Конспект урока на тему "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Методическая разработка урока «Математика о вреде курения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_slozhenie_drobey_s_raznymi_znamenyatelyami.doc416 КБ

Предварительный просмотр:

 

Методическая разработка урока

«Математика о вреде курения»

                 

 

             

 

Введение

В настоящее время потребность связи математики и различных жизненных ситуаций возрастает. И это вынуждает учителя задумываться об организации разнообразных форм проведения уроков, чтобы донести различные знания до обучающихся как  можно интереснее, разнообразнее, доступнее. Таких форм уроков много. Одним из них является урок – проблема. Данный урок - проблема разработан в соответствии с требованиями личностно-ориентированного урока. В нем созданы условия для самореализации ученика через познавательный интерес, через многообразие жизненных ситуаций и ответственный выбор обучающихся. На уроках создание проблемных ситуаций повышает интерес к предмету, вносит разнообразие, развивает внимание, сообразительность, снимает утомление, помогает  правильно выбрать жизненный путь.

Я думаю, что выбранная мною тема актуальна потому, что в настоящее время существует проблема подросткового курения. Урок - проблема «Математика о вреде курения» проходил в 6 классе, после изучения темы «Сложение и вычитание дробей с разными знаками» в  рамках месячника «Молодежь за здоровый образ жизни». Именно в это время возникла мысль знакомить подростков с действием табака на организм человека, формировать у них негативное отношение к курению. На этом уроке  через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. Решение математических задач практического содержания позволяет убедиться  в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, увидеть широту возможных приложений математики, понять ее роль в современной жизни. Поэтому задачи взяты из реальной жизни и связаны с рассматриваемой проблемой. Задачи в данном уроке являются средством, с помощью которого обучающиеся получают информацию о вреде курения. Тем самым была создана ситуация, позволяющая ученикам проявить свои способности, интересы, самостоятельность.

В ходе решения задач каждый ученик по результатам произведенных вычислений задает себе вопрос: «Курить или не курить?». Говорят, лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Я думаю, что математическое представление данной проблемы способно оказать большее влияние, чем лекция или чтение о вреде курения.

 

2.1 Методическое обоснование темы.

      Данная методическая разработка написана как одна из форм обмена накопленным педагогическим опытом и видением, какими методами и приёмами можно воспользоваться при проведении уроков по математике.

Урок «Математика о вреде курения» является последним уроком по теме «Сложение  и вычитание дробей с разными знаменателями». Эта тема выбрана не случайно, так как она является основополагающим для целого блока тем по математике. Умения сложить и вычитать дроби с разными знаменателями надо довести до автоматизма – это и есть подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. На этом уроке как раз и проверяется, как ученики научились выполнять эти действия. На изучение  темы «Сложение  и вычитание дробей с разными знаменателями» по программе отведено 5  часов. В результате изучения этой темы ученик должен уметь:

- приводить дроби к общему знаменателю;

-складывать и  вычитать дроби с разными знаменателями.

 должен знать:

- правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;

Программно-методическое обеспечение:

Учебник – А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Математика-6, М.: Вентана-Граф, 2017

Дидактический материал для 6 класса – А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Математика-6, М.: Вентана-Граф, 2017

Тип  урока: урок – проблема.

Проблемный вопрос: Курить или не курить?

Форма урока: решение проблемного вопроса «Курить или не курить?» при помощи решения задач.

Тема:  «Математика о вреде курения».

Цели:

  1. Предметные – формировать умение складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями;
  2. Метапредметные – помочь обучающимся в осознании влияния курения на здоровье человека, способствовать формированию отрицательного отношения к курению;
  3. Личностные -  формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения.

Оборудование:

 доска, мультимедийное оборудование (ПК, проектор, экран), презентационный материал, плакаты, карточки.

Эпиграф к уроку: «Знать о своем враге все – уже часть победы над ним»

2.2. План урока

  1. Организационный (2 мин.) — организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

   Тема сегодняшнего урока «Математика о вреде курения». В нашей стране существует проблема курения. Из года в год число курящих увеличивается.  В 20 веке от болезней, связанных с курением, в мире умерли 100 миллионов. Уже подсчитано: в 21 веке умрут ОДИН МИЛЛИАРД!

Сколько Россия берет на себя. Не пора ли и нам задуматься серьезно над вопросами: «Курить или не курить?», «Курение или здоровье?» и выбрать тот верный ответ, что необходим каждому из нас. И проблема еще в том, что курильщики молодеют.  Почему это происходит? Некоторые считают, что это модно, а некоторые хотят быстрее взрослеть. Да, порой   переубедить курильщика бросить эту вредную привычку бывает очень сложно.  Эпиграфом урока является «Знать о своем враге все – уже часть победы над ним». Я не хочу сегодня читать перед вами лекцию о

вреде курения, а  мы с вами  просто  поразмыслим  над некоторыми фактами с точки зрения математики, т.е. выясним, насколько курение приносит вред здоровью человека,  и мы попробуем ответить на вопрос: «Курить или не курить?», «Курение или здоровье?».

