Кружок "За страницами учебника математики"
рабочая программа по математике (5 класс)

Кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_hochu_vse_znat_programma_5_klass_izmenennyy.doc593.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                     средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера ордена Славы                                                                  Аббяса Халилулловича Измайлова с. Большой Труев

Рассмотрена на МО классных руководителей

Протокол №1 от 31.08.2018г.

Руководитель МО                                       ________ /Измаилова Т.Р./

Согласована на педагогическом совете.

Протокол №1                          от 31 августа 2018г.

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ с. Большой Труев

Хусаинова Л.Р.

«_»__________2018г.

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

«За страницами учебника математики»

на 2018 - 2019 учебный год

                                                                                                                                     Разработчик:

Измаилова Талия Равильевна,

учитель математики

1 категории

Срок реализации: 1 год

Возраст учащихся: 10-11 лет, учащиеся 5 б класса    

             

МБОУ СОШ с.Большой Труев, 2018 год

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике

Личностные:

  • установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
  • построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
  • реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;
  • нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.

        Регулятивные:

  • определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;
  • рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;
  • выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;
  • оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.

        Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
  • контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
  • формирование умения коллективного взаимодействия.

      Познавательные:

  • умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;
  • умение оперировать со знакомой информацией;  формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.

Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

1) в личностном направлении:        умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

        умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

        креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;

2)  в метапредметном направлении:

        умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;

        умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;

        умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);

        умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

        умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

3) в предметном направлении:

        умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;

        развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;

        овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

        умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

II. Содержание курса внеурочной деятельности

№ п/п

Название раздела (темы)

Всего часов

1

Числа и вычисления
Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Числовые ребусы. Магические квадраты. Числа в сказках и мифах. МПМ

18

2

Геометрические фигуры 
Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Пространственные фигуры.

11

3

Ребусы. Кроссворды
Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды.

8

4

Логические задачи
Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле.

8

5

Решение задач
Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение.

Задачи, решаемые с конца

23

Ш. Тематическое планирование

Содержание занятий

коли

чество часов

1.

Водное занятие. Греческая и римская нумерация.

2

2.

Индийская и арабская система исчисления.

2

3.

Древнерусская система исчисления.

2

4.

Натуральные числа.

Правила и приемы быстрого счета.

2

5.

Числа в сказках и мифах. МПМ

Конкурс «Кто быстрее сосчитает».

2

6.

Знакомство с числовыми ребусами.

 Решение и составление числовых ребусов.

2

7.

Внутрипредметный модуль №1 «Математика в жизни» Защита проектов.

2

8.

Меры длины. Математика в быту и жизни. Защита проектов

2

9.

Треугольник, задачи с  треугольниками.

1

10.

Четырехугольники. Геометрические головоломки.

2

11.

Марафон по решению математических задач

2

12.

Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур.

2

13.

Конструирование фигур. Решение задач

2

14.

Заключительное занятие «Занимательная геометрия».

2

15.

Ребусы. Знакомство с принципами их составления.

2

16.

Знакомство с кроссвордами.

2

17.

Составление и решение кроссвордов.

2

18.

Защита проектов по составлению ребусов и кроссвордов.

2

19.

Знакомство с  числовыми мозаиками.

1

20.

Составление и решение числовых мозаик.

1

21.

Головоломки со спичками.                                                              Решение и составление задач со спичками.

2

22.

«Углы. Многоугольники»                                                      Знакомство с пространственными фигурами.

2

23.

«Площади и объёмы».

2

24

Задачи на движение. Подготовка к ВПР

1

25

Задачи на движение по реке.

1

26

Решение задач на нахождение скорости, времени, расстояния

1

27

Комбинаторные задачи. Задачи от противного

2

28.

Решение шутливых задач.

1

29.

Задачи от противного. Подготовка к ВПР

1

30.

Задачи на движение.

1

31.

Задачи  на движение по реке.

1

32.

Обыкновенные дроби.

