ТКУ по математике в 5 классе по теме "Микрокалькулятор"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Егорова Алла Сергеевна

ТКУ по математике в 5 классе по теме "Микрокалькулятор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТКУ393.77 КБ
Файл Презентация к уроку1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике в 5 классе

Учитель:                         Егорова Алла Сергеевна

Место работы:                 ГБОУ ООШ № 452

Дата:                         17.04.2017

Тема

Микрокалькулятор

Тип урока:

урок изучения нового

Цели

Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов.

Предметные: развивать навыки инструментальных вычислений.

Планируемые результаты

Личностные: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности..

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свое предположение; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; аргументировать свое мнение и позицию.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник); структурировать знания.

Предметные: понимать, как применять калькулятор для выполнения отдельных арифметических действий.

Основные понятия

Микрокалькулятор

Ресурсы:

  • Математика 5 класс, Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах.


Технология проведения

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Организационный

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Девиз урока: «Все в наших руках!»

Включаются в деловой ритм урока.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цели: 

-создать условия  для формирования внутренней потребности учеников для включения в учебную деятельность.

- развивать умения устанавливать тематические рамки.

Создает условия для формирования внутренней потребности учеников для включения в учебную деятельность.

Записать ответы ребят на доске.

Устанавливает тематические рамки

Решите примеры и заменив полученные ответы соответствующими буквами, составьте слова.

Какие слова у вас получились? (палец, абак, арифмометр)

Как они взаимосвязаны? (???)

Для ответа на этот вопрос обратимся к справочному материалу.

(Вычислительная техника)

Выполняют задания учителя.

(карточка 1)

Изучают справочный материал.

(карточка 2)

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им.

Личностные: проявление интереса к изучению нового материала

  1. Актуализация и фиксирование затруднений в пробном действии

Цели:

- обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия,

- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения,

- выявить место затруднения,

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Организует фиксирование индивидуального затруднения и его причины во внешней речи

Организует обобщение актуализированных знаний.

Какое вычислительное устройство используется в современном мире?

(микрокалькулятор)

Зачем мы будем использовать микрокалькулятор?

(чтобы проверить верность своих вычислений)

Какие вычисления мы можем проводить на микрокалькуляторе? (+,-,*,; с натуральными числами)

Можно ли на микрокалькуляторе проводить вычисления с дробными числами?

(Да, десятичными дробями)

Какой знак вводиться в десятичной дроби вместо запятой?

Действия с какими числами нам нельзя проверить с помощью микрокалькулятора. (обыкновенные дроби и смешанные числа, которые нельзя записать с помощью десятичной записи)

Отвечают на вопросы

Выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.

знать основные функции микрокалькулятора.

 Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного)

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других, аргументировать свою позицию.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии.

  1. Целеполагание и построение проекта выхода из проблемной ситуации

Цели:

- организовать постановку цели урока, составление совместного плана действий для  достижения этой цели

Организует уточнение темы урока и постановки целей урока.

Давайте еще раз проговорим тему урока.

Какую цель мы должны перед собой поставить, чтобы изучить тему.

Составим план действий, по которому будем изучать эту тему.

Записывают в тетрадь дату, определяют тему и цели урока вместе с учителем. Записывают план действий.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свое предположение; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли в устной и письменной форме;

  1.  Первичное закрепление

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организует усвоение учащимися нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Работа с учебником: с. 234, № 1537,

1539

Взаимопроверка (работа в парах)

Выполняют задания с калькулятором.

Выполняют задание самостоятельно в тетради, осуществляют самопроверку с помощью микрокалькулятора

(ставят на полях «+»)

Уметь выполнять арифметические действия с помощью микрокалькулятора.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

  1. Физкультминутка

Цель: профилактика утомления, нарушения осанки и зрения, снятие утомления детей на уроке.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Давайте немного отдохнём.

