урок по теме "Деление дробей" 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Урок и презентация по теме "Деление дробей" для учащихся 5 классов, занимающихся по учебникам "Математика-5" автор Л.Г.Петерсон. урок открытия новых знаний. Во время урока выводится алгоритм  деления дробей, формируются способности к его выполнению, повторяются определение действия деления, взаимосвязь между умножением и делением, тренируются способность к сокращению дробей, анализу и решению текстовых задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_drobey.pptx386.96 КБ
Файл otkrytyy_urok.docx66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деление дробей урок математики в 5 классе Учитель Грязнова Е.В. февраль 2016

Слайд 4

Сравните числа. Что интересного вы заметили?

Слайд 5

Числа взаимно обратные, если их произведение равно 1 . a и b взаимно обратные числа  a  b = 1 .

Слайд 6

Назовите числа, обратные данным 2 n или 3

Слайд 7

Найдите значение переменной в уравнении : а) ; б ) ; , т.к. = 1. т.к. = 1.

Слайд 8

Найди неизвестное 1) S = ? кв.м м м 2) S = 21 кв.см ? см 3 см 3) S = кв.дм ? дм дм S = = ( кв. м) b = 21 : 3 = 7 ( кв.см ) а = : = ?

Слайд 9

Решите задачу : Площадка для кроликов имеет форму прямоугольника, площадью м 2 . Сколько метров сетки понадобится, чтобы огородить эту площадку, если её длина ?

Слайд 10

S = кв.м . ?м м Р = ? м

Слайд 11

Домашнее задание п.3.2.4., алгоритм №№ 419; 380(2); 430(б , в, г ).

Слайд 12

  

Слайд 13

Спасибо за урок !

Слайд 14

Интернет-ресурсы: Школьный клипарт http://s3.pic4you.ru/allimage/y2013/10-24/12216/3925122.png Линейки http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/08-20/12216/2356205.png Лист в клеточку http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/08-20/12216/2356208.png Скрепка http://img-fotki.yandex.ru/get/6610/134091466.1c/0_8f975_cc74afe5_S Циркуль http://img-fotki.yandex.ru/get/6521/108950446.113/0_cd1e6_7c1b8dea_S



Предварительный просмотр:

Урок

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Деление дробей»

Основные цели:

1) вывести алгоритм деления дробей и сформировать способность к его выполнению;

2) повторить и закрепить определение действия деления, взаимосвязь между умножением и делением, тренировать способность к сокращению дробей, анализу и решению текстовых задач.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности

Цель этапа: 1) включить учащихся в учебную деятельность;

2) определить содержательные рамки урока: продолжаем работать над действиями с обыкновенными дробями.

Организация учебного процесса на этапе 1

     – Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть.

Какие действия с обыкновенными дробями мы научились выполнять? (Сравнивать, складывать, вычитать, умножать обыкновенные дроби и смешанные числа.)

– Как вы считаете, какой следующий наш шаг в изучении темы: «Арифметика дробей»? (Мы должны научиться делить обыкновенные дроби и смешанные числа.)

– Вспомните, по какому плану мы изучали тему умножение дробей и попробуйте составить план изучения темы деление дробей. (Алгоритм деления дробей, деление дроби на натуральное число, деление смешанных чисел, свойства деления дробей.)

– Молодцы! Для успешной работы выполним следующие задания.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель этапа: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение дробей, умножение дробей;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;

4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: найти частное дробей.

Организация учебного процесса на этапе 2:

  1. – Сравните  дроби левого и правого столбика. (Слева записаны сократимые дроби, справа - несократимые). Найдите  в правом столбике дроби равные дробям левого столбика.

      – Какое действие для этого вам необходимо выполнить?

                         

2.  – Вспомните, пожалуйста,  алгоритм  умножения дробей. (алгоритм вывешивается на доску)

3. – Сравните числа. Что интересного вы заметили?

 ( ;……. дроби обратные друг другу.)

– Найдите произведение чисел каждой пары. Что вы замечаете? (Произведение равно 1.)

– Как бы вы назвали такие числа? (Варианты детей.)

– В математике их называют обратными друг другу, или взаимно обратными. Попробуйте сформулировать определение взаимно обратных чисел. (Числа взаимно обратные, если их произведение равно 1.)

Запишем в тетради  на математическом языке определение взаимно обратных чисел.

(a и b взаимно обратные числа ⇔ a ⋅ b = 1.) (определение вывешивается на доску)

– Назовите числа, обратные данным , , , 2, , n. (.)

