Открытый урок "Проценты"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Надгериева Джульетта Игнатовна

Урок посвящен теме "Проценты"   в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protsenty-konspekt_uroka.docx47.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Урок математики по теме "Проценты"

Учитель : Надгериева  Д.И.

Класс: 6

Тип урока: урок обобщения знаний.

Форма проведения: урок-презентация.

Цели урока: 

  • Дидактические:
  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «проценты»;
  • закрепить навык решения всех типов задач на проценты, а также задач на простые и сложные проценты.
  • Развивающие:
  • продолжить развитие логического мышления и мировоззрения учащихся.
  • Воспитательные:
  • продолжить воспитание у школьников устойчивого интереса к математике.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук (мультимедийная установка), таблица, индивидуальные карточки для учащихся.

План урока: 

1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока.
3. Актуализация знаний: историческая справка, проверка домашнего задания, устная работа, математический диктант.
4. Занимательная математика.
5. Решение задач.
6. Итог урока.

Презентация: Приложение 1.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мы начнём с загадки, отгадайте, что это за слово?  (Приложение 1, слайд 1)

Часть слова первая – предлог,
Вторая – мелкая монета,
А весь он, он бы нам помог
При счёте, ну и что же это? (Процент)

Итак, тема нашего урока «Проценты».  (Приложение 1, слайд 2) Запишите в тетради число, классная работа и тему урока.

2. Постановка цели урока

– А где в повседневной жизни встречается понятие процента. Приведите утверждения с процентами (дети приводят примеры). Итак, мы видим как часто встречается понятие процента, как необходимо знать и понимать что это. И цель нашего сегодняшнего урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Проценты», отработать навык решения задач на проценты. 

3. Актуализация знаний

– Дайте математическое определение процента. (Процентом – называется 1/100 часть. 1% = 1/100)   (Приложение 1, слайд 3)
– Чему равна вся величина?    (т.к. 1% = 1/100, то вся величина равна 100%)  
– Но откуда произошло слово «процент» и почему оно так обозначается? (
Приложение 1, слайд 4)
(1 человек рассказывает об истории, а в это время 3 человека у доски заполняют таблицу для проверки домашнего задания)

img1.gif (17987 bytes)

– Ребята, вспомните, какие типы задач на проценты мы знаем? (Приложение 1, слайд 5)

http://festival.1september.ru/articles/571298/img2.gif

(Приложение 1, слайд 6) Посмотрите на эти схемы, придумайте задачу к каждой схеме и решите тремя способами (устно):

220 – 100%                          120 – 15%                                ? (Какая задача спрятана, на какой
х   – 15%                               х   – 100%                                 тип, придумайте задачу)

(слайд 7) Выполните устно следующее задание:

Докажите или опровергните высказывания:

1. 6 b/10 составляют 30% от 2b;        (истинно)
2. 4 с/10 на 40% меньше, чем с;        (ложно)
3. 2d на 200% больше, чем d;          (ложно)
4. 30% равны одной трети;              (ложно)
5. 76% больше трёх четвертей;       (истинно)
6. Увеличить на 300% – это увеличить в 3 раза;      (ложно)
7. Уменьшить на 50% – это уменьшить в 2 раза;     (истинно)
8. 200 г 10% сахарного сиропа содержит 10 г сахара.    (ложно)

А теперь проведём математический диктант. Запишите в тетради номер варианта и записывайте только номер задания и ответ. (слайд 8)

Проверка осуществляется в форме взаимопроверки (меняются друг с другом тетрадями,  проверяют и выставляют оценки: 7 верных ответов – «5»; 6 верных ответов – «4»; 4-5 верных ответов – «3»)

I вариант

II вариант

1. Найдите 8% от 400.
2. Найдите число, 5% которого равны 20.
3. Сколько процентов составляет 8 от 40?
4. Как называется 1% от метра?
5. Число 60 увеличили на 15. На сколько процентов увеличили число?
6. Цена на шоколад понизилась на 10%. Сколько теперь будет стоить 10-рублёвая шоколадка?
7. Некоторое число увеличили в 5 раз. На сколько процентов увеличили число?

1. Найдите 6% от 700.
2. Найдите число, 20% которого равны 40.
3. Сколько процентов составляет 6 от 50?
4. Как называется 1% от рубля?
5. Число 75 уменьшили на 15. На сколько процентов уменьшили число.
6. Мартышка собиралась съесть 30 бананов, но съела на 20% больше. Сколько бананов съела мартышка?
7. Некоторое число увеличили на 500%. Во сколько раз увеличили число?

Ответы: I вариант: 1) 32;  2) 400;  3) 20%;  4) сантиметр;  5) 25%;  6) 9 руб.;  7) 400%. (Приложение 1, слайд 9) II вариант: 1) 42;  2) 200;  3) 12%;  4) копейка;  5) 20%;  6) 36 бананов;  7) 6 раз.

