Конспект урока по математике "Математика в сказках Пушкина"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Наумова Галина Николаевна

Интегрированный урок в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_v_skazkah_pushkina.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 5-м классе по теме "Математика в сказках Пушкина"

Цели:

  • обобщить и расширить знания учащихся о жизни и сказках А.С. Пушкина с помощью работы с различными источниками информации;
  • повторить решение задач, навыки устного счёта, обобщение знаний учащихся о сложении и вычитании обыкновенных дробей и смешанных чисел;
  • закрепление навыка решения уравнений;
  • развивать умение разбирать текст, навыки пересказа, память, внимание, наблюдательность, логическое мышление;
  • воспитывать любовь к произведениям А.С. Пушкина, аккуратность в работе.
  • Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

Ход урока.

Учитель литературы. Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы вспомним некоторые моменты биографии А.С. Пушкина, перелистаем страницы его сказок, постараемся найти математические моменты. Урок необычен ещё и тем, что совмещает в себе 2 предмета: литературу и математику.
Имя А.С. Пушкина хорошо известно каждому русскому человеку. Творчество его знают и любят все. В жизнь каждого из нас Пушкин входит, прежде всего, своими чудесными сказками.
– А знаете ли вы сказки Пушкина? А сколько сказок написал поэт?

Учитель математики. Для верного ответа давайте выполним одно нехитрое задание. (Работа в парах)
Загадайте любое число. Прибавьте к нему 10 7/9, вычти 5 2/9, увеличьте его на 20 4/9, вычтите задуманное число, полученный результат разделите на 2, умножьте 6, уменьшите на 1, уменьшите в 11 раз.  У вас получилось 7. И сказок написал Пушкин 7.

Жизнь и творчество А.С. Пушкина можно изучать всю жизнь. Где берем информацию? (Из книг, из учебников, из энциклопедий, из Интернета и многое другое)
Его сказки – это первое, что рассказывают нам мамы. Учась в начальной школе, вы также знакомились с его произведениями. С 5класса мы будем подробнее раскрывать странички жизни любимого поэта. 
На уроках литературы говорили о детских годах Пушкина, о его учебе в Царскосельском Лицее, и, конечно, раскрывали особенности его сказок. На сегодняшнем уроке мы постараемся расширить ваши знания по творчеству А.С. Пушкина.

Учитель математики.  Хорошо известно, что А.С. Пушкину математика не давалась с детства, и поэтому он ее не любил. По словам сестры А. Пушкина Ольги Сергеевны Павлищевой "арифметика казалась для него недоступною, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами". 
А мы с вами уже знакомы со всеми арифметическими действиями. Сегодня посмотрим, как вы с ними справляетесь. Будьте внимательны, каждый раз ответ, полученный вами, имеет определённое отношение к А.С. Пушкину.

Учитель литературы. Мы знаем, что Пушкин родился в Москве, учился в Царском Селе в Лицее. Вычислите, какое расстояние преодолел поэт из Москвы в Царское Село и обратно.

Учитель математики. Реши задачу. Из Москвы в Царское Село выехал экипаж, скорость которого 8 верст в час. Первый день они были в пути 9 часов. Во второй день проехали 35/18 того пути, что проехали в первый день, после чего осталось проехать ещё 523 2/3 версты. Обратно экипаж ехал через Псков, поэтому проехал на 327 2/3 верст больше. Какое расстояние преодолел экипаж из Москвы в Царское Село и обратно?      Ответ спрятан под верстовым столбом: 1799

Учитель литературы. Как связано это число с биографией А.С. Пушкина? Год рождения. А какого числа?

Учитель математики. Вспомним дату рождения великого поэта, решив устно неравенства:

а) Найти натуральное значение числа Х, удовлетворяющее неравенству 5 7/11 < Х < 6 7/8; (число)

б) Указать наименьшее натуральное значение Х, удовлетворяющее неравенству 5 9/37 < Х.(месяц)
Ученица ______подготовила информацию о том, как проходили уроки математики в Лицее.

