Технологическая карта урока математики в 5 классе «Сложение и вычитание десятичных дробей»
план-конспект урока по математике (5 класс)

Позднякова Наталья Викторовна

Технологическая карта урока

Тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей», 5 класс

 Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.- М.: Вентана-Граф, 2016.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей», 5 класс

Дата проведения: 04.03.2019 г.

Учитель математики – Позднякова Наталья Викторовна

Оборудование: проектор, компьютер.        

Ресурсы:  Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.- М.: Вентана-Граф, 2016.

Цели для ученика

Личностные: получить возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интерес к учению; ясно и точно излагать свои мысли в устной речи; в процессе рефлексии проводить оценку и самооценку.

Метапредметные: действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, осуществлять контроль своей деятельности; формировать проблемы при решении учебных задач, аргументировать свое мнение и разрешать конфликтные ситуации.

Предметные: научиться складывать и вычитать десятичные дроби,  построить  и  использовать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей

Цели для учителя

Образовательные: сформулировать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей и уметь его применять.

Развивающие : развивать умение работать по алгоритму и осуществлять контроль своей деятельности.

Воспитательные : формировать устойчивую мотивацию и интерес к учению; излагать свои мысли в устной речи.

Тип урока:  изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Форма урока: урок с элементами деятельностного метода обучения

Опорные понятия, термины: обыкновенная  и десятичная дроби, запись и чтение десятичных дробей,  сравнение десятичных дробей, сокращение дробей, перевод обыкновенной дроби в десятичную и наоборот. 

Новые понятия: правило сложения и вычитания десятичных дробей

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль

Домашнее задание: выучить алгоритм, § 33,вопросы №1-2, № 865, № 867 , 871 (письменно)

Ход урока:

Технология проведения

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

Универсальные учебные действия (УУД)

1

2

3

4

5

6

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

-актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

-создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки;

-уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности.

Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность (создание проблемной ситуации).

 Установка тематических рамок.

Организует уточнение типа урока и называет шаги учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Чтобы настроиться на хорошую работу,давайте с вами проведём умственную разминку и немного посчитаем. Посмотрите на экран и восстановите цепочку вычислений. (Слайд 1) А теперь вспомним тему прошлых уроков. Внимание на экран.  

(Слайд 2,3). Давайте подумаем, чему мы сегодня будем учиться на уроке? Разбейтесь на группы. Перед вами карточки с десятичными дробями,если вы их расставите в возрастающем порядке,то прочтёте тему урока.(Работа в группах)

Правильно, тема нашего урока «Сложение и вычитание десятичных дробей» (слайд 4).  Какие действия мы уже умеем выполнять с десятичными дробями?  Мы сегодня научимся их складывать и вычитать.

 

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Проговаривают тему урока и шаги учебной деятельности.

Знать, что такое десятичные дроби, уметь их записывать и читать.

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.

Цель:

-обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

-выявить место индивидуального затруднения;

-фиксировать во внешней речи причину затруднения

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний.

Ребята! Давайте попробуем вычислить: 1,03  +   42,52 = ? 42,52 – 1,03 = ? (слайд 5) Давайте подумаем, как можно это сделать? ( нужно перевести десятичные дроби в обыкновенные)

Обратив эти дроби в обыкновенные, получим (слайд 6)

 (Посмотрите, мы сложили целые части отдельно, а дробные отдельно, т.е. сложили по разрядам.)

А может можно выполнить это действие проще?

Отвечают на вопросы учителя. Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.

Знать правило перевода десятичных дробей в смешанные числа и наоборот.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии.

3. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать постановку цели урока, составление плана действий по реализации цели достижения поставленной цели.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий.

-Давайте еще раз проговорим тему урока. «Сложение вычитание десятичных дробей»

-Скажите, какую цель мы перед собой должны поставить, чтобы изучить эту тему?

-Давайте составим план действий, по которому мы будем изучать эту тему.

С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план действий для достижения цели.

Уметь работать с текстом учебника. Составить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

4. Реализация построенного проекта.

Цели:

-реализовать построенный проект в соответствии с планом;

-закрепить новые знания в речи и знаках;

-зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках.

Вернёмся к нашим дробям. Мы выполнили с ними действия, представив их в виде обыкновенных дробей, но можно поступить проще  (на доске)

Посмотрите, ребята! Мы можем получить такой же ответ, выполнив сложение в столбик.

Можно ли выполнить сложение, не переводя десятичные дроби в обыкновенные? (можно)

А как? (можно выполнить действие в столбик)

А можно ли выполнить вычитание десятичных дробей, не переводя их в обыкновенные? (можно)

А как? (так же как и сложение – в столбик)

Посмотрите на алгоритм сложения и вычитания  десятичных дробей. (слайд  7) Прочитаем его вслух.

Задание 1:

Выполните сложение десятичных дробей устно (слайд 10,11)

Задание 2:

Найди ошибку в вычислениях (слайд 12,13) С проговариванием во внешней речи

Физкультминутка для глаз

Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют новое знание в речи и знаках

Научиться применять алгоритм  сложения и вычитания десятичных дробей.

Познавательные: уметь добывать новые знания.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь работать по коллективному плану.

5. Первичное закрепление темы.

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организует  усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Работа с учебником: стр. 223

№  863, С комментариями у доски.

№864. Взаимопроверка

Физкультминутка

Выполняют задания на доске и в тетрадях.

Уметь  применять алгоритм  сложения и вычитания десятичных дробей.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-обеспечить самопроверку по эталону, самооценку;

-организовать выявление места и причину затруднений, работу над ошибками.

организовывает выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-обеспечивает самопроверку по эталону, самооценку;

-организовывает выявление места и причину затруднений, работу над ошибками.

Самостоятельно № 866  с самопроверкой.

Задача, № 870 у доски.

Выполняют задание самостоятельно в тетради, осуществляют самопроверку. Называют с помощью учителя места своего затруднения, причину, исправляют ошибки.

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

Познавательные: использовать знаково-символические средства.

Личностные: уметь осуществлять самооценку.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 Организует фиксирование нового содержания урока;

рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Подведем итоги работы на уроке.

-Какую цель мы ставили? (научиться складывать и вычитать десятичные дроби)

-Назовите тему урока.(сложение и вычитание десятичных дробей)

-Скажите, что нового вы узнали на уроке?

Оцените свою деятельность на уроке:

«» - я всё понял, у меня всё получилось;

«😐» - не всё получилось, но я доволен своей работой;

«» - я хорошо знаю теоретический материал, но на практике у меня не всё получилось;

«?» - мне было очень сложно

-Оценки за урок.

Домашнее задание: § 33,вопросы №1-2, № 865, № 867 , 871 (письменно)

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали нового на уроке.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий.

Личностные: уметь осуществлять самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок (ФГОС) по математике 5 класс "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Открытый урок (ФГОС) по математике 5 класс "Сложение и вычитание десятичных дробей"...

Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей

Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей...

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...

Технологическая карта урока математики 5 класс "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Технологическая карта урока математики 5 класс  "Сложение и вычитание смешанных чисел"...

Конспект урока математики 5 класс «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Цель: Создание условий для конструирования алгоритма сложения и вычитания десятичных дробейЗадачи:Активизировать знания учащихся о проблемах сохранения окружающей среды.Побудить учащихся к открыт...