Интеллектуальная игра по математике "Ума палата" ( 7, 9 классы)
методическая разработка по математике (7, 8, 9 класс)

Аношина Маргарита Дмитриевна

Известно, что школьная математика имеет репутацию предмета трудного, а нередко и скучного, полностью оторванного от жизни. Многие ребята просто побаиваются ее. На преодоление этого психологического барьера и выявлению способных школьников направлены усилия учителя математики, организующего внеклассную работу по предмету, основная цель которой — показать ребятам, что решение задач может быть делом доступным, живым и увлекательным. Главная цель внеклассной работы по математике - поддержка и развитие   творческих способностей и интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости математических знаний в различных сферах деятельности человека.  Кроме того, внеклассная работа по предмету  одна из распространенных форм работы с одарёнными обучающимися.

Интеллектуальная игра по математике   «Ума палата» включает в содержание  интересные математические задачи на смекалку и сообразительность, математические  ребусы, математические головоломки. Все предложенные задания способствуют привитию  интереса к предмету через соревнование, развитию  внимания, сообразительности, находчивости, мышления, наблюдательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnaya_igra._uma_palata_7-9_klass.doc936.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное мероприятие по математике.

Интеллектуальная  игра.

«Ума палата»

                       

(для 7-9 классов)

1205947523_11885263680.jpg

Математика сложна,

Но скажу с почтением:

Математика нужна

Всем без исключения.

Без неё поверьте нам

Не прожить минутки,

Прибавлять и умножать

Это вам не шутки.

С математикой друзья

Нужно подружиться.

Ведь наукам всем она

Точно есть царица.

Цели и задачи:

- активизировать познавательный интерес к предмету;

-обобщить и систематизировать теоретические и         практические знания    учащихся;        

- развивать познавательную и творческую активность;

-формировать заинтересованность в приобретении новых знаний, умение нестандартно мыслить;

-способствовать формированию чувства сплоченности, солидарности и здорового соперничества.

Ход мероприятия.

1. Вступительное слово.

Математика сложна,

Но скажу с почтением:

Математика нужна

Всем без исключения.

Без неё поверьте нам

Не прожить минутки,

Математика сложна,

Но скажу с почтением:

Математика нужна

Всем без исключения.

Без неё поверьте нам

Не прожить минутки,

1 задание: «Разминка»

1.      Как называется треугольник с равными сторонами?      

2.      Метод Эратосфена,в котором простые числа «отсеиваются» от составных

называется…..?                                                  

3.   Самая большая хорда в круге?                

4.      Сколько минут в 1 часе?                                            

5.   Что тяжелее:1кг ваты или 1кг железа?                

6.   Может ли в треугольнике быть 2 тупых угла?                  

7.   Петух, стоя на одной ноге , весит 3кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах?    

8.   Вычислите:                                                     

9.   Что означает в переводе с греческого «геометрия»?            

10.   Что является графиком функции: у=5-х ?                                    

11.   На что похожа половина яблока?                                        

12.   Назовите наименьшее двухзначное число.                  

13.   Найдите среднее арифметическое чисел 9 и 17?                    

14.   Может ли в треугольнике быть 2 прямых угла?                  

15.   Как называется прибор для измерения отрезков?                  

16.    Как называется прямоугольник с равными сторонами?      

17.   Какой дробью является дробь ?                                            

18.   Как называется треугольник, у которого две стороны равны?  

19.   Как называется прибор для измерения углов?                            

20.   Как называется дробь ,у которой числитель равен знаменателю?    

21.   Вычислите:                                                                                      

22.   Чему равна сумма углов треугольника?                                        

23.   Сколько корней имеет уравнение:?                  

24.   Назовите наибольшее трехзначное число.                    

25.   Сколько концов у 3,5 палок?                                    

26.   Кто был автором первого учебника геометрии?      

27.   Что означает (какой знак действия) черта дроби?                    

28.   Как называются стороны равнобедренного треугольника?                        

29.   Как называется отрезок, который соединяет вершину треугольника с

серединой противоположной стороны?                                    

30.    Сколько надо букв “г”, чтобы получилась большая куча сена?

31.    Сколько раз нужно взять букву “а”, чтобы получилась птица? 

32.   На столе стоят 3 стакана с ягодами. Вова съел один стакан и поставил его на стол.

Сколько стаканов на столе?

