Урок для 5 классов "Экскурсия по Ярославлю" по теме "Проценты"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Рум Алла Валерьевна

Это не совсем обычный урок. Учащиеся отправятся на экскурсию по знакомым и с детства любимым  местам нашего города Ярославля, где  наверняка не один раз бывали с родителями и учителями. Учащиеся  узнают много интересных исторических фактов из истории Ярославля.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экскурсия по Ярославлю .24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок в по теме «Проценты»( 5 кл.)

Задачи урока:

- систематизация, обобщение знаний по теме «Проценты»;

- закрепление умений и навыков учащихся при решении основных задач на проценты;

- развитие памяти, внимания учащихся,

- воспитание толерантности, умения внимательно выслушивать мнения других, уважительно относится к ответам одноклассников.                                                                                          

Оборудование:  школьная доска, компьютерная презентация урока, компьютер, видеопроектор.

        Ход урок

  Учитель: В 2010 году вся страна широко отмечала 1000-летие города Ярославля. Исконно русская Ярославская земля - как много заложено в этих словах - это дыхание веков, героические подвиги Ярославцев, сокровищница русской культуры.

Впервые древние летописцы заговорили о Ярославле в начале XI века. А уже в XVI веке Ярославль становится вторым по величине после Москвы российским городом. К этому периоду относится рассвет промышленности, сельского хозяйства, строительство шедевров архитектурного зодчества.

В наши дни Ярославль является одним из ведущих звеньев «Золотого кольца» - всемирно известного туристического маршрута России. Ярославль - это музей под открытым небом, в котором находится около 800 охраняемых государством памятников культуры и архитектуры. Ярославль - первооткрыватель русского театра, родина многих изобретений, воспитатель ученых и деятелей культуры, а полет в космос первой женщины-космонавта 16 июня 1963 года Валентины Владимировны Терешковой навсегда принес мировую славу городу.

  Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы отправимся на экскурсию по знакомым и с детства любимым вам местам нашего города, где вы наверняка не один раз бывали с родителями и учителями. Путешествуя, выясним как вы усвоили тему «Проценты» и узнаем много интересных исторических фактов из истории Ярославля. Вашим гидом в этой поездке буду я - ваш учитель математики.

   I. Проверка готовности к экскурсии

     Устная работа.

 На экране с помощью компьютера появляются задания. Учащиеся с места отвечают на вопросы заданий.

   

  1. Что называют процентом?
  2.  Как обратить десятичную дробь в проценты?
  3.  Как перевести проценты  в десятичную дробь?
  4.  Как найти процент от числа?
  5.  Как найти число по его проценту?
  6.  Как найти процентное отношение чисел?

   

  1. Выразите проценты в виде десятичной и обыкновенной дроби:

1% ;  5% ;  70% ;  100% ;   120% ;  150% ;  200% ;  1020%.

  1. Выразите дроби в виде процентов:

1 /100 ;  3/ 100 ; 70/ 100 ;  150/100 ;  350 /100, 0,5; 0,38; 2,25; 4,08.

  1.  Назовите 1% от 1 м ;  3% от 1 ц ;  40% от 1 кг.
  2.  Вычислите 10% от 200;  35% от 4000;  150% от 300.
  3.   Найдите число, если его 10%  равны 40;  50% равны 250.
  4.  Сколько процентов составляет число 50 от 200;  число 200 от 100.

 Учитель: Молодцы! Итак, в путь!

  II. Остановка «Ярославский Планетарий YARCOSMOS»

Учитель: Ярославский Планетарий основан 7 ноября 1948 года. Идея создания Планетария появилась еще в 1941г, но начавшаяся война помешала реализации этого замысла. Инициаторами выступили преподаватели ЯГПИ. К этому времени в стране было только четыре планетария, наш стал пятым. Планетарий - это необычный учебный класс, кинозал и звездный театр в одном лице, где преподавание ведется с помощью уникальной аппаратуры звездного зала. К 1000-летию Ярославля Планетарий обретет новое ультрасовременное здание.

 Давайте посетим одну из лекций, читаемую работниками планетария для учащихся.

   Ученик у доски решает с объяснением, а остальные учащиеся записывают решение в тетрадь.

   

  Задача: Вес на Луне составляет 16% веса этого же тела на

                Земле.

                 а) Сколько будет весить на Луне космонавт, если его

                      вес на Земле 70кг?

                 б) Определите свой вес на Луне.                      

 Решение: а) 1) 70 : 100 = 0,7 ( кг ) – составляет 1%.

                      2) 0,7 * 16 = 11,2 ( кг ) – вес космонавта на Луне.

