ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
статья по математике (9 класс)

Луговая Татьяна Александровна

В статье описаны способы мотивации у детей при изучении предмета математика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st.form_.motiv_._k_izuch._matem.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ  У ДЕТЕЙ  К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ  Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

Составила: учитель математики Морской школы Московского района  г.Санкт-Петербурга Луговая Т.А

                                                                           

     Формирование мотивации обучения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Что не возможно без интереса учащегося к предмету. Каждый учитель желает, чтобы его учащиеся хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы. Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее формирования. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”. Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке. Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий. И какими бы знаниями мы ни обладали, какими методиками не владели, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал. Процесс формирования положительного отношения к учению является значимым и основополагающим.  первоочередной задачей для учителя является формирование и развитие познавательной мотивации к изучению математики. По результатам диагностики мотивации к изучению математики в средних и старших классах видно, что у учащихся 5-6 классов уровень положительной мотивации к изучению математики намного выше, чем у учащихся 7-8 классов. Этим объясняется снижение результативности учебной деятельности в этих классах. Результаты диагностики в 9-10 классах-72%,в 11 классе – показали, что у 92%, присутствует мотив самореализации и осознание социальной необходимости учебы. Часто встречаются высказывания “Математику не люблю, но учить буду, так как нужно сдать ЕГЭ”. Повышение мотивации идёт через применение учителя в своей работе различных видов педагогических технологий , а именно  технологию проблемного обучения, личностно-ориентированную технологию обучения,  технологию уровневой дифференциации,  информационно-коммуникационные технологии. Если проанализировать структуру основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности. В начале урока математики создать условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке. В ходе урока математики создать условия для сохранения и усиления исходной мотивации для возникновения новых дополнительных мотивов. Для этого вызвать ориентацию на осознание и понимание способов действий, их оценке, сравнения, получения удовлетворения от самого процесса учения. В конце урока математики создать условия для оценки достижения задач, поставленных в начале урока, определения причины удачи или неудачи, постановке задач для дальнейшей деятельности. Главная задача конца урока состоит в том, чтобы каждый ученик осознал приобретенный положительный опыт. Результат: мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т. д.)Чтобы обучение было по-настоящему эффективным, у ученика должна возникнуть внутренняя потребность в знаниях, умениях и навыках, которые предлагает учитель, а также желание активно действовать по их приобретению. Из-за высокого уровня мотивации у ученика формируется цель и его обучение становится активным, независимым от учителя, переходит в самостоятельную целенаправленную деятельность. Если на уроке ученик переживает свои успехи – это мощный фактор развития мотивации. Особенно важной является проблема взаимодействия внешней и внутренней мотивации. Ясно одно: разные ученики требуют разного подхода к мотивированию. Кого-то надо вовлекать в деятельность «за компанию», кого-то мотивировать поощрениями, а кого-то - предоставленной свободой. Но неоспоримо одно: «Если хотим мотивировать детей — необходимо найти общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощрять добрые начинания каждого, хвалить за достигнутые цели и стремление к учебе. Тревожность и страх — помеха развитию мотивации». Для того чтобы понимать на сколько ученик мотивирован нужно наблюдать за поведением учеников во время урока и вне его, проводить беседы, тестирования.

     Способы повышения мотивации содержание обучения:

- игровые формы организации обучения;

- современные информационно-коммуникационные технологии;

- собственное отношение к обучающимся (требовательное, доверительное, дружеское и так далее.

      Часто дети задают вопрос - зачем нужна математика.  Мaтемaтика может пригодиться в выбранной профессии. Вопрос, зачем нужна математика, не задают те люди, которые выбрали своей профессией программирование, конструирование, строительство, авиастроение, экономику и финансы, да и многие другие. Зачем нужна мне эта тема.

      На примере производной можно привести примеры где применяются математические знания:

- в  химии и естествознании – для нахождения дозы лекарства, при которой побочный эффект будет минимальным, а реакция максимальной;

- в сельском хозяйстве – для определения рационального соотношения сторон прямоугольников, являющихся основной сети полевых работ;

- в экономике – для решения экономических и банковских задач;

- в авиации прокладывание воздушных маршрутов для самолётов.

- при изучении теории вероятностей практические комбинаторные задачи из жизни. Относительная частота случайных событий.

Существуют методические приемы, которые влияют на формирование мотивации:

- Связь изучаемого с жизнью;

- Зрительные ассоциации;

- Экскурсы в историю;

- Поиск дополнительной информации с помощью библиографических справочников, словарей, энциклопедий, Интернета;

- Проведение уроков – практикумов на компьютере;

- Использование сравнений, логические тесты;

- Привлечение занимательных приемов, парадоксов, интеллектуальные разминки, логические задания, ребусы, математические квадраты, кроссворды;

- Использование игровых ситуаций (дидактические игры, интеллектуальные игры);

- Использование художественной литературы: загадки, пословицы, стихи о математических терминах или о великих математиках;

- Использование творческих домашних заданий, в т. ч. с использованием компьютера.

     Суть этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе по изучению математики чем-то необычным, загадочным, побуждая всех детей вовлечься в работу с первых минут урока. Иногда мы слышим от учеников “Нам тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке математики, а  учителю  необходимо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рас сматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому”, то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения.

     Так как же в итоге сформировать интерес и мотивацию у ребенка к изучению столь непростого предмета как математика? - через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала и эмоциональную окраску урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Производная» в общеобразовательных классах и в классах с углубленным изучением математики. Исследовательская деятельность.

Современный педагог должен  быть  исследователем и, занимаясь данной деятельностью,  повышать свой профессиональный уровень. В данной работе проведен сравнительный анализ изложения теор...

Интерактивное обучение, как средство формирования мотивации к изучению математики, физики и информатики

Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное позн...

«Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как средство формирования УУД при изучении математики в 5 классе »

Оглавление I. Вводная часть 1. Актуальность ИР (описание (анализ) системы требований с учетом обоснования темы со ссылками на нормативно-правовую базу, проблемы и противоречия, причины их п...

Формирование мотивации к изучению математики посредством реализации межпредметных связей на уроках математики и во внеурочной деятельности

Мир представляет собой гигантскую систему, тоже состоящую из сложнейших систем. Однако, у систем любой природы много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной ситуации, когда мы до...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

Использование информационных технологий на уроках математики создает условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации к изучению математики для...

Публикация по теме "Формирование интереса к изучению математики"

Статья опубликована в Сборнике и размещена на сайте Международного интернет - издания  "ПрофОбразование"   http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/blog/2018-03-02-1182 в разделе &qu...