Особенности проведения индивидуальных занятий по математике обучающихся в вечерних школах г. Санкт-Петербурга.
статья по математике (10 класс)

Луговая Татьяна Александровна

   Основные особенности обучение учащихся в вечерних школах г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области в соответствии с требованиями  законодательства об образовании в  Российской Федерации на 2019-2020 уч.год. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lugovoy_t.a_2019_g._1.odt28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности проведения индивидуальных занятий по математике обучающихся в вечерних школах

г. Санкт-Петербурга.

        Первые вечерние школы  были созданы для подростков, которые работали на предприятиях, но хотели без прекращения работы продолжить свое образование. В стране и конкретно в городе Санкт-Петербурге, открывалась все больше и больше таких школ, где подростки после 12-часового рабочего дня шли получать знания. На сегодняшний день, вечерняя (сменная) школа – учреждение общего образования, которое работает в рамках норм и требований государственного образовательного стандарта и занимается по общим образовательным программам с дневной школой. Хотелось бы сделать акцент на том, что вечерняя школа не разновидность вспомогательного, второсортного, или урезанного образования. Одной из главных функций данных учреждений является социальная и образовательная коррекция и поддержка разновозрастных учащихся. В силу особого состава учащихся, образовательный процесс в вечерних школах г. Санкт-Петербурга, имеются существенные различия. Анализируя литературу, мы выяснили, что основными особенностями вечерней школы по сравнению с массовой общеобразовательной школой является ее ресоциализирующая функция, параллелизм образования, построение индивидуального образовательного маршрута для каждого ученика. Вечерняя школа на всех этапах своего существования представляет собой наиболее гибкий тип учебного заведения, так как режимы ее работы приспособлены к условиям работы учащихся. Обучающиеся по ходу учебы могут выбирать наиболее эффективную форму обучения (очная, заочная, индивидуальный учебный план, обучение на дому).

        Обучающиеся вечерних школ иногда отличаются дидактической запущенностью и имеют разный социальный и возрастной состав, среди учеников преобладают трудные подростки. Изучив основные пути формирования контингента учащихся вечерних (сменах) школ, можно отметить, что учащиеся составляют собой четыре основных группы: педагогически запущенные («трудные») подростки; учащиеся, прервавшие свое образование по различным уважительным причинам (семейные обстоятельства, материальная необходимость и др.); «неудобные» массовой общеобразовательной школе подростки; беженцы и мигранты.

        Безработная молодежь видит в заочной форме обучения реальное средство ускорить решение своей социализации. В связи с этим, спрос на заочную форму в сфере общего образования на данный момент наблюдается в самых различных слоях населения.

        Как правило, обучающиеся в вечерних школах не проявляют обширный интерес к учебе, учителям и учебным занятиям. Основной причиной ухода детей из дневных школ, является низкая успеваемость, из этого возникают различные конфликты с учителями и администрацией школы. Вечерняя школа дает шанс получить образования детям: с низким материальным положением, с проблемами здоровья; молодым мамам и т. д. Большой процент родителей не занимаются воспитанием своих детей, это влияет на то, что у большинства  обучающиеся вечерних школ, наблюдаются пагубные зависимости, такие как: курение, алкоголь, нецензурная брань и т.д. Около 40% обучающиеся вечерних школ Санкт-Петербурга, составляют взрослые люди, которые имеют большой перерыв в учебной деятельности, как правило, у них ощущается мотивация, но утрачены навыки учебной деятельности.

        В законе «Об Образовании» говорится о шести видах государственных школ, одним из которых является вечерня школа. В каждом учебном заведении, есть свои плюсы и минусы. К плюсам мы отнесли: возможность учится не каждый день; бесплатное образование; график, который удобно совмещать с другой учебой (курсы, мастер класс и т.д.); разнообразие форм обучения. Минусы, которые мы выделили: разновозрастные классы; из-за разнообразия форм обучения присуща схематичность и краткость изложения материала.

        Общество и руководители разных ведомств воспринимает вечернюю школу как своеобразное учреждение низшей ступени, где скапливается все те, кого отсеяли из дневных школ. Благодаря существующему в России институту вечерней школы, каждый гражданин нашей страны может в любом возрасте получить полное среднее образование, даже если 8-9 классы он окончил несколько лет назад.