– В каких еще случаях вы используете термин взаимно обратные? (Взаимно обратные операции, арифметические действия, текстовые задачи.)

– Назовите взаимно обратные арифметические действия. (Сложение и вычитание, умножение и деление.)

4. – Найдите значение переменной в уравнении:      а)  ;    б)

4. Индивидуальное задание.

Найдите неизвестное, необходимые вычисления, выполнив в тетрадях, время 1 минута.

 

    S = ?            м                        S = 21 см2                        ?см                                  S =  дм2                      ?дм

м        

                                                       3см                                                                    

3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности

Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: возможность найти площадь и сторону прямоугольника в первых двух случаях и не возможность  при нахождении частного в третьем случае.

2) согласовать цель и тему урока: вывести правило деления дробей, научиться делить дроби, тема урока: «деление дробей».

Организация учебного процесса на этапе 3:

Что вам необходимо было сделать? (Найти неизвестное).

– Кто справился с заданием полностью?

– Кто решил две задачи?

– Что у вас получилось? (Учащиеся называют свои результаты)?

– В чём возникло затруднение? (В двух первых случаях, мы нашли неизвестное, в третьем нет, т. к. для решения этой задачи надо было выполнить деление дробей, а мы этого делать не умеем)

– Какую цель мы поставим перед собой? (Научиться выполнять деление дробей.) научиться

– А что для этого необходимо? (Вывести алгоритм.) узнать

– Сформулируйте тему урока. (Деление дробей.)

– Запишите тему в тетрадь.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

Организация учебного процесса на этапе 4:

– Вспомните, что значит разделить число a  на число b. (Разделить число a  на число b, это значит найти такое число с, которое при умножении на число  b, дает число а.

 (a : b = c                c · b = a) (определение вывешивается на доску).

– Что мы должны были выполнить

,

т.е. по определению делимости мы можем записать:

x             х 

– На, что надо умножить обе части уравнения, чтобы слева остался только x? (Можно использовать определение взаимно обратных чисел, т.е. умножить на )

– Запишите, что получится. ((x )  =  .)

– Каким свойством можно воспользоваться в левой части уравнения? (Сочетательным свойством умножения.)

– Что получиться? (x =  .)

– Что записано в правой части равенства? (Результат частного   ).

Значит  =  

– Что интересного вы замечаете? (В правой части частное дробей, а слева произведения делимого и дроби обратной делителю.)

– Как одну дробь разделить на другую? (Разделить дроби – это значит умножить делимое на число обратное делителю.)

– Запишем, вывод на математическом языке. ( :  =  .)

– Сформулируйте правило деления дробей.

– Откройте учебник, стр. 73 и прочтите определение.

– Закончим деление ( =   =)

– Что необходимо уметь делать, чтобы найти частное дробей? (Уметь находить числа, обратные данному числу, уметь умножать дроби.)

– Постройте алгоритм деления дробей, для этого воспользуйтесь тем что лежит у вас на столах.

Алгоритм деления дробей.

  1. Деление заменить умножением.
  2. Делитель заменить числом, обратным.
  3. Выполнить умножение по известному алгоритму. (алгоритм вывесить на доску и в знаковой форме)

( .)

5. Первичное закрепление во внешней речи

Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 5:

 362 (д, е) – у доски с проговариванием правила или алгоритма деления дробей.

д)  =

1. Деление заменить умножением;

2. Заменить делитель числом обратным:                =

3. Выполняем умножение по известному алгоритму:

 = .

Аналогично проговариваем остальные примеры.

е) .

 362 (в, г) – в парах с проверкой по образцу.

в) ;                

г)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Организация учебного процесса на этапе 6:

 362 (а, б) – самостоятельно с проверкой по эталону

а) ;

б) .

После проверки по эталону анализируются и исправляются ошибки.

7. Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа: 1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: деление при решении задач;

2) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: сокращение дробей, решение текстовых задач.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Решите задачу:

Площадка для кроликов имеет форму прямоугольника,  площадью  м2. Сколько метров сетки понадобится, чтобы огородить эту площадку, если её  длина ?

8. Рефлексия деятельности на уроке

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм деления дробей;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 8:

Какое новое правило, мы вывели сегодня? (Правило деления дробей).

С каким правилом тесно связано правило деление дробей? (С правилом умножения дробей.)

Что необходимо ещё знать, чтобы правильно выполнить деление? (Определение взаимно обратных чисел.)

Проанализируйте свою деятельность на уроке и дайте своей работе оценку.

Домашнее задание

п.3.2.4.; №№ 419; 380(2); 430(б,в,г).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....