Мастер-класс "Игровые технологии на уроках математики"
презентация к уроку по математике (7 класс)

Тихомирова Любовь Алексеевна

 Какие бы новации ни вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. От того, какой будет эта встреча, зависит многое.

Современный урок – это урок, в результате которого открывается и создается что-то новое, собственный продукт творчества: открытие превращается в изобретение, изобретение – в проект, проект – в технологии реальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроке математики

 Какие бы новации ни вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. От того, какой будет эта встреча, зависит многое.

Современный урок – это урок, в результате которого открывается и создается что-то новое, собственный продукт творчества: открытие превращается в изобретение, изобретение – в проект, проект – в технологии реальной деятельности.

ЦЕЛЬ мастер-класса :

  • повысить мотивацию педагогов к овладению методики использования игровых технологий как одной из форм организации познавательной деятельности школьников.

ЗАДАЧИ :

  • Познакомить педагогов с понятием “игровые технологии”.
  • Познакомить педагогов с методами использования игровых технологий в современной школе.
  • Углубить знания педагогов о педагогических и методических основах конструирования и использования игровых технологий.
  • Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.

Учиться играя – что это значит?

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой деятельности игра выполняет следующие функции:

  • Развлекательную – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;  
  • Коммуникативную– освоить виды общения между людьми;  
  • Самореализующую – выразить в игре свой умственный и практический потенциал;
  • Игротерапевтическую – уметь преодолевать трудности, возникающие в различных видах жизнедеятельности;  
  • Диагностическую – самосознание в игре, «на что способен»;  
  • Коррекционную – что необходимо изменить, чтобы достичь успеха;
  • Социализационную – включение в систему общественных межличностных отношений; усвоение нормы человеческих отношений.

Кроме того, игра позволяет свободно развивать свою деятельность. Проявлять творчество, создавать условия для проявления эмоций. В то же время выполнять определенные требования, быть дисциплинированным, выполнять условия игры. Игра может проводится на части урока, например при введении в тему, закреплении или на этапе контроля. Чаще всего на уроке происходит сочетание  элементов игры и обучения, тем более что из всех видов игр мы используем интеллектуальные игры, способствующие формированию умений, необходимых в учебе, в усвоении учебного материала.
Уровни в развитии познавательного интереса:

  • Любопытство;
  • Любознательность;
  • Познавательный интерес;
  • Творческий интерес;

Познавательный интерес –К участникам математической игры должны предъявляться определенные требования в отношении знаний. В частности, чтобы играть – надо знать. Это требование придает игре познавательный характер

  • активный поиск;
  • догадка;
  • исследовательский подход;
  • готовность к решению задач.
  • эмоции удивления;
  • чувство ожидания нового;
  • чувство интеллек-туальной радости;
  • чувство успеха.
  • инициатива поиска;
  • самостоятельность добывания знаний;
  • выдвижение и постановка познавательных задач.

Педагогическая игра отличается четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам.

Отличают несколько направлений для реализации игровых приемов и ситуация при урочной форме занятий :

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи
  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры
  3. учебный материал используется в качестве ее средства
  4. в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую
  5. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом

Игры (по характеру
педагогического процесса) классифицируются:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
  • познавательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные,диагностические, профориентационные, психотехнические и т.д.


Игровые элементы использую на различных этапах урока:

- актуализации знаний;

- изучении нового материала;

- закреплении полученных знаний и умений;

- контроле знаний.

Не редко  каждый из нас на уроках использовал игры-упражнения:

  • Решение занимательных, логических задач
  • Викторины
  • Кроссворды, ребусы, филворды;
  • Чайнворды, шарады
  • Головоломки

Задания:

  • исправить преднамеренно сделанные ошибки;
  • восстановить частично стертые записи;
  • задания на внимание;
  • задания с занимательным сюжетом.

При закреплении правил и выработки навыков можно использовать всем нам известные  следующие игры:

  • «Солнышко»
  • «Цветочек», которые можно использовать при изучении темы «Арифметические действия с обыкновенными  дробями».

Учитель проецирует на доске цветки(число цветков равно числу команд). На листике помещено число, которое надо сложить (вычесть и умножить) с числами, записанными на лепестках цветка. Аналогичное задание предлагается для рисунка солнышко. Выигрывает та команда, которая для каждого рисунка получит быстрее ответы. Результаты вычислений для проверки записываются на доске. У учителя должны быть заблаговременно подготовленные результаты вычислений. Упражнения можно усложнять, записывая на лепестках или лучах солнышка более сложные задания.

