"Путешествие в страну занимательной математики"
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Маркова Татьяна Валерьевна

Рабочая программа учебного курса для 5 класса в рамках внеурочной деятельности "Путешествие в страну занимательной математики" (углубленное изучение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_vneurochnaya.docx60.07 КБ

Предварительный просмотр:

 Администрация города Дубны Московской области

Управление народного образования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ,

ЛИЦЕЙ № 6 ИМЕНИ АКАДЕМИКА Г.Н. ФЛЁРОВА (ЛИЦЕЙ №6)

141986 г. Дубна, Московская область, ул. Понтекорво,16, тел/факс: 3-02-91, е-mail: school6@dubna.ru

«УТВЕРЖДАЮ»                        

Директор лицея                        

_______________ Н.Г. Кренделева

Приказ от 30.08.2018 № 1.159

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по математике для 5ЛА класса

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ

внеурочная деятельность

углубленное изучение

   Учитель высшей категории

Марковой Т.В.

2018 – 2019 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности  для 5 ЛА  класса разработана на основе основной образовательной программы лицея №6 и авторской программы Т.Н.Канашевич “Математика. Путешествие в страну Занимательной математики” (2-е издание – Минск, “АВЕРСЭВ” 2012 год).

Предлагаемые занятия ориентированы на многогранное рассмотрение содержания математики 5 класса по всем содержательным линиям программы. Занятия могут посещать все учащиеся класса с любым уровнем подготовки.

Целью занятий данного курса «Путешествие в страну Занимательной математики» является повышение уровня математического развития учащихся. Достигается данная цель решением следующих задач:

•        развивать у учащихся способность решать определенную задачу несколькими способами и находить среди них наиболее простые и оригинальные (гибкость мышления);

•        развивать у учащихся способность вести грамотные рассуждения (логика рассуждений);

  • развивать у учащихся способность вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через абстрагирование от остальных, несущественных (степень абстрагирования);
  • развивать учащихся способность к динамичному отражению различных математических объектов в необходимых сочетаниях и связях (пространственное воображение);
  • развивать у учащихся способность видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке, чувстве, почти внезапном (математическая интуиция);
  • развивать у учащихся исследовательские умения, познавательную и творческую активность;
  • формировать устойчивый интерес учащихся к предмету «Математика» посредством решения нестандартных и занимательных задач.

В соответствии с учебным планом школы на 2018 - 2019 учебный год рабочая программа рассчитана на 17 часов в год (0.5 часа в неделю).

При отборе и построении содержания программы курса внеурочной деятельности в основу положены следующие дидактические принципы:

  • научности, согласно которому представленный в программе факультативных занятий материал должен соответствовать современным научным представлениям, в процессе обучения учащиеся должны познакомиться с некоторыми методами и приемами научно-исследовательской работы (наблюдение, описание, эксперимент и т. д.), педагог, опираясь на личный опыт учащихся, переводит его на более высокий уровень;
  • преемственности и перспективности, согласно которому обучение строится с использованием предыдущих знаний и умений учащихся с учетом перспективы (подготавливая их к восприятию более сложного материала), а также обеспечивается взаимосвязь каждого компонента педагогической системы в содержательном, организационном и деятельностном аспектах;

        практической направленности, который ориентирует на подготовку учащихся к применению полученных знаний и умений в реальной жизни;

        творческого обучения, который предполагает включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, формирование творческих качеств личности;

психологической комфортности, в соответствии с которым необходимо учитывать интересы, потребности, задатки и способности, создавая комфортные условия для каждого учащегося.

Методологическую основу организации дополнительных образовательных услуг «Путешествие в страну Занимательной математики» обеспечивает личностно-деятельностный подход, который признает центром внимания личность учащегося с его интересами, способностями, потребностями. С точки зрения этого подхода ученик рассматривается как субъект деятельности, что предполагает сотрудничество и взаимодействие обучающего и обучаемого, создание и поддержание положительной мотивации к процессу получения новых знаний и саморазвития. В процессе обучения предполагается учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Формы и методы проведения занятий

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий

Рекомендуется проведение занятий в игровой форме. Изложение материала необходимо сочетать с выполнением практических заданий. Целесообразно привлекать учащихся не только к решению разнообразных задач, головоломок и т. п., но и к подготовке информационных сообщений, вопросов и заданий.

