СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
статья по математике

Самигуллина Миляуша Габдуллазяновна

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod_.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

Самигуллина Миляуша Габдуллазяновна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №175» Советского района г.Казани

 

«Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать»

Р. Декарт

Наше время– это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь, двигателем мирового научно-технического прогресса. Качественное математическое образование необходимо для успешной жизни граждан в современном обществе  

Цель педагогической деятельности: создание максимальных условий для формирования успешной личности, способной к саморазвитию, самореализации и  социальной адаптации, личности коммуникативной, творческой и конкурентно-способной.

Задачи педагогической деятельности:

  • раскрыть в каждом ребенке талант;
  • развить творческое и критическое мышление у ребенка;
  • сформировать умение находить решение в нестандартных ситуациях;
  •  вооружить выпускника не фиксированным набором знаний,  а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

В преподавании математики в российских школах в рамках традиционной программы сохранена ориентация на фундаментальный характер образования, на освоение школьниками основополагающих понятий и идей, таких, как число, буквенное исчисление, функция, геометрическая фигура, вероятность, дедукция, математическое моделирование. Эта программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности.

Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного математического образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня, а система математического образования должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования.

Решить эту проблему помогает мне системно- деятельностный подход в обучении математики.

Деятельность– это целеустремленная система, нацеленная на результат, создающая  обратную связь (коррекция, обратная ориентация), с учетом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей развития личности ребенка.

Системно- деятельностный подход– организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. 

Мой принцип:

  • ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ- проблемный вопрос
  • ПОЗИЦИЯ УЧЕНИКА-  познание мира.

Математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить  кредит, как выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи… поэтому, на уроках математики надо научить рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом– думать.

Именно для развития математического таланта у детей я применяю системно- деятельностный подход, который  связан с созданием на уроках проблемных ситуаций.  Я стараюсь не давать информацию в готовом виде, а строю так, чтобы  ученики «открывали» новое знание, смело высказывали своё мнение, использую противоречивые факты, на уроке создается атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа.

 На своих уроках я применяю активные формы и методы обучения:

  • Игры
  • Проблемные ситуации
  • Обучение через деятельность
  • Групповая и парная работа

Например:

  1.  «Обратная связь»- часто урок начинаю с математического диктанта, где обычно 8 заданий. 1 ученик пишет на закрытой доске, дальше фронтально проверяем, каждый ученик оценивает свою работу. Идет актуализация, выравнивание знаний, активизируются все знания необходимые для изучения нового материала, закрепления, обобщения.
  2.  «Опрос по цепочке»- каждому ряду дается пример, который нужно решать по действиям, ученики по цепочке решают. Если ученик обнаруживает ошибку в решении предыдущего ученика, может исправить её и далее продолжает  решение. На уроках геометрии учащиеся по цепочке говорят определение, свойства или признаки геометрической фигуры. Прием развивает внимательность, математическую речь, ответственность, самостоятельность, сотрудничество, взаимопомощь.
  3. «Обсуждение в парах»- для закрепления изученного материала  уделяю время, для того чтобы ученики в парах, по очереди   рассказали друг другу   новый теоретический материал. Прием развивает математическую речь учащегося, сотрудничество, взаимопомощь.
  4. «Найдите ошибку»– учащиеся находят специально допущенную ошибку в решении задачи или примера. Развивается внимательность и математическая грамотность учащегося.
  5. Для обобщения пройденного материала  даю творческое задание. Учащиеся в середине листа в кружке указывают тему. Разделяют лист на 4 части и заполняют: 1часть- «Обязательные характеристики», 2 часть- «Необязательные характеристики», 3 часть- «Примеры (рисунки)», 4 часть- «Контрпримеры». При выполнении задания развивается творческое мышление, осуществляется обобщение и закрепление знаний
  6. «Удивляй» - задаю домашнее задание составить математические ребусы, кроссворды, шарады и т.д., что позволяет развивать творческие способности, креативное мышление. Задания помогают увлечь ребят своим предметом и эффективно раскрывать потенциал каждого ребенка с учетом его талантов.

Технология системно- деятельностного обучения помогает достичь  хороших учебных результатов, так как развиваются навыки самостоятельной работы, формируются умения творчески, нестандартно решать задачи, возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе,  повышается интерес к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении математики

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Системно-деятельностный подход в обучении математики

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

"Системно-деятельностный подход в обучении математики"

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.Г. Лихтенберг....

Системно-деятельностный подход в обучении математике

Системно-деятельностный подход в обучении математикеКогда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.Г. Лихтенб...

Статья "Системно-деятельностный подход в обучении математике"

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного проце...

Выступление на педсовете. Системно-деятельностный подход в обучении математике

Выступление на педсовете. Системно-деятельностный подход в обучении математике...

Системно- деятельностный подход в обучении математике.

Обобщение опыта по теме:"Системно-деятельностный подход при изучении математике."...