  • «Числовая мельница»В кружках мельницы записаны рациональные числа. На стрелках соединяющих кружки, указаны действия. Задание состоит в том, чтобы выполнить последовательно действия, продвигаясь по стрелке от центра к внешней окружности. Выполняя последовательно действия по указанному маршруту, ученик найдет ответ в одном из кружков внизу.

Эти игры удобно использовать  для закрепления правил и выработки навыков выполнения арифметических действий с положительными и отрицательными числами, с рациональными числами.

Вашему вниманию, хотелось бы предложить математический вариант игры «Крестики -нолики».

Основой игры является классическая игра «Крестики - Нолики».

В игре участвуют две команды, можно и просто разбить класс на 2 варианта. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики».

Для игры можно использовать, как презентацию, так и расчерченный под игру ватман или просто доску. На игровом поле в клетках записаны задания. Команда  «Крестики» получает право выбрать клетку с заданием.

Учитель раскрывает суть задания. Один из игроков команды получает право ответить на вопрос  первым. Если игрок отвечает верно, тогда его команда получает право закрепить свой знак («Х» или «О») на плакате с игровым полем. Затем к игре приступает команда противников.
В игре побеждает та команда, которой удалось поставить три своих знака в один ряд или, если ни одной из команд это не удалось, поставить на поле 5 своих знаков.

Эта игра хорошо подходит  в начале урока при изучении различных тем. Как устный счет. Задания должны быть просты и  понятны, и служить повторением пройденного ранее материала, чтобы не занимать  много времени на уроке. Мною представлен пример заполнения игрового поля.

  1. 3xy

4. 13a

  1. 23
  1. 7

8.  3x+6x

  1. 17

9.   0,7n+0,8n

  1. Назовите коэффициент данного одночлена.
  2. Назовите буквенную часть одночлена.
  3. Вычислите.
  4. Приведите выражение к одночлену стандартного вида
  5. Вычислите
  6. Вычислите
  7. Преобразуйте в одночлен стандартного вида.
  8. Прочитайте данное выражение тремя способами.
  9. Приведите одночлен к стандартному виду.

На данном этапе урока, так же можно проводить игры : «Математическое лото», «Горчичники от Совуньи». Смысл этих игр очень похож между собой. Для того, чтобы подвести детей к теме урока, расчерчивают игровое поле 4˟4, таким образом у нас получается 16 клеток.  В каждую клетку поля записывают числа и буквы.  Затем, учитель зачитывает или проецирует на экран примеры для вычисления. Заданий должно быть меньше, чем всех клеток на игровом поле, для того, чтобы можно было зашифровать слово. Ученик, ответивший верно, закрывает клетку с правильным ответом «горчичником», в итоге на поле остается несколько незакрытых клеток. Из букв на этих клетках необходимо составить слово, которое и будет являться темой урока.

Еще одна интересная игра, которую можно использовать для подведения учеников к теме урока - «Сокровища пиратов»

На экран проецируется игровое поле закрытое нарисованными драгоценностями. Учитель зачитывает вопросы, ответы на которые расположены под драгоценностями. Драгоценности одного вида скрывают буквы одного и того же слова. При правильном ответе, драгоценности раздвигаются и ученик видит правильный ответ.

         

      Действие, которое предполагается между   коэффициентом  и                     буквенной частью одночлена.  

=a×a×a (третья степень числа)

   Результат сложения.  

   Члены выражения, имеющие одинаковые буквенные части и  отличающиеся только коэффициентами.

       Выражение, которое содержит числа, натуральные степени переменных и их произведения, и при этом не содержит

никаких других действий с этими числами и переменными.

            Чему равен коэффициент данного одночлена: 3xy

 Во время игры ученики обнаруживают, что вопроса для раскрытия одного поля с драгоценностями не хватает, но имеются 2 слова, выделенные жирным шрифтом. Это и есть подсказка для разгадки последнего слова. В нашем случае это слова «одночлен» и «сумма». Таким образом, мы подводим детей к новой теме урока «многочлен».

