Урок математики в 6 классе по теме "Сравнение дробей с разными знаменателями"
методическая разработка по математике (6 класс)

Лейсан Анваровна Амирова

Технологическая карта урока; презентация; карточки; лист самооценки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx40.35 КБ
Файл 6_klass-prezentatsiya_uroka.pptx343.21 КБ
Файл kartochka.docx13.77 КБ
Файл list_samootsenki.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Математика 6 класс

Тема: Сравнение дробей с разными знаменателями

Цели: Образовательные:
1) изучить и обеспечить овладение учащимися основными алгоритмическими приемами при сравнении дробей с разными знаменателями

2) показать практическое применение сравнения дробей в жизни.

3) способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Развивающие:

Создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, реально оценивать свои возможности и знания. развивать логическое мышление и речь.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к предмету, культуру  математического мышления.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

 Предметный:

Понимать, что такое обыкновенная дробь. Знать, способы сравнения обыкновенных дробей.

Личностный: Развивать математические способности, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметный  : уметь находить  необходимую информацию в тексте, анализировать информацию, соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, сотрудничать; слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности; высказывать своё предположение. 

Личностные УУД: формирование качеств:  трудолюбие, способность к организации своей деятельности, умение слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. 

Основные понятия: числитель дроби, знаменатель дроби, сравнение обыкновенных дробей

Ресурсы: Учебник для общеобразовательных учреждений : «Математика 6 класс»   А.Г.Мерзляк; В.Б.Полонский; М.С.Якир

- презентация к уроку;

- карточки;

-лист самооценки.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный момент

Определяет  готовность обучающихся.

Проверяет домашнее задание №240(1;3;5;7)(Слайд 1).

Сосредотачивает внимание учащихся.

Прием «Ключевые слова» (Слайд 2)

Тема, с которой мы будем работать связана с понятиями, которые нужно восстановить в стихотворении, дать определение каждого понятия.

Включаются в деловой ритм урока.

Объясняют ход решения домашнего задания; затем  проверяют правильность решения.

Выявление ключевых понятий

(восстановление стихотворения)

Каждый может за версту

Видеть _______ черту.

Над чертой ________, знайте,

Под чертою – _________.

Дробь такую непременно

Мы зовем __________.

Взаимный опрос обучающихся

Формулируют свои вопросы и задания с ключевыми словами.

Устно повторяют теорию, называют дроби, их числители и знаменатели.

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний

   Задает учащимся наводящие вопросы: 

- Ребята, сформулируйте, пожалуйста, основное свойство дроби.

-Как находим НОК нескольких чисел?

- Как привести дроби к наименьшему общему знаменателю?

-Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю  (Слайд 3)

- Определите, какая из дробей наибольшая, а какая наименьшая? (Слайд 4)

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, выполняют задание 

Регулятивные: планирование

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические, анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка проблемы

1.Сравните дроби: (слайд 4)

А) и ; Б)  и ; В) и .

Г) и ;

-По какому правилу сравнили эти дроби?

- Почему последнее задание трудно выполнить?

-Давайте вместе сформулируем проблему: Как сравнить дроби с разными числителями и знаменателями?

Выполняют задания. Отвечают на вопросы:

- правило: если у дробей равные знаменатели и разные числители, то больше будет та дробь, у которой числитель больше;

-потому что, знаменатели разные; мы еще не умеем сравнивать дроби с разными знаменателями.

  Вместе с учителем формулируют тему и  цель урока.

Умение слушать и вступать в диалог.

Коллективное обсуждение проблем.

4.Побуждение учащихся к выдвижению гипотезы

-Какие у вас есть предложения по решению данного задания?

-Сформулируйте правило сравнения дробей с разными знаменателями.

   Консультирует в случае затруднений.

Комментирует, направляет работу учащихся.

Ученики  задумываются, совещаются, выдвигают предложение:

-надо привести дроби к одинаковым знаменателям;

Ученики формулируют правило сравнения дробей с разными знаменателями. Проговаривают правило друг-другу.

Правило: чтобы сравнить дроби с разными знаменателями, надо:

 1) привести данные дроби к наименьшему общему знаменателю;

2) сравнить полученные дроби.              

 Затем записывают на доске результат сравнения задания  г).

Познавательные: анализ, аналогия, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: коллективное обсуждение проблем.

5.Усвоение новых знаний

Физкультминутка

-Используя правило, рассмотрим его применение на различных примерах.

 

Выполняют задания на карточках, позволяющие подтвердить собственный  вывод.

Познавательные: анализ, аналогия, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация.

6. Закрепление изученного материала

Выявляет пробелы первичного осмысления изученного материала.

Консультирует в случае затруднений.

Решают задания из учебника.

№241(1-6)

 Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.

Умение слушать и вступать в диалог; умение выполнять самостоятельно задания.

7. Контроль полученных знаний

Выявляет пробелы первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий.

-Приведите свои примеры на правила сравнения дробей.

Самооценка умения оценивать полноту и правильность усвоения информации.

Предлагают свои примеры на сравнение дробей.

 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: умение согласовывать свои действия в паре.

8.Рефлексия.

Домашнее задание

Рефлексия и подведение итогов (Слайд 5)

Сегодня на уроке:

Я повторил…

Я узнал…

Я научился ...