4. Немного занимательной математики

Блез Паскаль говорил: «Предмет математика настолько серьёзен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным».
Поэтому я предлагаю послушать сказку «Хитрые проценты» (дети читают  по ролям) Но будьте внимательны. Вам нужно будет сформулировать, какую задачу пришлось решать героям данной сказки. (
Приложение 1, слайды 10-16)

Хитрые проценты

Жили-были в Африке непоседливая Мартышка, рассудительный Удав, болтливый Попугай и очень умный Слонёнок. Да-да! Те самые, которых придумал писатель Григорий Остер.
Однажды Удав сказал: «Надоело мне ползать по земле. И не видно ничего, и медленно. Давайте купим вертолёт и посадим в него меня». «И меня, – закричала Мартышка. – Мы полетим быстрее Попугая!»
«Это мы ещё посмотрим», – возразил Попугай. А Слонёнок очень огорчился: «Меня в вертолёт не посадишь. Авария будет!»
Слонёнка утешил Удав: «Ты будешь судьёй нашего соревнования. Но где нам взять вертолёт?» «Я придумала! – заорала мартышка. – Пусть Попугай слетает в магазин и купит там заводной вертолёт. Он стоит сто бананов, и я их сейчас соберу».
Собрала Мартышка сто бананов, и Попугай полетел в город. Вернулся он очень быстро. «Где мой вертолёт?» – спросил Удав. «Где мои бананы?» – закричала Мартышка. «Вертолёты подорожали, – объявил Попугай, – на 10 процентов. Так что бананов не хватило, и я раздал их детям. Дети сказали мне, что завтра вертолёты снова подешевеют. И опять на 10 процентов».
Наутро Попугай, захватив новые сто бананов, полетел в магазин. Скоро Попугай вернулся с прекрасным вертолётом.
«Почему это ты облизываешься?» – подозрительно спросила Попугая Мартышка». «А потому, что я съел оставшийся банан». «Не понимаю, – сказал Удав. – Вертолёт сначала стоил сто бананов. Потом он подорожал на 10 процентов, потом подешевел тоже на 10 процентов». «А я тебе дала ровно сто бананов», – вмешалась Мартышка». «Я и сам не понимаю, – сказал Попугай, но банан был очень вкусный». И он расправил крылья, готовясь к соревнованию.
А Слонёнок сказал так: «Когда вертолёт подорожал, он стал стоить сто десять бананов. А подешевел он на десять процентов от ста десяти, то есть на одиннадцать бананов. Значит, теперь вертолёт стоит девяносто девять бананов, и всё правильно. Ну, летите, а я буду судить».
– Итак, сформулируйте задачу? Почему цена на бананы уменьшилась?

5. Решение задач

2 человека получают индивидуальные карточки и работают на скрытых досках.

Карточка 1. По закону о защите прав потребителя продавец несёт ответственность за каждый день задержки выполнения требований потребителя о замене некачественного товара в размере одного процента стоимости товара. Какова была стоимость товара, если с учётом задержки на 15 дней продавец вынужден был заплатить 1840 рублей?

Карточка 2. Парки и скверы в городе N занимают 20% от площади города. Городскими властями решено ежегодно увеличивать площади зелёных насаждений на 15% от прошлогодних площадей (до достижения нормальной экологической обстановки). На сколько увеличится площадь зелёных насаждений через  3 года, если площадь города составляет 30 км2? (Ответ округлите до целых).

Остальные решают задачи (Приложение 1, слайд 17), один ученик работает у доски:

№1. Слонёнок за весну похудел на 20%, потом поправился за лето на 30%, за осень опять похудел на 20% и за зиму прибавил в весе на 10%. Остался ли за этот год его вес прежним? Если изменился, то на сколько процентов и в какую сторону?

Решение:

1) 80 + 80 • 0,3 = 104% – после лета.
2) 104 – 104 • 0,2 = 83,2% – после осени.
3) 83,2 + 83,2 • 0,1 = 91,52% – после зимы.

Ответ: похудел на 8,48%.

№2. Хранили 20 кг крыжовника, ягоды которого содержат 99% воды. Содержание воды в ягодах уменьшилось до 98%. Сколько крыжовника получится в результате?

Решение:

1) 20 • 0,01 = 0,2 (кг) – сухого вещества.
2) 0,2 : 0,02 = 10 (кг) – стало крыжовника.

Ответ: 10 кг.

– Ребята, а какие задачи на проценты мы с вами ещё не повторили? (задачи на простые и сложные проценты)
– В каких задачах обычно встречаются простые и сложные проценты? (в задачах на банковские расчёты)
– Но законы простого и сложного процентного роста встречаются не только в задачах на банковские расчёты. Проверяются и комментируются задачи, которые дети решали на индивидуальных карточках. 

Карточка 1 (Приложение 1, слайд 18)

Решение:

Sn = ( 1 + )S – формула простого процентного роста.
1840 = (1 + )S;
S = 1600.

Ответ: 1600 рублей.

– Всегда ли формула имеет такой вид? Если  Sn = ( 1 – ) S, то какой рост?

Карточка 2 (Приложение 1, слайд 19)

Решение:

Sn = (1 + )nS – формула сложного процентного роста.
1) 30 • 0,2 = 6 (км2) – парки и скверы.
2) (1 + )3 • 6 ? 9 (км2) через 3 года.
3) 9 – 6 = 3 (км2) – увеличение.

Ответ: на 3 км2.

– В чём состоит разница простого и сложного процентного роста? (при простом росте процент каждый раз исчисляется, исходя из начального значения, а при сложном росте он исчисляется из предыдущего значения. При простом росте 100% – начальная сумма, а при сложном 100% каждый раз новые – предыдущее значение).

6. Итог урока (Приложение 1, слайд 20)

Что нового узнали сегодня на уроке?
– Что повторили?
– Чью работу на уроке вы можете сегодня отметить?  (Оценки)
Оцените свою работа. Начертите отрезок, на одном конце 0 (ничего не понятно) на другом 1 (всё понятно). Выставите любую фигурку, которая покажет уровень понимания, того чем мы занимались на сегодняшнем уроке.

http://festival.1september.ru/articles/571298/img3.gif

Домашнее задание: № 103, 110, придумайте задачу, решением которой является уравнение 1,5х – 3 = х + 7,5 и решите его методом «весов», № 102* (для желающих). (Приложение 1, слайд 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).

Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».

ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами,  атласами, таблицам.ВОСПИТ...

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....