Поднимает руки класс — это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперёд смотри – это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Учащиеся поднимаются с мест и повторяют действия за учителем.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- обеспечить самопроверку по эталону, самооценку;

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, организует  самопроверку по эталону, выявление  места и причины затруднения, работу над ошибками

17 апреля 1968 — В СССР впервые вышла в эфир телепрограмма «В мире животных», которую тогда вёл Александр Згуриди.

с 1977 по настоящее время  — Николай Дроздов

Мы с вами тоже сейчас окажемся «В мире животных». Порешаем интересные задачи.

(см. карточку).

Ребята, вы выполняете решение задач, проверяете свои вычисления на микрокалькуляторе, а затем мы проверим правильность ваших ответов.

Кто выполнил задание без ошибок. Поставьте себе карандашом отметку

«5», у кого 1,2 ошибки – «4», 3 ошибки  - «3».

Где вы допустили ошибки? В чем причина?

(Смотрят презентацию)

Выполняют задание самостоятельно в тетради, осуществляют самопроверку с помощью микрокалькулятора.

Проверяют решения по эталону ответов.

Осуществляют самооценку.

Уметь использовать микрокалькулятор при выполнении арифметических действий.

 Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в план действия, после его завершения на основе его оценки и учета характера, сделанных ошибок.

Познавательные: использовать знаково-символические средства

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

  1.  Рефлексия учебной деятельности

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока,

- организовать рефлексию учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности.

Подведем итог работы на уроке. Назовите тему урока. Достигли ли мы цели урока.

Рефлексия На партах лежит лист со словами, ученики ставят знак у тех слов, которые им больше подходят.

(см. карточку 4)

Подводят итоги работы пар и класса в целом.

Заполняют карточку № 2.

Уметь анализировать и оценивать свою деятельность.

Регулятивные:

Личностные: уметь правильно оценивать  собственную деятельность на уроке.

  1. Информация о домашнем задании

Цель: обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Даёт комментарий к домашнему заданию.

  • № 1540 (д,з) –выполняем решение самостоятельно, проверяем ответы с помощью микрокалькулятора.
  • Придумайте задачу по теме «В мире животных»
  • Дополнительно (плакат(А4)) «История развития вычислительной техники»

Записывают домашнее задание в дневник.

КАРТОЧКА 1

Вычислите устно. В карточке запишите только ответы. Составьте слова.

№ 1

  1. 7,2 : 9 =
  2. 0,8  3 =
  3. 2,4 + 0,6 =
  4. 3,6 : 6 =
  5. 1 : 2 =

0,8

0,5

2,4

8

3

24

0,6

0,05

п

ц

а

о

л

в

е

н

№ 2

  1. 0,8 : 0,2 =
  2. 0,8 : 2 =
  3. 0,09  100 =
  4. 0,25 : 0,01 =

25

40

4

9

0,4

0,9

к

м

а

а

б

р

№ 3

  1. 2 : 5 =
  2. 4,2 +4,8 =
  3. 1,8 : 3 =
  4. 40  0,4 =
  5. 30  0,01 =
  6. 8  0,2 =
  7. 2,7 : 9 =
  8. 800  0,2 =
  9. 1,6 : 0,8 =
  10. 11, 8 – 2,8 =

0,3

1,6

22

0,4

60

160

90

2

9

25

0,6

16

м

о

к

а

л

е

б

т

р

н

и

ф


КАРТОЧКА 2

Первыми «вычислительными устройствами», которыми пользовались в древности люди, были пальцы рук. Поэтому в некоторых языках слово «цифра» происходит от слова «палец»: поначалу счет был неотделим от загибания пальцев.

Позднее появились бирки с зарубками и веревки с узелками.

В Древнем Египте и Древней Греции задолго до нашей эры использовали абак – доску с полосками, по которым передвигались камешки. Это было первое устройство, специально предназначенное для вычислений.  Это устройство было пятеричное (то есть их использовали для счета пяти цифр).