(слайд 18) Первые знания по математике Пушкин получил в детстве от французов-гувернеров. В лицее математику изучали основательно: в программу математики входили арифметика, геометрия, прикладная математика, чистая математика, даже математика с дифференциалами и интегралами. Но, Пушкин в лицее “ленился и отставал». Лицейский друг Пушкина И. И. Пущин вспоминал впоследствии, что "...все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: "Что ж вышло? Чему равняется икс?" Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю! "Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи".

Учитель литературы. По этому поводу послушайте стихотворение Сергея Беседы

В Лицее урок математики.  Пушкин стоит у доски;
Формулы пишет старательно,  Роняя мела куски.
Четверть часа продолжавшийся Мучительный экзерсис
Профессором прерывается:
– Чему же равняется икс?
Пушкин, вопросом сконфуженный,  Измазавшийся в мелу,
Улыбкой обезоруживая,  Шепчет чуть слышно:
– Нулю!?
Смеётся лицейская братия, Профессор стоит, изумлён:
– У Вас все мои занятия  Заканчиваются нулём.
Но, впрочем, давно мне известно – Вы к точным наукам глухи!
Садитесь, Пушкин, на место, Пишите свои стихи!

Учитель математики. Я предлагаю решить уравнения и доказать, что в математике не всё заканчивается нулём!

а) 5 3/8 + х = 24 3/8;       б)  х – 7 13/15  = 2  2/15  - одновременно два чела у доски, все остальные – в тетрадях ;   

в) 2402 2/3 – х = 591 2/3  - самостоятельно все, с устной взаимопроверкой.

Запишите ответы в окошки: 19. 10. 1811
Учитель литературы.
 Что напоминают вам эти цифры? (слайд 22) 19. 10. 1811. – дата открытия лицея.
Учёба в Лицее продолжалась 6 лет. Особое место в сердце поэта занимали лицейские друзья. Назовите их.
Дружба выше любых преград, она помогает принять жизненные трудности и преодолеть судьбу.
Когда А.С. Пушкин был сослан в ссылку в Михайловское, к нему приезжал И.И. Пущин. Это была их последняя встреча.
– А как вы думаете, кто был рядом с ним в долгие зимние вечера? 
С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.
Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было 25 лет и он был сослан в Михайловское.
Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне в светёлку. Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно».
От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь. Как её фамилия?

Учитель математики. Расставим числа в порядке возрастания, и вы прочитаете её фамилию. (Яковлева)

в

к

е

а

л

я

в

о

1

5/9

1 7/9

4

10/9

1/9

2  13/17

8/9

Учитель литературыПленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией.
Читая сказки, мы встречаем  в них числа, какие-то математические моменты. Значит, поэзия Пушкина базировалась на глубоком знании предмета математики.
Значит, слова “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”– непустые слова в сказках Пушкина.

Литературно-математическая разминка

– Мы не только отгадаем сказки, но и порешаем математические задачи.

Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам тебе, вражёнок задачу.
Осмотрим, какова у тебя сила.
Видишь: там сивая кобыла?
Кобылу подыми-тка ты,
Да неси её полверсты
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

Учитель математики. Что такое верста и сколько будет половина версты в метрах? (1 верста = 1067 м; 533м 50 см) – один чел у доски, все – в тетрадях.

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны  хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
День прошел – царица вопит…
(«Сказка о царе Салтане…»)

Учитель математики. Каков его рост царевича на момент освобождения из бочки?

Учитель литературы. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, каков рост царевича был при рождении. Для этого послушаем запись. (слайд 29)
Вспомните слова, где говорится о его рождении. 
(«Сына бог им дал в аршин»)

Учитель математики. Это старая мера длины, она равна 16 вершкам или 71 сантиметрам
– За 4 часа он вырос на 20 см. Каким он будет через одни сутки?