33.   Сумма каких двух чисел равна их произведению?

34.    В коробке сидело 8 котят. Сколько коробок нужно еще взять, чтобы рассадить их

по 2 котёнка в каждую?

35.    В спортивной раздевалке 2 пары ботинок и 6 пар сапог. Сколько обуви на левую

ногу?

36.    У Димы было 4 апельсина. Он дал четырем друзьям по 1 апельсину, а они ему по половинке. У кого больше?

 37.    Целая дыня и полдыни весят 3 кг. Сколько весит целая дыня?

38.    Две сливы весят, как одно яблоко. Что тяжелее: 5 слив или 3 яблока?

39.    К остановке подъехали: троллейбус, трамвай и автобус. В каком порядке они стоят,

 если автобус — не первый, а трамвай – не третий и не первый?

40.    От дома до колодца 15 метров. Юра принес три ведра воды. Сколько метров он при

 этом прошел?

41.    На сколько, станет больше или меньше карандашей, если взять 2 раза  по 6

карандашей, а положить 3 раза по 4 карандаша?

42.    Начало сказки «Снежная королева» на 20 странице, а конец – на 50. Сколько

страниц нужно прочитать?

43.    У Максима и Жени наклеек поровну. Максим дал Жене 15 наклеек. На сколько

больше стало наклеек у Жени, чем у Максима?

 

2 задание: «Загадалки» (загадки)

  1. Им все кончается.

Бывает вступительный и выпускной.

  1. Знаменитое число.

Связь длины и  диаметра окружности.    

  1. Геометрическая фигура.

        Часть плоскости,   ограниченная окружностью.

 Может быть спасательным.      

  1. Знак действия в математике.

      Он есть и на элементах питания.

       Это такой крестик, из двух палочек.      

5.   Утверждение в математике, с которым

впервые встречаются в 7классе. Ее надо

доказывать.    

6.   Сговорились две ноги делать дуги и круги.

7.   На них учатся.

Отличники их делают редко.

За это снижают отметки.      

8.   По черному белым

Пишут то и дело.

Потрут тряпицей —

Чиста страница.

9.   Я здесь! Cейчас я вертикальна!

Могу и лечь горизонтально.

Могу принять любой наклон

10.    Раньше ими пользовались в магазине. Простейший калькулятор.      

11.   Одна шестидесятая его равна 1 минуте. Единица измерения углов.      

     

12.   В белом поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много—много лет

Оставляет он свой след.

13.   Я невидимка! В этом суть моя.

Меня ничем нельзя измерить,

Настолько я ничтожна и мала.

14.   То я в клетку,

То в линейку.

Написать по ним сумей—ка!

Можешь и нарисовать…

Что такое я? …  

15.   Хоть и не прачка, я друзья,

Старательно  стираю  я.

16.   До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог.

17.   Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

18.   Ничего не стоящий, не значащий человек.

Цифра та  - не колобок, а просто

он пустой кружок.    

19.   У некоторых овощей только он и есть.   Его обычно извлекают.              

20.   Они доходят до нас от солнца.

Бывает числовым и координатным.        

21.    Есть, друзья, такая птица:

Если сядет на страницу,

Очень рад бываю я,

А со мною вся семья.

22.    Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

23.   Я весь мир слепить готов —

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин —

У меня есть...  

24.   Как изучишь все бока

Расписного колобка,

Так узнаешь, где Дунай,

Где Кавказ, а где — Китай.

25.  Одна из чудес света- гробницы египетских царей – фараонов.

            Геометрическое тело, многогранник.    

26.    В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц? ...

27.    Стоит чудесная скамья,

На ней уселись ты да я.

Скамья ведет обоих нас

Из года в год

Из класса в класс

28.    Глядела цифра в зеркало

И о сестре мечтала.

Но только свойства одного

Его видать не знала.

И получила двойника.

Как капелька водицы

Сестра похожа на нее.

Да только вниз косица.  

29.   Бывает барабанная или пальцами.

      Отношение двух выражений.          

3  задание: «Опознай пословицу»

Вам предлагается версия известной русской пословицы или поговорки, переделанная на математический лад. Попробуйте вспомнить, как они

звучат в оригинале.

  1. Скажи мне, какой у тебя транспортир, и я скажу, кто ты.
  2. Десятичную дробь запятой не испортишь.
  3. По формуле встречают, по уму провожают.
  4. Дарёному калькулятору в клавиши не заглядывают.
  5. Мал треугольник, да дорог.  
  6. Семь раз подумай, один раз ответь.  
  7. Математике учиться всегда пригодится.  

4  задание: «Сложи слово»

Загаданное слово делится на части, причем каждая составляющая –

самостоятельное слово. Вам надо отгадать эти части, затем их сложить, и вы сможете

получить новое слово.

Итак, отгадайте слова:

1.    Предлогом стоит в моем начале,

В конце же – загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом.

2.    Игра – в ней лошади нужны,

К игре проступок пристегни.

И называй, дружочек, смело

То, что давно уже не цело.

3.    Две ноты – два слога,

А слово – одно,

И меру длины    означает оно.

4.    Первое – летом, весной  выпадает,

Льдинками все то в садах побивает.

Ну, а второе – мужчин украшенье,

Нету у многих его, к сожаленью.

А вот все вместе – то мера углов,

Температуры горячих голов.

5.  Вначале – двойка. Далее – мужчина,

Высокого он титула и чина.

А слово целиком – обозначенье,

Дробящее на дозы обученье.

5  задание: «Шарады»

1.Двойку в твоем дневнике

С мужем графини сложи

Вместе прочти -  и узнаешь,

Что тебе задали на дом.

3. Первое-нота, второе-тоже,
А целое на горох похоже.

5.Когда меня ты режешь, то не плачешь,

Но все-таки смахнешь слезу с лица.

А сменишь букву -  выгляжу иначе:

С началом я, но без конца.

7. Начало- нота,
Потом оленя украшение.
А вместе- место
Оживленного движения.


2.Предлог, а следом Н2О

А больше, в общем, ничего.

А в целом – конная повозка

4.Арифметический я знак,

В задачнике меня найдешь во многих строчках.

Лишь «о» ты вставишь, зная как,

И я  - географическая точка.

6. Возьмите меньшее трехзначное число,

И букву назовите с ним одновременно

И вы получите одно из слов,

Которым называется куча сена.

8. Начало слова- лес,
Конец- стихотворенье,
А целое растет, хотя и не растенье.

6  задание: «Лестница»

Вы должны ответить на 15 вопросов из различных областей знаний. Это

русский язык, литература, математика, биология, география, логика.

Биология:

  1. Этим математическим действием размножаются простейшие организм.  
  1.  Сколько основных групп крови у человека?
  2. Какая птица может летать хвостом вперед?

Математика:

  1. Последовательница ноля.
  2. Приплюснутый круг.  
  3. Третья степень числа
  4. Цифровой знак, показывающий отсутствие величины.
  5. Единица со свитой 6 нулей.

Русский язык:

  1.  Переставьте буквы в словах так, чтобы у вас получилось новое слово с математическим смыслом:

Тир –

Бром –

Лето –

Сплю –

  1. Что есть у слова, растения и уравнения?
  2.        Чем квадрат похож на круг?  
  3. Что в шутливом выражении прибавляют к вагону, чтобы получилось

 «очень много»?  

Математическая география:

  1.        Что общего у земли и нашего мозга?
  2. Эту геометрическую фигуру можно превратить в полезное

ископаемое, при помощи мягкого знака.

3.   Сколько существует частей света?

Литература:

1. «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя». Чьи это слова?

2.  Что нужно брать с  героев, а также со всех хороших и добрых людей?  

3. Что общего между пьесой и решением математической задачи?

4. Закончите название книги В. Толкиена «Властелин …

5. Сколько вещей сдавала дама на станции, согласно багажной квитанции,

у С. Маршака?

Уроки истории:

  1. Петр I хорошо знал  аудицию,   субстракцию,  мультипликацию и дивизию.

 В его времена не каждый знал эти четыре действия, и Петр настойчиво

заставлял своих сподвижников изучать их. Сейчас каждый школьник

знает их.  А как мы их сегодня называем?

  1. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок

приводит». Кто это сказал?  

  1. Что на Руси называли «ломаными числами»?
  2. Почему не дают Нобелевскую  премию математикам, даже самым талантливым?
  3. Что такое «миллениум»?

Логика:

  1. Представьте, что вы бежите кросс и обогнали бегуна, который

занимал вторую позицию. На какой позиции вы теперь находитесь?

  1. Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот

 же результат?

  1. У Марины было целое яблоко, две половинки, четыре четвертинки.

Сколько яблок было у Маринки?

4.     Длина парты - 120см, ширина – 70см. Переведите в метры и

посчитайте, сколько сердечек для Юли сможет вырезать Алексей,

если площадь одного сердечка 0, 005м2?  

5.   Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый?

 

7 задание: «Узнавалки»

Назовите математические термины, понятия, символы, знаки на букву  «П»

 Каждое слово-1 балл.

8 задание: «Переставляшки»

(нужно  переставить буквы и получить новые слова)

РЕНИУАНВЕ    

ЬДОРБ            

ТЕООРЗК        

МАМРГ          

МЕЛЬДО        

9 задание: «Угадай-ка» (разгадывание ребусов)

1.http://u.jimdo.com/www48/o/sce213d42692405fa/img/i03f762c2cbc3705c/1344602455/std/image.jpghttp://u.jimdo.com/www48/o/sce213d42692405fa/img/ib6b5bf3f9834cb44/1344602358/std/image.jpg

               1.                                                 2.

http://u.jimdo.com/www48/o/sce213d42692405fa/img/iff4ca6473b8edd58/1344602439/std/image.jpghttp://u.jimdo.com/www48/o/sce213d42692405fa/img/i5a2cc18606fa1d26/1344937286/std/image.jpg

3.                                                         4.

http://u.jimdo.com/www48/o/sce213d42692405fa/img/i2181fa69f9aab3c9/1344602744/std/image.jpg
          5.                                                    6.                                                                                        http://u.jimdo.com/www48/o/sce213d42692405fa/img/i83b4ca063c1149b6/1344602796/std/image.jpghttp://u.jimdo.com/www48/o/sce213d42692405fa/img/ib538d7e508a64a44/1344937272/std/image.jpg

7.                                                   8.

http://u.jimdo.com/www48/o/sce213d42692405fa/img/i24d10f59b2668023/1344603034/std/image.jpghttp://u.jimdo.com/www48/o/sce213d42692405fa/img/i9ae334ce2942fe16/1344935138/std/image.png

9.                                                                   10.

http://u.jimdo.com/www48/o/sce213d42692405fa/img/iaefae22d39bf6478/1344935273/std/image.pnghttp://u.jimdo.com/www48/o/sce213d42692405fa/img/i785c8cffcd97a975/1344935431/std/image.png

11.                                                      12.

http://u.jimdo.com/www48/o/sce213d42692405fa/img/i9f1e6690c4f455aa/1344936282/std/image.pnghttp://u.jimdo.com/www48/o/sce213d42692405fa/img/idf028dfeee93f7b2/1344936444/std/image.png

13.                                                     14.

http://u.jimdo.com/www48/o/sce213d42692405fa/img/i2db90aea153db450/1344936643/std/image.pnghttp://u.jimdo.com/www48/o/sce213d42692405fa/img/if74860dfa8f2565c/1344937193/std/image.png

15.                                                   16.

17. Ребусы по математике                18. Ребусы по математике

19.   Ребусы по математике             20. Ребусы по математике

21.      Ребусы по математике         22.  Ребусы по математике

23.  Ребусы по математике           24. Ребусы по математике

25.Ребусы по математике            26.Ребусы по математике

27.      Viet

10 задание: «Конструктор»

составить как можно больше слов из слова «математика»

Подведение итогов.

 

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс

"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...

"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс

"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...

Интеллектуальные игры "Счастливый случай"10-11 класс по теме "Малые страны Европы"

Прекрасный материал для закрепления темы зарубежная Европа...

Интеллектуальные игры "Счастливый случай"10-11 класс по теме "Большая 8"

Прекрасный материал для закрепления темы зарубежная Европа...

Интеллектуальные игры "Счастливый случай"10-11 класс по теме"Страны Восточной Европы"

Прекрасный материал для внеклассной работы по предмету...

Зоологическая интеллектуальная игра для учащихся 5-7 классов "В мире птиц"

Интересное и увлекательное мероприятие, в ходе которого можно узнать много нового о строении,  жизни, поведении птиц....

Интеллектуальная игра «Слабое звено». 7-9 класс

Интеллектуальная игра по истории «Слабое звено».Цели:  1) Выработать представление о предлагаемой форме деятельности в системе внеклассной работы....