На дополнительных занятиях могут быть использованы разнообразные формы работы: конкурс (турнир) знатоков; КВН; олимпиада; игра; викторина и др.

Учащиеся должны работать как в группах, так и индивидуально. На занятиях создаются условия для выдвижения учащимися различных гипотез, их проверки, представления собственных достижений.

Содержание программы дополнительных образовательных услуг представлено шестью разделами:

  • Город Загадочных чисел;
  • Город Обыкновенных и необычных задач;
  • Город Логических рассуждений;
  • Город Геометрических превращений;
  • Город Закономерностей;
  • Город Магической математики.

Ожидаемые результаты

К концу обучения учащиеся 5 класса могут:

  • использовать различные способы записи чисел;
  • решать определенную задачу несколькими .способами и находить среди них наиболее простые, эстетически привлекательные и оригинальные;
  • решать нестандартные и занимательные задачи;
  • использовать рациональные приемы вычислений;
  • вести грамотные рассуждения;
  • не оперируя реальными объектами, с помощью воображения проводить необходимые действия с геометрическими объектами;
  • вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через абстрагирование от остальных, несущественных, составлять закономерности;
  • видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке;
  • расшифровывать и выполнять знакомые математические фокусы;
  • разрабатывать выигрышные стратегии при игре в шашки и в домино;
  • планировать свои действия и прогнозировать их результат;
  • применять полученные знания в реальной жизни.

В Примерной программе для основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта определены требования к результатам освоения образовательной программы по математике.

Личностными результатами обучения математике в основной школе являются:

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

3) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

4) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

Метапредметными результатами обучения математике в основной школе являются:

1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

4) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

5) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

6) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

7) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Общими предметными результатами обучения математике в основной школе являются:

1) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

2) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;

3) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

4) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера..

Содержание программы

5 класс (17 ч)

Город Загадочных чисел

Знакомство с недесятичными системами счисления. Запись числа разными способами. Восстановление чисел и их записи. Нахождение в записи числа неизвестных цифр, замененных буквами. Разгадывание математических кроссвордов. Игры с числами.

Город Обыкновенных и необычных задач

' Решение задач на переливание жидкости. Решение задач на уравнивание данных. Решение задач, связанных с промежутками. Решение задач на планирование действий. Решение задач, связанных с величинами. Решение арифметических текстовых задач разными способами. Оригинальные способы решения арифметических задач. Решение комбинаторных задач.

Город Логических рассуждений

Решение логических задач с помощью рассуждений. Решение логических задач с помощью составления таблиц. Задачи, решаемые с конца. Решение арифметических задач с недостающими данными. Приемы рациональных вычислений. Решение задач с помощью графов.

Город Геометрических превращений

Построение и конструирование геометрических фигур. Развертки. Решение задач наделение и разрезание геометрических фигур. Заполнение площади геометрической фигуры геометрическими фигурами меньшей площади. Геометрические иллюзии.

Город Закономерностей

Составление закономерностей. Магические квадраты. Орнаменты.

Город Магической математики

Игры с шашками. Игры с домино. Выигрышные ситуации. Предсказания. Математические фокусы.

