Кружок «За страницами учебника»
рабочая программа по математике (6 класс)

Лучина Наталья Витальевна

Данная программа является непосредственным продолжением программы по математике для 6 класса. Данная программа направлена на формирование умений применять полученные знания и умения в реальных ситуациях, характерных для повседневной жизни, так же на развитие пространственных геометрических   и   вероятностных   представлений.   Внеурочной     деятельность будет осуществлять в форме кружковых занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2016.docx45.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Открытая (сменная) школа»

Программа кружка по математике для 6 класса

«За страницами учебника»

34 часа

Выполнила учитель математики

Лучина Н.В.

2016

Цели программы:

  1. Сформировать интерес к изучению математики;
  2. Повышение математической культуры;
  3. Активизировать умственную и творческую деятельность учащихся
  4. Оказать помощь по созданию условий для   развития у учащихся   умений           адаптироваться в современном обществе, применять свои знания   на практике.

Задачи программы: 

      Образовательные:

  1. Формировать у учащихся представления о математике как средстве моделирования явлений и процессов, развивать пространственное воображение через вариативную организацию работы.
  2. Создать условия для овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности через реализацию проекта «Семейная математика» (расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета на определенные нужды).
  3. Организация исследовательской деятельности учащихся по предоставленным темам; формирование умений у учащихся  представлять информацию в различных формах (в виде столбчатых, линейных, круговых диаграмм,  графиков изменения величин) через проведение данных занятий. При организации исследовательской деятельности учащихся необходимо придерживаться следующих принципов: принципа естественности (проблема должна быть не надуманной), принципа осознанности (понимание как проблемы, цели и задач исследования, так и его хода и его результатов); принципа самодеятельности (можно овладеть ходом исследования только через собственный опыт) принципа наглядности, принципа равноправия. Развивающие:
  4. Организовать творческую деятельность учащихся 6 классов по практическому применению знаний по математике при выполнении работ на местности( территория школы).
  5. Организовать  творческую деятельность учащихся 6  классов по практическому применению знаний по математике при выполнении измерительных работ на местности (школьная  территория) .
  6. Становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости.

        Воспитательные:

  1. Формирование общей культуры,  личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность.
  2. Организовать досуг учащихся в свободное от учебы время.
  3. Развитие самостоятельности учащихся; приобщение их к использованию научно- популярной и учебной литературой.

                     Отличительные особенности программы – при разработке программы учитывались основные принципы, которым должно было соответствовать содержание программы курсов:

1. быть близким к учебной программе предмета, но обязательно новым, в какой-то степени углубляющим какой-то раздел программы;

2. представлять собой системы последовательных проблем;

3. быть практически интересным, связанным с жизнью, учитывать желания учащихся;

4. иметь занимательную сторону, включая эстетическую.

Возраст детей: 11-13 лет.

Сроки реализации программы: 1 год (всего 34 часа).

Формы и режим занятий: 1 раз в неделю по 45 минут во второй половине дня

практикум решения текстовых  задач, уравнений, неравенств, задач на построение графиков, подготовка к олимпиадам и конкурсам, в том числе  к мероприятиям предметной недели математики в школе.

Формы подведения итогов программы - в участии детей в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, поступлении в 7-ой математический класс.

Ожидаемые результаты:

  1. овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
  2. привлечение максимально возможного числа учащихся к внеурочным занятиям;
  3. разработка мероприятий с целью воспитания культурного, социально адаптированного и коммуникативного человека, умеющего решать жизненные задачи различными способами.

Универсальные учебные действия

Личностные результаты:

  1. Готовность и способность к саморазвитию.
  2. Сформированность мотивации к обучению.
  3. Самостоятельность мышления.
  4. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний
  5. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
  6. Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
  7. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
  8. Способность к самоорганизованности.
  9. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах.

Предметные результаты:

  1. Овладение умениями распознавать и изображать геометрические фигуры
  2. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  3. Овладение основами математической речи
  4. Умение применять полученные математические знания для решения учебно-практических задач.
  5. Овладение основами пространственного воображения.
  6. Умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его
  7. Умение работать в информационном поле
  8. Умение анализировать и интерпретировать данные.