  1. Устный счет (5 мин.)

          Ребята, на доске зашифрованы слова – части тела, на которые пагубно влияет курение. Вы можете их разгадать, выполнив следующие задания.  (Ответы надо заменить буквами)

1. Выберите из чисел      924,  1010, 123, 695 число, которое делится

а) на 2 и на 10;   б) на  2;  в) на 5;  г) на 3;  

2. Сократите дробь: ; ;  ;  ; .

3. Представьте в виде обыкновенной дроби числа:     0,2;    0,75; 0,05

4. Выполните действия:

а) +;   б) - ;   в)  - ;   г)  + ;   д)  - .

Ё

С

Г

У

Е

А

Ш

Ж

Л

З

Д

И

О

Р

К

Т

Ц

657

695

1010

123

(Ученики получают слова: «сердце»,  «легкие»,   «уши», «глаза», «рот»,  «кожа»).Слайд №2.

Как же действует курение на легкие?  Просмотр видео ролика.  

   Еще можно добавить, что при курении ухудшается внешность, теряется зрение и слух, развиваются заболевания дыхательных путей, внутренних органов, повышается раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.       

  1. Ребус (2 мин)       

         Разгадав ребус вы можете узнать название веществ, которые способствуют укреплению здоровья, увеличивают сопротивляемость организма простудным  и инфекционным заболеванием, повышают работоспособность.

   

        

Слайд№6

Итак, витамины на сегодняшнем уроке будут моими помощниками. Они для вас приготовили различные интересные  задачи.

  1. Решение задач. (23 мин)

     Первый помощник – витамин А. Он отвечает за зрение, кожу, сокращает длительность заболеваний. Витамина А особенно много содержится в печени, особенно морских животных и рыб, сливочном масле, яичном желтке, сливках, рыбьем жире.

  1. Задание от витамина А.  (Слайд№7)

 Смертельная доза никотина для человека составляет от 50 до 100 мг. В одной сигаре содержится 0,9 мг никотина, из которых  вдыхается в легкие. Сколько мг никотина попадает в легкие. Результат округлите до десятых.

Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли (Слайд№8).

Ожидаемый вопрос ученика: А почему не умирает человек? Он же выкуривает несколько сигарет в день.

Ответ: Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.

  1. Задание от витамина В1.  

Особенно много этого витамина в сухих дрожжах, хлебе, горохе, крупах, грецких орехах, арахисе, печени, сердце, яичном желтке, молоке, отрубях.

В1 способствует росту ребенка. Недостаток витамина вызывает повышенную утомляемость при умственной работе, боли в конечностях, одышку, бессонницу, усиленное сердцебиение.

Решите  уравнение:  - ( - х) =

Решая это уравнение, вы можете узнать, сколько минут жизни забирает одна сигарета. Ответ переведите в минуты. (Один ученик решает у доски, остальные на местах. Проверка на слайде№9)

  1. Задание от витамина Р. 

      Основные источники витамина Р — цитрусовые (лимоны, апельсины, грейпфруты), абрикосы, гречиха, ежевика, черешня, шиповник, черная смородина, черноплодная рябина, петрушка, салат.

Недостаток витамина Р вызывает слабость, вялость, боли в конечностях. Витамин Р оказывает благотворное влияние на деятельность почек, желудка, кишечника (слайд №10)

 Какие отравляющие вещества попадают в организм вместе с табачным дымом, вы можете узнать,  выполнив следующие задания. (Решают по рядам)

        I  ряд                                             II- ряд                                                    III-ряд

1)   +  =    (и)

2)   -  =      (м)

3)  +  =      (а)

4)  +  =    (к)

1

1)  +  =   (ц)

2)  -  =  (е)

3)   +  =    (н)

4)  -  =  (а)

5)  -  =   (т)

6)  +   =   (о)

1

1)  +  =   (т)

2)  -  =   (р)

3)  -  =   (ь)

4)  +  =   (у)

1

      Итак,  получили слова «аммиак», «ацетон», «ртуть»

Выступление ученика об этих веществах (слайд №11)

А, вообще, в табачном дыме содержится более 30 видов ядовитых веществ.

  1. Физкульминутка (2 мин.)
  1. Задание от витамина С.  