Русская разновидность абака – счеты. (Десятеричное)

Вычисления с развитием торговли, банковского дела, техники становились все более трудоемкими, и мысль о том, чтобы поручить счет машине, оставалась привлекательной.

Первый арифмометр, выполнявший все четыре арифметических действия создал Готфрид Вильгельм Лейбниц в 1673 году.

КАРТОЧКА 3

В мире животных 1

№ 1. Индийский слон весит 5,5т, а Кашалот в 10 раз больше, чем весит индийский слон и это на 43,2 т больше, чем Африканский слон. Сколько весят эти животные вместе?

№ 2. Гепард бежит со скоростью 30,6 м/с, а Ленивец 0,04 м/с. Какое расстояние преодолеет каждое из животных за 1 минуту?

№ 3. Казуар – самая большая птица Австралии и Новой Гвинеи, и вторая по величине в мире. Имеет рост 2 метра, она на 0,7 метра меньше, чем первая по величине птица Страус, а австралийский журавль на 1,15 м меньше, чем Страус. Какой рост имеет Журавль?

_____________________________________________________________________

КАРТОЧКА 4

Ф.И._________________________________________

Обведите ту цифру, которая больше вам подходит.

  1. Урок полезен, все понятно.
  2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
  3. Еще придется потрудиться.
  4. Да, трудно все-таки учиться!

Моя отметка -

Поставьте себе отметку

Нет ошибок -«5»,

1 или 2 ошибки – «4»,

3 ошибки  - «3».

Решение заданий урока.

№ 1539

а) 66,156

б) 261,97

в)186,69

г) 23,8

№ 1.

  1. 5,5  10 = 55 (т) - Кашалот
  2. 55 - 43 = 11,8 (т) - Африканский слон
  3. 5,5 + 55 + 11,8 = 72,3(т)

Ответ:72,3 т весят эти животные вместе.

№ 2

1 мин. = 60 с

  1. 30,6  60 = 1836 (м) - гепард
  2. 0,04  60 = 2,4 (м) - ленивец

Ответ: 1836 м; 2,4 м

№ 3

  1. 2 + 0,7 = 2,7 (м)- страус
  2. 2,7 – 1, 15 = 1,55 (м) - журавль

Ответ: 1,55 м

Домашнее задание

№ 1540 

д)         557,13                з)        1283,604

7, 35                                122883,334

        30, 282


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

17 апреля 1968 года первый выпуск программы

Слайд 3

С 1977 ведущий программы — Николай Дроздов

Слайд 4

Удивительный мир животных!

Слайд 5

Африканский слон Слону приходиться искать еду и есть ее не меньше 20 часов в сутки

Слайд 6

Индийский слон Слоны как и люди могут быть правшами и левшами

Слайд 7

Кашалот Треть тела - голова

Слайд 8

Гепард Самое быстрое животное

Слайд 9

Ленивец В его шерсти растут водоросли, что придает ему зеленоватый оттенок

Слайд 10

Казуар В переводе - рогатая голова

Слайд 11

Австралийский журавль самый крупный из журавлей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа по математике в 5 классе. Учебник "Математика 5 класс", авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.

Рабочая программа по математике в 5 классе. Учебник "Математика 5 класс" , авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И....

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Примерное тематическое планирование учебного материала по математике Учебник: Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд. Математика 6 класс. Части 1 и 2. 6 класс

Примерное тематическое планирование учебного материалапо математикеУчебник: Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд.Математика 6 класс. Части 1 и 2.6 класс...

Тематическое планирование уроков математики в 5 классе. учебник Г.В.Дорофеев, Л.Г. Петерсон, «Математика 5 класс», 5 часов в неделю.

планирование представлено в виде таблицы, указаны тема, количесво часов на каждую тему, тип урока, результаты обучения и оборудование для урока....

Рабочая программа по математике 5-9 классы + математика 5 класс и 6 класс

Рабочая программа составлена с учетом ФГОС. Автор учебника Истомина Н.Б....