Доли
план-конспект урока по математике (5 класс)

Калачева Марина Николаевна

конспект урока для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_doli._5_klass_1.doc322 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе.

Тема: Доли и дроби.

Цель: закрепление понятия доли и дроби, способствовать развитию навыков решения текстовых задач на нахождение дроби от числа, воспитание патриотизма на примере героического прошлого народа, воспитание бережного отношения к хлебу.

Оформление: эпиграф урока «Хлеб - всей жизни голова». Хроника ВОВ, иллюстрации о войне, о хлебе; музыка «Аве Мария».

Планируемый результат

Предметные умения

  • Закрепить и проконтролировать уровень работы с обыкновенными дробями;
  • Усовершенствовать навыки решения задач, нахождение числа по его дроби; определение целого по его части;
  • Проверить и расширить представления уч-ся об обыкновенных дробях, используя проектную деятельность уч-ся на уроке
  • Проверить умение учащихся решать практические тестовые задачи на использование дробей.

 Личностные УУД:

  • способствовать развитию  умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
  • способствовать развитию  креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических  задач.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней.
  • планируют собственную деятельность, определяют средства для её осуществления.

Познавательные УУД:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; д
  • обывать новые знания;
  • находить ответы на вопросы, используя учебник, интернет технологии,  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные УУД:

  • регулируют собственную деятельность посредством речевых действий, умение слушать и вступать в диалог, воспитывать чувство взаимопомощи;
  • уважительное отношение к чужому умению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

Ход урока.

  1. Орг. момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята.  Присаживайтесь.

Объявляется тема и цель урока  Слад 1

2. Устный счет.

1) Задача. Когда вы приходите после школы домой, самое приятное, что ждет вас дома?

- Это запах готовящийся пищи, запах свежего хлеба.

-Если мама на ужин испекла вкусный пирог, какая твоя, доля пирога?

Ответы детей.

2) Вычислите устно: Слайд 2

 от 54 дней,  от 248 лет,   от 1800 ночей?

2. Сегодня, 18 января 2005 года, исполняется 62 года со дня прорыва блокады города – героя-Ленинграда, которая продолжалась 900 дней и ночей.

В сентябре 1941 года в итоге жестоких, кровопролитных боев гитлеровцы прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

Предполагавший город взять с разбега.

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь враг: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом.

В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов.  Норма хлеба была низкой и ничтожно малой: рабочие получали лишь по кг =? г, а служащие, иждивенцы и дети - по   кг =? г.

Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было  единственное питание ленинградцев.

          Сколько будет    кг,    кг?  Это были самые скудные пайки в блокадном Ленинграде.  Слайд 3

3. 30 лет хранился кусок блокадного хлеба в семье Карпушиных. Надкусив свою последнюю норму хлеба, на руках у матери умирает младшая дочь. Несмотря ни на что, мать сохранила этот кусок в память о страшных днях блокады. Через 30 лет ее внучка передала его в музей училища, где сама обучалась. Слайд 4

Начертите прямоугольник со сторонами 5 и 8 клеток тетради и закрасьте 1/8 часть. Это доля  хлеба ленинградского ребенка. Слайд 5

4. Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу. Воспоминания школьниц (читают дети). Слайд 6

« Помню, в булочной мне сделалось плохо, и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул».

«А мне запомнилось, как в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся па ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба -по пять - десять граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы думали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для нее».

900 дней в условиях вражеской блокады находился город. Сколько это примерно месяцев и лет? Однажды стала выходить из строя одна из печей, Чтоб устранить неисправность, нужно было остановить печь. Но главный механик Лабода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный во время хлеб. Он, облившись водой, залез в горячую печь.


Слайд 7.    641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода.

Слайд 8.

На Пискаревском кладбище – тысячи безымянных могил. Около одной могилы всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом надпись: «Доченька, если б я могла дать тогда...»

Звучит музыка «Аве Мария».

5. В Ленинграде в 50-е годы на Невском проспекте около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, засигналили машины, остановилось движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Все ругались, но женщина подобрала что-то и пошла обратно. Подойдя к толпе, она протянула кусок изуродованного хлеба. Видимо кто-то слишком сытый, не переживший блокаду бросил этот кусок хлеба. А потом у поэта Р.Рождественского родились эти строки:

Кто осквернил? Кто позабыл?

Блокады страшные года...

Кто, бросив на дорогу хлеб,

Забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах.