У

М

Н

О

Ж

Е

Н

И

Е

М

Н

О

Г

О

Ч

Л

Е

Н

Т

О

Д

Н

О

Ч

Л

Е

Н

Р

С

У

М

М

А

К

У

Б

И

П

О

Д

О

Б

Н

Ы

Е


        Мне очень нравится проводить игру «Математическая поликлиника». Эта игра служит хорошим контролем знаний перед контрольной работой. Каждому ученику раздаётся карточка математического осмотра.

  1.  В карточку обучающийся записывает свои фамилию,  имя и класс.
  2. Ниже имеется таблица в которой указаны «врачи», которых необходимо пройти каждому ученику(т.е. решить задания и получить подпись). Всего в таблице 3 врача       (повторолог, уравнолог, группиролог-вычитолог), а так же рентген и УЗИ-кабинеты.
  3. Из класса учитель выбирает 5 самых ответственных учеников, которые будут играть роль врачей.
  4. Остальные обучающиеся делятся на 5 групп по 4-5 человек в каждой.
  5. Каждой группе на посещение одного  «кабинета» выделяется 7 минут. Учитель строго следит за временем и сообщает, когда необходимо поменять кабинет.
  6. В карточках математического осмотра имеются задания от каждого врача. Например в кабинете 1) «врача-повторолога», ребенку предлагается решить филворд, т.е ответить на вопросы и ответы обвести в специальной таблице;  2) «врач-уравнолог» проверяет решение уравнений, которые записаны у «пациента» в карте осмотра. Решения ребенок проводит у себя в рабочей тетради; 3) Кабинет-УЗИ:  предполагает под собой смену деятельности, в задании  «а)» необходимо текст записать в виде формулы, а в задании «б)»  зачеркнуть неверные равенства; 4) «врач группиролог-вычитолог» предлагает «пациентам» задания в которых необходимо применить способ группировки, а затем вычислить подставив вместо переменных конкретные значения, ответ дети записывают в «лист математического осмотра», а решения к себе в рабочую тетрадь; и последний кабинет- это рентген-кабинет, «пациентам» в этом кабинете  предлагается заполнить пропущенные клетки. Врачи проверяют ответы, записанные пациентами в «лист осмотра» и выставляют количество баллов от 0-1. У детей играющих роль врачей на этот случай имеется карточка с правильным решением.( для проверки)
  7. За каждое правильно выполненное  задание ученик получает 1 балл. Таким образом, при правильном  решении всех 5 заданий ученик  получает «пятёрку».  На таком уроке, каждый обучающийся способен самостоятельно оценить результат своей работы. Если врач считает, что задание выполнено не до конца, либо с небольшими помарками, то ученик получает 0,5 балла.

В качестве возможности добора необходимых баллов детям предлагается игра «Лаборатория всезнаек».Это задание в «листе осмотра» считается не обязательным. Выполняют его только те дети, которые желают исправить свою оценку. Решив посетить лабораторию, ребёнок получает от «Главврача», т.е. учителя, комплект из 3 нарисованных колб разного цвета. На каждой колбе написан преобразованный многочлен, в «листе осмотра» имеется  задание «Сократите лишние «вещества»», выполнив его, ребёнок вкладывает в свой лист осмотра колбу того цвета, которую он считает нужной( на колбе написаны ответы). За правильно выполненное задание ученик получает 1 балл.

В конце игры все «пациенты» сдают  «листы осмотра» на проверку главврачу. Учитель еще раз просматривает каждый «лист осмотра» и выставляет окончательную оценку, а так же делает пометки в графе «Особые указания». В этой графе можно указать ошибки в решении, так же можно сделать запись о материале, который необходимо повторить или номера заданий из учебника для закрепления темы.

Мы рассмотрели несколько игр, которые можно использовать на  различных этапах урока, например при изучении новой темы или для контроля знаний.

Игра «Колесо Фортуны»  представляет собой: круг расчерченный на сектора, в середине которого находится подвижная стрелка. Сектора поочередно покрашены в красный и зеленый цвета. В комплект так же входят две стопки карточек. На зеленых карточках написан ряд одночленов, из которых необходимо составить многочлен, а на красных многочлены, которые необходимо привести к стандартному виду. Ученик вращает стрелку, которая останавливается на том или ином секторе, выбирает карточку с заданием из стопки того цвета, на который показала стрелка. И приступает к выполнению задания у доски. Все остальные дети записывают решение этого задания к себе в тетрадь. Затем, к игре приступает другой ученик. Таким образом вводится элемент игры при закреплении полученных знаний.

Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит, прежде всего, от качества учебной работы на уроке. Я не считаю, что использование игровых технологий на уроке дает учащимся овладеть математикой «легко и счастливо». Легких путей в науку нет. Но считаю необходимым использовать все возможности, для того чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые технологии на уроках математики Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков. Д. Пойа Составитель : воспитатель Л.А. Тихомирова

Слайд 2

ЦЕЛЬ мастер-класса : повысить мотивацию педагогов к овладению методики использования игровых технологий как одной из форм организации познавательной деятельности школьников. ЗАДАЧИ : воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников, без чего немыслима вообще никакая успешная учебная и воспитательная работа ; организация многообразной учебной и общественно полезной, творческой деятельности учащихся, направленной на всестороннее развитие каждой формирующейся личности ; формирование гражданских и организаторских качеств школьников, развитие их самостоятельности и инициативы, индивидуальных склонностей и интересов.

Слайд 3

Функции игры: Развлекательная – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес; Коммуникативная – освоить виды общения между людьми; Самореализующая – выразить в игре свой умственный и практический потенциал; Игротерапевтическая – уметь преодолевать трудности, возникающие в различных видах жизнедеятельности; Диагностическая – самосознание в игре, «на что способен»; Коррекционная – что необходимо изменить, чтобы достичь успеха; Социализационная – включение в систему общественных межличностных отношений; усвоение нормы человеческих отношений.

Слайд 4

Игры (по характеру педагогического процесса) классифицируются

Слайд 5

Игровые элементы на различных этапах часа общения: - актуализации знаний; - изучении нового материала; - закреплении полученных знаний и умений; - контроле знаний.

Слайд 6

Игры-упражнения Решение занимательных, логических задач Викторины Кроссворды, ребусы, филворды ; Чайнворды, шарады Головоломки Задания: исправить преднамеренно сделанные ошибки; восстановить частично стертые записи; задания на внимание; с занимательным сюжетом …

Слайд 7

ЦВЕТОПИСЬ Круг – выбирают более готовые к работе люди, легко перестраивающиеся, мобильные, обладающие повышенной эмоциональностью. Квадрат – выбирают прямолинейные, твердые настойчивые натуры, требующие четких целей. Треугольник – выбирают те, кто отличается порывистостью, целеустремленностью, упорность, остро реагирующие на все происходящее. Красный – высший уровень активности, интереса; Желтый – явное любопытство; Зеленый – сдержанное спокойствие; Синий – скрытая осторожность; Коричневый – явное нежелание включаться в работу .

Слайд 9

КОЛЕСО ФАРТУНЫ

Слайд 10

Крестики - нолики

Слайд 11

Приеду с подарками, так как на весь мир одна наткала я полотна. 4. Очень жаль, приехать не смогу. Горе мне! Попались в сети оба наших сокола! Горе! Смерть моя пришла! 7. Приеду ночью, днём сильно месяц под косой блестит, да во лбу звезда горит Ждите, ждите, очень спешим, и ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна. Приехать никак не могу, пуще прежнего старуха вздурилась. 8. Приехать не могу, идёт стройка большая, я же теперь столбовая дворянк а. Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревочкой хочу море морщить да проклятое племя корчить! 6. Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут, знать, не будет мне обидно! 9. Опаздываем,свободных мест было 32, а нам необходимо 33.. 1 2 3 4

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования учителя математики по теме «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...

Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "

Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией,  представленной в формализованном и формальном виде,  не восп...

Личностно-ориентированная технология на уроках математики. Урок математики в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Личностно-ориентированный подход создает особые отношения между школьниками, между учителем и учеником. Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий норматив...

« Применение компьютерных технологий на уроках математики» (МО учителей математики Заокского района Тульской области»)

Выступление на МО учителей математики Заокского района Тульской области Рожковой Е.И.          Предмет математики в курсе основного общего образования явля...

Доклад «Использование информационно-коммуникативных технологий и интернет технологий на уроках математики».

Учитель способен добиться идеальной дисциплины на уроке, но без пробуждения интереса у учеников, без внутренней мотивации  - освоения знаний не произойдет. Как  же пробудить у детей желание ...

Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математики Комплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике

Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математикиКомплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике...