Математический конкурс «Ох, уж эта математика»
учебно-методический материал

Плехова Людмила Анатольевна

Математический конкурс

«Ох, уж эта математика»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oh_uzh_eta_matematika.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математический конкурс

«Ох, уж, эта математика»

Зал красочно оформлен: на стенах математические газеты, рисунки, кроссворды, высказывания учёных, их портреты. В жюри трое родителей. Представление команд и членов жюри.

Учитель: Счётный конкурс открываю,

Добрый день мои друзья!

Две команды на турнире,

Их сейчас представлю я.

№ 1: Вот команда «Треугольник »

Пусть узнает каждый школьник,

Будут им, сказать хочу,

Все заданья по плечу!

№2: «Ноль»-весёлый, добродушный

Во всём он вежливый , послушный.

И пусть же знают все из вас,

«Ноль»-команда высший класс.

Учитель: Чтоб игра пошла, как надо,

Я жюри представить рада.

Итак, турнир я открываю

Всем успехов пожелаю,

Думать, мыслить, не зевать,

Быстро всё в уме считать.

Давайте договоримся: В соревновании между вами

                                       Вы останетесь друзьями.

                                       И пусть борьба кипит сильней

                                       И ваша дружба крепнет с ней.

ПЕРВЫЙ ТУР.

Учитель: Первый тур мы начинаем,

                  Победителей узнаем.

                  Здесь загадки и шарады,

                  За разгадку всем награды.

(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)

         

  1. Шла старушка в Москву, и навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву?
  2. К семи прибавить пять. Как правильно записать: «одиннадцать» или «адиннадцать»?
  3. Спутник Земли делает один оборот за 1ч 40мин, а второй оборот за 100 мин. Как это получается?
  4. Из Москвы в Петербург вышел поезд со скоростью 60 км/ч, а из Петербурга в Москву вышел второй поезд со скоростью 70км/ч. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи?
  5. Рыболов за 2 минуты поймал 4 рыбки. За сколько минут он поймает 8 таких же рыбок? (задача не имеет решения)
  6. Крыша одного дома не симметрична(не одинакова):один её скат составляет с горизонтом угол в 70°,а другой в 60°. Предположим, что петух откладывает на гребне крыши яйцо. Куда оно покатится?
  7. Вы знаете, сколько дней в январе? А вот представьте себе, что месяц январь не закончился, а продолжается, и сегодня -35 января. На какой день февраля придётся это число? (4 февраля)
  8. Если бы мы продлили продолжительность месяца июня, то на какое число пришлось бы 33 июня? (3 июля)
  9. Двое друзей собрались поехать на электричке за город. Они договорились встретиться в пятом вагоне. Однако они не согласовали, в пятом вагоне от начала или от конца поезда. И один сел в пятый вагон от начала, а второй- в пятый вагон от конца. Но они всё  таки встретились. Сколько вагонов было в поезде? (9)

10.Чтобы распилить доску на несколько частей, столяр сделал на ней пять заметок. Сколько частей получилось на доске? (6)

Задание болельщикам:

Я села в автобус. В автобусе, кроме меня, было 17 пассажиров. На первой остановке вышли 6 человек, а вошли двое. На второй остановке вошли ещё 10 человек, но никто не вышел. На следующей остановке вошли 3 человека, а вышли 8. Потом на остановке вошли ещё 4 человека, а вышли 7. На следующей остановке гражданин вошёл с собакой. Сколько было остановок? (5)

Слово жюри.

ВТОРОЙ ТУР.

Учитель: Тур второй: пусть всякий знает ,

                 Кто же лучше вычисляет?

                 Мне задачки прочитать,

                 Вам же думать и считать!

Задача 1. (1 команде)

1кг – 60 рублей

Сколько стоит каждый пакет муки?

    5+5+5=15(кг)

15-2-1 = 12(кг)

12:4=3(кг)

3*60=180 рублей

Задача 1. (для второй команды)

    1 кг- 50 рублей

    Сколько стоит каждый арбуз?

5+5+5+5=20 (кг)

20-3-1=16(кг)

16:2=8(кг)

8*50=400 руб.

Задача 2. Определите время по этим часам.         

C:\Users\Dom\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image3.jpeg

(35 минут одиннадцатого)            (20 минут третьего)

Задача 3.

Расставьте в комнате 7 стульев так, чтобы у каждой стены стояло 2 стула.

Расставьте в комнате 9 стульев так, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула.

Для болельщиков. Таблица умножения на пальцах.

При умножении на 9 пальцы рук могут служить счётным прибором. Для этого обе руки кладутся на парту. Как для этого используются все 10 пальцев, покажем на примерах. Пусть требуется умножить 3 на 9.Слева направо найдите третий палец и загните его. Тогда слева от загнутого пальца выпрямленными будут 2 пальца, они будут означать 2 десятка. Справа от загнутого пальца выпрямленными окажутся 7- пальцев, они означают 7 единиц. Сложите 2 десятка и 7 единиц, получите 27. Сами пальцы показали это число.

Возьмите другой пример: 6*9.

Разминка для болельщиков.

 

  1. В одной семье у каждого из трёх братьев есть сестра. Сколько детей в семье? (4)
  2. Петух, стоя на одной ноге, весит 5кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? (5кг)
  3. Есть 2 сковородки. На каждой помещается один блин. Надо пожарить три блина с двух сторон. Каждая сторона блина жарится 1 мин. За какое наименьшее время можно это сделать? (3 мин)
  4. На складе было 5 цистерн с горючим, по 6 т в каждой. Из двух цистерн горючее выдали колхозам. Сколько цистерн осталось? (5)
  5. Чтобы сварился 1кг мяса, требуется 1ч. За сколько времени сварится полкилограмма такого же мяса? (за 1 ч)
  6. Летела стая гусей: один гусь впереди, а 2 позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было всех гусей? (3 гуся)

Слово жюри.

Третий тур.

Учитель:        Третий тур мы начинаем,

                  Капитанов приглашаем.

                  Будут трудные задачи,

                  Пожелаем им удачи.

  1. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? ( 50)
  2. Что становится легче, когда его наполняют? ( шарик)
  3. Чем кончается день и ночь? ( мягким знаком)
  4. У лестницы 15 ступенек. Какая ступенька у неё средняя?(восьмая)
  5. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно)
  6. Если в 12ч ночи идёт дождь, то можно ли через 72ч ожидать солнечную погоду? (нет, будет опять ночь)

Четвёртый тур.

Учитель:        Вы, ребята, все устали,

                     Много думали, считали.

                     Отдохнуть уже пора!

                     Так четвёртый тур- «Игра!»

  1. «Каждой руке-своё дело.» Правая рука чертит окружность,  левая- треугольник.
  2. Нарисуй из цифр человека.
  3. Конкурс на внимание.

Кто из вас сосчитает до 30 и ни разу не собьётся, соблюдая одно условие: числа, делящиеся на три, называть нельзя, а вместо них говорить «не собьюсь».

Слово жюри.

Для болельщиков.

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз

Лишь скажу я слово « три»

Приз немедленно бери!

Однажды щуку мы поймали

Распотрошили, а внутри…

Рыбёшек мелких увидали

И не одну, а целых…две.

Мечтает мальчик закалённый

Стать олимпийским чемпионом

Смотри, на старте, не хитри,

А жди команду: «Раз, два, …,марш!»

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи.

 А про себя их повтори

Разок, другой, а лучше … пять!

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну, что ж, вы приз, друзья, не брали

Когда была возможность брать?!

Слово жюри.

Домашнее задание команды «Треугольник».


Стихотворение-шутка Т. Жилиной
 «Треугольник и квадрат».

1-й ученик:  Жили - были два брата:

                      Треугольник с квадратом.

                      Старший - квадратный,

                      Добродушный, приятный.

                      Младший - треугольный,

                      Вечно недовольный.

                      Стал расспрашивать квадрат:

Квадрат:               «Почему ты злишься, брат?»

      2-й ученик:            Тот кричит ему:

Треугольник:        «Смотри,

                                  Ты полней меня и шире.

                                  У меня углов лишь три,

                                  У тебя же их четыре!»

2-й ученик:            Но Квадрат ответил:

Квадрат:                «Брат!

                                      Я же старше, я - квадрат!»

    2-й ученик:                 Но настала ночь и к брату

                             Натыкаясь на столы,

                             Младший лезет воровато,

                             Срезать старшему углы.

(Треугольник подходит к спящему Квадрату и ножницами срезает у бумажного квадрата все четыре угла)

                              Уходя, сказал:

 

Треугольник:      «Приятных 

                              Я тебе желаю снов!

                              Спать ложился - был квадратным,

                              А проснешься без углов!»

3-й ученик:                   Но наутро младший брат

                               Страшной мести был не рад.

                                Посмотрел он - нет квадрата

                                Онемел... стоял, без слов...

                     Вот так месть! Теперь у брата

                                Восемь новеньких углов!

Домашнее задание команды «Нолики».

Сказка про ноль.

1-й ученик:             Вот это Ноль, иль ничего,              

                               Послушай сказку про него.

                               Сказал веселый круглый Ноль

                               Соседке Единице:

Нолик:                   «С тобою рядышком позволь

                               Стоять мне на странице.»

        1-й ученик:           Она окинула его

                                Сердитым, гордым взглядом:

Единица:             «Ты, Ноль, не значишь ничего,

                                Не стой со мною рядом!»

1-ученик:               Ответил Ноль:

Нолик:                «Я принимаю свою вину,

                               Что ничего не стою.

                 Но можешь стать ты десятью

Коль буду я с тобою.

                               Так одинока ты сейчас.

                               Длинна и худощава.

                               Но будешь больше в десять раз,

                               Когда я встану справа.

                               Напрасно думают, что Ноль

                               Играет маленькую роль.

1-й ученик:              Мы двойку в 20 превратим, (цифры выходят из строя)

                                  Из троек и четвёрок

                                  Мы можем, если захотим,

                             Составить 30,40.

                             Пусть говорят, что мы ничто.

                             С двумя нулями вместе

                             Из единицы выйдет 100,

                             Из двойки - целых 200 !

Жюри подводит итоги.

Учитель: Я докажу, что в течении целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно ещё 182 дня отпадает. Остаётся 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому ещё 15 дней отпадает. Остаётся всего-навсего 5 дней. Многому ли тут можно выучиться?

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

         Кто же лучше всех трудился

  И в турнире отличился?

Жюри объявляет результаты, называет лучших участников турниров.     Награждение победителей.

В заключении все поют песню из пьесы «Димка – невидимка».

  1. Чтоб водить корабли,     2. Почему корабли        3. Чтоб врачом, моряком

Чтобы в небо взлететь,      Не садятся на мель,         Или лётчиком стать,

Надо многое знать,            А по курсу идут              Надо прежде всего

Надо много уметь.             Сквозь туман и метель?  Математику знать.

И при этом, и при этом     Потому что, потому что  И на свете нет профессии

Вы заметьте – ка,               Вы заметьте – ка,              Вы заметьте – ка,

Очень  важная наука          Капитанам помогает       Где бы нам не пригодилась

Математика!                        Математика!                   Математика!