        Ответ : 11,2кг.

                  Б)  Пусть средний вес пятиклассника 40 кг.

                       1) 40 : 100 = 0,4 ( кг ) – составляет 1%.

                       2) 0,4 * 16 = 6,4 ( кг ) – вес пятиклассника на Луне.

                        Ответ : 6,4 кг.         

III. Остановка «Ярославский Цирк»

Учитель: Первый тогда еще деревянный цирк был построен в Ярославле в конце 30-ых годов. Во время Великой Отечественной войны в 1943 году здание было полностью разрушено. Цирк долго не могли построить заново и в 50-60 года в городе систематически работали только передвижные цирки-шапито. Новый стационарный цирк на 1800 мест построили в Ярославле в 1963 году. Это здание радует Ярославцев и посей день. К 1000-летию города наш любимый цирк предстанет в новом, отреставрированном облике.

   Сегодня в цирке уникальное  представление - тигры под куполом. Дрессировщик и тигры передвигаются только на зеркальных шарах, выстраивая замысловатые фигуры.

  Два ученика решают задачу на откидных досках, а  остальные - самостоятельно с последующей проверкой.

 

   Задача : Ежедневный рацион питания взрослого уссурийского

                 тигра состоит из не менее 10 кг свежего мяса, что сос-

                 тавляет 4%  его собственного веса.

                 Сколько весит взрослый тигр?  

             

   Решение: 1) 10 : 4 = 2,5 ( кг ) – приходится на 1%.

                    2) 2,5 * 100 = 250 ( кг ) – вес взрослого тигра.

           Ответ: 250 кг.

    Учитель: А теперь, ребята, попробуйте составить обратную задачу, то есть задачу на нахождение процента от числа. 

  В классе идет обсуждение вариантов текста новой  задачи.

IV. Остановка «Академический театр драмы им. Ф.Г.Волкова»

 Учитель: Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова – старейший театр России, который в 2010 году отмечает свое 260-летие.

  История театра, по преданию, восходит к кожевенному амбару, в котором молодой купеческий сын Ф.Волков вместе с братьями и друзьями устраивает первые представления. Позже Федор Григорьевич выстроил для театра специальное здание, изготовил костюмы, декорации. Слух о молодых артистах дошел до императрицы Елизаветы, которая вызвала их в Петербург для продолжения начатого дела в столице. С тех  пор Ярославский театр считается корнем , из которого вырос русский национальный профессиональный театр.

  Со времен Ф. Волкова театр пережил немало, сменил несколько зданий и владельцев, но всегда оставался верным русским истокам. Сейчас это один из лучших российских театров, с классическим репертуаром, в котором представлены образцы мировой драматургии.

 В 1911 году было построено здание, в котором театр находится и  по - сей день.

    Один ученик решает у доски с объяснением.

 

   Задача:  Академический театр драмы им. Ф.Г. Волкова имеет

                   два зала: театральный зал, рассчитанный на 1000 мест

                   и камерную сцену на 100 мест. Сколько процентов

                   количество мест на камерной сцене составляет от

                   количества мест в зрительном зале?  

    Решение:   100 : 1000 = 0,1

        0,1 * 100% = 10%

        Ответ: количество мест на камерной сцене составля-

                                   ет 10% от количества мест в театральном зале.

V. Остановка «Ярославский Зоопарк»

  Учитель: Ярославский зоопарк- это первый в России и СНГ зоопарк ландшафтного типа, где можно соприкоснуться с прекрасным, чему-то удивиться и чему-то поучиться, был открыт в 2008 году. Площадь более 100га позволяет строить обширные вольеры и содержать животных в максимально приближенных к естественным условиям. Зоопарк посетили уже более 50% Ярославцев. Вопрос: сколько Ярославцев посетило зоопарк, если по статистике численность населения города Ярославля около 606 тыс. человек?

 Учащиеся самостоятельно в тетрадях решают задачу и с места отвечают на вопрос задачи ( Ответ: около 303 тыс.человек).

  Учитель:  Ярославский зоопарк вносит свой вклад в дело охраны природы. Он заключается в сохранении генофонда дикой природы, в первую очередь редких и исчезающих видов, включенных в Красную книгу. В Красную книгу Ярославской области включены 172 вида животных, некоторые из которых имеют международный статус охраны, как например: черный аист, змееяд, беркут. Размножение в неволе этих и других животных позволит в будущем восстановить природные популяции.

  1) Два ученика решают задачу на откидных досках, а  остальные - самостоятельно с последующей проверкой.

 

   Задача: В 2008 году общая площадь Ярославского зоопарка

                cоставляла 80 га.   К 1000-летию города в 2010 году

                планируется увеличение площади зоопарка на 150%.