        В настоящее время, вечерняя школа не в состоянии решить все проблемы молодежи и взрослых, но она в полной мере реализует их право на образование. Тем самым дает им дополнительный шанс найти свое место в обществе, на рынке труда, а значит, улучшить социальнокультурные и экономические условия своей жизни. В системе образования статус вечерней (сменной) школы не определен, не смотря на это в России больше 1500 вечерних школ. Социальный заказ вечерней школы – доучивать и воспитывать всех тех, кто ввиду жизненных обстоятельств не смогли получить образования в общеобразовательной школе. Очевидно, что вечерняя школа не может сравняться с показателями дневной школы, так как там есть: высокая успеваемость; призеры различных олимпиад, конкурсов; медалисты. Вечерняя школа все свое время тратит на ликвидацию пробелов и приведению знаний к необходимому уровню детей, пришедших из дневных общеобразовательных школ. Одной из основных трудностей, с которой сталкиваются педагоги вечерних школ, с тем, что у учащихся нет навыков самостоятельной подготовки, в связи с этим учителя много времени тратят на то, чтобы за минимальное количество времени дать как можно больше знаний. При обучении различных категорий обучающиеся по индивидуальным образовательным программам учителям приходится использовать на уроках широкий набор методических приёмов и средств, но общим компонентом любых способов работы учащихся являются технологии, которые помогают подготовить учеников к самостоятельной познавательной деятельности, к их самообразованию.

        В заключении хочется сказать, что вечерняя школа помогает ученикам удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало; выработать положительную систему мировоззрения; предоставить возможность адаптации к социуму. Для того, чтобы обеспечить высокое качество образования обучающихся в вечерних (сменных) школах, учителям необходимо, как можно чаще повышать свой профессиональный уровень с учётом особенностей и специфики воспитанников, а также применять в своей работе различные формы и методы работы, которые наиболее эффективно позволят построить свою работу с учениками.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.12.17). URL: http://base.garant.ru/70291362/
  2. Журжина А.А. Управление образовательным процессом, направленным на социализацию обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных школах // Научные исследоания и разработки студентов: сб. ст. по матер. межд. студ. науч.-практ. конф. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2016. – С. 31-33.
  3. Колесникова И.А. Высшее образование: основы андрагогики. – М.: Академия, 2007. – 167 с.
  4. Королёва Е.Г. Социально-культурный контекст развития вечерней школы // Человек и образование. - СПб: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012 - №3(32). – С. 105-109.
  5. Курапова Т.Ю. Исследование локализации контроля личности учащихся вечерних школ // Материалы VIII Междунар. науч. конф. - Белово: Канцлер, 2010. - Ч.4. - С. 67–71.
  6. Куликов А.Ю., Иванов Д.И. Особенности обучения математике в современной вечерней школе // Успехи современной науки и образования. – Тюмень: Клюев С.В., 2017. – Т.2. - №4. – С. 22- 25.
  7. Профессиональный стандарт. Формирование трудовых ресурсов высокой квалификации // Образовательный форум «Education, forward!». – Якутск: СВФУ им. М.К. Аммосова, 2013. – 1023 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по программе «Просто» «Виртуальное путешествие по Санкт-Петербургу»

Цель:  Дать представление о городе, как о культурном центре РоссииЗадачи:- Формировать познавательный интерес и бережное отношение к истории и культуре нашей Родины.- Пробуждать желание детей сов...

Особенности проведения физкультурного занятия с детьми раннего возраста

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как и них дети проводят большую часть дня....

Особенности организации деятельности классного руководителя в образовательной организации Московского района Санкт-Петербурга

В разработке описывается система организации деятельности классного руководителя в системе воспитательной работы ОО...

Методические рекомендации по использованию инновационных методик преподавания математики в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга в 2019-2020 учебном году.

 Описание методических рекомендаций по использованию методик преподавания математики в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга в 2019-2020 учебном году, их правовые основы....

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

В статье описаны способы мотивации у детей при изучении предмета математика....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

   Учебно-методическое пособие дает рекомендации по применению методик смыслового чтения при работе с текстом на уроках математики в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербург...

Занятие внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт - Петербурга: Сокровища античного мира

Тема занятия: Сокровища античного мира. Цель: Способствовать эмоционально – ценностному восприятию школьников музейных экспозиций Эрмитажа, а себя – как хранителей античного...