой растут березы и елки.А сколько берез и елок вы узнаете, решив примеры.

Слайд 12

700 метров Когда пойдете по дороге, чтобы не скучно было, решите задачу про меня и Кощея Бессмертного. х - х + х = 3 1 1 4 3 6 Если х = 1200 Идти вам надо по тропинке. А сколько метров – решите пример. Правильно! Идите по тропинке, она упрется в большой камень. От камня идут три дороги. Надо выбрать самую короткую из них. Она приведет вас к дому, где живет моя дочка Акулина. Она делает уроки. Помогите ей, и она укажет вам дальнейший путь.

Слайд 13

Кощею 150 лет, а Бабе Яге в 1 раза меньше, чем Кощею. Сколько лет им вместе? 250 лет 1 2

Слайд 15

Названия дробей в Древнем Риме «Асс» - основная единицей измерения массы, а также денежная единица в Древнем Риме. Асс делился на двенадцать частей – унций . семис триенс бес секстанс скрупулус

Слайд 16

Древняя Русь Историческая справка. В русских рукописных арифметиках XVII века дроби называли долями, позднее «ломаными числами». На Руси применялись «треть» и «половина». Другие дроби получали из них с помощью деления пополам. Например, вместо того, чтобы сказать «одна двенадцатая», говорили «пол-пол-трети». На Руси долгое время применяли следующие названия для дробных чисел: 1/2 - половина, полтина 1/3 – треть 1/4 – четь 1/6 – полтреть 1/8 - полчеть 1/12 – полполтреть 1/16 - полполчеть 1/24 – полполполтреть (малая треть) 1/32 – полполполчеть (малая четь) 1/5 – пятина 1/7 - седьмина 1/10 - десятина

Слайд 17

3 1 2

Слайд 18

Найди ошибки в примерах. 1) * 2 = 3 8 6 16 2) 6 : = 4 2 3 3) 2 * 7 = 2 = 2 1 7 1 14 14 2 4)( - )*15= * 15 - = = 12 - =11 1 3 1 3 1 2 3 3 5) : = 1 1 9 9 4

Слайд 19

Е И Н Е Ж О Н М У К В А Д Р А Т Умка!

Слайд 21

Домашнее задание: Составить кроссворд с терминами по теме «Дроби» Исторический материал (с.116)

Слайд 22

«Пирамида успеха» Я доволен своей работой на уроке. На уроке я работал неплохо, но надо еще поработать над правилами. На уроке мне было трудно. Надо доучить правила и больше решать заданий.

Слайд 23

? 1 2 4 = от 2 3 2 ? 2 часа Если бы по этой дороге вышли одновременно навстречу друг другу два зверька, то они встретились бы через 2 часа. Скорость одного из них 4 км/ч, что составляет от скорости другого. Найти длину дороги. 20 км 2 3

Слайд 24

? 25 0,88 от 1 1 2 2 часа 2)Заяц и волк дружат. Если бы они побежали одновременно из разных пунктов в одном направлении, то Заяц догнал бы Волка через 2 часа. Скорость Зайца 25 км/ч, а Волка – состав- ляет 0,88 от скорости Зайца. Какое расстояние было между пунктами? 6 км

Слайд 25

? 3 часа 5 80 % от 1 1 2 3)Если бы медведь и медведица пошли по малину из одного пункта одновременно в разные стороны, то через 3 часа они прошли бы весь путь. Скорость медведя 5 км/ч, а скорость медведицы составляет 80 % от скорости медведя. Найти длину дороги. 27 км

Слайд 26

http://pedsovet.su/load/297-1-0-13229 Источник содержания слайда №6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по математике 5 класс по теме: «Умножение натуральных чисел и его свойства»

выработка умений рассуждать, четко формулировать правила, приводить примеры, применять свои знания и умения на практике, самостоятельно оценивать свои знания;- организовать внимание, т. е. так организ...

Модульная технология: разработка урока по математике 6 класс по теме "Умножение обыкновенных дробей".

Урок  по математике в 6 классе по теме "Умножение обыкновенных дробей"  (УМК по математике Виленкин) разработан с применением элементов модульной технологии. Данный урок представлен в виде п...

Презентация урока по математике 6 класс по теме "Умножение обыкновенных дробей" (УМК Н.Я.Виленкин)

Презентация урока по математике в 6 классе по теме "Умножение обыкновенных дробей" ( УМК Н.Я.Виленкин). Данный урок разработан с применением модульной технологии....

Презентация урока по математике 5 класс по теме "Умножение и деление натуральнывх чисел" (УМК Н.Я.Виленкин)

Данный урок систематизирует и обобщает знания, умения и навыки обучающихся по теме "Умножение и деление натуральных чисел". На уроке использована проектная деятельность и  тестовая технология....

открытый урок по математике 6 класс по теме: "Умножение дробей"

План-конспект урока..Презентация...Самоанализ урока....

План-конспект урока алгебры в 7 классе на тему: "Умножение и деление степеней"

Урок объяснения нового материала на тему: "Умножение и деление степеней"...