Рабочая программа по внеурочной деятельности 8 класс " Нестандартные задачи по математике".
рабочая программа по математике (8 класс)

Трифонова Татьяна Алексеевна

Рабочая программа содержит тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности 8 класс математика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_po_matematike_8_klass.docx44.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение города Ульяновска

«Средняя школа №6 им. И.Н. Ульянова»

                

Рассмотрено

Руководитель

ШМО

___________________

Ф.И.О. подпись

протокол №________

от

«___» ________20__ г.

Согласовано

Заместитель директора

школы по УВР

___________________

Ф.И.О. подпись

«___» ________20__ г.

Рассмотрено и принято

на заседании педагогического совета

протокол №________

от

«___» ________20__ г.

Утверждаю

Директор

__________ Ф.И.О. подпись

приказ №________

от

«___» ________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Вид деятельности     «Нестандартные задачи по математике»

Уровень обучения(класс)    8А

Срок реализации:    один год

Количество часов:   34

Учитель:      Трифонова Т. А.  высшая квалификационная категория.

Ульяновск

2019-2020 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ

 1.  Пояснительная записка.

 2.  Содержание программы и планируемые результаты освоения по темам.

3. Результаты освоения содержания программы.

4. Тематическое планирование.

5. Литература. Интернет-ресурсы.

                                                        1.  Пояснительная записка

Общеразвивающая программа для 8 класса по математике «Нестандартные задачи» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования.  Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям.  

          Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Цель программы – создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

- в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

- в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных  сфер человеческой деятельности;

- в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование  механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи:

  • научить правильно применять математическую терминологию;
  • подготовить учащихся к участию в олимпиадах;
  • совершенствовать навыки счёта, применения формул, различных приемов;
  • научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
  • формировать навыки самостоятельной работы;
  • воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
  • формировать приемы умственных операций  школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
  • воспитывать уважительное отношение между  членами коллектива в совместной творческой деятельности;
  • воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
  • развивать у детей вариативность мышления, воображение, фантазии, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Программа способствует:

  • развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;
  • созданию условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;
  • выявлению одаренных детей;
  • развитию интереса к математике.

В основу составления программы положены следующие педагогические принципы:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
  • подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
  • оптимальное сочетание форм деятельности;
  • доступность.

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.

2. Содержание программы и планируемые результаты освоения по темам

Элементы математической логики. Теория чисел. Логика высказываний. Диаграммы Эйлера-Венна. Простые и сложные высказывания. Высказывательные формы и операции над ними. Задачи на комбинации и расположение. Применение теории делимости к решению олимпиадных и конкурсных задач. Задачи на делимость, связанные с разложением выражений на множители. Степень числа. Уравнение первой степени с двумя неизвестными в целых числах. Графы в решении задач. Принцип Дирихле.

Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность:

уметь решать логические задачи;

отображать логические рассуждения геометрически;

записывать сложные высказывания, формулировки теорем, аксиом, используя символы алгебры и логики;

уметь применять графы и принцип Дирихле при решении задач;

анализировать и осмысливать текст задачи, моделировать условие с помощью схем, рисунков, графов;

строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль.

уметь решать  задачи повышенной сложности;

применять различные способы разложения  на множители при решении задач;

научится решать уравнения и системы уравнений первой степени с двумя переменными.

Геометрия многоугольников. Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в древности, в древней Греции. Геометрия на клеточной бумаге. Разделение геометрических фигур на части. Формулы для вычисления объемов многогранников. Герон Александрийский и его формула.Пифагор и его последователи. Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки. Геометрия в древней индии. Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические  задачи. О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение. Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований.

Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность:

распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях геометрические фигуры;

уметь разделять фигуры на части по заданному условию из частей конструировать различные фигуры;

уметь решать задачи на нахождение площади и объема фигур, знать старинные меры измерения площадей;

познакомиться с историческими сведениями о развитии геометрии, расширить кругозор в области изобразительного искусства, архитектуры, получить практические навыки изображения увеличенных картин;

научиться работать над проектами, развивая исследовательские навыки.

Геометрия окружности. Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи. Окружности, вписанные углы, вневписанные углы  в олимпиадных задачах.

Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность:

распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях окружности;

уметь решать задачи на применение свойств окружности, касательной, вписанных углов и др.

Теория вероятностей. Место схоластики в современном мире. Классическое определение вероятности. Геометрическая вероятность. Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач.

Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность:

иметь представление об элементарном событии уметь вводить обозначения для элементарных событий простого опыта, интерпретировать условия задач в виде схем и рисунков;

знать, что сумма вероятностей всех элементарных событий равна единице;

понимать что такое объедение и пересечение событий, что такое несовместные события;

уметь решать вероятностные задачи с применением формул сложения вероятностей для несовместных событий, формулы умножения вероятностей независимых событий.

