ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕХНОЛОГИЯ МУЛЬТИМЕДИА
статья по математике

Колесникова Валентина Павловна

Педагогические цели использования технологии мультимедиа определяются возможностью реализации интенсивных форм и методов обучения, повышения мотивации обучения за счет применения современных средств обработки аудиовизуальной информации, повышения уровня эмоционального восприятия информации, формирования умений реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности по обработке информации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kolesnikova_v.p.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ТЕХНОЛОГИЯ МУЛЬТИМЕДИА

Колесникова Валентина Павловна

Аннотация

Педагогические цели использования технологии мультимедиа определяются возможностью реализации интенсивных форм и методов обучения, повышения мотивации обучения за счет применения современных средств обработки аудиовизуальной информации, повышения уровня эмоционального восприятия информации, формирования умений реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности по обработке информации.

Ключевые слова: технология мультимедиа, информационно-коммуникационные технологии.

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.

«Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Реализацией возможностей средств ИКТ в сфере образования занимается отрасль педагогической науки — информатизация образования» [с. 36,1].

Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания в условиях безопасного их применения.

Этот процесс инициирует:

-совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества глобальной массовой коммуникации;

-совершенствование методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять учебную экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной информационной деятельности;

-совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

-создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых [с.74,3].

На своих уроках я активно использую технологию мультимедиа.

Мультимедиа — быстро развивающаяся современная информационная технология, позволяющая объединять в информационной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). В результате обеспечивается такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно, а не последовательно. Именно этот переход к параллельной передаче аудио и видеоинформации в сочетании с использованием ее больших объемов, быстрого доступа и интерактивного взаимодействия с ней, предопределил качественно новые возможности повышения эффективности обучения.

Технология мультимедиа — информационная технология, реализующая возможности мультимедиа-операционных сред, основанная на одновременном использовании различных средств представления информации, обеспечивающая применение совокупности приемов, методов, способов и средств сбора, накопления, обработки, хранения, передачи, продуцирования аудиовизуальной, текстовой, графической информации в условиях интерактивного взаимодействия пользователя с информационной системой.

Мультимедиа-операционные среды, основанные на использовании технологии компакт-диска, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка), используя при этом возможности интерактивного диалога.

Анализ различных пакетов программных средств, реализующих технологию мультимедиа, а также мультимедиа-курсов, предназначенных для образовательных целей, позволил выделить возможности современных систем мультимедиа:

-функционирование базы данных аудиовизуальной информации с возможностью выбора кадра из библиотеки аудиовизуальных программ и «продвижения вглубь» выбранного кадра;

выбор необходимой пользователю линии развития рассматриваемого сюжета;

-«манипулирование» (наложение, перемещение) аудиовизуальной информацией, представленной в различной форме, как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (следующего) экрана,

-контаминация аудиовизуальной информации, представленной в различной форме;

-реализация анимационных эффектов;

-деформирование визуальной информации, представленной в различной форме, по различным параметрам (например, увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);

-дискретная подача аудиовизуальной информации: с разрывами, пробелами, возможностью исключения (дополнения) части информации и представления аудиоинформации по восходящему (нисходящему) звуковому тону;

-тонирование изображения – закраска определенным цветом или цветовым тоном большей или меньшей яркости или насыщенности определенного контура на изображении фигуры;

-тенирование изображения (наложение тени) – закраска определенным цветом светлого тона той части изображения фигуры, на которую попадает свет от предполагаемого источника;

-фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения «под лупой»;

-многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью сделать активной любую часть экрана (например, в одном «окне» – видеофильм, в другом – текст);

-демонстрация «изнанки» визуальной информации;

-демонстрация реально протекающих событий в реальном времени (в виде видеофильма).

Таким образом, возможности систем Мультимедиа позволяют интегрировано представлять на экране компьютера любую аудиовизуальную информацию, реализуя интерактивный диалог пользователя с системой. При этом система обеспечивает возможность выбора по результатам анализа действий пользователя нужную линию развития представляемого сюжета или ситуации.

Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что педагогические цели использования технологии мультимедиа определяются возможностью реализации интенсивных форм и методов обучения, повышения мотивации обучения за счет применения современных средств обработки аудиовизуальной информации, повышения уровня эмоционального восприятия информации, формирования умений реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности по обработке информации [с.16,2].

Список литературы

  1. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 308 с.
  2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.
  3. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010. — 312 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья.

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья....

Использование проектных, исследовательских, информационно-коммуникационных и других развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе.

 Подготовка обучающихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе, поэтому труд учителя сегодня несколько видоизменяется и по своей методике  отходит от тр...

статья "Опыт использования информационно-коммуникационной платформы «Сферум» в образовательной деятельности."

Использование современных информационно-коммуникационных технологий является ключевым аспектом развития образования. В современном мире, наша школа активно внедряет прогрессивные методы обучения и исп...

«Опыт использования информационно-коммуникационной платформы «Сферум» в образовательной деятельности»

В данной статье я делюсь опытом использования информационно-коммуникационной платформы "Сферум". Привожу примеры организации общения с учениками в тематических чатах. Делаю вывод, что внедре...

Опыт использования информационно-коммуникационной платформы «Сферум» в образовательной деятельности школы для детей с нарушением слуха

Статья рассказывает об опыте использования информационно-коммуникационной платформы "Сферум" в образовательной деятельности ГКОУ школы-интерната г.Тихорецка для глухих и слабослышащих учащих...

Опыт использования информационно-коммуникационной платформы «Сферум» в образовательной деятельности

Сферум – это именно то недостающее звено в интерактивном образовании, которого нам не хватало на протяжении многих летВозможность организовать дистанционные занятия для ребят которые не могут по...

Опыт использования информационно-коммуникационной платформы «Сферум» в образовательной деятельности

Опыт использования ИК платформы «Сферум» в образовательной деятельности показывает положительные результаты: способствует повышению мотивации обучающихся, вызывает больший интерес к обучен...