Метапредметные результаты:

  1. Готовность слушать собеседника, вести диалог.
  2. Умение работать в информационной среде.
  3. Активное использование математической речи для

решения разнообразных коммуникативных задач

  1. Адекватное оценивание результатов своей деятельности
  2. Понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха.
  3. Планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата
  4. Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы:

11-13 лет, учащиеся 6-х классов, в группе 15 человек, объединенных вместе по цели занятий  (углубить свои знания в области математики). Практически все учащиеся с одинаковой подготовкой в области математики, изучающие предмет по одной и той же общеобразовательной программе по математике.

       Срок реализации программы:

1 год. Запланированный срок реализации программы реален для достижения результатов.

       Формы занятий: групповая.

       Режим занятий: 1 раз в неделю по 45 минут (урок).

Формы подведения итогов программы:

- сообщения и доклады (мини);

- тестирование с использованием заданий математического конкурса

«Кенгуру»

- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся).

Учебно-тематический план

N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Не боги горшки обжигают. Удивительный квадрат.

1

0.5

0.5

Тестирование

2

Рождение счета.

Поговорим о нуле.

1

0.5

0.5

Собеседование

3

В поисках самого большого числа. Лист Мёбиуса.

1

0.5

0.5

Встроенное педагогич. наблюдение

4

Задачи Карла Гаусса.

Игра «Волшебное число».

1

0.5

0.5

Собеседование

5

Круги Эйлера. Графы.

1

0.5

0.5

Защита исследовательс.работы

6

Решение логических задач.

Принцип Дирихле.

1

0.5

0.5

Сам.работа

7

Задачи на переливания. Симметрия.

1

0.5

0.5

Сам.работа

8

Математический КВН. Божественные числа.

1

0

1

Встроенное педагогич. наблюдение

9

Как решать задачи?

Решаем задачи.

1

0.5

0.5

Тестирование

10

Всяк на свой аршин мерит.На все времена у всех народов.

1

0.5

0.5

Собеседование

11

Быстрый счет.

Обыкновенные дроби.

1

0.5

0.5

Опрос

12

Среднее арифметическое.

Путешествие в страну «Геометрия».

1

0.5

0.5

Встроенное педагогич. наблюдение

13

Введение в комбинаторику.

Факториал.

1

0.5

0.5

Сам.работа

14

Теория вероятностей.

Случайные события и их вероятность.

1

0.5

0.5

Сам.работа

15

Теория вероятности вокруг нас.

1

0.5

0.5

Собеседование

16

Математическая викторина.

1

0

1

Встроенное педагогич. наблюдение

17

Математические аттракционы и истории.

1

0.5

0.5

Собеседование

18

Новый знак деления. Признаки делимости.

1

0.5

0.5

Сам.работа

19

Алгоритм Евклида. НОД и НОК и калькулятор.

1

0.5

0.5

Тестирование

20

Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость.

1

0.5

0.5

Сам.работа

21

Некоторые приемы устных вычислений. Конкурс художников.

1

0.5

0.5

Встроенное педагогич. наблюдение

22

Пифагорейский союз. Софизмы.

1

0.5

0.5

Собеседование

23

Числовые ребусы. (Крипто-граммы). Центральная и зеркальная симметрии.

1

0.5

0.5

Опрос

24

Путешествия. Денежные расчеты.

1

0.5

0.5

Встроенное педагогич. наблюдение

25

О правилах «фальшивых и гадательных». Житейские истории.

1

0.5

0.5

Собеседование

26

Решение задач на совместную работу.

1

0

1

Сам.работа

27

Решение задач «обратным ходом».

1

0

1

Сам.работа

28

Старинный способ решения задач на смешение веществ.

1

0

1

Тестирование

29

Прямая и обратная пропорциональности.

1

0.5

0.5

Сам.работа

30

Интересные свойства чисел. Из истории интересных чисел

1

0.5

0.5

Собеседование

31

Возраст и математика.

1

0

1

тестирование

32

Решение задач на движение.