Уравнения и неравенства. Уравнения с параметрами – общие подходы к решению. Разложение  на множители. Деление многочлена на многочлен. Теорема  Безу о делителях свободного члена,  деление «уголком», решение  уравнений и неравенств. Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем.

Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность:

познакомиться с методами решения уравнения с параметрами, простых и более сложных, применением графического способа решения;

овладеть навыками разложения на множители многочленов 5,3,4 степеней;

научиться решать уравнения и неравенства с модулем, «двойным» модулем;

Проекты. Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, групповой). Как провести исследование. Работа над проектами.

Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность:

спланировать и подготовить творческий проект по выбранной теме, получат опыт публичных выступлений;

познакомиться с основами исследовательской деятельности, приобретет опыт работы с источниками информации, интерпретировать информацию (структурировать, презентовать с помощью таблиц, диаграмм и пр.), обрабатывать информацию с помощью компьютерных программ, ресурсов Интернет;

приобретет навыки самостоятельной работы для решения практических заданий, опыт коллективной работы в сотрудничестве.

Примерная тематика проектов:

 Роль математики в  архитектурном творчестве.  

Архитектура – дочь геометрии.

Симметрия знакомая и незнакомая.

Пропорции  человеческого тела. Золотое сечение.

Задачи о мостах. Понятие эйлерова и гамильтоновых циклов.

Логические задачи – мой задачник.

 Дерево решений  - применение для вероятностных задач.

Приложение теории графов в различных областях науки и техники.

Мой задачник – уравнения и неравенства с модулем.

Квадратные уравнения – многообразие методов решения.

3. Результаты освоения содержания программы

         У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  •  способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
  • умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
  • первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Метапредметные:

1) Регулятивные.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять план и последовательность действий;
  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
  •  предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
  •  осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  •  адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.

2) Познавательные.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  •  формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
  • выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
  • интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
  •  оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).

3) Коммуникативные.

Учащиеся получат возможность научиться:

  •  организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  •  прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные

Учащиеся получат возможность научиться:

  •  самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
  •  пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
  •  уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
  • выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
  • применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
  • самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Распределение учебных часов по разделам программы

Тема

Количество часов

1.

Элементы математической логики. Теория чисел.

7

2.

Геометрия многоугольников.

9

3.

Геометрия окружности.

4

4.

Теория вероятностей.

5

5.

Уравнения и неравенства.

6

6.

Проекты.

3

Итого

34 часа

4. Тематическое планирование.

8 класс « Нестандартные задачи по математике»

Тема занятия

Форма и вид деятельности.

Кол-во часов

Тема 1. Элементы математической логики. Теория чисел.

7

Логика высказываний. Диаграммы Эйлера-Венна.

Беседа-лекция, Решение занимательных задач.

1

Простые и сложные высказывания. Высказывательные формы и операции над ними.

Беседа. Практическая работа в группах.

1

Задачи на комбинации и расположение.

Решение задач, индивидуальная работа.

1

Применение теории делимости к решению олимпиадных задач.

Мини-лекция.

1

Задачи на делимость, связанные с разложением выражений на множители.

Решение задач, работа в группах.

1

Степень числа. Уравнение первой степени с двумя неизвестными в целых числах.

Решение задач, работа в группах.

1

Графы в решении задач. Принцип Дирихле.

Мини-лекция Решение задач, работа в группах.

1

Тема 2. Геометрия многоугольников.

9

Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в древности, в древней Греции.

Беседа. Знакомство с научно-популярной литературой. Практическая работа в группах.

1

Геометрия на клеточной бумаге. Разделение геометрических фигур на части.

Практическая работа в группах

1

Формулы для вычисления объемов многогранников. Герон Александрийский и его формула.

Практическая работа в группах,

1

Пифагор и его последователи. Различные способы доказательства теоремы Пифагора.

Беседа. Работа с источниками информации.

1

Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки. Геометрия в древней индии.

Мини-лекция. Беседа, работа с источниками информации.

1

Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические  задачи.

Творческая работа в группах

1

Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические  задачи.

Решение занимательных задач, Творческая работа в группах

1

О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение.

Творческая работа в группах.

1

Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований.

Мини-лекция Практическая работа

1

Тема 3. Геометрия окружности

4

Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи.

Беседа.

1

Окружности, вписанные углы, вневписанные углы  в олимпиадных задачах.

  Решение олимпиадных и занимательных задач

1

Окружности, вписанные углы, вневписанные углы  в олимпиадных задачах.

  Решение олимпиадных и занимательных задач.

1

Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, групповой). Как провести исследование.

Мини-лекция. Выполнении е коллективного мини проекта.

1

Тема 4. Теория вероятностей.