6

33.

Десятичные дроби.  

6

34.

Защита проектов. Итоговое занятие

2

Приложение

.

Набор рекомендованных задач.

  1. Числа и вычисления
  • 1.Число 2002 "симметричное", т.е. читается одинаково слева -направо и справа -налево. Напишите следующее за ним симметричное число.
  • 2.Найдите наибольшее число, которое при делении на 31 в частном дает 30.
  • 3.Знаменитый преступник профессор Мориарти проник в банк, но так и не смог подобрать трехзначный код от сейфа. Шерлок Холмс по отпечаткам пальцев обнаружил, что Мориарти успел попробовать комбинации 543, 142 и 562, после чего его спугнул охранник. Оказалось, что в каждом из этих вариантов профессор угадал ровно одну цифру кода. Узнав это, Шерлок Холмс тут же сказал код от сейфа. А вы сможете?
  • 3.Художник Худобеднов за месяц работы написал 42 картины. На 17 из них есть лес, на 29 – река, а на 13 – и то, и другое; на остальных картинах – не пойми что. Сколько картин изображают «не пойми что».
  • 4. Мой заработок за последний месяц  вместе со сверхурочными составляет 130 рублей. Основная плата на 100 руб. больше, чем сверхурочные.  Как велика моя заработная плата без сверхурочных?

Числовые головоломки. 5 класс.

  •      Записаны подряд 7 цифр от 1 до 7: 1234567. Поставьте знаки плюс и минус так, чтобы получилось 40. (2 балла)
  •      Записаны подряд 9 цифр от1 до 9: 123456789. Поставьте знаки плюс и минус так, чтобы получилось 100. (2 балла)
  •      В вашем распоряжении пять двоек и все знаки математических действий. Получите с их помощью числа 15 и  28. (4 балла)

2.Геометрические фигуры

  • У одной хозяйки было два клетчатых коврика: один размером 60х60 см, другой 80х80 см. Она решила сделать из них один клетчатый коврик размером 100х100 см. Мастер взялся выполнить эту работу и пообещал, что каждый коврик будет разрезан не более чем на две части и при этом не будет разрезана ни одна клетка. Обещание свое он сдержал. Как он поступил?
  • Изображенную на рисунке 18 фигуру требуется разделить на 6 частей, проведя всего лишь 2 прямые. Как это сделать?

http://festival.1september.ru/articles/525665/img18.jpg

  • Учащиеся получают три рисунка:

http://festival.1september.ru/articles/525665/img1.jpg

Рисунок 1.

Вопросы: 
Сравните длины отрезков на рисунках 1 и 2. На сколько сантиметров один отрезок больше другого?
Сравните длины диагоналей параллелограммов на рисунке 3. У какого параллелограмма диагональ длиннее? (Для учащихся 5 – 6 классов пояснить, что называют параллелограммом, его диагоналями).

  • как тремя прямолинейными разрезами разделить круглый торт на:
    а) семь,
    б) восемь частей (Рисунок 5)?

http://festival.1september.ru/articles/525665/img5.jpg

  • Как из набора «уголков» сложить прямоугольник ?

http://festival.1september.ru/articles/525665/img8.jpg

  1. Ребусы. Кроссворды

"Математические" ребусы в картинках

Разнообразить скучный урок помогут занимательные математические ребусы в картинках.

 ***

ребус 1

ребус математический

***

ребус 2

ребус по математике с ответами

***

ребус 3

ребусы по математике

***

ребус 4

http://pesochnizza.ru/wp-content/uploads/2012/05/matematika4.jpg

ребус 5

математический ребус

***

ребус 6

математические ребусы

ребус 7

ребусы в картинках с ответами

ребус 8

ребусы по математике

ребус  9

ребусы по математике с ответами

Простые математические ребусы в картинках с ответами -  для детей и учителей математики.

