Рабочая программа по математике для 9 класса
рабочая программа по математике (9 класс)

Халецкая Зинаида Николаевна

Рабочая программа по математике для 9 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО по учебникам "Алгебра 9 класс", автор Мордкович А.Г. и "Геометрия 7-9 классы", автор Атанасян Л.С. Алгебра - 3 часа в неделю, геометрия - 2 часа в неделю. Рабочая программа содержит следующие разделы: пояснительная записка, краткая характеристика предмета, содержание предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_matematike_dlya_9_klassa.rar24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Урлукская средняя общеобразовательная школа

                                                                     

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

Фёдорова С.Д. /_____/

Протокол № ___   от

«__»_________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ Урлукская СОШ Фёдорова И.В./______/

«__»__________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ Урлукская СОШ Семёнова О.В. /____/

Приказ № ___ от «__»____________20___г.

Рабочая программа

по математике:

 алгебра и геометрия

для 9 класса

Халецкой З.Н.

учителя математики

                                       

                                                                         

Принята на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»____________20___ г.

2018  г

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по математике для 9 класса составлена на основе Содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и на основе учебников: «Алгебра 9 класс» Мордкович А.Г. и «Геометрия 7-9 классы» Атанасяна Л.С. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Вид реализуемой программы –общеобразовательная.

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. в направлении личностного развития
  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
  1. В метапредметном направлении
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

          Задачи предмета:

  1. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений, развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
  2. Получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
  3. Формирование языка описания объектов окружающего мира для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.
  4. Формирование у учащихся умения воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.

Изучение математики в 9 классе направлено на формирование следующих  компетенций:

  • учебно-познавательной;
  • ценностно-ориентационной;
  • рефлексивной;
  • коммуникативной;
  • информационной;
  • социально-трудовой.

Математическое образование в школе строится с учетом принципов непрерывности (изучение математики на протяжении всех лет обучения в школе), преемственности (учет положительного опыта, накопленного в отечественном и за рубежном математическом образовании), вариативности (возможность реализации одного и того же содержания на базе  различных научно-методических подходов),  дифференциации (возможность для учащихся получать математическую подготовку разного уровня в соответствии с их индивидуальными особенностями).

Планируется использование таких педагогических технологий в преподавании предмета, как дифференцированное обучение, КСО, проблемное обучение, ЛОО, технология развивающего обучения, тестирование, технология критического мышления, ИКТ. Использование этих технологий позволит более точно реализовать потребности учащихся в математическом образовании и поможет подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации.

Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения и освоению содержания курса  «Математика – 9 класс»

Изучение математики в 8 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:

- в направлении личностного развития

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать деятельность и резкльтат обучения;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

- в метапредметном направлении

  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и деятельности;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Общая характеристика предмета «Математика»

 в 9 классе

Основные задачи реализации содержания

Формирование представлений о математике как универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; освоение языка математики в устной и письменной формах; развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления; понимание роли информационной деятельности как фундаментальной реальности окружающего мира; формирование способностей выделять основные информационные процессы в реальных ситуациях, оценивать окружающую информационную среду и формулировать предложения по ее улучшению.

Содержание математического образования применительно к 9 классу представлено в виде следующих содержательных разделов: алгебра, функции, вероятность и статистика, геометрия.

Содержание раздела «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчёркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. В задачи изучения алгебры входит также развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений, а вопросы, связанные с иррациональными выражениями, с тригонометрическими функциями и преобразованиями, входят в содержание курса математики на старшей ступени обучения в школе.

Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Раздел «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.

При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Цель содержания раздела «Геометрия» - развивать у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путём систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. Материал, относящийся к блокам «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.

Место предмета «Математика – 9 класс» в учебном плане

Согласно действующему в школе плану на изучение математики в 9 классе отводится 5 учебных часов в неделю, всего 170 часов. При этом параллельно изучаются предметы «Алгебра» (3 часа в неделю) и «Геометрия» (2 часа в неделю).

Предмет «Алгебра» включает в себя некоторые вопросы арифметики, развивающие числовую линию 5-6 классов, собственно алгебраический материал, элементарные функции, а также элементы вероятностно-статистической линии.

В рамках учебного предмета «Геометрия» традиционно изучается евклидова геометрия, элементы векторной алгебры, геометрические преобразования.

Алгебра

  1. Рациональные неравенства и  их системы (16 часов)

Линейные и квадратные неравенства. Рациональные неравенства. Множества и операции над ними. Системы неравенств.

  1. Системы уравнений. (13 часов)

Основные понятия. Методы решения систем уравнений. Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.

  1. Числовые функции. (27 часов)

Область определения числовой функции. Область определения, область значения функций. Способы задания функций. Свойства функций. Чётные и нечётные функции. Функции у = хn, nN, их свойства. Функции у = -n, nN, их свойства и графики Функция у =, её свойства и график.

  1. Прогрессии.  (14 часов)

Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия.

  1. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. (8 часов)

Комбинаторные задачи. Статистика: дизайн информации. Простейшие вероятностные задачи. Экспериментальные данные и вероятности событий.

Геометрия

  1. Повторение (2 часа).
  2. Векторы. Метод координат (18часов).

Понятие вектора. Абсолютная величина (длина) и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по координатным осям. Координаты вектора.

  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника (12 часов).

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

  1. Длина окружности и площадь круга (16 часов).

Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга. Длина дуги, площадь сектора.

  1. Движение (10 часов).

Понятие движения. Параллельный перенос и поворот.

  1. Об аксиомах планиметрии (2 часа).
  2. Повторение (8 часов).

Решение упражнений и задач по всему курсу.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Для проведения уроков математики имеется кабинет математики.

Оснащение процесса обучения математике обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
  • Нормативные документы: Примерная программа основного общего образования по математике, Планируемые результаты освоения программы основного общего образования по математике, стандарт основного общего образования, Федеральный государственный стандарт основного общего образования (проект).
  • Авторские программы по курсу математики в 9 классе.
  • Учебники по алгебре и геометрии для 9 класса.
  • Учебные пособия: рабочие тетради по алгебре и геометрии, дидактические материалы, сборники контрольных работ по алгебре и геометрии для 8 класса.
  • Научная, научно-популярная, историческая литература.
  • Справочные пособия (энциклопедии, справочники по математике0.
  • Методические пособия для учителя.

  1. Печатные пособия:
  • Таблицы по алгебре и геометрии для 7-9 классов.
  • Портреты выдающихся деятелей математики.

  1. Информационные средства:
  • Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.
  • Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых  тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.
  • Инструментальная среда по математике.

  1. Технические средства обучения:
  • Компьютер.

  1. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
  • Аудиторная доска.
  • Доска магнитная.
  • Комплект чертёжных инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450. 450), циркуль.
  • Набор планиметрических фигур

Список учебной литературы

Основная литература

  1.  А.Г.  Мордкович «Алгебра» в двух частях: учебник и задачник – М.: Мнемозина, 2015-231с.: ил.
  2. Л.С. Атанасян «Геометрия» 7-9 класс – М.: Просвещение

Дополнительная литература

(для педагога)

  1. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика

Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика

 Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс

Рабочая программа учебного курса по  математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...