Карточка-консультант по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"
консультация по математике (6 класс)

Щеголева Ольга Петровна

Этот материал адресован шестиклассникам, обучающимся по учебнику "Математика 6" Виленкина Н. Я. и др., но может быть полезен для повторения и в более старших классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карточка-консультант по теме

«Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»

Правило

Примеры применения правила

Понятие модуля

Модулем числа а называют расстояние (в еди-ничных отрезках) от начала координат до точки А(а).

Обозначение модуля

Пишут:

Чтение модуля

Читают: «модуль минус восьми целых пяти десятых»

Примеры нахождения модуля

  1. Найдем  

Так как  точка с координатой   –8,5 удалена  от начала координат на 8,5 единичных отрезков, то

 = 8,5.

  1. Найдем   .

Так как  точка с координатой       удалена  от начала координат на  единичных отрезка, то

  = .

  1. Модуль числа 0 равен 0, так как точка с координатой 0 совпадает с началом отсчета и удалена от нее на 0 единичных отрезков.

    = 0.

Правило сложения отрицательных чисел

Чтобы сложить два отрицательных числа, надо: 1) сложить их модули; 2) поставить перед полученным числом знак  «минус».

Надо помнить, что при сложении отрицательных чисел в ответе получается отрицательное число.

Примеры применения

правила  сложения отрицательных чисел

1) –6 + (–15) = – (6+15) = –21;

2)  – 5,2 – 18, 9 =  – (5,2 + 18,9) =  – 24,1;

3) –12  – 4 = – (12  + 4) =  –16 = –17.

Правило сложения чисел с разными знаками

Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо: 1) из большего модуля слагаемых вычесть меньший; 2) поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше.

Обычно сначала определяют знак суммы, а потом находят разность модулей.

Примеры применения

правила сложения чисел с разными знаками

  1. –6 + 15 = + (15 –  6) = 9;

  1. 5,2 + (– 18, 9) =  – (18,9 – 5,2 ) =  – 13,7;

3) –12  +  4 = – (12  –  4) = –(11  – 4) =    = –7.

Как из одного числа вычесть другое

Чтобы из данного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому:

a – b = a + (– b);

a – (– b) = a +  b,   а затем применить либо правило сложения отрицательных чисел, либо правило сложения чисел с разными знаками.

Примеры вычитания

1)14,1 – 31= 14,1 + (– 31) = – (31,0 – 14,1)= – 16,9;

2) –8,6 – (–4,8) = –8,6 + 4,8= –(8,6 –4,8) = –3,8.

Компоненты сложения

слагаемое + слагаемое = значение суммы

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из значения суммы вычесть известное слагаемое.

Решить уравнение

а) х + (– 5,7) = 11,6;

х= 11,6 – (– 5,7);

х=11,6 + 5,7;

х= 17,3.

Ответ: 17,3.

б) 7,8 + х =  – 12,3;

х = – 12,3  – 7,8;

х =  – (12,3 + 7,8);

х = – 20,1.

Ответ: – 20,1.

в) х + (– 2,9) =  – 6,4;

х= – 6,4 – (– 2,9);

х= – 6,4 + 2,9;

х = – (6,4 –  2,9);

х = – 3,5.

 Ответ: – 3,5.

г) 15,4 + х = 1,16;

х=1,16  – 15,4;

х = 1,16 + (– 15,4);

х = – (15,40 – 1,16);

х = –14,24.

Ответ: –14,24.

Компоненты вычитания

уменьшаемое – вычитаемое = значение разности

Решить уравнение

а) х – 3,2 = – 9,8;

х= – 9,8 + 3,2;

х = – (9,8 – 3,2);

х = –6,6.

Ответ: –6,6.

б) х – (–7,3) =  –0,19;

х= –0,19 + (–7,3);

х = – (0,19 + 7,30);

х = –7,49.

Ответ: –7,49.

а) 14,8 – х = 15,2;

х= 14,8 – 15,2;

х= 14, 8 + (– 15,2);

х= –(15,2 – 14,8);

х= –0,4.

Ответ: –0,4.

б) –3,7 – х = 2,12;

х= –3,7 – 2,12;

х= – (3,70 + 2,12);

х =  – 5,82.

Ответ:  – 5,82.

в) 6,5 – х = –21,45;

х = 6,5 – (–21,45);

х=6,5 + 21,45;

х=  6,50+21,45;

х= 27,95.

 Ответ: 27,95.

г)  – 5,09 – х = – 18,3;

х = – 5,09 – (– 18,3);

х = – 5,09 + 18,3;

х = 18,30 – 5,09;

х = 13,21.

Ответ: 13,21.

д) – 5,09 – х = – 0,3;

х = – 5,09 – (– 0,3);

х = – 5,09 + 0,3;

х =  – (5,09 – 0,30);

х =  – 4,71.

Ответ: – 4,71.

е) 22,05 – х =   1,8;

х = 22.05 – 1,8;

х = 22,05 – 1,80;

х= 20,25.

Ответ: 20,25.

ж)  – х = ;

х =  – ;

х =  – ;

х =  – ( – );

х = – .

Ответ: .

з) 1 – х = – 2;

х= 1 – (– 2);

х=1 + 2;

х=1 + 2;

х= 3.

Ответ: 3.

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к значению разности прибавить вычитаемое.

 Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть значение разности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел(презентация к уроку)

Материал  презентации хорошо подойдет при обобщении знаний учащихся по данной теме. В нее включены тренировочные упражнения, дающие возможность применить свои знания и умения при решении различны...

Разработка урока по теме: " Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" и презентация к уроку.

«Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».Урок для учащихся шестого класса. Урок-турнир. Эта форма проведения урока предполагает сочетание групповой и индивидуальной работы на у...

Презентация для интерактивной доски "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" 6 класс

Презентация для интерактивной доски "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" 6 класс.Задания для обучения и развития учащихся. Данный материал может быть использован для уроков закре...

Урок с применением ЦОР по математике по теме: "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Урок- обобщение с применением ЦОР содержит:Конспект урокаПрезентацию к урокуЦОР...

Конспект нестандартного урока по математике для 6 класса на тему: «Сложение и вычитание Положительных и отрицательных чисел».

Конспект нестандартного урока по математике  для 6 класса на тему: «Сложение и вычитаниеПоложительных и отрицательных чисел»....

Конспект урока "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Урок закрепления изучаемого материала. На уроке используется ИКТ, элементы здоровьесберегающей технологии. На уроке ислоьзуются различные формы организации деятельности обучающихся - работа в паре с с...

Презентация по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел".

Данная презентация составлена для применения на уроках математики в 6 классе  общеобразовательной школы по теме  "Сложение и  вычитание ...