Духовно-нравственное воспитание на уроках математики
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Смирнова Татьяна Григорьевна

Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна не столько благодаря её содержанию, сколько за счет использования связанного с этим содержанием обширного материала, который расширяет жизненный опыт, формирует мировоззрение и убеждения обучающихся; через структуру урока; организацию общения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon wospitanie_matematika.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Т.Г.Смирнова

Духовно-нравственное воспитание на уроках математики

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России сказано, что «общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире», а духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности.

Д.И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». Учитель, встречаясь учеником, готовит из него не математика, а прежде всего всесторонне развитую личность. Обучение математике призвано содействовать выработке представлений о предмете математики, ее сущности и специфике её метода, расширению и обогащению жизненного опыта человека. Задачи духовно-нравственного воспитания сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний.

Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна не столько благодаря её содержанию, сколько за счет использования связанного с этим содержанием обширного материала, который расширяет жизненный опыт, формирует мировоззрение и убеждения обучающихся; через структуру урока; организацию общения.

Одним из эффективных средств воспитания обучающихся является решение математических задач. Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение является одним из звеньев в системе воспитания Хорошо подобранные и правильно методически расположенные задачи помогают ученику усвоить теоретический материал, делают курс математически более интересным, вызывают потребность в новых знаниях и умении самостоятельно их приобретать.

Одной из главных задач школы является умение доступно, опираясь на различные источники информации, раскрыть обучающимся возникшие перед человеческим обществом проблемы, возможные пути их решения. Важное место в воспитательной работе занимает формирование у школьников ответственного отношения к природе, к окружающему миру, к себе как составной части природы. Экологически целесообразное поведение, потребность в здоровом образе жизни - показатели духовного развития личности школьника. Каковы возможности математики в этом? Использование интересных данных о живой и неживой природе, о том, как деятельность человека влияет на окружающую среду, позволяет расширять представление детей об окружающем мире, показывать необходимость заботливого отношения человека к окружающей среде. Приведем примеры заданий, которые можно использовать в практике.

1) Диктант. Запиши цифрами числа, содержащиеся в тексте. «Известно, что жители крупного муравейника, насчитывающего порой 7 миллионов насекомых, ежедневно поедают около 1500 грамм вредителей леса и их личинок. Средний по размерам муравейник за сутки уничтожает более 250 тысяч врагов зелени». Почему нельзя разорять муравейники?

2) В каждой тонне хлопка-сырца содержится 46 кг азота, 16 кг фосфора, 48 кг калия. Сколько веществ было взято растениями из почвы, если урожай хлопка-сырца составил 4 тонны? Беседа о питании растений, о сохранении почвы.

3) Сегодня в мире около 522 млн. легковых автомобилей. Ежегодно автомобиль в среднем рассеивает в воздухе около 10 кг резины, расходует 4350 кг кислорода и загрязняет воздух, выбрасывая 3250 кг углекислого газа. Посчитайте, сколько всего за год рассеивается резины, забирается кислорода из воздуха и выбрасывается углекислого газа.

4) Липа мелколистная живет в лесу 400 лет, а в городских условиях – лишь 3/8 этого срока. Сколько лет живет липа в городе? (Причины: загрязнение воздуха, гарь, пыль, выхлопные газы, у сосен в городе сучья на вершине отмирают).

5) Из топки котла тепловой электростанции через трубу в воздух выбрасывается в виде пыли 5% топлива, что составляет 4 тонны в час. Сколько топлива сжигается в топке котла за сутки?

6) Для выяснения влияния дождевых червей на растения в двух сосудах был посеян ячмень. В сосуде без червей длина растений оказалась 62,9 см и масса зерен 7,25 г, в сосуде с червями длина 70, 2 см и масса 8, 7 г. На сколько увеличилась высота растений и масса зерен под влиянием дождевых червей? Почему?

На математике учащиеся охотно решают задачи такого содержания. Учителю важно в ходе урока обратить внимание учеников на причины того, о чем говорится в задаче, какие последствия может иметь деятельность человека и как можно уменьшить вред, наносимый природе. Такая работа поможет школьникам по–другому взглянуть на окружающий мир. Включение заданий экологической проблематики в уроки математики позволяет количественно оценить уровень антропогенного воздействия на природу, лучше осознать ее закономерности, познакомить обучающихся с новыми фактами, показать необходимость природоохранных мероприятий.

Показывать важную роль математики в решении задач, которые выдвигаются в разных областях естествознания – еще одна возможность духовно-нравственного воспитания и образования на уроках. Математика вездесуща, в настоящее время математизируются биология и медицина. Далее представлен материал для проведения урока или внеклассного мероприятия по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» – математического симпозиума «Математика в медицине - миф или реальность?».

1) Двум пациентам назначено лечение укусами пчел. В течение 5 процедур придерживались таких схем лечения:

первый больной, 1 сеанс-2 пчелы, 2 сеанс-4 пчелы, 3 сеанс-6 пчел; и так далее;

второй больной, 1 сеанс-1 пчела, 2 сеанс-2 пчелы, 3 сеанс-4 пчелы; и так далее.

Какой больной за 5 процедур получил большее количество апитоксина?