А вот и ОТВЕТЫ на ребусы:

1.  Алгебра

2. Геометрия

3. Линейка

4. Уравнение

5. Диаметр

6. Циркуль

7. Транспортир

8. Конус

9. Точка

Кроссворд «математика в прилагательных»

Ответы на вопросы – одни прилагательные!

Кроссворд «Математика в прилагательных»

Вопросы:
По горизонтали:
2. Прямые, которые лежат в одной плоскости и не пересекаются.
3. Один из видов симметрии.
4. Одна из моделей числового промежутка.
5. Неравенства вида х > а и х < а .
9. Слагаемые, которые отличаются только своими коэффициентами.
12. Прямая с указанными на ней началом отсчета, направлением отсчета и единичным отрезком.
13. Неравенства вида х ≥ а и х ≤ а .
15. Один из видов симметрии.
По вертикали:
1. Из всех общих кратных для чисел наибольшее значение имеет это.
6. Натуральные числа, числа им противоположные и число ноль.
7. Треугольник, у которого две стороны равны.
8. Числа, имеющие одинаковые модули, но отличающиеся знаком.
10. Таким бывает луч.
11. Для терминов «луч», «отрезок», «интервал» есть общее название – … промежутки.
14. Когда составлено уравнение по условию задачи, то говорят, что составлена такая модель.

Ответы:

По горизонтали:

2. Параллельные
3. Осевая
4. Геометрическая
5. Строгие
9. Подобные
12. Координатная
13. Нестрогие
15. Центральная

По вертикали:

1. Наименьшее
6. Целые
7. Равнобедренный
8. Противоположные
10. Открытый
11. Числовые
14. Математическая

  1. Логические задачи

1. Интересуют головоломки со спичками? Вот одна из многих.

Логические задачи с ответами.


В решетке из спичек, представленной на рисунке, нужно так убрать 4 спички, не трогая остальных, чтобы осталось 5 квадратов.

2. Назовите два числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел.

"сто" - 100; "миллион" - 1000000

3. Идут рядом два человека,один из них - отец сына другого. Как такое может быть?

Это отец и мать ребенка.

 4. Всем известно, что есть способ поместить в бутылку модель корабля. Но как сделать, чтобы в бутылке оказался целый спелый огурец, не повредив бутылку?

В то время, когда на стебле появляется завязь огурца, необходимо ее поместить, не нарушая стебля в бутылку через горлышко, и в таком виде оставить огурец досозревать. Как известно огурцы созревают очень быстро, и через несколько дней огурец вырастет внутри бутылки.

  1. ? ? 3 6 4 5 4 6 6 6 11 10

Какие два числа должны стоят в начале ряда?

6. Верное равенство

Арифметика

Задание. Нужно переместить только одну спичку в выложенном спичками арифметическом примере «8+3-4=0» так, чтобы получилось верное равенство (можно менять и знаки, цифры).

2. Развернуть рыбку

рыбка
Задание. Переставьте три спички так, чтобы рыбка поплыла в обратном направлении. Другими словами, нужно повернуть рыбу на 180 градусов по горизонтали.

  •  Головоломка «бокал с вишенкой»
  • Вишня
    Условие. С помощью четырех спичек сложена форма бокала, внутри которого лежит вишня. Нужно передвинуть две спички так, чтобы вишня оказалась за пределами бокала. Разрешается менять положение бокала в пространстве, однако его форма должна оставаться неизменной.

Принцип Дирихле, задачи на принцип Дирихле

Задача 1:

В лесу растет миллион елок. Известно, что на каждой из них не более 600000 иголок. Докажите, что в лесу найдутся две елки с одинаковым числом иголок.

  Задача 2:

Дано 12 целых чисел. Докажите, что из них можно выбрать два, разность которых делится на 11.

  Задача 3:

В городе Ленинграде живет более 5 миллионов человек. Докажите, что у каких-то двух из них одинаковое число волос на голове, если известно, что у любого человека на голове менее миллиона волос.

  Задача 4:

В магазин привезли 25 ящиков с тремя разными сортами яблок (в каждом ящике яблоки только одного сорта). Докажите, что среди них есть по крайней мере 9 ящиков с яблоками одного и того же сорта.