– Старый дядька Черномор 
С ними из моря выходит
И попарно их выводит:

Учитель математики. Сколько было всего богатырей? (33)
– Что вы можете сказать об этом числе? В Каких сказках еще встречалось это число? (слайд 32, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

– И приданое готово:
Семь торговых городов
В них сто сорок теремов.
 («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Учитель математики. Сколько теремов в каждом городе? 140: 7 = 20 (устно)

– Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало с юга, глядь, –
Ан с востока лезет рать. 
(«Сказка о золотом петушке»)

– Поработаем с текстом. Найдите отрывок, в котором говорится о продолжительности спокойной жизни в царстве Дадона? («Год, другой проходит мирно, / Петушок сидит всё смирно…»)

Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась…(Слайд 35) («Сказка о рыбаке и рыбке»)

– Сколько раз ходил к морю старик? (6) (поймал рыбку, корыто просил, избу, столбовая дворянка, вольная царица, владычица морская)

Учитель литературы. (У каждого ученика распечатан текст) Перед вами текст из одной из сказок Пушкина. Ваша задача – на месте пропусков вписать нужные слова. Подсказкой вам будут ответы на примеры. Работаете вы парами.

(Постой, –
Отвечает ветер __________________,
Там, за речкой ______________________
Есть__________________гора,
В ней _____________________ нора,
В той норе, во тьме _____________ ,
Гроб качается _________________
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того _______________ места,
В том гробу твоя невеста.)

Постой, –
Отвечает ветер ______8 – 3 2/5  ____________,
Там, за речкой _______2 – 7/8 _______________
Есть________________20 16/25 + 13 9/25__гора,
В ней _______________7 9/16 – 7 3/16_____ нора,
В той норе, во тьме ___19/25 + 7/25  - 1_________ ,
Гроб качается ________6 4/9 + 3 5/9  __________
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того ___________13 2/5  - 7_______ места,
В том гробу твоя невеста.

Слова для справок: высокая, печальной, пустого, тихоструйной, буйный, глубокая, хрустальный.

6 2/5

1 1/8

33

34

5 3/5

9

10

4 3/5

5 2/5

1/25

7 6/16

6/16

пустого

тихоструйной

огромная

высокая

глухого

Стеклянный

хрустальный

буйный

шумный

печальной

широкая

глубокая

6 2/5

1 1/8

34

10

4 3/5

1/25

6/16

пустого

тихоструйной

высокая

хрустальный

буйный

печальный

глубокая

– Молодцы! Вы умело считали и отвечали на вопросы по сказкам. Я проверю ваши листочки и, учитывая работу на уроке, выставлю оценки.

Итог урока

Учитель литературы. Гениальный человек гениален во всем. 
Гениальность А.С. Пушкина состоит не только в созданном им творческом наследии. Значимость его таланта созвучна с той великой ролью, которая отведена в мировой истории России. Он не мог не появиться. Без него не было бы и России.
Тем не менее, я считаю, что Пушкин получил неплохую математическую подготовку. Прослеживается неразрывная связь Пушкина с математикой.

Учитель математики. Мы начали урок с того, что Пушкин не любил математику, но на самом деле, став взрослым, он проявлял интерес к математике. Пушкин издавал журнал "Современник" и не было ни одного номера, в котором бы ни было статьи на математическую тему Т.о. Пушкин стремился, по его утверждению, "Стать с веком наравне! Даже по отношению к математике. Ведь образованный человек должен быть образован во всём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - конкурс по теме "Сказки Пушкина" в 5 классе

Урок - конкурс поможет учителю  в  увлекательной для ребят форме проверить знания учащихся по прочитанным ими сказкам Пушкина....

Интегрированный урок-исследование «Числа в сказках Пушкина». (5 класс).

Интеграция - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и математика и лит...

Конспект урока по слушанию музыки. Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».

Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые пр...

Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"

Наглядный материал поможет ученикам погрузиться в атмосферу повести, визуализировать её. В ходе урока сочетаются чтение, наблюдение, анализ материала.Материал включает план урока, приложение, презента...

Конспект урока "Сравнительный анализ стихотворений Жуковского, Пушкина, Тютчева"

В ходе урока идет сравнение творческого мастерства поэтов 19 века...

Формирование коммуникативных умений на уроке литературы. Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" в 8 классе.

Урок по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" разрабоан на основе технологии критического мышления. Героика-патриотической темы является ведущей....