5

Место схоластики в современном мире. Классическое определение вероятности.

Мини-лекция. Беседа. Решение задач. Практическая работа в группах

1

Геометрическая вероятность.

Мини-лекция. 

1

Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач.

  Решение олимпиадных и занимательных задач.

1

Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач.

Практическая работа.

1


Работа над проектом. Как провести исследование. Работа с источниками информации.

Проективная работа, индивидуальная работа над проектами.

1

Тема 5. Уравнения и неравенства.

6

Уравнения с параметрами – общие подходы к решению.

Мини-лекция. Решение заданий в парах.

1

Разложение  на множители.

Беседа. Практическая работа в группах.

1

Деление многочлена на многочлен. Теорема  Безу о делителях свободного члена,  деление «уголком»

Мини-лекция Практическая работа в парах.

1

Решение  уравнений и неравенств.

Решение задач, работа в группах.

1

Решение  уравнений и неравенств.

Работа с источниками информации.

1

Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем.

Практическая работа.

1

Тема 6. Проекты.

5

Работа над проектами.

Работа с источниками информации. Беседа.

1

Защита проектов.

1

Защита проектов.

1

5. Литература:

  1. Глейзер Г.И. История математики в школе 7–8 кл.: Пособие для

учителей / Г.И. Глейзер.– М.:Просвещение,1982. – 240с.

  1. Гусев В.А. и др. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. Под ред. С.И. Шварцбурда, М.:Просвещение, 1977 – 288с.
  2. Виленкин Н.Я. и др. Факультативный курс. Избранные вопросы математики (7-8 класс). М.:Просвещение, 1978. – 192с.
  3. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000.-79с.
  4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя.-М.:Просвещение, 2001.-96.
  5. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Математические головоломки и задачи для любознательных):книга для учащихся – М.: Просвещение, 1996. – 144с.
  6. Криволапова Н.В. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. -М.: Просвещение. 2012. – 117с.
  7. Марков С.И. курс истории математики / С.И. Марков. – Иркутск, 1995.
  8. Майер Р.А. История математики. Курс лекций. Ч.1, Ч. 2. Красноярск, 2001, 2006.
  9. Михайленко Е.А., Тумашева О.В. Методика обучения схоластической линии в школьном курсе математики: учебно-методическое; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, - Красноярск, 2009.- 116с.
  10. Фрибус Е.А. Старинные задачи с историко-математическими экскурсами: Методические рекомендации в помощь учителям математики /Е.А. Фрибус. – Абакан, 1988-1990. – Ч1,2.
  11. Фрибус Е.А. Избранные старинные задачи науки о случайном: Методические рекомендации /Е.А. Фрибус. – Абакан, 1989.
  12. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / глав. ред. М.Д Аксёнов. - М.: Аванта+ , 2002.
  13. Энциклопедический словарь юного математика / сост. А.П. Савин.- М.: Педагогика, 1989.  

Материально-техническое обеспечение курса:

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Интерактивная доска.

Интернет ресурсы:

http://fgosreestr.ru/  Реестр примерных образовательных программ (ФГОС)

http://school.znanika.ru/  - страница электронной школы «Знаника».

http://russian-kenguru.ru/konkursy/kenguru/zadachi/2016goda русская страница конкурсов для школьников.

http://www.yaklass.ru/  страница образовательного проекта «Я-класс»

http://www.unikru.ru/  страница «Мир конкурсов от уникум» . Центр интеллектуальных и творческих состязаний.

http://nsportal.ru/ страницы учительского портала Социальной сети работников образования

http://www.rosolymp.ru/  Всероссийская олимпиада школьников материалы, результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение математических задач» 7 класс

Одним из направлений в обучении математики является расширение кругозора, повышение мотивации учения и самообучения. Это возможно только при условии учёта индивидуальных особенностей ребёнка и его спо...

Рабочая программа курса по выбору Решение нестандартных задач по математике для 8-го класса (2017-2018)

Рабочая программа курса по выбору Решение нестандартных задач по математике для 8-го класса (2017-2018)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Решение нестандартных задач по математике» для учащихся 6 класса

Цель программы: Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности учащегося на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» 7 класс (базовый уровень) «Точка Роста»

Направленность программы – цифровая лабораторияУровень программы – базовый.Возраст обучающихся: от 13 лет до 14 лет.Срок реализации программы: 1 год, 34 часа.Реализация программы обеспечив...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Решение нестандартных задач по математике"

Рабочая программа по курсу "Решение нестандартных задач по математике" для 7 класса. Программа содержит календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности: «Решение олимпиадных задач по математике»

Программа по внеурочной деятельности: «Решение олимпиадных задач по математике»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение географических задач» 9 класс

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности  «Решение географических задач».Программа составлена для обучающихся 9 классов, которые выбрали предмет «География&ra...