1

0

1

Сам.работа

33

Игра «Математическое ралли»

1

0

1

Встроенное педагогич. наблюдение

34

Обобщающий урок

1

0

1

Презентации

Содержание тематического плана

  1. Не боги горшки обжигают. Удивительный квадрат.

Теория:  Какие качества необходимы при изучении математики. Квадрат-танграм.         Историческая  справка.

Практика: решение задач, сложить фигуры в «Танграме».

  1. Рождение счета. Поговорим о нуле.

Теория: Историческая справка о римской и арабской нумерации. Свойства нуля, показать, что такое доказательство в математике.

Практика: решение задач.

  1. В поисках самого большого числа. Лист Мёбиуса.

Теория:Знакомство учащихся с большими числами и их аналогами в древности. Поверхность, что это такое? Может ли быть что-нибудь неожиданное и даже таинственное?

Практика: Выполнение исследовательских заданий.

  1. Задачи Карла Гаусса. Игра «Волшебное число».

Теория: Историческая справка. Счет чисел более простым и быстрым способом.

Практика: Соревнование в умении быстро считать и решать уравнения.

  1. Круги Эйлера. Графы.

Теория:Наглядность и простота задач, решаемые с помощью кругов Эйлера. Комбинаторные задачи, решаемые с помощью графов.

Практика: Решение задач различными способами.

  1. Решение логических задач. Принцип Дирихле.

Теория: Табличный способ решения задач. Способ, по которому можно установить соответствие между двумя множествами.

Практика: Историческая справка. Построение таблиц. Решение задач.

  1. Задачи на переливания. Симметрия.

Теория:Построение простейших алгоритмов. Осевая симметрия.

Практика: Историческая справка. Практические задания.

  1. Математический КВН. Божественные числа.

Теория:Геометрическая интерпретация некоторых чисел.

Практика: Проведение КВН.

  1.  Как решать задачи?Решаем задачи.

Теория: Показать этапы решения задачи и прием самоконтроля при решении задач.

Практика: Решение задач.

  1. Всяк на свой аршин мерит.На все времена у всех народов.

Теория: Старинные единицы измерения: длины, массы, стоимости и т.д. Приставки, которые изменяют основную единицу измерения, делая ее дольной или кратной.

Практика: Историческая справка. Решение задач.

  1. Быстрый счет. Обыкновенные дроби.

Теория: Проверка вычислительных навыков учащихся. Обыкновенные дроби.

Практика:Выполнение вычислительных заданий. Решение задач.

  1. Среднее арифметическое.Путешествие в страну «Геометрия».

Теория: Среднее арифметическое в реальной жизни. В игровой форме выявить знания геометрии, полученные учениками.

Практика: Игра «Математический поезд в страну Геометрия».

  1. Введение в комбинаторику.Факториал.

Теория:Основы комбинаторики. Понятие «факториал», используемое в изучении теории вероятности.

Практика: Решение задач.

  1. Теория вероятностей.Случайные события и их вероятность.

Теория: Начальные понятия теории вероятности, вопросы, связанные с построением математических моделей реальных ситуаций, На интуитивном уровне начальные вероятностные представления. Возможные подходы к вычислению вероятности.

Практика: Историческая справка. Разбор ситуаций. Решение задач.

  1. Теория вероятности вокруг нас.

Теория: Дать учащимся почувствовать себя в роли экспериментатора.

Практика: Практическая деятельность учащихся на уроке.

  1.  Математическая викторина.

Практика: Математическая игра.

  1. Математические аттракционы и истории.

Практика: В игровой форме обобщить материал, изученный ранее.

  1.  Новый знак деления. Признаки делимости.

Теория: Обозначение деления, выделение целой части из неправильной дроби, показать, что многое о числе можно узнать из его внешнего вида.

Практика: Решение задач.

  1. Алгоритм Евклида. НОД и НОК и калькулятор.

Теория: Один из способов нахождения НОД и НОК, связь между ними и числами, для которых находят НОД и НОК, сформировать умение осуществлять перенос знаний и способов действия на новые ситуации.

Практика: Решение нестандартных задач.

