Методическая разработка "Инклюзивный урок математики по теме: «Математическая модель»"
методическая разработка по математике (5 класс)

Инклюзивное образование – процесс включения детей с особыми образовательными потребностями в общую образовательную среду. Основная задача инклюзивного образования – создание условий, при которых дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могли бы обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuzivnoe_obuchenie.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивный урок математики по теме «Математическая модель»

Инклюзивное образование – процесс включения детей с особыми образовательными потребностями в общую образовательную среду. Основная задача инклюзивного образования – создание условий, при которых дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могли бы обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества [1].

Для эффективного обучения в инклюзивной школе ребенку с ОВЗ нужна помощь учителя, понимающего суть инклюзии. Поэтому современным преподавателям очень важно следить за изменениями в системе образования, совершенствовать свой педагогический опыт, осваивать технологии обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся [2]. Одной из таких особенностей у детей является нарушение функций опорно-двигательного аппарата (НОДА).

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» включает в себя двигательные расстройства, различные по происхождению и степени тяжести (тяжелые нарушения, нарушения средней и легкой степени). Лица с легкими двигательными нарушениями самостоятельно передвигаются, достаточно уверенно чувствуют себя в помещении и на улице, имеют в достаточной степени сформированые навыки самообслуживания. Однако у них могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, насильственные движения и др. [3].

Для детей с нарушениями опортно-двигательного аппарата (НОДА) свойственны следующие психологические особенности: [3, 4]

  • ослабленное внимание, невысокая работоспособность;
  • наблюдаются затруднения фиксации взора на объекте, ограничение поля зрения;
  • возможно нарушение речи в форме дизартрии (нарушения произношения звуков), связанное с тем, что у таких лиц затруднено ощущение положения языка и губ.

Но при правильной организации учебного процесса дети с НОДА успешно адаптируются в образовательном учреждении, а в дальнейшем социализируются в жизни.

Инклюзивное образование играет важную роль для различных категорий учащихся: дети с ОВЗ учатся взаимодействовать в конкурентной среде, а здоровые дети растут более отзывчивыми и эмоционально чуткими.

Рассмотрим технологическую карту урока математики для обучающихся шестого класса, в котором получает образование учащийся с НОДА.

Проведение урока математики по теме «Математическая модель» для обучающихся 5 класса, в состав которого входит 1 ребёнок с НОДА (лёгкой степени), не имеет принципиальных отличий от проведения обыкновенного урока, поскольку на уроке не предполагается использование форм двигательной активности.

Технологическая карта инклюзивного урока математики по теме «Математическая модель»

Класс: 5 (6 человек, 1 ребенок с легкой степенью НОДА).

Модуль: урок математики.

Тема учебного занятия: «Математическая модель».

Продолжительность учебного занятия: 40 минут.

Тип учебного занятия: урок «открытия» нового знания.

Цель: формирование представлений учащихся о математической модели.

Задачи урока:

1. Образовательные: формирование у учащихся навыков составления математической модели и работы с ней.

2. Развивающие: развитие грамотной математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вычислительных навыков, умений анализировать, делать выводы.

3. Воспитательные: способствовать воспитанию доброжелательности и отзывчивости в атмосфере сотрудничества.

Технологии: системно-деятельностного подхода, личностно-адаптированная.

Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Ресурсы для проведения урока: Математика. 5 класс. Учебник для учащихся ОУ авторов И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович, карточки для фронтальной и индивидуальной работы, листы самооценки.

Основные понятия: математическая модель, этапы математического моделирования, уравнение, неизвестная величина.

УУД

Предметные: уметь составлять математические модели по условию задачи, работать с ними, находить ответ на поставленный в задаче вопрос.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные. В сотрудничестве с учителем определять и формулировать цель урока и последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свою деятельность и вносить в нее коррективы при необходимости; высказывать свои предположения.

Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию в усной и письменной форме; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Таблица

Технологическая карта инклюзивного урока математики по теме «Математическая модель»

п/п

Этапы урока / Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Общеобразовательная программа

ОВЗ (легкая степень НОДА)

Мотивация к учебной деятельности/

10 минут

Приветствует учащихся (с улыбкой): «Здравствуйте ребята!

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Вы проверьте, всё ль в порядке:

Ручки, книжки и тетрадки? Настройтесь на хорошую работу на уроке. Желаю успеха!»

Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности.

Создаёт условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность. Устный счёт (с записью ответов на индивидуальных листах) с последующей самопроверкой по эталону.

-Запишите на математическом языке выражения:

1) произведение всех делителей числа 4 (1∙2∙4)

2) частное чисел 48 и 4 (48:4)

3) сумма цифр в числе 268 (2+6+8)

4) разность чисел 50 и числа, которое в 5 раз больше числа 6 (50-5∙6)

-Найдите значения полученных выражений (8, 12, 16,20)

-Что вы замечаете? На какие группы можно разбить полученные числа?

-Продолжите ряд на 3 числа (8, 12, 16, 20, 24, 28, 32)

-Назовите самое большое число полученного ряда (32)

-Увеличьте его на 40 (72)

-Придумайте числовые выражения, значения которых равны 72

Приветствуют учителя стоя, проверяют наличие учебных принадлежностей, настраиваются на работу на уроке.

Отвечают устно и письменно на вопросы.

Взаимодействуют с учителем и учениками во время фронтальной беседы.

Приветствует учителя, сидя (при необходимости), проверяет наличие учебных принадлежностей, настраивается на работу на уроке. Отвечает устно и письменно на вопросы.

Взаимодействует с учителем и учениками во время фронтальной беседы, получает индивидуальную помощь учителя при необходимости.

Создание позитивного эмоционального настроя.

Познавательные УДД:

 Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других учащихся, оформлять свои мысли в устной форме, уточнять, продолжать, приводить примеры, корректировать высказывания учащихся, строить понятные высказывания Регулятивные УУД: уметь адекватно оценивать информацию, контролировать и корректировать ответы учащихся, высказывать своё предположение.

Актуализация знаний, выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения и его реализация./

 5 минут

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление причин затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний.

– Составьте буквенное выражение к каждой задаче (по рядам)

1) Автомобиль проходит расстояние х км за 2 часа, а автобус – за 3 часа. На сколько скорость автобуса меньше скорости автомобиля?

2) Мастер может сделать х деталей за 2 часа, а его ученик – за 3 часа. На сколько производительность мастера больше производительности ученика?

3) На сколько больше потребуется 2-х литровых банок, чем 3-х литровых банок для того, чтобы разлить в них х литров компота?

(х:2-х:3)

– Что общего вы видите в решении этих трёх задач?

– Посмотрите внимательно, мы получили, что для решения всех задач составили одинаковые буквенные выражения. В трёх непохожих ситуациях мы использовали одно и то же выражение, перевели условие задачи на математический язык.

– Как вы считаете, у таких выражений может быть своё название? (Математическая модель)

– Над какой темой вы сегодня будете работать? (Математическая модель)

– Сформулируйте цели на урок

Отвечают на вопросы письменно и устно.

Взаимодействуют с учителем и учениками во время беседы.

Контролируют правильность ответов учащихся. Корректируют ответы при необходимости.

Отвечает на вопросы письменно и устно.

Взаимодействуют с учителем и учениками во время беседы.

Контролирует правильность ответов учащихся. Корректирует ответы при необходимости, получает индивидуальную помощь учителя.

Познавательные УДД:

Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

Уметь слушать и понимать речь других, грамотно оформлять мысли в устной и письменной речи. Регулятивные УУД: Уметь контролировать правильность ответов учащихся, корректировать их при необходимости, высказывать своё предположение.

Закрепление знаний с проговариванием во внешней речи, самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой в парах по эталону, включение в систему знаний и повторений./

 17 минут

Организует усвоение учениками способа действий с проговариванием во внешней речи.

– Как вы считаете, какова особенность содержания тех задач, к которым мы составили математические модели? (они все описывают какие-то реальные жизненные ситуации)

- Попробуйте сформулировать, что же такое "математическая модель"

-Давайте проверим с помощью текста учебника ваши предположения (стр.79)

- Что же получается, мы с вами уже давно научились составлять математические модели, просто не знали, как называется составленное выражение.

- Ребята, нам важно не только грамотно переводить условие на математический язык, составляя модель, но и наоборот, понимать, какую ситуацию описывает модель.

- Давайте поработаем в парах. Рассмотрите таблицу.

Данные

Математическая модель

В вазе а апельсинов

и b бананов

a+b=30

a=2b

a=b+10

Постарайтесь расшифровать составленные математические модели (ответы учеников)

– Предлагаю продолжить работу самостоятельно и в тетрадях составить как можно больше моделей по данному условию. (В классе а мальчиков и b девочек)

– Сравните свои записи с записями соседа. У кого больше? Приведите примеры составленных моделей (ответы учеников)

– Для закрепления материала выполним следующую работу самостоятельно по вариантам:

1 вариант. В трёх спортивных секциях: по спортивной гимнастике, настольному теннису и плаванию занимается 95 человек. Теннисистов на 15 меньше, чем пловцов, а гимнастов на 8 больше, чем теннисистов. Обозначьте буквой х количество теннисистов и составьте математическую модель этой ситуации (х+х+15+х+8=95)

2 вариант. В цирке 20 дрессированных животных. Обезьян на 9 меньше, чем собак, а тигров на 2 больше, чем обезьян. Обозначьте буквой у количество обезьян и составьте математическую модель этой ситуации (у+у+9+у+2=20).

-Поменяйтесь заданиями и тетрадями и проверьте выполнение задания.

-Давайте проверим теперь все вместе.

-Справились, молодцы.

Отвечают на вопросы письменно и устно.

Взаимодействуют с учителем и учениками во время беседы, самостоятельной работы и работы в парах.

Контролируют правильность ответов учащихся. Корректируют ответы при необходимости. Повторяют и систематизируют материал по теме урока.

Отвечает на вопросы письменно и устно.

Взаимодействует с учителем и учениками во время беседы и когда работает в паре с соседом по парте.

Контролирует правильность ответов учащихся и корректирует их при необходимости. Получает индивидуальную помощь учителя, если потребуется.

Повторяет и систематизируют материал по теме урока.

Познавательные УДД:

Осуществлять выбор способов решения задач в зависимости от условий. Строить логическую цепочку рассуждений. Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:  Уметь контролировать правильность своих ответов и ответов учащихся, корректировать их при необходимости, высказывать своё предположение, анализировать условия достижения цели.

Включение в систему знаний и повторений/

5 минут

Организует обобщение и систематизацию изученного способа действий учениками с проговариванием во внешней речи.

-Давайте вернёмся к правилу. Всегда ли математическая модель - это выражение? Что вы составили, выполняя последнее задание? (уравнение)

Уточните определение – что называется математической моделью. (Это выражение или уравнение, составленное в процессе решения задачи)

-Ребята, а теперь попробуйте сопоставить с помощью линий предложенные реальные ситуации с составленными математическими моделями (рис. 1, 2).

- Оцените свою работу самостоятельно по эталону и поставьте знаки "+" или "-". Поставьте себе оценки 5-4.

-Кто получил "5"? Кто получил "4"?

Молодцы.

Взаимодействуют с учителем и учениками во время беседы.

Контролируют правильность ответов учащихся. Корректируют ответы при необходимости.

Взаимодействует с учителем и учениками во время беседы.

Контролирует правильность ответов учащихся. Корректируют ответы при необходимости.

Познавательные УДД:

Анализировать, систематизировать и обобщать изученные способы действия. Коммуникативные УУД:

Уметь формулировать собственную позицию, мнение.

Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки и самооценки.

Рефлексия учебной деятельности на уроке/

3 минуты

Организует фиксирование содержания урока, самооценку учебной деятельности.

-Подведём итог работы на уроке

-Над какой темой мы сегодня работали?

-Какую цель вы ставили?

-Достигли ли вы цели?

-Расскажите, чему вы учились и чему научились на уроке?

-Оцените деятельность класса на уроке

-Оцените свою деятельность на уроке

-Дом. задание: § 17, 1 вариант- 276(а), 2 вариант-№ 276(б).

Отвечают на вопросы, рассказывают, что узнали, осуществляют самооценку деятельности.

Формулируют собственное мнение, позицию.

Оценивают правильность действий на уроке.

Отвечает на вопросы, осуществляют самооценку деятельности.

Формулирует собственное мнение, позицию.

Оценивает правильность действий на уроке.

Познавательные УДД:

Устанавливать логические связи, выделять применяемые мыслительные операции. Коммуникативные УУД:

Уметь формулировать собственную позицию, мнение.

Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки и самооценки.