  Задача 5:

В стране Курляндии m футбольных команд (по 11 футболистов в каждой). Все футболисты собрались в аэропорту для поездки в другую страну на ответственный матч. Самолет сделал 10 рейсов, перевозя каждый раз по m пассажиров. Еще один футболист прилетел к месту предстоящего матча на вертолете. Докажите, что хотя бы одна команда была целиком доставлена в другую страну.

 Задача 6:

Дано 8 различных натуральных чисел, не больших 15. Докажите, что среди их положительных попарных разностей есть три одинаковых.

  Задача 7:

Докажите, что в любой компании из 5 человек есть двое, имеющие одинаковое число знакомых в этой компании.

  Задача 8:

Несколько футбольных команд проводят турнир в один круг. Докажите, что в любой момент турнира найдутся две команды, сыгравшие к этому моменту одинаковое число матчей. 

 Задача 10:

10 школьников на олимпиаде решили 35 задач, причем известно, что среди них есть школьники, решившие ровно одну задачу, школьники, решившие ровно две задачи и школьники, решившие ровно три задачи. Докажите, что есть школьник, решивший не менее пяти задач.

 Задача 11:

Какое наибольшее число королей можно поставить на шахматной доске так, чтобы никакие два из них не били друг друга?

 

 Задача 14:

Пятеро молодых рабочих получили на всех зарплату – 1500 рублей. Каждый из них хочет купить себе магнитофон ценой 320 рублей. Докажите, что кому-то из них придется подождать с покупкой до следующей зарплаты.

  Задача 15:

В бригаде 7 человек и их суммарный возраст – 332 года. Докажите, что из них можно выбрать трех человек, сумма возрастов которых не меньше 142 лет.

  Задача 16:

Докажите, что среди степеней двойки есть две, разность которых делится на 1987.

 Задача 17:

Докажите, что из 52 целых чисел всегда найдутся два, разность квадратов которых делится на 100.

  Задача 18:

Докажите, что среди чисел, записываемых только единицами, есть число, которое делится на 1987.

 Задача 21:

Сто человек сидят за круглым столом, причем более половины из них – мужчины. Докажите, что какие-то два мужчины сидят друг напротив друга.

 Задача 22:

15 мальчиков собрали 100 орехов. Докажите, что какие-то два из них собрали одинаковое число орехов.

 Задача 23:

Цифры 1, 2, …, 9 разбили на три группы. Докажите, что произведение чисел в одной из групп не меньше 72.

  Задача 25:

Докажите, что среди любых 6 человек есть либо трое попарно знакомых, либо трое попарно незнакомых.

Задача 27:

На складе имеется по 200 сапог 41, 42 и 43 размеров, причем среди этих 600 сапог 300 левых и 300 правых. Докажите, что из них можно составить не менее 100 годных пар обуви.

  1. Решение задач
    Задача 1

Задумайте число и запишите его. Удвойте его и прибавьте 1. Затем умножьте на 5 и вычтите 5. Разделите на 10. Результат запишите рядом с задуманным числом. Что получилось?

Задача 2

Вставьте в кружочки на рисунке числа от 1 до 7 так, чтобы на каждой прямой сумма чисел равнялась 15. (Решение задачи не единственно).
http://www.math.md/school/zanimat/problemer/f8.gif

Задача 3

Нарисуйте этот конверт, не отрывая карандаша от бумаги.

http://www.math.md/school/zanimat/problemer/f9.gif

Начертите фигуру одной непрерывной линией (не отрывая карандаш от листа)

                   

                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                               

             

Переливания

*Имеются два сосуда. Емкость одного из них 9л., а другого 4 л. Как с помощью этих сосудов набрать из бака 6л некоторой жидкости? (жидкость можно сливать обратно в бак.)

*Как ,имея два сосуда емкостью 5 и 9 л., набрать из водоема ровно 3 л воды?

