ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ ПО ТЕМЕ "Метапредметные результаты обучения – важнейшее средство достижения качества образования в свете реализации ФГОС."
методическая разработка по математике (5 класс)
Данное выступление показывает какие метапредметные результаты освоения образовательной программы по математике в 5 классе формируются и какими методами они реализуются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_aprel.docx | 47.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ ПО ТЕМЕ "Метапредметные результаты обучения – важнейшее средство достижения качества образования в свете реализации ФГОС."
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ
Регулятивные УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Стараюсь свои уроки изучения нового материала начать с проблемы, чтобы учащиеся смогли:
- идентифицировать собственные проблемы в изучаемой теме и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
– ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
– формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.
Например, при изучении темы «ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНОЙ ДРОБИ НА НАТУРАЛЬНОЕ ЧИСЛО» ставлю перед учащимися заранее мало разрешимую задачу:
Выполнить действия:
1,2 : 4; 26,13 : 13; 2,5 : 5; 21 : 5; 1 : 2; 1,6 :5.
Учащиеся с высокой мотивацией учения методом подбора и опираясь на правило умножения решают некоторые задания и предполагают, каков будет результат. Отталкиваясь от этой проблемы, учащиеся формулируют проблему, по которой озвучивают тему урока, его цель и задачи, с помощью которых и будет решена проблема. С помощью учащихся пытаемся вывести алгоритм деления десятичной дроби на натуральное число, заметив, что и в делимом и частном есть целая часть, значит, выполняем деление сначала целой части, а затем дробной. После этого формулируется алгоритм деления и проверяется на практике на ранее рассмотренных примерах.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (ФГОС ООО, п. 10). Рассмотрено выше в п.1
3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Учу учащихся:
– анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
Например, при умножении/делении десятичной дроби на 10, 100, 1000 учу учащихся пользоваться не просто правилом умножения/деления десятичной дроби на натуральное число, а именно правилом умножения/деления десятичной дроби на 10, 100, 1000
– оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
Это осуществляю при проведении математических диктантов, предусмотренных с проверкой в классе. Учащимся озвучиваются критерии оценивания, после выполнения ими работы, даются решения, по которым они проверяют работы соседа по парте.
4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Как уже было сказано ранее, на своем уроке стараюсь приучить учащихся:
– наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
– соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
– принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
– самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД:
5. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное(от частного к общему), дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
Например, при изучении свойств сложения/умножения десятичных дробей, подвожу учащихся к тому, что эти свойства те же, что и при сложении/умножении натуральных чисел. - индукция
Линия уравнений проходит красной линией по всему курсу математики. Учащиеся при решении уравнений, содержащие десятичные дроби, приходят к выводу, что они решаются по тем же свойства и правилам, что и с натуральными числами.
Активно использую методы решения задач: аналитический (от вопроса к условию) и синтетический (от условия к вопросу)
6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Готовя учащихся к дальнейшему изучению курса алгебры и геометрии, учу:
– обозначать символом и знаком предмет; - например, периметр, площадь, буквенная запись свойств сложении
– создавать абстрактный или реальный образ предмета; -например, создание моделей куба и прямоугольного параллелепипеда
– строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи; - например, при решении задач на скорость, нахождение дроби от числа и числа по дроби
– создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; - при решении задач на движении создаем «модель» движения из учащихся
7. Смысловое чтение
Учу учащихся:
– находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); - например, при изучении нового материала работают группами по маршруту или после вывода предполагаемого правила ищут подтверждение в учебнике
– ориентироваться в содержании текста,
– устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
Коммуникативные УУД:
8. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
Организую на уроках групповую деятельность. Например, при изучении темы «Угол. Обозначение углов» учащиеся выполняют в парах лабораторную работу:
Работа в паре с товарищем по парте. 1. Прочитайте текст учебника (с.____). 2. Сделайте соответствующие записи в тетради. 3. Используя кальку, найдите на рисунке 1 углы, равные углу А. 4. На отдельном листе начертите угол. Вырежьте его. Перегните шаблон угла так, чтобы совпали его стороны. Разверните угол. Сколько получилось углов, и что вы можете о них сказать? Проведите луч по линии перегиба, используя карандаш и линейку. Как называется данный луч? 5. Ответьте товарищу на вопросы 1–3 (с. __). |
При изучении темы «Площадь. Площадь прямоугольника» также проходила групповая лабораторная работа по остановкам, каждая группа работала по своему плану с разным материалом и делала выводы. Затем представляли свои результаты всему классу.
Такой вид деятельности помогает учащимся:
– определять возможные роли в совместной деятельности;
– играть определенную роль в совместной деятельности;
– принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
– строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
– корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
– критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
– выделять общую точку зрения в дискуссии;
– договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
– организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
9. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
С этим возникают проблемы. Стараюсь добиться чтобы учащиеся правильно формулировали законы, правила, полным ответом отвечали на вопросы, грамотно и красиво писали в тетрадях и на доске.
Для этого провожу минутки чистописания по изучаемым понятиям, постоянно поправляю речь учащихся при устных ответах, указываю на ошибки в написании.
10. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-компетенции)
На компьютерах в течении уроков ни разу не работали, проводились уроки с использованием компьютера как средства показа информации.
Но на уроках информатики учу:
– целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
– использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
– использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
– создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Познавательные УУД:
11. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
Через решение задач, связанных с региональным компонентом, учу:
– определять свое отношение к природной среде;
– распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
Например,
№ 1. Площадь Ростовской области сто тысяч девятьсот шестьдесят семь квадратных километров. Лесной фонд составляет шестьдесят тысяч двести девяносто один квадратный километр. Среди хвойных пород деревьев в Ростовской области произрастают: сосна, ель. В Усть-Донецких лесах преимущественно преобладают лиственные породы леса: береза, акация, ольха, осина, дуб, ясень, клен. Площадь лесов составляет тысяча четыреста тридцать восемь квадратных километров.
а ) Запишите цифрами данные числа;
б ) Проанализируйте эти данные и ответьте на вопросы:
- На сколько квадратных километров общий лес фонд больше лес фонда в Усть-Донецком?
- Что можно сделать для того чтобы увеличить число этих деревьев?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС
Презентация "Дистанционное обучение как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС" является основой для проведения мастер-класса,...
"Исследовательская и проектная деятельность учеников и учителей как источник развития образовательного учреждения и повышения качества образования в свете реализации ФГОС НОО и ООО".
Текст выступления на Августовской конферении....
Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»
Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...
Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»
Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, как одно из эффективных средств повышения качества образования в рамках реализации ФГОС.
В рамках реализации новых идей в образовании важно сохранить степень индивидуализации в подходах к обучению ребенка, правильно оценить степень его готовности воспринимать знани...
Самооценка как стимул для самообразования и эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ. Доклад.
VIII региональный интерактивный методический семинар«Коррекционно-развивающее обучение: опыт, поиск, развитие»ГКОУ СО «Новоуральская школа № 2»4 декабря 2017 года...
«Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО: Метапредметные результаты обучения - важнейшее средство достижения качества образования»
Это статья о том, как важно научить ребят преобразовывать текстовую информацию из учебника в схематичную или табличную форму,проводить интеграцию с другими предметами, такими ка география, история, ис...