  1. Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость.

Теория: Принцип Дирихле. Применение при решении задач.

Практика: Решение задач.

  1. Некоторые приемы устных вычислений. Конкурс художников.

Теория: Устные вычисления. Перейти от умения правильно строить точки и определять их координаты к умению творить.

Практика:Решение задач.

  1. Пифагорейский союз. Софизмы.

Теория: Показать, что софизмы способствуют повышению строгости рассуждений и содействуют более глубокому уяснению понятий и методов математики.

Практика: Историческая справка. Обсуждение и разбор некоторых ситуаций.

  1. Числовые ребусы. (Криптограммы). Центральная и зеркальная симметрии.

Теория: Различные виды симметрии, формировать умение делать несложные геометрические построения.

Практика: Отгадывание ребусов, построение симметричных фигур.

  1. Путешествия. Денежные расчеты.

Теория:Различные способы решения задач на движение, использовать традиционные формулы скорости, времени и расстояния. Графический способ решения задач.

Практика: Решение задач.

  1. О правилах «фальшивых и гадательных». Житейские истории.

Теория: Старинные меры, их использование при решении задач, перевод единиц измерения. Традиционные и нестандартные способы решения задач.

Практика: Решение задач.

  1.  Решение задач на совместную работу.

Теория: Показать, что задачи на совместную работу тесно связаны с задачами на движение.

Практика: Решение задач.

  1. Решение задач «обратным ходом».

Теория: Графический способ решения задач.

Практика: Решение задач.

  1. Старинный способ решения задач на смешение веществ.

Теория: Различные способы решения задач.

Практика: Решение задач.

  1. Прямая и обратная пропорциональности.

Теория:Прямая и обратная пропорциональности.

Практика: Решение задач.

  1. Интересные свойства чисел. Из истории интересных чисел.

Теория: Интересные математические закономерности. Числа, названные чьим-то именем.

Практика: Историческая справка. Решение задач.

  1. Возраст и математика.

Практика: Небольшой экскурс в историю математики (Показать, что и в молодом возрасте можно достичь многого и хорошими делами прославить свое имя). Решение задач.

  1. Решение задач на движение.

Теория: Суть задач при наличии в ней слов:одновременно, в разное время, навстречу друг другу, в разные стороны.

Практика: Решение задач.

  1. Игра «Математическое ралли»

Практика: Математическая игра.

  1. Обобщающий урок.

Практика: Презентации.

КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№ п/п

Дата проведения занятия

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

16.09.16

14.15-15.00

Групповая

1

Не боги горшки обжигают. Удивительный квадрат.

Кабинет математики

Тест

2

23.09.16

14.15-15.00

Групповая

1

Рождение счета.

Поговорим о нуле.

Кабинет математики

Собеседование

3

30.09.16

14.15-15.00

Групповая

1

В поисках самого большого числа. Лист Мёбиуса.

Кабинет математики

Встроенное педагогич. наблюдение

4

7.10.16

14.15-15.00

Групповая

1

Задачи Карла Гаусса.

Игра «Волшебное число».

Кабинет математики

Собеседование

5

14.10.16

14.15-15.00

Групповая

1

Круги Эйлера. Графы.

Кабинет математики

Защита исследовательс.работы

6

21.10.16

14.15-15.00

Групповая

1

Решение логических задач.

Принцип Дирихле.

Кабинет математики

Сам.работа

7

28.10.16

14.15-15.00

Групповая

1

Задачи на переливания. Симметрия.

Кабинет математики

Сам.работа

8

11.11.16

14.15-15.00

Групповая

1

Математический КВН. Божественные числа.

Кабинет математики

Экспертная оценка

9

18.11.16

14.15-15.00

Групповая

1

Как решать задачи?

Решаем задачи.

Кабинет математики

Тестирование

10

25.11.16

14.15-15.00

Групповая

1

Всяк на свой аршин мерит. На все времена у всех народов.

Кабинет математики

Собеседование

11

2.12.16

14.15-15.00

Групповая

1

Быстрый счет.

Обыкновенные дроби.