*Имеются 3 сосуда вместимостью 8, 5 и 3 л. Первый из них наполнен водой. Как разлить воду в два из этих сосудов так, чтобы в каждом было по 4 л?

Решение задач с конца

      * Я задумал число , прибавил к нему 1,  умножил сумму на 2, произведение разделил на 3 и отнял от результата 4. Получилось 5. Какое число я задумал?

*В ящике лежат лимоны. Сначала из него взяли половину всех лимонов и половину лимона, затем половину остатка и еще половину лимона, наконец, половину нового остатка и опять половину лимона. После этого в ящике осталось 31 лимон. Сколько лимонов было в ящике вначале?

Веселые вопросы

Четыре яблока ,не разрезая их, нужно разделить между тремя приятелями так , чтобы  никто из них не получил больше, чем остальные. Как это сделать?

Три курицы за три дня снесут 3 яйца. Сколько  яиц снесут 6 куриц за 6 дней? А 4 курицы за 9 дней?

  • В одной семье 2 отца и 2 сына. Сколько это человек?
  • *Сколько будет трижды сорок и пять?
  • *Мотоциклист ехал в город. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин шло в город?

5 класс. Темы для проектных работ.

  1. 38 попугаев или как измерить свой рост.
  2. 7 или 13? Какое число счастливее?
  3. Великие задачи.
  4.         Весёлые задачки для юных рыбаков.
  5.         Веселый урок для пятиклассников.
  6.         Витамины и математика.
  7.         Возникновение чисел.
  8. Древние меры длины.
  9.         Единицы измерения длины в разных странах и в разное время.
  10.         Жизнь нуля - цифры и числа.
  11.         Задачи-сказки.
  12.         Задачник "Эти забавные животные".
  13.         Закодированные рисунки.
  14.         Замечательная комбинаторика.
  15.         Как умножали в Древней Индии.
  16.         Календарь: от древних времен до наших дней.
  17. Магические квадраты.
  18. Решето Эратосфена.
  19. Совершенные числа.
  20.         Старинные русские меры в истории и речи народной.
  21. Старинные русские меры или старинная математика.
  22. Сумма углов треугольника на плоскости и на конусе.
  23.         Танграм. Пентамино. Классификация задач.
  24.         Число и числовая мистика.
  25.         Число, которое больше Вселенной.
  26.         Числовые великаны.
  27.         Числовые забавы.
  28.         Шахматы и математика.
  29.         Шифры и криптограммы.
  30.         Шифры и криптография.
  31. Шифры и математика.

Литература учителя, используемая при написании программы:

  • Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка
  • в 5-м классе. - М.: «Издательский дом «Искатель», 1999г
  • Математические олимпиады: методика подготовки. 5-8 классы. – М.: ВАКО, 2013
  • Вопросы внеклассной работы по математике в школе в 5-11классах/ А.П. Подашев. -М.: Просвещение, 1979г.
  • Математические кружки в школе.5-8 классы/А.В. Фарков.-М.:Айрис-пресс,2007.
  • Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя. /В.Д.Степанов. -М.: Просвещение,1991г.
  • Задачи по математике для 4-5классов. /Баранов И.В.-М.:Просвещение,1998г.
  • Литература для учащихся:
  • Занятия математического кружка. 5 класс: учеб. Пособие для учащихся общеобразоват. учеждений / Е.Л. Мардахаева. – М.: Мнемозина, 2012
  • Математический тренинг. Развитие комбинационной способности: книга для учащихся 5-7кл. / М.И.Зайкин. М.: Гуманит из-во Центр ВЛАДОС,1996
  • В царстве смекалки. / Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы, 1979
  • Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл. / А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002
  • Математические олимпиады в школе, 5-11кл. /А.В.Фарков.-М.:Айрис-пресс,2004
  • Задачи на разрезанье. /М.А.Евдокимов.М.: МЦНМО,2002
  • Как научиться решать задачи./Фридман Л.М. – М.:Просвещение,1989