А Пискаревку кто забыл?

Там персональных нет могил...

Там вечный молчаливый стон

Терзает память тех времен.

Им не достался тот кусок,

Кусок, не подаривший жизнь...

Лежащий здесь - у ваших ног.

Кто бросил хлеб - тот отнял жизнь.

Кто предал хлеб?

6. Героизм школьников Ленинграда в том, что они, несмотря на голод, лютые холода посещали школу. Решите уравнение, и вы узнаете, сколько школ работали в городе. Для этого решите уравнение: 2х+х-25=92.  Ответ: 39 школ. Слайд 9

            Дети и учителя умирали во время уроков.

          Девчонка руку протянула

И головой –        

На край стола.

Сначала думали –

Уснула,

А оказалось –

Умерла.

Никто

Слайд 10

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Ю. Воронов.

                   

                                                     

         Дневник Тани Савичевой.       Слайд 11               Таня.

7. Все подростки-старшеклассники работали на заводах. Рабочий день был равен  суток. Сколько это часов?

         За 900 дней заводами Ленинграда произведено: Более части от 10 000 минометов,

           миллиарда снарядов и мин,          

         части от 10 000 самолетов.

Узнайте их количество.

8. В Ленинграде во всесоюзном институте растениеводства в жестяных коробках хранятся пакеты с семенами почти всех растений Земли. Во время войны 14 ослабевших от голода сотрудников каждый день приходили на работу, чтобы сохранить от мороза, сырости, от крыс десятки тонн сортового зерна и картофеля. От голода погиб профессор Иванов, сотрудник Щукин. Никто из них не посягнул ни на один пакетик семян. В живых остались только 5 сотрудников. В институте хранились   миллиона образцов только одной пшеницы. Узнайте количество образцов. Слайд 12

9. Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. На еще неокрепший лед выходили грузовики, везшие муку.

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут - пустяк.

Поломка эта - не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

Вычислите дневную норму хлеба, о которой говорится в этих строках.

2000000: 16 000 =125 (г) Слайд 13

Учитель раздает учащимся кусок черного хлеба - дневную норму ленинградца.

Когда берешь в руки пахучий, прогретый жаром печи - кусок хлеба, нередко испытываешь какое-то затаенное, до конца неосознанное чувство благодарности хлебу. Он дешев и доступен для всех. И заменить нам его ничто не может.

Слайд 14

Прошу тебя:

Не оброни, сынок,

Когда лепешку ешь.

Хоть крошку хлеба!

Мы собирали

Каждый колосок,

Когда грозой войны

Гремело небо.

Тот хлеб спасал

Москву и Ленинград,

Жизнь продлевала

Даже хлеба крошка...

Но и сейчас

Оплачена стократ

Трудом нелегким

Каждая лепешка.

Не раз прощал

Тебе я зорство.    

Я знаю: детство

Без игры нелепо.

Но не могу простить

Лишь одного-

Хоть крошки

Всуе брошенного хлеба.

Будем помнить народную мудрость « Хлеб - всей жизни голова» и слова пожилого поколения: « При сытости помни голод». Слайд 15

Домашнее задание: составить задачи на тему ВОВ. Слайд 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 5 классе "Доли. Дроби"

Урок изучения нового материала. Цель урока - на наглядной основе познакомить учащихся с понятиями доли и дроби. Утвердить в сознании учащихся главное: дробь – это не то число, которое обозначает коли...

Презентация к уроку математики "Доли. Дроби"

Презентация к уроку математики в 5 классе....

Урок с презентацией:"Доли.Обыкновенные дроби."

Урок принимал участие в семинаре РМО "Школа молодого учителя" На уроке был также использован алгоритм "Дроби"...

"Массовая доля растворенного вещества. Определение массовой доли растворенного вещества в растворе."

Технологическая карта урока на тему "Массовая доля растворенного вещества. Определение массовой доли растворенного вещества в растворе"Автор УМК И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская...

Доли. Образование и сравнение долей

Конспект урока предназначен для изучения нового материала по теме Доли в 3 классе по программе "школа россии"...

Долу болгаш долу эвес домактар

Долу болгаш долу эвес домактар...

Массовая доля химического элемента в со-единении. Вычисление массовой доли х.э. в соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Массовая доля химического элемента в со­единении. Вычисление массовой доли х.э. в соединении. Установление простейшей формулы вещества  по массовым долям элементов....