Рекомендуемая литература

  1.  Акимова, С: Занимательная математика / С. Акимова. — СПб. Тригон, 1997. -608 с.
  2.  Аксенова, Е. Н. Развитие логического мышления школьников. Занимательные задачи в русских сказках: кн. для учителей и родителей / Е. Н. Аксенова. - М.: Гуманитар, изд. центр «ВЛАДОС», 2006. — 124 с.
  3.  Большая книга головоломок / Д. А. Гусев, М. Гарднер, Л. Кинг [и др.]. — М.: ACT; Астрель, 2008. — 478 с.
  4. Занимательная математика на уроках и во внеклассных мероприятиях. 5—8 классы / авт.-сост. Ю. В. Щербакова. — М.: Глобус, 2008. — 174 с.
  5.  Кандауров, И. Н. Решаем задачи по математике / И. Н. Кандауров. — СПб.: Изд. дом «Литера», 2008. — 64 с.
  6.  Лонг, Л. Загадочная геометрия / Л. Лонг; пер. с англ. Т. И. Попова. — Минск: ООО «Попурри», 2006. — 128 с.
  7.  Лонг, Л. Удивительное деление / Л. Лонг; пер. с англ. Т. И. Попова. — Минск: ООО «Попурри», 2006. — 128 с.
  8.  Непрерывные олимпиады по математике. 5—6 классы / сост. А. М. Лукашенок. — Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2009. — 49 с.
  9.   Перельман, Я. И. Вторая сотня головоломок / Я. И. Перельман. — М.: ACT: Астрель : Хранитель, 2007. - 158 с.
  10.   Перельман, Я. И. Занимательная арифметика / Я. И. Перельман. — М.: Триада-Литера, 1994. - 167с.
  11.   Перелъман, Я. И. Живая математика / Я. И Перельман. — М. : Изд-во Русанова, 1994. — 206 с.
  12.   Фарков, А. В. Математические кружки в школе. 5—8 классы / А. В. Фарков. — 4-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 144 с.

Примерное тематическое планирование учебного материала (34ч)

занятия

Месяц

Неделя

Название занятия

Тема занятия

Дата план

Дата факт

                        Город Загадочных чисел

1

Сентябрь

I

Улица Счислительная

Знакомимся с недесятичными системами счисления

2

III

Улица Восстановительная

Восстановление чисел и их записи

3

Октябрь

I

Улица Игристая

Решение математических кроссвордов. Игры с числами

Город Обыкновенных и необычных задач

4

II

Улица Переливчатая

Решение задач на взвешивание и переливание жидкости

5

Ноябрь

II

Улица Плановая

Решение задач на планирование действий

6

III

Улица Комбинаторная

Решение комбинаторных задач

                        Город Логических рассуждений

7

Декабрь

I

Переулок Необычный

Решение задач оригинальным способом

8

III

Проезд Перевертышей

Решение задач с конца

9

Январь

II

Улица Составительная

Решение логических задач с помощью составления таблиц

10

IV

Улица Графовая

Решение задач с помощью графов

11

Февраль

I

Улица Конструкторная

Построение и конструирование геометрических фигур и тел

Город Геометрических превращений

12

III

Улица Иллюзорная

Геометрические иллюзии

13

Март

I

Улица Делительная

Решение задач на деление и разрезание геометрических фигур

14

II

Площадь Фигурная

Заполнение площади геометрической фигуры геометрическими фигурами меньшей площади

Город Закономерностей

15

Апрель

I

Улица Магических квадратов

Решение и составление магических квадратов

Город Магической математики

16

III

Играем с шашками, Играем с домино

17

Май

I

Улица Фокусная

Математические фокусы

IV

Своя игра

Игра «Мозговой штурм»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну "Занимательной грамматики"

обобщение по изученным ранее буквам, умение делать звукобуквенный анализ слов....

Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе Игра-путешествие по стране "Занимательная биология".

Среди учащихся сформировались две команды. Ребята отправляются в путешествие по стране "Занимательная биология". Они останавливаются на разных станциях и участвуют в  конкурсах. Та команда, котор...

Математическая игра "В стране занимательной математики" 5 класс

Математическая игра "В стране занимательной математики"...

Морское путешествие по стране Занимательная грамматика.

Морское путешествие по стране Занимательная грамматика....

Путешествие в страну занимательной математики

Развитие интереса к математике, развитие  памяти, внимания и мышления детей....

Внеклассное мероприятие Игра-путешествие по стране «Занимательная биология»

Цель: расширить кругозор знаний учащихся по ботанике и экологии.Задачи:- развивать умение логически мыслить, находить верное реше­ние при коллективном обсуждении, высказывать свое мнение и слушать...