2) Для укрепления иммунитета больному следует принимать капли настойки прополиса. Начиная с 1 капли, больной должен увеличивать дозу каждый день на одну каплю. После того как больной примет 40 капель, ему следует уменьшать дозу каждый день на 2 капли в день. Сколько капель должен выпить больной и какова продолжительность курса лечения?

3) Ежедневно каждый болеющий гриппом человек может заразить 4 окружающих. В нашей школе 440 учеников, 38 учителей и 18 непедагогических работников. Через сколько дней заболеют все, если не обращаться к врачу и не соблюдать меры профилактики?

4) При остеохондрозе позвоночника принимается настойка трилистника (арума, алоказии), которую принимают три раза в день по схеме: 1день-1 капля, 2 день-3 капли, 3 день-5 капель. Прием доводят до 52 капель. С этого момента принимают по 52 капле, пока не закончится вся настойка. На курс требуется 200 мл. На сколько дней хватит имеющегося препарата?  

Для обучающихся подобные задачи - возможность увидеть применение имеющихся знаний при решении задач практического содержания. Для учителя подобный нетрадиционный урок – это возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные способности, и в то же время – это возможность для формирования устойчивой жизненной позиции обучающихся в отношении здорового образа жизни.

Последнее время школьники все чаще привлекаются к проектной деятельности, которая позволяет раскрыть исследовательский и творческий потенциал учеников. Для организации проектной деятельности можно использовать не только сведения из истории развития математики и математического образования, биографии математиков, но и другую интересную информацию. Так в 5-6 классах ученики охотно выполняют проекты по темам «Мой класс глазами математики», в котором излагают сведения о классе с помощью схем, таблиц и диаграмм; «Готовим урок математики», где представляют интересные сведения из других наук, представленные в виде задач по заранее определенной теме и другие.

Работа, проделанная школьниками, повышает их интерес к математике и мотивацию к обучению, способствует развитию личности, повышению культуры. Решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, находить компромисс, чутко относиться к мнению сверстников. В процессе такой работы ученик не просто получает готовые положения, требующие запоминания, а еще и эмоционально воспринимает добытые им сведения, что способствует повышению эффективности педагогического воздействия в области духовно-нравственного образования и воспитания.

Важным для человека является умение правильно оценивать свои достижения и возможности, критически относиться к себе, делать необходимые выводы относительно собственного совершенствования. Рефлексия помогает ученикам осмыслить получаемые результаты, наметить цели будущей работы, откорректировать свою образовательную траекторию. На математике организация рефлексивной деятельности возможна не только в конце урока, но и по завершению решения задачи. Важными являются вопросы следующего характера: что я сделал не так при решении задачи, почему допустил такую ошибку, знания какой темы мне не хватило, какой иной путь решения задачи может быть и другие. Для организации рефлексии можно использовать различные приемы. Например, серия вопросов: что вы ожидали от урока и что получилось; какие этапы урока вы считаете более удачными и почему, перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытали во время урока; какими способами вы их преодолевали? Возможно использование следующего теста:

1) Результатом своей личной работы считаю, что я… А. Разобрался в теории; Б. Научился решать задачи; В. Повторил весь изученный материал.

2) Чего вам не хватало на уроке при решении заданий: А. Знаний; Б.Времени; В. Желания; Д. Решал нормально.

3) Кто оказывал вам помощь в преодолении трудностей на уроке? А. Одноклассники; Б. Учитель; В. Учебник; С. Никто.

Рефлексия – источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления. Рефлексивная деятельность позволяет ученику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение.

Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность. Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах, а искать другие пути решения проблем.

Использованные источники:

1. Дети, молодежи и окружающая среда: здоровье, образование, экология: материалы международной научно-практической конференции/ под ред.С.Д. Каракозова, П.Г.Воронцова. –Барнаул: АлтГПА, 2012. -314 с.

2. Высказывания про математику и математиков http://bars-minsk.narod.ru/tells.html

3. Математика. Программы. Разработки уроков. Научно-методические материалы / Лукичева С.Ю. – Спб: СМИО Пресс, 2008. – 91 с.

4. Перькова, О.И. Математический паноптикум. Псков, 2003. -82 с.

5. Совайленко, В.К. Система обучения математике в 5-6 классах.  –М.:Просвещение, 1999. -256 с.

6. Сорокина Н.Н. Реализация задач духовно-нравственного воспитания на уроках математики http://festival.1september.ru/articles/571201/

6. Формирование экологической культуры в ФГОС нового поколения. Материалы VIII Всероссийского научно-практического семинара. –СПб.: «Крисмас+», 2012, -336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

духовно-нравственное воспитание на уроках математики

в своей работе отразила опыт работы по данному направлению, показала значимость духовно-нравственного воспитания в современное время, приведён дидактический материал, который используется на уроках....

реализация духовно-нравственного воспитания на уроках математики

Статья на тему:"Реализация духовно-нравственного воспитания на уроках математики"...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ УРОКИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ.

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя...

Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках математики"

Духовно-нравственное развитие школьника является одним из важнейшим аспектов развития личности в условиях реализации стандартов второго поколения....

Статья из опыта работы "Формирование духовно- нравственных ценностей обучающихся на уроках математики"

Цель моей работы – показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление  духовно-нравственного воспитания....