1 вариант

Реальная ситуация

а - девочки, b - мальчики

Математическая модель

"+" или "-"

1

2

3

4

5

В классе девочек и мальчиков поровну

Девочек на 2 больше, чем мальчиков

Девочек на 9 меньше, чем мальчиков

Девочек в 3 раза больше, чем мальчиков

Если в класс придут ещё одна девочка и три мальчика, то девочек и мальчиков станет поровну

a = b + 2

b = a + 9

a = b

a + 1 = b + 3

a = 3b

2 вариант

Реальная ситуация

а - девочки, b - мальчики

Математическая модель

"+" или "-"

1

2

3

4

5

В классе девочек и мальчиков поровну

Девочек на 3 больше, чем мальчиков

Девочек на 8 меньше, чем мальчиков

Девочек в 2 раза больше, чем мальчиков

Если в класс придут ещё три девочки и 2 мальчика, то девочек и мальчиков станет поровну

a = b + 3

b = a + 8

a = b

a + 3 = b + 2

a = 2b

Рис. 1. Математические модели

Реальная ситуация

а - девочки, b - мальчики

Математическая модель

"+" или "-"

1

2

3

4

5

В классе девочек и мальчиков поровну

Девочек на 2 больше, чем мальчиков

Девочек на 9 меньше, чем мальчиков

Девочек в 3 раза больше, чем мальчиков

Если в класс придут ещё одна девочка и три мальчика, то девочек и мальчиков станет поровну

a = b + 2

b = a + 9

a = b

a + 1 = b + 3

a = 3b

Реальная ситуация

а - девочки, b - мальчики

Математическая модель

"+" или "-"

1

2

3

4

5

В классе девочек и мальчиков поровну

Девочек на 3 больше, чем мальчиков

Девочек на 8 меньше, чем мальчиков

Девочек в 2 раза больше, чем мальчиков

Если в класс придут ещё три девочки и 2 мальчика, то девочек и мальчиков станет поровну

a = b + 3

b = a + 8

a = b

a + 3 = b + 2

a = 2b

Рис. 2. Эталон для оценки выполнения заданий

Ссылки на источники

  1. Возовик А. Р., Литвинова Е. В., Макарова И. А. Дошкольное образование инклюзивного характера: плюсы и минусы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 269–271. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770771.htm.
  2.  Ергалиев А. С., Жантуреева А. А., Доскалиева Р. Б., Беккалиева Г. М. Применение инновационных педагогических технологий в практике психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 51–58. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771182.htm.
  3. Зуева О. Е. Формирование толерантного отношения студентов колледжа к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Электронная газета «Интерактивное образование». – URL: http://io.nios.ru/articles2/84/12/formirovanie-tolerantnogo-otnosheniya-studentov-kolledzha-k-detyam-s-ogranichennymi
  4. Солнцева В.А., Белова Т.В. Психологические особенности лиц с нарушениями двигательного развития (нарушениями функций опорно-двигательного аппарата) // Справочник по организации и проведению профориентационной работы — М.: ООО «Центр новых технологий», 2012. — С. 97–99. – URL: http://xn----jtbibbrldcuew.xn--p1ai/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/psikhologicheskie-osobennosti-lits-s-narusheniyami-dvigatelnogo-razvitiya-narusheniyami-funktsiy-opo/
  5. Учебник: А. Г. Мордкович. Математика, 5 класс «Мнемозина» – 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины, массы, стоимости, "

Конспект урока математики 6 класса по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины, массы, стоимости". При подборе материала использованы материалы учебника, интернета....

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Урок в технологии деятельностного метода. 5 класс. УМК Виленкин Н. Я....

Методическая разработка урока математики по теме "Исследование функций по графику. Построение графиков функций"

 Пояснительная записка               Характеристика учебной группы.  Открытый урок по дисциплине «Математика» проводится в группе  по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ...

Методическая разработка урока математики по теме "Обыкновенные дроби" (5 класс)

Данный урок разработан по новым образовательным стандартам (ФГОС). Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. На уроке дети узнают, что такое дроби, как они читаются и записываются, каков содерж...

Методическая разработка урока математики по теме "Уравнения" (5 класс)

Урок начинается с демонстрации математического фокуса "Угадай задуманное число", что, в свою очередь, обеспечивает активность учащихся на уроке и их заинтересованность в результатах своей работы. Пред...

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных дробейСоздание условий для прочного усвоения  учебного материала по теме урока; ознакомление учащихся с правилами сложения вычитания десятичных дробейУрок «освоени...