Я смог…

Было трудно...

Задает домашнее задание 

(Слайд 6)

Оценивают свою деятельность на уроке; оценивают себя.

-Повторили правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями; основное свойство дроби; приведение дробей к общему знаменателю.

-Узнали правила сравнения обыкновенных дробей с разными знаменателями.

-Научились сравнивать дроби с разными знаменателями.

-Смогли преодолеть трудности, возникшие при решении задач.

-Было трудно решать задания в быстром темпе.

 Работа с оценочными листами.

Записывают дом.задание; ставят оценки в дневники

Познавательные: анализ, аналогия, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация.

Приложение 1

Каждый может за версту,
Видеть дробную черту.
Над чертой числитель, знайте,
Под чертою - знаменатель.
Дробь такую непременно
Мы зовем обыкновенной,

Приложение 2

Задания на карточках, позволяющие подтвердить собственный и научный вывод

 1. Сравните дроби:      а)    и    ;   б)    и  ;    в)     и   

a) 7/10 = 14/20 и 13/20   б) 2/3 =16/24 и 5/8 = 15/24   в) 21/25 = 63/75 и 13/15 = 65/75

      14/20 > 13/20                        16/24 > 15/24                              63/75 < 65/75                    

        7/10 > 13/2                              2/3 > 5/8                                  21/25 < 13/15

2. Расположите в порядке возрастания дроби:  ;   ;  ;  

НОК(5,10,15,30) = 30

4/5 = 24/30,  7/10 = 49/30,  8/15 = 16/30,  11/30 = 11/30;

Так как 11/30 < 16/30 < 24/30 < 49/30, то 11/30 < 8/15 < 4/5 < 7/10. Значит, в порядке возрастания:   11/30, 8/15, 4/5, 7/10


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверка домашнего задания: №240(1;3;5;7) Ответы: НОК(8;12)=24, поэтому, = ; = 3)НОК(17;34)=34, поэтому, = ; 5)НОК(14;21)=42, поэтому, = ; = 7) НОК(9;4;6)=36, поэтому, = ; = ; =

Слайд 2

Каждый может за версту Видеть _______ черту. Над чертой ________, знайте, Под чертою – _________. Дробь такую непременно Мы зовем __________.

Слайд 3

1. Сформулируйте основное свойство дроби . 2.Как находим НОК нескольких чисел? 3.Как привести дроби к наименьшему общему знаменателю? 4 .Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю : a) ; и

Слайд 4

1.Определите, какая из дробей наибольшая, а какая наименьшая? ; 2 . Сравните дроби: а ) в) г)

Слайд 5

Рефлексия Сегодня на уроке: Я повторил… Я узнал… Я научился ... Я смог… Было трудно...

Слайд 6

Домашнее задание: Изучить тему п.9, примеры, ответить на вопросы стр.51 Выучить правило сравнения дробей с разными знаменателями; Выполнить упражнение №242(1;3;5;7) №244-по желанию



Предварительный просмотр:

                                               Карточка

1. Сравните дроби:      а)    и   ;      б)      и  ;    в)      и    

2. Расположите в порядке возрастания дроби:

 

;   ;   ;  .



Предварительный просмотр:

                                                          Лист самооценки ученика (ученицы) 6- го класса

Домашнее задание

№240

(1;3;5;7)

1.

 Числитель.

Знаменатель.

Дробная черта.

2.

 Устные ответы (правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями, основное свойство дроби, приведение дробей к одинаковому знаменателю)

Ответ к 2 слайду.

Ответ к 3 слайду.

3.

 Ответ к 3 слайду.

Ответ на вопрос.

4.

Вывод правила.

Ответ к заданию г).

5.

Задания на карточках

6.

Работа по учебнику

№241

(1-5)

Сумма баллов

Само-оценка

Оценка учителя

По 1 баллу за каждый  верный ответ

(максимально-4 балла)

По 1 баллу за каждый  верный ответ

(максимально-3 балла)

По 1 баллу за каждый верный ответ

(максимально-5 баллов)

По 1 баллу за каждый верный ответ

(максимально-2 балла)

По 1 баллу за каждый верный ответ

(максимально-2 балла)

По 1 баллу за каждый верный ответ

(максимально-4 балла)

По 1 баллу за каждый верный ответ

(максимально-5 баллов)

Максимально-25 баллов

Примерная норма оценки:

8-11   баллов – оценка «3»

 12-17  баллов – оценка «4»

18 и более  баллов – оценка «5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

УМК Бунимович Е.А. Математика 5 класс. Цель урока: формировать умение складывать и вычитать дроби с разными знаменателями. тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления....

Урок по алгебре "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями...

План - конспект урока по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" в 8 классе.

Материал содержит план - конспект урока по алгебре  "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" в 8 классе....

Открытый урок по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Открытый урок по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" Калиниченко М. П.,учитель математики,МОУ средняя общеобразовательная школа №17 ,г. Серпухов Цели урока:1. Образов...

Конспект урока по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Технологическая карта урока по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями". Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно расписаны формируемые на каждом этапе урока УУД....

Технологическая карта урока математики 5 класс «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями»

Технологическая карта урока математики 5 класс «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями» ...