Кабинет математики

Опрос

12

9.12.16

14.15-15.00

Групповая

1

Среднее арифметическое.

Путешествие в страну «Геометрия».

Кабинет математики

Экспертная оценка

13

16.12.16

14.15-15.00

Групповая

1

Введение в комбинаторику.

Факториал.

Кабинет математики

Сам.работа

14

23.12.16

14.15-15.00

Групповая

1

Теория вероятностей.

Случайные события и их вероятность.

Кабинет математики

Сам.работа

15

13.01.17

14.15-15.00

Групповая

1

Теория вероятности вокруг нас.

Кабинет математики

Собеседование

16

20.01.17

14.15-15.00

Групповая

1

Математическая викторина.

Кабинет математики

Экспертная оценка

17

27.01.17

14.15-15.00

Групповая

1

Математические аттракционы и истории.

Кабинет математики

Собеседование

18

3.02.17

14.15-15.00

Групповая

1

Новый знак деления. Признаки делимости.

Кабинет математики

Сам.работа

19

10.02.17

14.15-15.00

Групповая

1

Алгоритм Евклида. НОД и НОК и калькулятор.

Кабинет математики

Тестирование

20

17.02.17

14.15-15.00

Групповая

1

Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость.

Кабинет математики

Сам.работа

21

24.02.17

14.15-15.00

Групповая

1

Некоторые приемы устных вычислений. Конкурс художников.

Кабинет математики

Экспертная оценка

22

3.03.17

14.15-15.00

Групповая

1

Пифагорейский союз. Софизмы.

Кабинет математики

Собеседование

23

10.03.17

14.15-15.00

Групповая

1

Числовые ребусы. (Криптограммы). Центральная и зеркальная симметрии.

Кабинет математики

Опрос

24

17.03.17

14.15-15.00

Групповая

1

Путешествия. Денежные расчеты.

Кабинет математики

Встроенное педагогич. наблюдение

25

24.03.17

14.15-15.00

Групповая

1

О правилах «фальшивых и гадательных». Житейские истории.

Кабинет математики

Собеседование

26

31.03.17

14.15-15.00

Групповая

1

Решение задач на совместную работу.

Кабинет математики

Сам.работа

27

7.04.17

14.15-15.00

Групповая

1

Решение задач «обратным ходом».

Кабинет математики

Сам.работа

28

14.04.17

14.15-15.00

Групповая

1

Старинный способ решения задач на смешение веществ.

Кабинет математики

Тестирование

29

21.04.17

14.15-15.00

Групповая

1

Прямая и обратная пропорциональности.

Кабинет математики

Сам.работа

30

28.04.17

14.15-15.00

Групповая

1

Интересные свойства чисел. Из истории интересных чисел

Кабинет математики

Собеседование

31

5.05.17

14.15-15.00

Групповая

1

Возраст и математика.

Кабинет математики

тестирование

32

12.05.17

14.15-15.00

Групповая

1

Решение задач на движение.

Кабинет математики

Сам.работа

33

19.05.17

14.15-15.00

Групповая

1

Игра «Математическое ралли»

Кабинет математики

Экспертная оценка

34

26.05.17

14.15-15.00

Групповая

1

Обобщающий урок

Кабинет математики

Презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...

Любимые страницы учебника

Учащимся было предложено нарисовать иллюстрацию к материалу из учебника на выбор: мультфильму, любому рассказу, стихотворению и т.д., но с одним условием - рисунок на физическую тему!...

Программа дополнительного образования Кружок "За страницами учебника "

Программа расчитана на учащихся 5-6 классов с повышенной мотивацией к обучению.Курс знакомит учащихся с произведениями английских и американских писателей....

Кружок «За гранью учебника физики»

Кружок «За гранью учебника физики» Программа предметного кружка для учащихся 7-8 класса ...

Рабочая программа: кружок по математике "За страницами учебника математики" 8 класс

Рабочая программа: Кружок по математике "За страницами учебника математики" 8 класс...

Рабочая программа : кружок по математике "За страницами учебника математики" 7 класс

Рабочая программа: Кружок по математике "За страницами учебника математики" 7 класс...