     Витамин С предохраняет от простудных заболеваний, ускоряет заживление ран. Больше всего витамина С содержат свежие фрукты, овощи, зелень.  Шиповник, облепиха, черная смородина, красный перец — настоящие кладовые этого витамина. Продукты животного происхождения практически его не содержат (слайд №13)

   Для I варианта. Мы с вами узнали, что каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 минут. На сколько лет  уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет? Для того чтобы узнать для вас следующее задание.

Выполните действие:   16 - (4 + 3)

Для II варианта.  Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем  125 мг. Выкуренная  сигарета уничтожает витамины. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит?

Выполните действие:   - (5 + 1)

Обсуждение вопросов.

  1. Задание от витамина D. (7 мин.)

      Основная функция витамина — регуляция обмена кальция и фосфора, обеспечивающая нормальный рост и целостность костей.  Кроме того, витамин D необходим для свертывания крови, нормальной работы сердца, регуляции возбудимости нервных клеток.

   Тестовое задание. Каждому ученику дается пример на вычисление и 3  варианта ответов. Правильный ответ соответствует букву  в поговорке. Дети называют букву. Должны получить поговорку «Курить - здоровью вредить».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3

9

10

6

11

10

3

12

8

4

5

6

к

у

р

и

т

ь

-

з

д

о

р

о

в

ь

ю

в

р

е

д

и

т

ь

 Итог урока  (3 мин)

          Заключительное слово. Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Эти привычки могут быть полезными и вредными. Многие из них оказывают влияние на здоровье человека. На нашем уроке мы убедились, что курение, несомненно, наносит огромный вред организму человека, особенно развивающемуся организму ребенка. От курения страдают практически все внутренние органы и системы человека.  «Курить или не курить?» - важный вопрос, решать приходится многим из нас в какой- то момент жизни. И в тот момент, когда вам придется делать выбор, вспомните наш разговор и задумайтесь, что выбрать: курение или здоровье. И главное нам сделать вывод, который необходим каждому нас: «Модно? Полезно? Стоит ли начинать? А все-таки лучше жить, чем курить?»

Что творится в организме курильщика,  ученики  увидят,  посмотрев видеоролик videoplayback.mp4 

      После просмотра видеоролика ученики ответили на поставленный вопрос: Не курить.

А некоторые сказали, что лучше не начинать.

Домашнее задание (1 мин.):

  Определите, сколько денег в год из своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 24 рубля.     

Заключение

Анализируя итог урока, можно сделать следующие выводы:

  1. - создание проблемных ситуаций на уроках математики повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, помогает разобраться в правильности выбора жизненного  пути.
  2. - на  уроке  создаются условия для  проявления самостоятельной, мыслительной активности при решении заданного  вопроса и принятии верного решения.
  3. урок-проблема  имеет определенный  результат, который  является финалом обсуждения. Придает уроку законченность, а учащимся при принятии верного  выбора пути  моральное и умственное удовлетворение.

 

Литература:

1.  Математика – 6, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Математика-6, М.: Вентана-Граф, 2017

2. Дидактический материал по математике – 6, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Математика-6, М.: Вентана-Граф, 2017

3. В. Н. Ягодинский «О вреде никотина и алкоголя»

4.  Приложение к газете «Первое сентября». «Математика», 2014 г.


1)  +

а) ;    т) ;   к) .

2)  +

в) ;     у) ;   д)

 3) 7 + 4;

Р) 11;   н) 3;    г)  

 4) 6 - 5

Х) ;     и) ;     е) 11;

5) 5 - 3

У) 2;    т) ;   ц.

6) 2 -

П) ;  м) 1;   ь)

7) 7 -

Ы) ;   ч) 6;    з) 5

8) 1 + 0

Я) ;    п);     д)

9)  2 -

С) ;   о) 1;    ю)

10)   - 4

Т) 12;  в) 4;   щ)  3

11) 10 - 4

Л) 14 ;   ю) 5;      ш) 6

12)  + 4

Ф) 4;    т) 5;  е) 5

13) 8 +

Э) 9;   !) 8;   р) 9

Приложение

        Тестовые задания от витамина D

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

Цели урока: - повторение правил сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми и разными знаменателями, приведение к общему знаменателю, основного свойства дроби;- закреп...

План-конспект урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Математика. 6 класс. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (урок с использованием ЭОР)....

конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для учащихся 5 классов. тип урока: изучение нового материала. литература: 1.     Математи...

Конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями", 7 класс

Конспект урока математики в 7 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"....

конспект урока обобщения 8 класс МКСКОУ СКОШИ VIII вида Тема "ДРОБИ, СЛОЖЕНИЕ ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ"

Урок обобщения проводится в форме интеллектуальной игры, что активизирует школьников на применение уже полученных знаний  в течение всего урока в новых ситуациях. Они не отвлекаются и стараются д...

6 класс Урок- презентация "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Данная презентация прилагается к уроку в 6 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"...