                Какова будет площадь зоопарка в 2010 году?    

   Решение: 1) 80 : 100 = 0,8 (га)  -  составляет 1%.

                    2) 150 * 0,8 = 120 (га) - составляет увеличение площади.

                    3) 80 + 120 = 200 (га) - площадь зоопарка в 2010 году.

                    Ответ: 200 га.

2) Один ученик решает задачу у доски с объяснением.

 

   Задача: Средняя продолжительность жизни слона – 60 лет.

                Медведь живет  в среднем на 25% меньше, чем слон,

                а лошадь на 40% меньше, чем медведь. Средняя про-

                должительность жизни лисицы 8 лет, что составляет

                20% от средней продолжительности жизни попугая.

                Сколько лет в среднем живут медведь, лошадь и попу-

                гай? Сколько процентов продолжительность жизни

                слона составляет от продолжительности жизни попу-

                гая?

 

  Решение:  1) 60 : 100 = 0,6 (л) – составляет 1%.

                    2) 0,6 * 25 = 15 (л) – разница лет между слоном и

                                                         медведем.

                    3) 60 – 15 = 45 (л) –  средняя продолжительность

                                                          жизни медведя.

                    4) 45 : 100 = 0,45 (л) – составляет 1%.

                    5) 0,45 * 40 = 18 (л) – разница лет между лошадью и

                                                           медведем.

                    6) 45 – 18 = 27 (л)  –  средняя продолжительность

                                                           жизни лошади.

                    7) 8 : 20 = 0,4 (л) –  составляет 1%.

                    8) 0,4 * 100 = 49 (л) –  средняя продолжительность

                                                            жизни попугая.

                    9) 60 : 40 * 100 = 150 ( % ) -  продолжительность жизни

                                                                     слона составляет от  про-

                                                                     должительности жизни

                                                                     попугая.                  

                    Ответ: средняя продолжительность жизни медведя

                                около  45 лет, лошади 27 лет , попугая 40 лет.

                                Средняя продолжительность жизни слона сос-

                                тавляет 150% от средней продолжительности

                                жизни попугая.

                                 

VI.Остановка «Ярославский кукольный театр»

  Учитель: Ярославский государственный театр кукол - один из старейших театров России. Театр был создан театральным режиссером и педагогом Марией Слобоцкой 1 марта 1927 года. С 1966года театр является членом международной организации кукольников. В афише театра более 20 спектаклей для детей разного возраста. Основу репертуара составляют сказки «Золотой ключик» А.Толстого, «Снежная королева» и «Принцесса на горошине» Г.Х.Андерсена, «Щелкунчик» Э.Гофмана и многие другие, которые полюбились тысячам маленьким жителям Ярославля и их родителям.

   Раздается мелодичный звонок, приветливо распахиваются двери зрительного зала, волшебный и таинственный мир театра ждет вас!

  Начинается спектакль по мотивам русской народной сказки «Царевна-лягушка».

    Ученики самостоятельно решают задачи, представленные в презентации, с последующей самопроверкой (см. Прил.1).

VII. Подведение итогов урока.

 Учитель: Вот и закончилась наша необычная экскурсия. Сегодня на уроке вы не только повторили и закрепили тему «Проценты», но и узнали много интересного о нашем городе. Хотелось бы узнать ваше мнение о нашей прогулке.

 Учащимся предлагается заполнить анкету:        

 

  1. На том уроке ты улучшил свои знания?

а)  Да     б)  Нет     в)  Не знаю.

  1. Повысил ли свой авторитет среди товарищей?

а)  Да     б)  Нет     в)  Не знаю.

  1. Понравился ли тебе урок?

а)  Да     б)  Нет     в)  Не знаю.

  1. Показал ли ты свои знания?

а)  Да     б)  Нет     в)  Не знаю.

  1. Пообщался ли ты с друзьями?

а)  Да     б)  Нет     в)  Не знаю.

  1. Твое мнение о проведенном уроке:

а) очень понравился  б)  не очень понравился

в)  совсем не понравился

VIII. Домашнее задание

    Опишите любой факт из истории города и составьте задачу на тему «Проценты», используя исторические данные.

Тип

задачи:

нахождение

процентов

данного числа.

Тип

задачи:

нахождение

числа по его процентам.

Тип

задачи:

нахождение

процентного

отношения

чисел.

Тип

задачи:

нахождение

процентов

данного числа.

Тип

задачи:

нахождение

процентов

данного числа,

нахождение

числа по его процентам.

нахождение

процентного

отношения

чисел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...